Александрийская катехитическая школа. Климент и Ориген.




Первым центром формирования спекулятивных универсальных богослов­ских систем на христианском Востоке стала Александрийская богословская школа. Первым известным главой этой школы был некий Пантен; он не оста­вил после себя никаких сочинений. Учениками Пантена были крупнейшие представители школы — Климент Александрийский и Ориген.

Тит Флавий Климент Александрийский (ок. 150 — 216 гг.) родился в языче­ской семье и получил прекрасное образование. После принятия христианст­ва и многолетних скитаний Климент оказывается в Александрии (ок. 180 г.), где приблизительно в 200 г. сменяет Пантена в должности руководителя мест­ной церковной (т. н. огласительной) школы. В 202 г. из-за начавшихся в Алек­сандрии преследований христиан Климент был вынужден тайно бежать из Египта и отправиться в Каппадокию (область в северной части п-ва Малая Азия), где он и прожил свои последние годы.

В историю патристической мысли Климент вошел как создатель первой универсальной системы христианского воспитания и одновременно первой универсальной теоретической богословской системы. Целью Климента было превратить христианское вероучение в прочное здание христианской науки и разработать методику для ее адекватного усвоения. Основные сочинения Климента составляют своеобразную «трилогию», объединенную общим пе­дагогическим замыслом. «Протрептик» (или «Увещание к эллинам») изучает­ся на подготовительной ступени; задача этого сочинения — отвратить от суе­верий и приблизить к вере. «Педагог» — вторая ступень, служащая исцеле­нию страстей и воспитанию души. Высшую ступень, ступень богопознания составляют «Строматы» (букв, «лоскутные покрывала») — самое значитель­ное произведение Климента; здесь излагается сумма христианского знания, истинный «гносис».

Развивая общие принципы богословия апологетов, Климент приходит к тезису о гармонии между верой и разумом. Вера, по утверждению Климен­та, является первой ступенью к достижению совершенства и непременным условием для продвижения к «гносису »: ни достоверное знание, ни счастли­вая жизнь невозможны в отсутствии веры. С помощью метода истолкований иносказаний (аллегорический метод) разум способствует прояснению содер­жания веры. Предназначение философии состоит в осуществлении перехода от веры к истинному знанию. Вся совокупность человеческих знаний о мире служит фундаментом для построения истинной философии, подобно тому, как сама философия служит подспорьем для построения истинной теологии.

Истинный «гносис» включает в себя две составляющие: богопознание (те­ологию) и достижение высшего нравственного совершенства. Знание сущно­сти Бога в терминах позитивного, катафатического богословия (греч. катафоте, — «утверждение»), с точки зрения Климента Александрийского, недостижимо в своей полноте; знать с достоверностью можно о Боге лишь то, чем Бог не является, и поэтому, чтобы выразить сущность неизъяснимого, возникает нужда в богословии негативном, апофатическом. Бог превыше всего существующего, выше самой своей единич­ности; он бесконечен, безвиден и не имеет названия. Бог познается лишь в собственном Разуме, т. е. божественном Логосе, Сыне, который есть «сила» и «мудрость» Отца; он существует от века, рожден, но не-тварен. Логос-Хри­стос — это «энергия» Бога Отца, неизменный посредник между Творцом и мирозданием в целом. Логос в структуре божественной иерархии распола­гается ниже Отца, и чем дальше от Логоса вниз, тем слабее становится связь с первоединым первоначалом. Достижение высшей ступени богопознания, по утверждению Климента Александрийского, сопровождается нравствен­ным совершенством: в истинном «гностике» происходит слияние теоретиче­ской искушенности и аскетической безупречности; платонический идеал созерцания сущностей (вечных и неизменных) отождествляется с христиан­скими идеалами веры, надежды, любви.

 

Вторым выдающимся представителем Александрийской школы был Ори­ген (ок» 185 — 263/264 гг.), родоначальник спекулятивного христианского богословия. Ориген родился в зажиточной христианской семье в Александрии, христианское образование. С течением времени Ориген изменил свое первоначальное негативное отношение к философии: приблизительно в 210 г. он становится учеником знаменитого пифагорейца Аммония Саккаса (ок. 175 — 242 гг.), у ко­торого несколько позже учился Плотин, основатель неоплатонизма. Почти 30 лет Ориген плодотворно трудился в Александрии, после чего из-за кон­фликтов с властями он покидает Египет и отправляется в Палестину, в г. Кеса­рию, где учреждает новую богословскую школу. Погиб Ориген при гонениях на христиан во времена императора Декия.

Личность и творчество Оригена были во все времена окружены необычай­ным почетом и уважением. Многие важные элементы богословия Оригена были положены в основание разнообразных учений, и еретических, и право­славных. Вместе с тем многое в этой теории вызывало сомнение у церковных властей, что в конечном итоге и привело к осуждению взглядов александрий­ского богослова при императоре Юстиниане (553 г.). Из числа 2000 произве­дений, написанных Оригеном, одни сочинения (большая часть) безвозвратно погибли, другие дошли до нас в переводах восторженных учеников и поклон­ников, зачастую искажавших смысл его богословских воззрений.

В христианском учении Ориген видел вершину греческой философии: об­разцом для него (как и для всей патриотической мысли после него) стал язы­ческий платонизм. Здесь находит свое объяснение интерес Оригена к стро­гой методике доказательств, к математике, логике и числовой символике. Главным средством истолкования текстов Священноого Писания провозгла­шается аллегорический метод, выделяющий в каждом фрагменте три уровня смысла: буквальный (телесный), душевный (этический) и духовный (отвле­ченно-теологический). Принципы богословской теории излагаются в сочине­нии «О началах». В первой книге говорится о Боге как вечном источнике все­го существующего; во второй — об устройстве Вселенной и сотворении ми­роздания; в третьей — о человеке и его назначении; и, наконец, четвертая книга трактует об Откровении и способах его постижения. Все истины веры, по утверждению Оригена, делятся на существенные (т. е. важнейшие прин­ципы вероучения, сведенные в Символы веры) и не являющиеся таковыми (о которых в Писании сказано недостаточно четко или вовсе не сказано). Применительно к рассмотрению первых, существенных истин никакая свобо­да суждений, приводящая к разномыслию, недопустима, тогда как по частным вопросам (касающимся тварных вещей несовершенного мироздания) бого­словы вольны полагаться на собственный разум. Бог Оригена — это единство, или «монада», которая превышает все то, что можно о Боге сказать и помыс­лить. Ориген также часто использует выражение «Троица» и в рассуждениях об отношениях между Лицами Троицы впервые в истории христианского бо­гословия употребляет понятие «единосущный» (греч. оцоойспос.). Сын Божий,который есть Божья Премудрость и божественный Логос, уподобляется све­товому лучу, который исходит из вечного неистощимого первоистока и при этом содержит в себе (потенциально) все мироздание. Логос есть вечное от­ражение первообраза, сверхсущей «монады», Бога Отца, но в отношении тварного мира он является первообразом, или «идей идей», и все вещи суть отображения Логоса, но не высшего Бога. Логос является как бы посредни­ком между Богом и миром, через которого Бог, т. е. «монада» — сверхсущая и сверхмыслимая — развертывается во множественность. Дух Святой распо­лагается в самом низу иерархии божественных ипостасей и пронизывает со­бой все мироздание. Действие Бога Отца простирается на все существующее, Бога Сына (Христа) — на разумное, Бога Духа Святого — на святое (Ориген. О началах, 1,2-3). Подобно тому, как в учении неоплатоников Ум вечно рож­дается из Единого, так и в учении Оригена второе Лицо (ипостась) божест­венной Троицы вечно рождается, проистекает из первого. Акт сотворения мира, как и рождение Сына от Бога Отца, также является с необходимостью вечным: Бог не может быть ни Творцом, ни Всемогущим. Подлинный мир — это мир «интеллектов» (ангелов, душ, чистых умов), а не материи, — самотож­дественный и единый. Тварный, чувственный мир существует во времени и не является ни постоянным, ни даже единственным: миры постоянно сме­няют друг друга (Ориген. О началах, II, 1; III, 5), и разумные души (умы, «ин­теллекты») способны переселяться из одного тварного мира в другой (Ори­ген. О началах, II, 8). Душа представляет собой нечто среднее между плотью и духом (греч. ttve-uucx). Она способна, с одной стороны, приблизиться к Богу и стать чистым духом, умом («интеллектом»), и может, с другой стороны, склониться к материи, чистому небытию. То и другое ее состояние обуслов­лено тем, что любое разумное существо наделено от природы способностью выбора — между достатком и недостатком, благом и злом и т. д. Зло же есть отпадение от полноты бытия к небытию (Ориген. О началах, II, 8; III, 1), т. е. следствие ложного, но свободного выбора. Зло, несчастье, несправедливость, порок, небытие и материя, говорит Ориген, не являются чем-то возникшим по недомыслию Бога — благого и всемогущего; все эти вещи являются след­ствием ложного выбора наделенных свободой тварных умов. В чувственном мире не может быть субстанциального блага и зла (зло и благо присущи ве­щам акцидентально), и поэтому нет в мироздании ни одного окончательно падшего и обреченного существа; даже дьявол, по Оригену, способен на бла­го (Ориген. О началах, I, 8). Все разумные существа образуют совместно еди­ную иерархию бытия, место в которой зависит от степени нравственного со­вершенства. Целью для каждого человека — т. е. ума («интеллекта»), погряз­шего в нечистоте материального мира, — является постепенное возвращение к изначальному состоянию богопознания, единение с Богом, спасение, «вос­становление» (что в конечном итоге предполагается не­избежным и для всего мироздания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: