Примерная тематика классных часов




Содержание и организация учебной практики в педучилище, пед.колледже

Содержание работы студентов-практикантов заключается в следующих разделах практики: учебная работа, организация воспитательной работы с учащимися, методическая работа.

Учебная работа.

Работа преподавателя складывается из нескольких направлений. Центральным является проведение учебных занятий со студентами. В период практики студенты выполняют обязанности преподавателя педагогических дисциплин. Они проводят 10 часов (очное отделение) и 8 часов (заочное отделение) уроков. Наблюдают и анализируют занятия других практикантов или преподавателей среднего специального учебного заведения (под занятиями подразумеваются лекции, практические и лабораторные занятия, а также урок как основная форма обучения в ссуз).

Можно выделить три этапа подготовки к учебным занятиям.

Первый этап. Наблюдение за учебными занятиями, проводимыми преподавателями ссуз, другими студентами (не менее трех).

Процесс наблюдения за учебным занятием предусматривает:

· предварительное ознакомление с темой учебного занятия;

· непосредственное наблюдение занятия;

· анализ учебного занятия.

Студент, посещающий занятие должен помнить ряд правил. Преподаватель, учебное занятие которого вы хотите посетить, должен заранее знать о цели вашего посещения. Предварительные сведения о занятии можно получить или путем самостоятельного изучения документов преподавателя (календарно-тематический, поурочный планы и др.), или в беседе с ним. Во время наблюдения необходимо помнить, что нельзя вмешиваться в ход занятия. На уроке нет второстепенных деталей, поэтому фиксируйте весь его ход, несмотря на то, что выделена конкретная цель посещения. При анализе занятия не забывайте, что основная цель заключается в совершенствовании процесса обучения, поэтому основной тон анализа должен быть доброжелательным. В начале анализа говориться о положительных моментах в содержании урока, все замечания формулируются в виде предложений. Предлагаемые ниже схемы анализа помогут вам быть компетентными при выполнении этой части практики.

 

Схема анализа урока №1.

1. Высокий научно-технический уровень (ссылка на исследования ученых).

2. Применение проблемного обучения, поисковых путей приобретения знаний, исследовательских методов.

3. Развитие познавательной активности учащихся в ходе учебной работы (проанализировать охват учащихся на уроке, какие методы используются).

4. Организационный момент.

5. Опрос (вид опроса, качество содержания ответов, оценка, мотивировка оценки).

6. Изложение нового материала (умение преподавателя распределить внимание между конспектом и классом, между изложением и записью учащимися материала, знание текста, культура речи).

7. Закрепление материала (постановка вопросов, индивидуальная работа с учащимися, умение преподавателя охватить закреплением основной материал).

8. Домашнее задание (умение сделать запись на доске, виды домашнего задания, обращение на важность отдельных заданий).

 

Схема анализа урока №2.

1. Класс, предмет, фамилия учителя.

2. Тема урока, цель, задачи.

3. Организация учащихся класса на работу: физическая готовность учащихся к уроку, их поведение во время урока.

4. Содержание учебного материала: научность, соответствие программе, единая направленность, связь теории с практикой.

5. Организация и проведение урока: последовательность, взаимосвязь и соответствие частей, правильность выбора, расположение и дозировка частей урока, методы, какие средства применялись для повышения эффективности урока, активизация учащихся, предупреждение формализма. Место и роль упражнений, практических занятий в вооружении учащихся навыками и умениями по данному предмету; как учитель формирует новые представления и понятия, раскрывая правила и законы, делая выводы.

6. Руководящая роль учителя и самостоятельная работа учащихся:

а) стиль работы на уроке;

б) настойчивость в достижении цели, требовательность и контроль по отношению к учащимся, умение исправить пробелы и ошибки учащихся;

в) работа учащихся на уроке, заинтересованность уроком, активность их познавательной деятельности, приемы включения всех учащихся на уроке в работу.

7. Результаты урока. Положительные стороны, недостатки, общие выводы и заключения по уроку. Какие улучшения или изменения считаете целесообразными внести в урок по данной теме, особенно в методике изложения нового материала, его закрепления.

Схема анализа урока №3.

1. Цель урока – соответствие цели, содержания материала выполнению задач единства обучения и воспитания учащихся на уроке.

2. Анализ организации урока: как преподаватель активизирует внимание учащихся, включает всех учащихся в активную работу, в какой мере организация урока способствует активизации мнемической деятельности, самостоятельности учащихся в работе, как организация урока дисциплинирует учащихся, воспитывает чувство ответственности за свою работу, оборудован ли урок необходимыми ТСО и учебными пособиями по теме урока.

3. Анализ методов и приемов работы преподавателя на уроке: отвечают ли методы урока цели и содержанию, в какой степени методы способствуют приобретению глубоких знаний и воспитанию активной творческой личности. Обеспечивается ли усвоения и прочное запоминание учебного материала непосредственно на уроке, осуществляется ли органическое слияние обучения и воспитания.

4. Анализ учета знаний, умений и навыков студентов. Какова система учета знаний, умений, навыков, ее соответствие цели и содержанию урока. Способствуют ли методы проверки оценки знаний повышению у учащихся интереса и потребности в знаниях. Отвечает ли система учета знаний, умений и навыков принципу воспитывающего обучения, развитию мыслительной деятельности, познавательных способностей и самостоятельности.

5. Анализ работы преподавателя по предупреждению неуспеваемости учащихся, есть ли разнообразие методов учебной работы и дифференцированной работы педагога с учащимися.

 

Второй этап. Подготовка к учебному занятию.

После того, как определены тема и вид учебного занятия с преподавателями-консультантами из ссуз и вуза, изучите имеющуюся по теме урока литературу, определив при этом, какую вы используете в качестве дополнительной для себя, какую предложите для изучения студентам.

Прочитайте имеющиеся источники и отберите соответствующий материал, который будет положен в основу вашего конспекта.

Подобрав соответствующий материал, приступайте к оформлению конспекта занятия. Студентам-практикантам необходимо помнить, что конспект занятия заверяется заранее не менее чем за три дня до начала занятия.

Структура оформления конспекта представлена ниже.

1. Титульный лист.

    Конспект проведения урока По (название дисциплины) В (название ссуз, вуза) В (номер группы) Студена (ки) … курса… группы Социально-педагогического факультета Ф.И.О.     Дата утверждения Дата проведения Оценка    

 

 

 

 

2. Первый лист.

 
 
    Тема: Цель: 1. Образовательная 2. Развивающая. 3. Воспитательная. Тип урока: Структура урока: (указывается время, отводимое на каждую часть). Методы: Оборудование:

 

 


На каждом занятии преподаватель решает образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи.

Образовательная цель – умение дать знание, интерпретировать теоретическое положение, обеспечивать усвоение учащимися определенных признаков, свойств, обучить новому способу действий, устранить пробелы в знаниях, обобщить и систематизировать знания, отрабатывать конкретные навыки, развивать умение оценивать изучаемые вопросы с определенных позиций.

Развивающая цель – формирование личности учащегося, работа над развитием аналитического мышления учащихся – классифицировать факты, выделять существенные признаки, отделять их от второстепенных, делать обобщенные выводы, устанавливать связи и отношения между явлениями действительности, умения определять единые и общие признаки и свойства, составлять план изучаемого материала, разбираться в принципах работы какого-либо устройства, уметь сжато излагать прочитанный и проработанный материал.

Воспитательная цель – предполагает развитие у учащихся каких-либо качеств: нравственных, коммуникативных и т.д. (организованность, сдержанность, дисциплинированность и др.).

1. Второй лист.

Второй лист конспекта начинается со слов: «Ход урока». Весь конспект пишется от первого лица, где подробно описывается весь ход и структурные компоненты урока. Любой урок начинается с приветствия учащихся: «Здравствуйте. Садитесь». Оканчивается словами: «Урок окончен. До свидания».

2. Последний лист.

 
 
Подготовка преподавателя к уроку: подбор и анализ литературных источников, составление плана урока, написание конспекта урока и т.д. Литература для преподавателя: Литература для студентов:   Условные обозначения:

 

 


3. Приложения.

Если студент в процессе занятия использует таблицы, карты, схемы, карточки для опроса, кроссворды, тесты и другую наглядность, то это оформляется в приложение.

Третий этап. Подготовка преподавателя-практиканта к выступлению перед студентами.

