Педагогические идеи французских философов-материалистов. (Ж.Ж.Руссо и др.).




Ж. Руссо (1772-1778) - французский философ, писатель, педагог-просветитель с мировым именем. Руссо выражал интересы «третьего сословия» французского общества (крестьян, ремесленников, городской бедноты, купцов, банкиров, фабрикантов). В двух первых сословий принадлежали, соответственно, духовенство и дворянство. Руссо развил идею естественной свободы и равенства людей, основанные на собственном труде каждого. К реализации этой идеи можно прийти только через соответствующее воспитание, основанное на умении ценить собственную и чужую работу и независимость. Систематическое изложение своей педагогической программы Руссо сделал в произведении "Эмиль, или О воспитании" (1762). Центральным пунктом этой программы выступает теория естественного, свободного воспитания, где в центре стоит личность ребенка. Природное воспитание заключается в необходимости осуществлять его согласно природе самого ребенка и его возрастных особенностей. Такое воспитание должно происходить на лоне природы, в тесном контакте с ней. Основными факторами влияния на детей Руссо считал природу, людей и предметы окружающего мира. Основная задача воспитания, осуществляемого людьми и вещами, заключается в том, чтобы согласовать свое влияние с естественным развитием ребенка. Руссо считал, что естественное воспитание помогает свободному развитию ребенка, который проходит через самостоятельное накопление ею жизненного опыта. Руссо выступает за неприкосновенность, автономность внутреннего мира ребенка как маленького человека. Он отрицает авторитаризм в воспитании. Руссо предлагает заменить методы наказания методом "естественных последствий" от неправильных поступков.

Клод Адриан Гельвеций (1715—1771). Гельвеций отрицал врожденные идеи и, будучи сенсуалистом, полагал, что все представления и понятия у человека образуются на основе чувственных восприятий. Большое значение он придавал формированию человека под влиянием среды, общественно-политического строя, господствующего в стране. По словам Гельвеция, «новые и главные воспитатели юноши — форма правления государства, в котором он живет, и нравы, порождаемые у народа этой формой правления». Он указывал, что феодальный строй калечит людей. Церковь портит человеческие характеры, религиозная мораль лицемерна и бесчеловечна. Гельвеции считал необходимым сформулировать единую цель воспитания для всех граждан. Эта цель заключается в стремлении к благу всего общества, к наибольшему удовольствию и счастью наибольшего количества граждан. Надо воспитывать патриотов, которые в состоянии объединить идею личного блага и «благо нации». Гельвеции утверждал, что все люди в равной мере способны к образованию, так как они рождаются с одинаковыми духовными способностями. Гельвеций считал, что человек формируется только под влиянием среды и воспитания. Гельвеций полагал, что схоластическая школа, где одурманивают детей религией, не может воспитать не только настоящих людей, но и вообще здравомыслящего человека. Необходимо широкое просвещение народа, надо перевоспитывать людей.

Дени Дидро (1713—1784). Из всех французских философов-материалистов Дидро был наиболее последовательным: он страстно защищал мысль о неуничтожаемости материи, вечности жизни, великой роли науки. Дидро придавал большое значение ощущениям, однако он не сводил к ним познание, а справедливо указывал, что большое значение имеет переработка ощущений разумом. Дидро высоко оценивал роль воспитания. Он считает, что воспитанием можно достигнуть многого, однако воспитание развивает то, что дала ребенку природа. Путем воспитания возможно развить хорошие природные задатки и заглушить дурные, но лишь в том случае, если воспитание будет учитывать физическую организацию человека, его природные особенности. Дидро решительно критиковал французскую феодальную систему воспитания, подчеркивая, что начальные школы, находящиеся в руках духовенства, пренебрегают воспитанием детей из народа, а привилегированные средние школы классического типа воспитывают только отвращение к наукам и дают ничтожные результаты. Дидро требовал решительной перестройки средней школы. Он выступал против засилья в средних школах классического образования, считал необходимым обеспечить в них преподавание на научных основах математики, физики, химии, естествознания, астрономии, настаивал на осуществлении реального образования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: