Понятие и сущность метода обучения
От методов обучения зависит успех работы учителя и школы в целом. История развития и становления методов обучения очень своеобразна. Учёные - педагоги, наблюдая за процессом обучения в школе, обратили внимание на огромное разнообразие видов деятельности учителей и учащихся на уроке. Эти виды деятельности они и стали называть методами обучения. Например, учитель объясняет новый материал - он использует метод объяснения; учащиеся самостоятельно изучают материал - это метод самостоятельной работы; и т.п. Такой подход послужил поводом разным авторам давать различные определения понятию методы обучения, и по-разному их классифицировать.
Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату.
Метод обучения характеризуется тремя признаками. Он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения.Следовательно, понятие метода обучения отражает:
- Способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи;
- Специфику их работы по достижению различных целей обучения.
Методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач. [1]Существуют и другие определения методов обучения.
Методы обучения - это способы совместной деятельности педагога и учащихся, yаправлеые на достижения ими образовательных задач.
Методы обучения есть способы совместной деятельности педагога и учащихся, с помощью которых достигается усвоение последними знаний, умений и навыков, а так же формирование их мировоззрения и развитие познавательных сил (М.А. Данилов, Б.П. Есипов).
Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития (Ю.К. Бабанский).
Методы обучения – способы обучающей работы учителя и организации учебно- познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом (И.Ф. Харламов).
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения (Г.М. Коджаспирова). [2]
Однако, несмотря на различные определения, даваемые этому понятию отдельными дидактами и методистами, общим является то, что большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебной деятельности. [1] Если же речь идёт только о деятельности педагога, то уместно говорить о методах преподавания, если же только о деятельности учащихся – то о методах учения. [2]
Понятие и сущность приёма обучения
Прием обучения — это составная часть или отдельная сторона метода обучения,т. е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Границы между понятиями «метод» и «прием» очень подвижны и изменчивы. Каждый метод обучения складывается из отдельных приёмов. С помощью приема не решается полностью педагогическая или учебная задача, а лишь только ее этап, какая-то ее часть. Методы обучения и методические приемы могут меняться местами, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных преподавателей может включать различные приемы.[2]
Необходимо оговорить, что по логике, заложенной в разных классификациях методов (о них речь пойдет дальше), одни и те же виды деятельности могут быть отнесены к разным дидактическим категориям. Например, те же беседа или работа с книгой могут быть отнесены по одной классификации к приемам, по другой — к методам. При этом число приемов обучения может бесконечно увеличиваться в зависимости от содержания учебного материала, новых целей и, конечно, от творчества учителя, его педагогического мастерства. Многообразие сочетания приемов составляют методики преподавания. [2]
Таким образом, метод включает в себя ряд приёмов, но сам он не является их простой суммой. Приёмы определяют своеобразие методов работы преподавателя и учащихся, придают индивидуальный характер их деятельности. [2]
Понятие и сущность средства обучения
В реальной педагогической действительности методы обучения, так же как и приемы, осуществляются различными средствами обучения, к которым относятся как материальные, так и идеальные объекты, помещаемые между учителем и учащимся и используемые для эффективной организации учебной деятельности школьников. Этими средствами являются различные виды деятельности (учебная, игровая, трудовая), предметы произведений материальной и духовной культуры, слово, речь и др. [1]
К средствам обучения относят наглядные пособия, технические средства обучения, оборудование для лабораторных работ, дидактические материалы, учебную литературу, инструменты и материалы для трудового обучения и другое. Основными видами наглядных пособий являются плакаты, географические и исторические карты, схемы, диаграммы таблицы, муляжи и другое. К техническим средствам обучения относят диафильмы, кинофильмы, видеофильмы, которые применяются с помощью специальной проекционной аппаратуры – диапроекторов, киноаппаратов, видеомагнитофонов, магнитофонов и другое. Оборудование для лабораторных работ включает в себя наборы для проведения фронтальных опытов и наблюдений на уроках, приборы для проведения физических, химических, электротехнических практикумов. К дидактическим материалам относят карточки для дифференцированной работы с наиболее подготовленными и слабоуспевающими учениками, средства индивидуальной наглядности, включающие чертежи, рисунки к различным задачам, карточки – консультации и другое. [3]
Для обучения широко используется разнообразная учебная литература: школьные учебники, пособия для факультативных занятий, сборники задач, упражнений, контрольных работ, методические пособия для учителей, учебные альбомы и другое. [3] Эффективному применению средств обучения способствует кабинетная система.