Работа студента на этом этапе складывается из нескольких моментов: прочитать конспект, запомнить содержание учебного материала, потренироваться в воспроизведении учебного материала, преодолеть неуверенность перед предстоящей встречей с аудиторией. Можно ориентироваться на следующую схему при подготовке к занятию:

I. Планирование:

· Предварительный анализ литературы

· Определение темы, целей и вида, плана, оборудования учебного занятия

· Определение стратегии и тактики ведения учебного занятия

II. Оперативная подготовка:

· Отбор и систематизация учебного материала

· Обдумывание и компоновка содержания учебного материала

· Детальная разработка каждого этапа учебного занятия

· Продумывание поведенческого аспекта деятельности преподавателя

III. Редактирование:

· Чтение конспекта

· Правка содержания учебного материала, предназначенного для урока

· Определение окончательного варианта содержания учебного занятия

IV. Тренировка

· Мысленная репетиция и устная репетиция

· Репетиция в форме диалога с собеседником.

 

Воспитательная работа

Воспитательная работа в среднем специальном учебном заведении занимает важное место в профессионально-педагогической подготовке студентов. Поэтому большое значение придается проведению разнообразных воспитательных мероприятий. Во время практики студенты выполняют функции классного руководителя и проводят три воспитательных мероприятия: один классный час и два мероприятия на свой выбор.

Важным этапом в организации воспитательного мероприятия является выбор темы, целей и планирование его содержания.

Методические рекомендации к проведению воспитательного мероприятия:

1. Не забудьте, что воспитательное мероприятие должно быть увлекательным для студентов.

2. Помните о профессиональной направленности мероприятия.

3. Не забывайте, что интерес всегда проявляется через деятельность, пусть ваши студенты будут активны во время мероприятия.

4. По окончании воспитательного мероприятия выясните мнение студентов о нем.

5. При планировании воспитательного мероприятия придерживайтесь структуры, представленной в виде таблицы.

Схема планирования воспитательного мероприятия

 

Вид мероприятия Цель мероприятия Форма проведения оборудование Содержание и ход мероприятия
         

 

Содержание воспитательного мероприятия можно проанализировать по следующим критериям:

1. Соответствие целей и задач воспитательного мероприятия требованиям профессиональной подготовки специалистов с педагогическим образованием.

2. Интеллектуальный фон. Духовность, богатство содержания программы воспитательного мероприятия.

3. Эмоциональный фон. Увлекательность проведения творческого дела, заинтересованность участников и зрителей.

4. Эстетический фон. Красочность, яркость, оригинальность оформления мероприятия.

5. Проявление качеств личности студентов во время мероприятия и после него, важных для профессиональной подготовки.

6. Итоги воспитательного мероприятия. Факторы успеха (или неуспеха).

Примерная тематика классных часов

В сегодняшней практике проведения классных часов можно выделить три присущие им функции: просветительскую, ориентировочную и направляющую. Предлагаем примерные темы классных часов по курсам. Для каждого курса в начале перечня определены основные воспитательные задачи, требующие особого внимания классного руководителя (материал взят из кн.: Крикунова Т.К. Практическая педагогика. – М., 1999.).

Й курс

Формирование навыков – основная цель самовоспитания и самообразования.

1. Азбука НОТ (о культуре умственного труда).

2. Тебе предстоит экзамен (рекомендации по практическим навыкам подготовки).

3. Его пример – тебе наука (о выдающихся отечественных ученых, их достижениях).

4. Памятники выдающимся людям (об истории родного края).

5. Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан (встреча с юристом по вопросам права).

6. Учитесь властвовать собой (о необходимости самовоспитания).

7. Как воспитать самого себя (о возможностях самовоспитания).

8. Красота и здоровье (встреча с косметологом).

9. Закон обо мне, мне о законе (о профилактике правонарушений).

10. Слава и гордость родной земли (о выдающихся деятелях культуры, поэтах, писателях, композиторах и др.).

11. Что значит учиться на совесть (о культуре умственного труда).

12. Мы выбираем, нас выбирают (о девичьей чести и мужском достоинстве, о культуре отношений).

13. Юности честное зерцало (о культуре поведения).

Й курс

Развитие общей культуры и эрудиции; культура отношений; профилактика правонарушений.

1. Природа и мы (об экологии).

2. Из чаши мудрости (о великих людях нашей Родины).

3. Девицам-красавицам (о женском достоинстве).

4. Семь раз отмерь (о мужской ответственности).

5. Алкоголь и табак бьют по будущему (о профилактике вредных привычек).

6. Человек и его манеры (о культуре поведения).

7. Ссора по пустяку (о культуре отношений).

8. Я хочу рассказать вам, почему я люблю Моцарта.

9. Кому в нашем городе поставлены памятники.

10. Человек и закон (встреча с работниками юстиции).

11. Как достичь успеха (практические советы деловому человеку).

12. Служба в армии – почетная обязанность гражданина России.

13. Слава и гордость нашей страны, края, города (о художниках, писателях, поэтах, творчество которых связано с городом).

14. О половом воспитании (беседа сексопатолога).

15. Мир моих увлечений (о культуре досуга).

Й курс

Подготовка к семейной жизни; правовое воспитание; патриотическое воспитание.

1. Наши великие предки (о выдающихся деятелях науки, культуры).

2. Мир за твоим окном (об экологии).

3. Сила и слабость вещей (семейная экономика).

4. Что такое такт (турнир знатоков этикета).

5. Настроение и его власть над человеком (о возможностях самовоспитания).

6. Этих дней не смолкнет слава (о великих датах российской истории).

7. Талант и труд (о том, как работали выдающиеся люди).

8. Под крышей дома своего (о готовности к семейной жизни).

9. Каким быть отцу, матери (об ответственности за будущее своих детей).

10. Что делает вино с человеком (о профилактике алкоголизма).

11. Хочу рассказать о своем друге (этическая беседа).

12. Какую программу развития общества мы выбираем («круглый стол», встреча с кандидатом в депутаты).

13. Что есть красота человека (о выдающемся мастере живописи, поэзии, музыки).

Й курс

Подготовка к профессиональной деятельности; психологическая подготовка к службе в армии; семейное воспитание.

1. Здоровье и долголетие (встреча с врачом).

2. Будущему воину (встреча с работниками военкомата).

3. Вступающему в должность (советы начинающему руководителю).

4. Социально-психологический портрет делового человека.

5. Под марш Мендельсона (советы сексопатолога, гинеколога, венеролога).

6. Человек в мире политики (вечер вопросов и ответов).

7. Мужчина, женщина и сексуальная революция.

8. Доходы и расходы (семейная экономика).

9. Трудные ступени (профилактика правонарушений).

10. Бизнес и политика.

Виды и формы воспитательной деятельности

Вид деятельности Форма деятельности
Познавательная (формирует навыки культуры умственного труда, потребность к самообразованию, духовность) Конкурсы, турниры, олимпиады, конференции, лекции, дискуссии.
Коммуникативная (воспитывает культуру общения, поведения, способность к взаимодействию) Диспуты, вечера, турниры знатоков этикета, встречи с интересными людьми, массовые мероприятия.
Художественная (направлена на освоение духовных ценностей, повышение общей культуры) Фестивали, смотры, концерты художественной самодеятельности
Трудовая (направлена на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей) Генеральные уборки, субботники, рейды, трудовые десанты
Общественно-политическая (включает воспитание политической культуры, патриотизма, гражданских начал) Встреча с представителями политических партий, диалог «Открытый микрофон», «круглые столы»
Профессиональная направленность (направлена на повышение профессиональной культуры, готовности и способности к профессиональной деятельности, любви к своей профессии, интереса к достижениям науки в соответствующей области и др.) Аукцион знаний по профессии, встречи с выпускниками, ветеранами труда, конкурсы «Лучший по профессии», конференции и лекции по науке и технике с учетом соответствующего профиля специальности, выставки технического творчества
Спортивно-оздоровительная (формирует потребность сохранить свое и чужое здоровье, вести здоровый образ жизни) Спортивные праздники, соревнования, спортивные секции, встречи с медицинскими работниками, дни здоровья

 

Методическая работа.

Студенты изучают поурочные планы преподавателей, планы воспитательной работы классных руководителей, планы предметно-цикловых комиссий, знакомятся с организацией и содержанием работы педагогического совета, посещают заседания методической комиссии и педагогического совета.

Студент знакомится с работой педагогического кабинета, изучает планы, материалы, наглядные пособия и выполняет поручения кабинета, а также преподавателя-консультанта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: