Научные подходы к изучению истории психолого-педагогической мысли мира и Казахстана.




Цель и задачи курса «История психолого-педагогической мысли мира и Казахстана».

Цель курса:

- вооружение будущих специалистов глубокими всесторонними знаниями и умениями по истории педагогики, социальной педагогики и самопознания, формирование научных основ профессиональных педагогических знаний по вопросам воспитания и образования в различные исторические периоды в мире и Казахстане, формирование педагогического мышления и мировоззрения, обеспечивающего выработку у них исторического подхода к педагогическим явлениям.

Задачи:

- способствовать формированию у студентов системы историко-педагогических знаний с позиций цивилизационно - антропологического подхода;

- рассмотреть в историко - сопоставительном аспекте ряд ведущих педагогических проблем, пробудить интерес к историко-педагогическому наследию и потребность в его изучении и усвоении;

- показать историю психолого-педагогической мысли мира и Казахстана в тесной связи с историей развития человечества согласно этапам его развития;

- пробудить интерес к изучению и усвоению характера взаимоотношений общества и школы на различных этапах исторического развития;

- познакомить студентов с выдающимися просветителями — учеными, философами, историками, для которых педагогика была неотъемлемой частью их деятельности.

- выработать первоначальные умения и навыки работы с историко - педагогической литературой.

 

Научные подходы к изучению истории психолого-педагогической мысли мира и Казахстана.

История развития каждого народа представляет собой взаимодействие общечеловеческого и национального в духовном, материальном и морально-эстетическом плане. Национальная школа как социальный институт строит свою деятельность на основе этого взаимодействия. Нравственные и этические категории, обращение к духовным и культурным ценностям позволяет осознать мир на новом уровне, рассматривать естественнонаучное, гуманитарное и экологическое знание как части общечеловеческой и национальной культуры.Человек формировался в рамках жестких социальных регулятивов, обязанностей и зависимости. Идея человеческой индивидуальности была развита крайне слабо - личность как бы растворилась в семье, касте, социуме, стране. Отсюда и упование на суровые формы и методы воспитания. Педагогика того времени, готовя человека к жизни, менялась медленно.Но сами педагогическая мысль и практика, включенные в целостный процесс эволюции общества, содействовали его развитию. При обращении к педагогическому наследию средневековья традиционные формы подхода к историко-педагогическому материалу оказываются недостаточными или мало пригодными. Во-первых, историко-педагогический процесс еще не выделяется в самостоятельную ветвь историко-культурного процесса. Он идет внутри этого широкого потока, подчиняясь его закономерностям и одновременно отчетливо окрашивая его в просветительные тона. Просвещение выступает как один из ведущих факторов развития культуры. А с другой стороны, сама культура имеет, имеет во всех ее проявлениях, широкий просветительский и педагогический характер. Во-вторых, трудности в вычленении предмета историко-педагогического исследования, обращенного к средневековью.В-третьих, в отборе источников для этого исследования, изучении переводов из древнетюркского языка. Одним из наиболее показательных последствий такого подхода является подмена изучения собственно педагогики, педагогической мысли средневековья, изучением грамоты, ремесла и т.д. Обьективной причиной критического состояния историографии школы и педагогической мысли средневековья является отсутствие собранного, систематизированного научно изданного массива историко-педагогических источников.Казахстанская история и память народа сохранила множество имен мыслителей, деятелей культуры, талантливых педагогов-организаторов образования прошлого столетия Ж. Аймаутова, М. Жумабаева, А. Байтурсынова, Ш. Кудайбердиева, репрессированных в 20-30 годы сталинским режимом, авторов первых учебников И. Алтынсарина, С. Торайгырова, Ш. Валиханова, педагогов-гуманистов М.О. Ауэзова, С. Муканова, о чем свидетельствует «Антология педагогической мысли», которая на наш взгляд должна иметь свое продолжение.Связь между образованием культурой, демократией и экономическими возможностями сегодняшней школы является жизненно необходимым условием благополучия любого свободного общества. Качественные сдвиги и новые ориентиры в социальной и культурной жизни нашего общества являются объективными причинами для преобразования в сфере образования и воспитания. В настоящее время одной из актуальных проблем современности становится возрождение культурно – исторического наследия прошлого, важнейшим компонентом которого является этническая педагогика с ее прогрессивными традициями и опытом воспитания подрастающего поколения. В связи с этим наиболее важным в педагогической науке не только на современном этапе, но и в будущем, мы считаем изучение и освоение творческого наследия идей мыслителей средневековья в учебных заведениях. Учеными (Н.К. Гончаров, М.И. Демков, Г.К. Жураковский, Н.А. Константинов, Ф.Ф. Королев, Е.Н. Медынский, С.К. Смирнов, В.И. Струминский, А.И. Пискунов, А.Н. Джуринский) поднимаются актуальные для высшего педагогического образования методологические проблемы развития педагогической науки, мысли. В Казахстане история развития образования и педагогической мысли исследовалась учеными в следующих направлениях:

· история педагогической мысли (К.Б. Жарикбаев, С.К. Калиев, К.Б. Бержанов, С.М. Мусин, Г.М. Храпченков, А.Г. Герасимова и др.);

· проблемы этнопсихологии (Ж. Аймаутов, К.Б. Жарикбаев, В. Шабельников, А. Алдамуратов, Н. Джангельдин, К. Жукеш, Н. Еликбаев и др.);

· проблемы этнопедагогики (К.Ж. Кожахметова, С.К. Калиев, С.А. Узакбаева, Т. Алсатов, А. Асанова и др.);

Наука должна принять во внимание экономические, социальные, политические и духовные детерминанты эволюции педагогических явлений с учетом диалога различных эпох и культур, данных наук о человеке – истории, антропологии, этнографии, социологии, психологии и т.п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: