ТРУДЫ Л. ФОН РАНКЕ ПО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ. ОСОБЕННОСТИ ЕГО МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ




РАНКЕ, Леопольд фон (1795-1886)–бурж.-консервативный истор Герм., продолжат школы Савиньи-Эйнхгорна. Род.в семье прус. бюргеров. Изучал богословие.Учитель гимназ во Франкфурте-на-Одере. Труды: «Истор Фр. в XVI-XVII вв.», «Ист Англ в XVIII».

Труд: «История ром. и герм. народов с 1494 по 1535 гг»- первая его работа, принёсшая успех. В ун-те ввел семинарские занятия. 1841 – становится прус.придворным историографом. Враждебн отнош. к рев. 1848. Сторонник монархии, признавал необходимость конституционных уступок, как способ сдержать рев. Считал, монарх может лучше выразить интер гос., чем какой-то депутат.

1827 г.- «Государи и народы юж. Европы в 16-17 вв».

1837 г.- 1-ый том исследований учеников под названием «Летопмси германского гос-ва».

1834-36 гг.- «Римские папы, их церковь и гос-во в 16-17 вв»: показал внутренню жизнь пап, их мировоззрения.

1839-47 гг.- «История Герм.в эпоху Реформации» (5 т.). Выступал за создание Вел. Герм.империи.

«Прусская история» (5 т.): выдвигает Пруссию как главное гос-во в Германии.

1831-86 гг.- «Всемир. история» (7 т. незаконченная). Политич. история и история дипломатии. Пишет об античности или феодализме, но не упоминает про рабство или крепостничество.Взгляды Ранке:

1. Историзм односторонен. 2. Гл. в истории – единоличное явление, не имеющее аналогий ни в прошлом, ни в будущем. 3. Индивидуальное доступно пониманию историков, общие законы истории – не познаваемые, имеют божественное предначертание.

4. Противопоставил концепции Гегеля о единстве всемир.-историч. процесса концеп историч. эпох: каждая эпоха развивается как отражение идеи, заложенной в ней от Бога, не имеет отношения к др. эпохам.

5. В учении о гос. на первое место вышли внешние факторы: дипломатия и войны. Внутриполитической истории внимания не уделял. 6. «Вечный закон» сущ. гос. – борьба за господство. Война – естественное состояние общ-ва. 7. Гл. место в истории отводил ром.-герм. нациям, слав. нар. выполняли миссию защиты Европы от кочевников. Историей нар. Азии и Африки пренебрегал до крайности. 8. Гегель, ознакомившись с положением дел Ранке, выразил сомнение по поводу его способности познать конечную цель истории.

9. Пренебрегал др. видами источников (мемуары, записи очевидцев, публицистика), т.к. отражали субъективные взгляды. Первое требование предъявляемое к источникам – необходимость изучить автора источника (как у ШЛЕЦЕРА): его социальный статус,его причастность к конкретному историч. событию,его взгляды.10. Утвер, что чем ярче исто, тем меньше можно ему довер.

Применил методы критич. анализа источников по новой истории. Приложение: «К критике новой историографии». Упрекал исследователей в том, что они неточно воспроизводят и используют историч. источники. Выступил за объективное отражение истории: необходимо писать «как это собственно происходило». Сам использовал источники, которые исходили от органов гос. власти.

Вкладом Р. в развитие исторической науки является его исследовательская методика, основанная на следующих положениях: объективная истина содержится главным образом в архивных материалах политического характера (чего нет в документе — не существует для истории); правильное использование источников требует филологического анализа, установления аутентичности и достоверности документа и др. операций внешней и внутренней критики текста. Этому методу Р. обучал и в исторических семинарах при Берлинском университете. Основной задачей историка Р. провозглашал установление того, "как собственно все происходило".
15. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ Л. ФОН РАНКЕ

РАНКЕ, Леопольд фон (1795-1886). Род.в религ. семье. Отец был юристом, брат – богословом. Влияние на него оказали: монастырская школа в Саксонии, труды Нибура, Фихте, В. Скотта. Карьеру начал с простого учителя гимназии во Франкфурте-на-Майне. Каждый урок готовил не по учебникам, но по первоисточникам. 1834 – стал проф. Берлин.ун-та. В ун-те ввел семинарские занятия.

Взгляды Ранке:

1. Отвергал просветительский рационализм. Рационализм несет в себе разрушительный хар-р: нельзя осуждать историю, но нужно ее изучать.

2. Каждый народ несет в себе политич. идеи. Всемир. история – борьба идейных направлений. Наиболее ярко идеи народов выражаются в междунар. отношениях.

3. Отрицает тезис Гегеля о роли и роли конкретного гос. в конкретную историч. эпоху. Считал, что кто победил, тот и прав. «Мир занят, чтобы чем-то быть. Надо возвышаться собственными силами, а не ждать своей очереди». Приоритет имеет сильное гос., поэтому гл. задача Герм. – усиление воен. мощи.

4. Утверждал, что на первом месте должны стоять выдающиеся события – события внешнеполитич. значения. Уделял большое внимание политич. истории гос. и дипломатии. Пренебрегал внутриполитич. историей гос. – социальной и экономической. Считал, что внутреннее развитие народа подвержено влиянию внешней политики.

5. Рассматривал историю как борьбу эстетических сил. Никогда не вставал на чью-либо сторону, но просто любовался борьбой: объективизм в истории. Историк должен занять позиции, на которой стоит Бог.

6. Считал, что теория «прогресса» носит теологический хар-р: она односторонняя.

7. У чел-ва нет конечной цели.

8. Масса народа находиться вне прогресса. Путем прогресса движутся романо-германские народы. В каждую отдельную эпоху достигаются какие-либо вершины, затем движение может идти вспять.

9. Ввел понятие «духовная тенденция» – общая линия развития в конкретную эпоху, которая определяет эту эпоху. Тенденция носит божественный хар-р. «Нельзя объяснить, но можно интуитивно понять тенденцию».

10. Все вершины культуры в прошлом: «не может быть философа выше Платона, не может быть писателя трагедий выше Софокла» и т.д.


16. ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИБЕРАЛЬНАЯ ШКОЛА ИСТОРИКОВ ПЕРИОДА РЕСТАВРАЦИИ. О.ТЬЕРРИ 1820-е – формирование либеральной историч. школы периода Реставрации (Тьерри, Гизо, Минье, Тьер).

1830 – в результате рев.крупная бурж. утвердилась у власти. От борьбы с аристократией она перешла на позиции союза с ней. Дворянство к тому времени стало обуржуазироваться. Рабочий класс выходил на арену самостоятельной борьбы. Либеральные историки покинули Реставрацию и поддержали Июльскую рев.

В целом для либеральной школы был характерен историзм научного мышления, представление об органическом развитии общества. Отстаивая буржуазную конституционную монархию, они стремились выявить в истории средних веков зарождение и генезис буржуазии и соответствующих ее интересам политических учреждений. В этом отношении они шли в русле романтизма.Важным вкладом либеральных историков периода Реставрации в развитие исторической мысли была разработка буржуазной концепции общественных классов и роли классовой борьбы в истории. Центр проблемой, волновавшей истор этой школы, была Французская революция и проблема буржуазной революции как таковой. Осмысливая ее, одни из них (О. Тьерри, Ф. Гизо) погрузились в изучение средних веков, желая отыскать далекие исторические корни революции, другие (Ф. Минье, А. Тьер) обратились к изучению самой Французской революции. Живой интерес историков либеральной школы вызывала история Англии. Либеральные историкитвердо убеждены в том, что бурж. порядок (бурж. конституция) – наилучшее общ-венное и гос. устройство. Считали, что с утверждением бурж. конституционной монархии классовая борьба исчерпает себя,2. признавали «органический» хар-р развития общ-ва,3. в истории средних веков стремились выявить период зарождения и генезис бурж. и соответствующих ее интересам политич. учреждений,4. гл. вклад либеральных историков – разработка бурж. концепции общественных классов и роли классовой борьбы в истории,5. центральная проблема историков того времени – Фр. рев. ТЬЕРРИ, Огюстен (1795-1856). Отец «классовой» борьбы. После окончания Высшей школы в 1813 году О.Тьерри сближается с К. А. Сен-Симоном и в период с 1814 по 1817 год служит у него секретарём. Тьерри называл себя его приёмным сыном. Разочаровавшись в утопическом социализме, Тьерри покидает своего учителя. Так, сутью исторического развития О.Тьерри считал совместную борьбу третьего сословия — буржуазии, пролетариата и крестьянства — против первых двух высших сословий. Перейдя к исследованию средневековой истории Франции, учёный с точки зрения разработанной им теории сословной (или классовой) борьбы рассматривал происходившую в раннее Средневековье борьбу туземного римско-кельтского населения Галлии с завоевателями — франками. Тьерри считал прогрессивным сотрудничество французский королей начиная со времён Капетингов и вплоть до правления Людовика XIV с городскими магистратами, направленное против феодальной верхушки. Именно прекращение этого союза, по мнению О.Тьерри, вызвало Вели франц револ. Разделял общество на классы, признавал их борьбу. Возникновение борьбы связывал с герм.завоеванием Галлии. Никаких оснований для классовой борьбы внутри третьего сословия не видел. Классовая борьба – борьба только между привилегированными и «третьим» сословием. Считал, что между бурж. и рабочим классом не существует противоречий.В 1817--1820 гг. он выступил с серией статей, объединенных позднее в сборнике «Десять лет исторических исследований». 1825 г.- главный труд Тьерри 20-х годов «История завоевания Англии норманнами», а в 1827 г.- его «Письма об истории Франции».Важной задачей историка он считал воссоздание прошлого в его неповторимом своеобразии, проникновение в «дух времени» с помощью

17. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫФ.ГИЗО ГИЗО, Франсуа Пьер Гильом (1787–1874),)
. Родился в Ниме в протестантской буржуазной семье. В 1820-е – в оппозиции к монархии Бурбонов. 1830-е – занял консерваторские позиции. 1848 – бежал из страны. В 1805 г. возвращается в Париж, чтобы продолжить обучение юриспр. В 1832 году Гизо назначается в новом кабинете министром образования.В 1836 году вошел в кабинет министров Луи Моле, но в 1837 году вышел из кабинета и несколько времени спустя примкнул к большой коалиции, образовавшейся против Моле из оппозиционеров.В 1840 году, уже в новом кабинете министров, Гизо возглавляет министерство иностранных дел, но фактически становится лидером правительства. Политическая деятельность Участвовать в политической жизни Франсуа Гизо начинаетдождавшись Реставрации. Между 1826 и 1830 годами он публикует несколько больших работ по истории Франции и Англии.В январе 1830 года-избран депутатом Лизье, и подписывает обращение 221 против политики Карла X.Он был за конституционную монархию, защищал Луи-Филиппа, которого приводит на трон Июльская Революция. Благодаря этим событиям Гизо попадает в правительство, сначала как министр Внутренних Дел (1830), затем, как министр образования (народного просвещения) 1832—1836. В качестве министра народного просвещения, он полностью пересматривает политику государства в этом вопросе. В этот же период он находится в постоянной оппозиции к Тьеру. Гизо является в этот период настоящим руководителем кабинета министров 1840—1847.

Гизо понимает необходимость мирных и дружеских отношений с Великобританией. С помощью Сэра Роберта Пиля, устанавливает дружеские отношения с Англией.Гизо становится премьер-министром в 1847 году.С точки зрения развития экономики, Франсуа Гизо поощряет предпринимательство, создавая условия для процветания. Но прежде всего он поддерживает с⁄х-ую деятельность, торговлю и финансы.Считал что индустриализация опасна, может повлечь за собой появление пролетариата, которого Франсуа Гизо рассматривал как социально нестабильный и политически опасный класс.Он стимулирует объединение капиталов. Он покровительствует проведению работ по созданию инфраструктуры (железные дороги, каналы). В 1842 г.- принимает большой закон о ж⁄д-м транспорте, Трудовое законодательство было существенно упрощено. Он так же учредил «трудовую книжку». Результаты политической деятельности Он всегда придерживался мнения, что сельское хозяйство Франции нуждается в защите.По мнению Гизо, основные проблемы с которыми надо было бороться Франции, не экономические, а политические и социальные.Гизо был частично создателем теории борьбы классов, которую позже систематизировал Карл Маркс. Его рассматривают как отца-основателя подобного изучения истории.Однако, он не считал, что пролетариат предназначен для главной роли. По его мнению, пролетариат должен оставаться на подчиненной позиции, как и была у него в обществе. Пролетариат это деклассированные элементы, потерявшие свою связь с землей.Он считал, что демократия — слишком серьёзная вещь, чтобы всякие люмпены могли сказать в ней свое слово. Избирательное право должно быть предоставлено только тем, у кого есть собственность и кто платит налоги.В его социальных достижениях необходимо указать закон о запрете эксплуатации детей 1841 года, на мануфактурах до восьми лет. Он много раз поднимал вопрос отмены рабства в колониях. Труд: «История Англ. рев.» (1826-1827). Англ. бурж. историки отказывались рассматривать рев.как борьбу классов. Считал, что рев.в Англии однотипна Французской. Англ. монархи стремились к абсолютизму, аристократия сблизилась с кор. двором, дворянство и горожане богатели (вследствие развития торг.и пром.) и овладевали земельной собственностью и общ-в. силами, истинными источниками власти.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: