Региональный рынок труда




 

Трудоспособность (рабочий возраст) - это период в пределах границ определенных лет, в течение которых данное поколение людей способно трудиться. В существующей на сегодняшний момент практике учета и планирования трудовых ресурсов к населению трудоспособного возраста относят мужчин в возрасте от 16 до 59 лет и женщин в возрасте от 16 до 54 лет. Численность населения в трудоспособном возрасте - исходная характеристика показателя численности трудовых ресурсов страны.

Трудовые ресурсы - это часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, образованием, культурой, способностями, квалификацией, профессиональными знаниями для работы в сфере общественно полезной деятельности. Трудовые ресурсы - важнейшая производительная сила общества, характеризующаяся потенциальной массой живого труда, которой в данный период располагает государство.

Трудовые ресурсы можно оценивать с демографической, экономической, социологической и статистической позиций.

Демографический аспект трудовых ресурсов отражает зависимость этих ресурсов от воспроизводства населения и учитывает такие характеристики, как пол, возраст, расселение, брачность, миграция и пр.

Как экономическая категория трудовые ресурсы выражают экономические отношения по формированию, распределению и использованию трудоспособного населения в общественном производ­стве и других сферах человеческой деятельности. Экономические отношения - это та общественная форма, в которой реализуется способность к труду.

Социологический аспект трудовых ресурсов следует рассматривать как формирование и использование трудовых ресурсов внутри исторически определенной общественной формации и под ее влиянием.

Статистический аспект трудовых ресурсов характеризуется трудоспособным рабочим возрастом населения.

Трудовые ресурсы формируются в основном из населения трудо­способного возраста, исключая инвалидов и льготных пенсионеров, в состав трудовых ресурсов включается работающее население пенсионного возраста и работающие подростки (численность этой группы населения статистически не учитывается).

Возраст служит главным критерием при определении численности экономически активного населения, т.е. той части трудоспособного населения, которая участвует или может участвовать в материальном производстве и непроизводственной сфере. Экономически активное население - это часть населения, предлагающая свой труд для производства товаров и услуг. Эта категория охватывает всех лиц (занятых и безработных), которые создают рынок труда (в части предложения рабочей силы) для производства товаров и услуг.

Экономически активное население делится на группы:

— наемные работники, деятельность которых определяется или осуществляется согласно установленному набору правил; основные фонды, некоторые или все инструменты, помещения, как правила, являются собственностью других лиц;

— лица, работающие не по найму, которых объединяют следующие четыре категории: лиц, работающих на индивидуальной основе; работодателей; неоплачиваемых работников семейных предприятий; членов коллективных предприятий; доход их (или семьи) непосредственно зависит от результатов дея­тельности по производству товаров и услуг.

Классификация по статусу в занятости осуществляется исходя из следующих положений:

— наемные работники — это лица, которые заключили письменный трудовой договор, контракт или устное соглашение с руководителями предприятия любой формы собственности или отдельным лицом об условиях трудовой деятельности, за которую они получают оговоренную при найме оплату наличными деньгами или натурой;

— лица, работающие на индивидуальной основе, — это лица, самостоятельно осуществляющие деятельность, приносящую доход, не использующие труд наемных работников или привлекающие отдельных работников на короткий срок (сезонные или случайные работы);

— работодатели — это лица, управляющие собственным частным (семейным) предприятием, фермой, а также лица, занятые профессиональной деятельностью или ремеслом на самостоятельной основе и постоянно использующие труд наемных работников;

— неоплачиваемые работники семейных предприятий — это лица, работающие без оплаты на частном семейном предприятии, которым владеет родственник;

— члены производственных кооперативов и партнеры — это лица, работающие на данных предприятиях и являющиеся членами коллектива собственников, владеющих этими предприятиями;

— лица, не поддающиеся классификации по статусу — это безработные, ранее не занятые трудовой деятельностью, приносящий доход, или лица, информация о которых не дает возможности отнести их тому или иному статусу в занятости.

Наемные работники распределяются на две подгруппы: гражданское население и военнослужащие. По длительности найма наемных работников можно подразделить на временных, сезонных и работников, нанятых на случайные работы.

 

Экономически неактивное население включает:

— учащихся и студентов, слушателей и курсантов, посещающих дневные учебные заведения (включая дневные аспирантуры и докторантуры);

— лиц, получающих пенсии по инвалидности (1, 2 и 3 групп);

— лиц, занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками и т. п.;

— отчаявшихся найти работу, т. е. лиц, которые прекратили поиск работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать;

— других лиц, которым нет необходимости работать, независимо от источника их дохода.

Трудовые ресурсы обладают количественной и качественной определенностью, образуя в своей совокупности определенную меру, предопределяющую трудовой потенциал общества, который имеет количественную и качественную оценку.

Количественная оценка характеризуется следующими параметрами:

- общей численностью трудоспособного населения;

- количеством рабочего времени, которое отрабатывает работающее население при сложившемся уровне производительности и интенсивности труда.

Качественная оценка трудового потенциала определяется следующими показателями:

- состоянием здоровья, физической дееспособностью трудоспособного населения;

- качеством трудоспособного населения с точки зрения уровня общеобразовательной и профессионально-квалификационной подготовки трудоспособного населения.

Количественный аспект трудового потенциала отражает его экстенсивную, а качественный аспект - интенсивную составляющую.

Важнейшей проблемой наличных трудовых ресурсов является их полная занятость и эффективное использование, обеспечивающее экономический рост и на этой основе - повышение уровня жизни населения.

Управление трудовыми ресурсами включает проблему технико-технологической вооруженности живого труда, поскольку повышение уровня фондовооруженности способствует росту производительности труда и обеспечивает наиболее эффективное использование рабочего времени.

Баланс трудовых ресурсов - система показателей, отражающая наличие трудовых ресурсов и их распределение по сферам и видам деятельности. Баланс составляется ежегодно по стране в целом, субъектам Федерации с распределением на городскую и сельскую местности. Баланс трудовых ресурсов состоит из двух разделов - ресурсной и распределительной частей. Ресурсная часть отражает наличие трудовых ресурсов и источники их формирования, распределительная - распределение трудовых ресурсов на экономически активное население и экономически неактивное население с выделением отдельных позиций учащихся в трудоспособном возрасте.

В России с начала 90-х годов происходит снижение численности занятых в экономике, обусловленное главным образом экономическим кризисом и изменениями структуры спроса на рабочую силу. Этот процесс охватывает всю территорию страны. Экономические районы по динамике занятости различаются на 1-2%, за исключением Северного и Дальневосточного районов, теряющих свое население, и Северного Кавказа, имеющего скрытую незанятость, переходящую в открытую безработицу.

Численность экономически активного населения в России составляет около 71 млн. человек, из них занято в экономике 64,7 млн.

Данные о распределении численности занятых трудовых ресурсов по отраслям экономики и социальной сферы приведены в табл. 5

Таблица 5

СРЕДНЕГОДОВАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ ЗАНЯТЫХ В ЭКОНОМИКЕ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  Тыс. человек В процентах к итогу
           
Всего в экономике            
в том числе по видам экономической деятельности:            
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство       11,1 9,8 9,6
рыболовство, рыбоводство       0,2 0,2 0,2
добыча полезных ископаемых       1,6 1,5 1,5
обрабатывающие производства       17,2 16,3 15,6
производство и распределение электроэнергии, газа и воды       2,9 2,8 2,8
Строительство       7,4 8,0 7,9
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования       16,6 17,6 17,7
гостиницы и рестораны       1,7 1,9 1,8
транспорт и связь       8,0 8,0 8,0
из них связь       1,4 1,4 1,4
финансовая деятельность       1,3 1,7 1,7
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг       7,3 7,5 7,7
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование       5,2 5,4 5,7
Образование       9,0 8,7 8,9
здравоохранение и предоставление социальных услуг       6,8 6,8 7,0
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг       3,7 3,8 3,9

 

Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как пра­вило, им заработок, трудовой доход.

Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом. Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

Занятыми считаются граждане:

— работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;

— занимающиеся предпринимательской деятельностью;

— самостоятельно обеспечивающие себя работой;

— занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

— выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);

— избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

— проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;

— проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения (далее — органы службы занятости);

— временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.

Неполная видимая занятость определяется количеством лиц наемного труда, вынужденных работать (по инициативе администра­ции, работодателя, а также из-за отсутствия рабочих мест с полной занятостью на рынке труда) меньше установленной законом нормальной продолжительности рабочего времени в рассматриваемый период времени. Это лица, вынужденно работающие «с неполной рабочей неделей» и «с неполным рабочим днем», при котором по условиям трудового договора работники трудятся меньше часов, чем установлено распорядком, графиком на данном предприятии или законодательством для данной категории работников или уменьшается количество рабочих дней против пятидневной (шестидневной) рабочей недели и, следовательно, часы работы в неделю. При этом работники ищут дополнительную работу или готовы работать дополнительно.

В структуре занятости за истекшее десятилетие произошли следующие изменения:

- возросла доля занятых в торговле, общественном питании с 7,9 до 15,9%;

- сократилась доля занятых в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве;

- уменьшилась доля занятых в науке и научном обслуживании, но возросла доля занятых в аппарате управления, в кредитно-банковской системе.

Изменение структуры занятости свидетельствует, с одной стороны, о развитии рыночных структур и коммерческой деятельности, с другой стороны, о сокращении объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, уменьшении численности занятых в науке и научном обслуживании (закрытие научно-исследовательских институтов, «утечка» мозгов внутри страны и за рубеж и т.д.).

Сложившаяся на сегодня в России система наемного труда носит противоречивый характер. С одной стороны, свобода зарабатывать деньги стала реальностью. Законом запрещено принуждение к труду в какой-либо форме, сняты административные запреты профессиональной деятельности, легализовано частное предпринимательство. На смену «нетрудовым доходам» пришли доходы от собственности и выплаты неимущим, определяемые их социальным статусом. Частная инициатива и появление экономической альтернативы легли в основу перехода от наемно-принудительного к вольнонаемному труду. Главным способом соединения наемных работников с приватизированными средствами производства стал рынок труда.

 

Под рынком труда понимается система экономических, социальных, организационных и правовых мер и институтов, координирующих и регулирующих распределение и использование рабочей силы.

Функционирование рынка труда является неотъемлемой частью рыночной экономики. Статистика рынка труда особое внимание уделяет деятельности и взаимоотношениям между трудящимися и работодателями, на основе которых строятся анализ и прогнозирование рыночной конъюнктуры. Статистика изучает не только спрос и предложение рабочей силы, но и вопросы оплаты, условий труда, профессиональной подготовки кадров и ряд других проблем, необходимых для определения социальной и экономической политики государства.

 

Выделяются три основных типа региональных рынков труда:

1. Асимметричные рынки труда. Им присущи значительные перекосы в соотношении закрытого и открытого, регулируемого и «теневого» рынков труда, диспропорции в отраслевой структуре занятости и экономической активности населения.

2. Равновесные региональные рынки труда. Это рынки с относительно развитыми структурами при переходе от ранее существовавшей системы полной занятости к системе экономической активности населения в условиях регулируемого рынка безработицы и стабилизации социально-трудовых отношений; это чаще всего проявляется в процессах трансформации скрытой безработицы в открытые формы.

3. Диверсифицированные региональные рынки труда. Они, как правило, характеризуются высоким уровнем реструктуриза­ции занятости и саморегуляции, ускоренным развитием рыночного сектора экономики и системы экономической активности населения (обеспечивают разнообразие форм занятости, низкую продолжительность регистрируемой без­работицы под воздействием социально-экономических регу­ляторов спроса и предложения рабочей силы).

По оценке специалистов в области экономики труда, значительно возросла дифференциация региональных рынков труда. В 2009 году в России было 6162,4 тыс. безработных.

 

Одной из основных проблем использования трудовых ресурсов является безработица. Учет безработных начали официально вести с 1991 г. География безработицы зависит от демографической ситуации и от структуры хозяйства. Районы с высоким естественным приростом обычно имеют высокий уровень безработицы; низкий уровень безработицы - в районах нового освоения; высокий уровень безработных - в районах кризисных отраслей (решение проблемы заключается в скорости создания новых рабочих мест).

Количественно безработица оценивается несколькими показателями, которые, однако, не снимают всех условностей учета. Современная статистика (в соответствии со стандартами Международной организации труда - МОТ) использует два показателя:

1) общая численность безработных;

2) официально зарегистрированные (в органах государственной службы занятости) безработные.

Интенсивности обоих показателей считаются по отношению к численности экономически активного населения.

Уровень безработицы – это отношение общей численности безработных к экономически активному населению.. Наиболее остро проблема безработицы проявляется не в целом по крупным регионам, а на локальном уровне: в малых и средних городах с концентрацией военной и легкой промышленности, на незавершенных стройках крупных предприятий, в горнорудных поселках Крайнего Севера, «закрытых» зонах и т.д.

При ухудшении ситуации в экономике и социальной сфере региона можно обнаружить симптомы, свидетельствующие об угрют на изменение ситуации на рынке труда, чем показатель уровня безработицы. Достижение ими значений, сильно отклоняющихся от среднереспубликанских, позволяет говорить об ухудшении ситуации на рынке труда. К таким показателям относятся: число безработных на одну заявленную вакансию; средняя продолжительность безработицы; масштабы «скрытой» безработицы и др.

К безработным, применительно к стандартам Международной организации труда (МОТ), относятся лица в возрасте 16 лет и стар­ше, которые в рассматриваемый период:

— не имели работы (доходного занятия);

— занимались поиском работы, т. е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и т. д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;

— были готовы приступить к работе.

Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимаются поиском работы и готовы приступить к ней.

К безработным, зарегистрированным в органах государственной службы занятости, относятся лица, не имеющие работы, ищущие работу в установленном порядке и получившие официальный статус безработного в органах государственной службы занятости.

Ежегодно регионами разрабатываются региональные программы, а затем разрабатывается и утверждается федеральная программа занятости.

В основу региональных разработок положены 4 группы показа:

1) состояние рынка труда;

2) экономическую ситуацию;

3) социальную ситуацию;

4) демографическую ситуацию.

 

В первой группе показателей,характеризующих состояние рынка труда в регионе, является уровень регистрируемой безработицы, рассчитываемый в процентах к экономически активному населе­нию. Здесь необходимо отметить, что существует два показателя, характеризующих численность безработных: общее число безработных в регионах и число официально зарегистрированных в службах занятости.

Колебания уровня общей безработицы даже в пределах отдельных экономических районов весьма значительные.

Вторым важным показателем,характеризующим состояние регионального рынка труда, является показатель напряженности, т. е. количество зарегистрированных безработных, приходящихся в среднем на 1 заявленную в органы службы занятости вакансию.

Третьим важным показателем является удельный вес в составе безработных лиц, состоящих на учете более года. Этот показатель характеризует степень застойности безработицы. Здесь важно под­черкнуть, что застойность напрямую связана с эффективностью региональных программ по организации общественных работ, досрочному пенсионированию, с профессиональной подготовкой и переподготовкой и другими вопросами.

Экономическими показателями, характеризующими ситуацию в регионе и напрямую связанными с политикой занятости, являются:

— динамика производства промышленной продукции. Этот показатель весьма важен, ибо промышленность дает значительную часть рабочих мест (к примеру, по многим отраслям — от 25 до 35%). В тех регионах, где наблюдается значительный спад промышленного производства, как правило, высока безработица. И здесь важно сохранение рабочих мест;

— удельный вес убыточных предприятий в промышленности, ибо промышленность дает значительную часть поступлений в бюджет и соответственно — в Фонд занятости;

— динамика инвестиций в основной капитал. Нужно помнить, что именно инвестиционная активность является важнейшим фактором создания и сохранения рабочих мест;

— удельный вес в общем объеме инвестиций собственных средств предприятий и организаций. Этот показатель определяет предпосылки улучшения ситуации на региональных рынках труда за счет экономической деятельности хозяйствующих объектов.

Социальные показатели дают нам реальную картину состояния рынка труда с точки зрения изменений ситуации в социальной сфере. Здесь отметим такие показатели, как показатель динамики ре­альных денежных доходов населения, показатель доли прироста сбережений населения по вкладам в учреждениях Сбербанка в объеме текущих денежных доходов, показатель динамики розничного товарооборота в сопоставимых ценах.

Сегодня в повестку дня решения проблем занятости встал вопрос о формировании принципиально новой модели занятости.

Важнейшим условием реализации новой модели занятости является финансовая стабилизация, возобновление экономического роста, увеличение ресурсов для инвестиционной активности и решения социальных проблем.

 

Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

— развитие трудовых ресурсов;

— обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

— создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

— поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному творческо­му труду;

— обеспечение социальной защиты в области занятости насления, проведение специальных мероприятий, способствую­щих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым, по заключению уполномоченного на то органа, необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, освобожденные из мест лишения свободы; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости (по возрасту); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безаботными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;

— предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

— поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

— сочетание самостоятельности органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения с согласованностью их действий при реализации федеральной программы содействия занятости населения;

— координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение инфляции;

— координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;

— обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости;

— международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской федерации, соблюдение международных трудовых норм.

 

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Расскажите о половозрастной, этнической и социальной структуре населения.

2. Дайте определение естественного и механического движения населения.

3. Охарактеризуйте современные тенденции изменения численности населения, перечислите основные демографические кризисы в Рос­сии за период с 1900 по 2002 г. Какие условия и факторы повлияли на изменение численности населения?

4. Какие направления имеет современная внутренняя миграция в России?

5. Что такое региональный рынок труда? Назовите основные типы региональных рынков труда.

 

 

Литература

1. Гладкий Ю. Н., Доброскок В. А., Семенов С. П. Социально-экономическая география России. – М.: Гардарика, 2000.

2. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.

3. Игнатов В. Г., Бутов В. И. Регионоведение (экономика и управление). Учеб. Пособие. – М.: «Тесса», Ростов н/Д: Изд. Центр «МарТ», 2000.

4. Кистанов В. В., Копылов Н. В. Региональная экономика России: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002.

5. Козьева И. А., Кузьбожев Э. Н. Экономическая география и регионалистика: Учеб. пособие. – М.: КНОРУС, 2007.

6. Морозова Т. Г., Шишов С. С., Поляк Г. Б. и др. Региональная экономика: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2002.

7. Основы региональной экономики: Учеб. пособие / под ред. В. И. Бутова. – М., Ростов н/Д, 2000.

8. Региональная экономика: Учеб. пособие / под ред. М. В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, Рос. эконом. академия, 2002.

9. Экономическая география России: Учеб. пособие для вузов / под ред. Т. Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

10. Экономическая география России: Учеб. пособие для вузов /под ред. М. В. Степанова, В. И. Видяпина. – М.: ИНФРА-М, 2000.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: