Проблемы рационального использования природно-ресурсного потенциала




 

Особо стоит остановиться на региональной политике в сфере обеспечения экологической безопасности, определенной «Основными положениями региональной политики в Российской Федерации».

Как указывается в этом документе, основными направлениями региональной политики являются:

— экологически обоснованное размещение производительных сил;

— экологически безопасное развитие промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и коммунального хо­зяйства;

— рациональное использование природных ресурсов;

— предупреждение возникновения противоречий в экологически неблагоприятных регионах РФ между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия;

— предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;

— обеспечение естественного развития экосистем, сохранение и восстановление уникальных природных комплексов при решении территориальных проблем;

— совершенствование управления в области охраны окружающей среды и природопользования.

 

Региональное природопользование в Российской Федерации имеет свои отличительные особенности, характерные черты, присущие только тому или иному субъекту Федерации. И, естественно, оптимизация природопользования неразрывно связана с уровнем экономического освоения региона. Отдельные элементы природопользования в регионах могут рассматриваться как специфические эколого-экономические задачи. Чаще всего к ним относят: во-первых, оптимизацию использования земельных, водных, лесных, рекреационных, минеральных ресурсов; во-вторых, определение допустимых техногенных или антропогенных нагрузок на природные экосистемы; в-третьих, улучшение качественных показателей состояния окружающей природной среды; и, наконец, корректировку путей и методов социально-экономического развития хозяйства. И в этой связи важное зна­чение приобретает экологическая емкость территории, т. е. ее способность выдержать совокупную нагрузку размещенных на ней хозяйственных объектов, сохранив при этом присущие ей социально-экономические и социально-экологические функции. К сожалению, этот фактор пока еще недостаточно учитывается в размещении и территориальной организации общественного производства, что уже неоднократно приводило и, вероятно, еще не раз приведет в будущем к нежелательным последствиям как экономического, так и экологического характера.

Наглядное представление о неравномерности распределения ресурсно-сырьевого потенциала дают данные о наиболее обеспеченных природными ресурсами регионах России:

 

Россия, всего ресурсно-сырьевого потенциала, - 100% 1. Кемеровская область - 8,7% 2. Красноярский край - 8,2% 3. Республика Саха (Якутия) -7,8% 4. Пермская область - 7,2% 5. Белгородская область - 5,4% 6. Иркутская область - 4,6% 7. Свердловская область - 4,3% 8. Мурманская область - 2,4% 9. Магаданская область - 2,4% 10. Приморский край - 2,2% 11. Читинская область -2,1% 12. Курская область - 2,04% 13. Ямало-Ненецкий автономный округ - 1,93% 14. Волгоградская область - 1,85% 15. Алтайский край - 1,84% 16. Краснодарский край - 1,76% 17. Республика Бурятия - 1,61% 18. Тюменская область - 1,32% 19. Ханты-Мансийский автономный округ - 1,29% 20. Амурская область - 1,25% 21. Республика Коми – 1,23 % 22. Хабаровский край – 1,23 % 23. Челябинская область – 1,21 % 24. Оренбургская область – 1,20 % 25. Республика Тыва – 1,11 %

На долю этих 25 субъектов Федерации приходится свыше 75% всего природноресурсного потенциала России.

 

Для регионов хозяйственного освоения, обладающих огромным природноресурсным потенциалом, ключевое значение будут иметь методы государственного регулирования. К ним можно отнести го­сударственные капитальные вложения в геологоразведочные инфраструктуры; осуществление федеральных региональных программ и отдельных структурообразующих инвестиционных проектов, в большей мере финансируемых за счет госбюджета; комплекс мер, направленных на стимулирование экспортного потенциала регионов.

Исключительно важное значение для объективной характеристики экологической ситуации на территории того или иного региона имеет комплексный, многокритериальный подход, учет целого ряда факторов. Без должной оценки экологического состояния региона трудно на практике определять такие механизмы, как нормативы платежей за использование природных ресурсов, ставки штрафных санкций за сверхнормативное загрязнение окружающей природной среды, налоговые и иные льготы за природоохранную деятельность, лимиты на природные ресурсы и выбросы, экологическую экспертизу, экологический аудит и экологическую сертификацию товаров и услуг, планирование и прогнозирование эколого-экономического развития региона.

 

Чаще всего в числе таких критериев специалисты называют:

— уровень социально-экономического развития региона;

— состояние природно-ресурсного потенциала, анализ его качества;

— состояние здоровья населения;

— динамика рождаемости и смертности;

— анализ демографической структуры населения;

— анализ выбросов загрязняющих веществ, их объема, концен­трации, вредности и динамики, захоронений вредных веществ;

— сравнительный анализ с контрольной территорией;

— анализ технико-технологической специфики и состояния производственного потенциала;

— стоимостная оценка совокупного ущерба, нанесенного окружающей природной среде.

 

В 1992 г. Минприроды Российской Федерации утвердило «Критерии оценки экологической обстановки территории для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия».

— Мурманская и Архангельская области, республики Коми и Карелия: под влиянием антропогенного воздействия наблюдаются нарушение земель, морей горными разработками, добычей нефти и газа; истощение и загрязнение вод, суши, атмосферы; деградация лесных массивов и естественных кормовых угодий, нарушение режима особо охраняемых природных территорий;

— Московская, Тульская, Ярославская, Рязанская области и ряд других регионов Центра: интенсивное загрязнение атмосферы, утрата продуктивных земель, загрязнение почв, деградация лесных массивов;

— Астраханская, Волгоградская, Саратовская, Самарская области, Татарстан и ряд других регионов Южного и Среднего Поволжья: серьезные нарушения окружающей природной среды, включая истощение и загрязнение вод суши, эрозию и засоление почв, истощение рыбных запасов, нарушение земель и вод разработками нефти и газа, и т. д.;

— Пермская, Свердловская, Челябинская области, Башкортостан и другие регионы Урала: нарушение земель горными разра­ботками, загрязнение атмосферы, земель и вод суши, деградация лесных массивов;

— Тюменская область, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий авономные округа: нарушение земель разработками нефти и газа, загрязнение почв, деградация оленьих пастбищ, истощение рыбных ресурсов и промысловой фауны, нарушение режима особо охраняемых территорий;

— Кемеровская область, Хакасия: нарушение земель горными разработками, загрязнение атмосферы и почв, истощение и загрязнение вод суши, утрата продуктивных земель;

— Территории района озера Байкал (Иркутская область, Бурятия и др.): загрязнение вод и атмосферы, истощение рыбных ре­сурсов, деградация лесных массивов, нарушение режима особо охраняемых природных территорий;

— Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ с расположенным в их пределах Норильским промыш­ленным районом: нарушение земель горными разработками, загрязнение воздуха и вод, нарушение мерзлотного режима почвогрунтов; деградация оленьих пастбищ и режима охраняемых лесов, снижение природно-рекреационных качеств ландшафта;

— Калмыкия: деградация естественных кормовых угодий, дефляция почв;

— Рекреационные зоны побережья Черного и Азовского морей, Кавказских Минеральных Вод (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область): истощение и загрязнение вод суши, загрязнение морей и атмосферы, снижение и потери природно-рекреационных качеств ландшафта, нарушение режима особо охраняемых территорий;

— Регионы, оказавшиеся под влиянием аварии на Чернобыльской АЭС (сюда относится территория 15 областей Европейской части России с более чем 4 тысячами населенных пунктов): истощение и загрязнение вод суши, загрязнение почв и атмосферы, радиационное поражение территории.

К зоне радиоактивного загрязнения относится и Новая Земля. Что касается Дальнего Востока, то здесь хозяйственная деятельность носит очаговый характер. В настоящее время неблагоприятная экологическая ситуация сложилась в Приморском и Хабаровском краях, в Сахалинской и Камчатской областях, в республике Саха (Якутия), в Чукотском автономном округе, где наблюдаются нарушение земель горными разработками, загрязнение воздуха, морей, вод суши, деградация лесных массивов.

Заметно осложнилась экологическая ситуация в Чечне, Ингушетии и в Дагестане.

 

Медленно сокращаются в России выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, а сброс загрязняющих сточных вод в поверхностные объекты даже несколько возрос.

На этапе формирования рыночных отношении из-за стремления к быстрому коммерческому успеху возникает опасность нера­ционального использования минеральных ресурсов.

Это приводит к высоким потерям запасов полезных ископаемых, вскрышных пород на стадии добычи, а цветных, благородных металлов и многих сопутствующих полезных компонентов — на стадии обогащения и переработки. Такие потери минерального сырья пагубно сказываются как на объеме и эффективности производства, так и на ценах. Поэтому в условиях перехода к рынку отношение общества к природе и использованию природных ресурсов должно стать более бережным. В этой ситуации важнейшей проблемой становится эффективное, рациональное использование в первую очередь таких природных ресурсов, как нефть, уголь, газ, руды черных и цветных металлов, химическое сырье, а также охрана недр.

 

Особенно большое значение в этой связи имеют:

— комплексное использование минерального сырья;

— широкое применение современной эффективной технологии добычи и переработки ресурсов;

— дальнейшее развитие сырьевой базы действующих предприятий добывающей промышленности.

В настоящее время ставятся новые задачи в области дальнейшей разведки природных ресурсов, укрепления и расширения минераль­но-сырьевой базы страны, повышения эффективности и качества подготовки к освоению разведанных запасов полезных ископаемых. Большое значение придается ускорению геологоразведочных работ на нефть и природный газ Западной и Восточной Сибири, на европейском Севере, в шельфовой зоне Баренцева моря, в российской части Прикаспийской нефтегазовой провинции, на Дальнем Востоке. Идет разведка месторождений коксующихся и энергетических углей, особенно пригодных для добычи открытым способом, а также промышленное освоение природных ресурсов на континентальном шельфе и в Мировом Океане.

В России выделяется несколько десятков проблемных регионов ресурсного типа. Основными критериями для выделения таких ре­гионов, по мнению ученых Сибирского отделения РАН, являются наличие дефицитных энергетических, сырьевых или локальных ре­сурсов (водные, земельные и площади для строительства), повышенный спрос со стороны государства на ресурсы для решения его первоочередных хозяйственных проблем; наличие инвесторов, технологий, организационных структур и правового обеспечения, необходимых для решения соответствующей проблемы; заинтересованность населения в использовании ресурсов регионов, гарантии соблюдения требований экологической безопасности среды обитания, создание условий для рационального использования природных ресурсов.

Большинство проблемных регионов ресурсного типа находится в Сибири, на Дальнем Востоке, на Урале, на севере Европейской части.

Проблемы минерально-сырьевых ресурсов, как и проблемы экономики, демографии, определяют, по существу, критические па­раметры развития цивилизации. И решить эти проблемы «невозможно в рамках региона, страны, отдельных национальных интересов. Они могут быть решены только коллективно, на основе современных научных представлений».

 

 

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение следующих понятий: «природопользование», «экономика природопользования региона», «экологизация экономики региона».

2. Что такое природно-ресурсный потенциал региона? Какую роль играют природные ресурсы в развитии социально-экономического комплекса региона?

3. Дайте определение понятия «территориальное сочетание природных ресурсов региона»?

4. Расскажите об экономической оценке природно-ресурсного потенциала.

5. Охарактеризуйте минерально-сырьевые ресурсы РФ.

Литература

1. Введение в экономическую географию и региональную экономику России: учеб. пособие / под ред. В. Г. Глушковой, А. А. Винокурова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.

2. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.

3. Гребцова В. Е. Экономическая и социальная география России: основы теории и практики. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

4. Игнатов В. Г., Бутов В. И. Регионоведение (экономика и управление). Учеб. Пособие. – М.: «Тесса», Ростов н/Д: Изд. Центр «МарТ», 2000.

5. Козьева И. А., Кузьбожев Э. Н. Экономическая география и регионалистика: Учеб. пособие. – М.: КНОРУС, 2007.

6. Кузьбожев Э. Н., Козьева И. А., Световцева М. Г. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил): Учеб. пособие. – М.: Высшее образование, 2007.

7. Морозова Т. Г., Шишов С. С., Поляк Г. Б. и др. Региональная экономика: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2002.

8. Основы региональной экономики: Учеб. пособие / под ред. В. И. Бутова. – М., Ростов н/Д, 2000.

9. Региональная экономика: Учеб. пособие / под ред. М. В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, Рос. эконом. академия, 2002.

10. Регионоведение: Учебник для вузов / под ред. Т. Г. Морозовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

11. Экономическая география России: Учеб. пособие для вузов / под ред. Т. Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: