Основные способы рефлексивного действия в социальной работе




Способы рефлексивного действия Основное содержание
Интроспекция Погружение в свое внутреннее «Я», проработка собственных мыслей и причин их возникновения
Интерсубъектная рефлексия Совместная рефлексия
Взаимное сотрудничество Поиск и согласование вариантов изменения мышления
Социальная критика Критика тех, кто избегает критики
Ироническая деконструкция Процесс совместного размышления, приводящий к пониманию того, что сила и власть в отношениях способствуют их трансформации. В этом процессе подвергаются сомнению изначальные модели совместного восприятия (например, проявление власти в повседневных супружеских отношениях)

 

7. Несмотря на определенные различия, практика социальной работы имеет много общего с научно-исследовательской деятельностью. Параллельность этих процессов отображается в табл. 2[5]. Вместе с тем практика и исследовательская деятельность часто воспринимаются как разные виды деятельности, хотя в социальной работе их можно слить воедино. Хорошим примером «смычки» практики и исследовательской деятельности в социальной работе является диагностика. Недаром диагностические умения рассматриваются в качестве важнейшего компонента профессиональной компетенции социального работника.

Таблица 2

Параллельность и общность процессов практической
и исследовательской деятельности в социальной работе

Процессы социальной работы Научно-исследовательские процессы
Социальный работник поставлен перед проблемой Исследователь поставлен перед проблемой или вопросом
Социальный работник собирает факты, отражающие природу и цель проблемы Исследователь занимается сбором информации по проблеме или вопросу
Социальный работник составляет план действий Исследователь планирует проведение исследовательской работы
Социальный работник пытается реализовать план действий с учетом эффективности его выполнения Исследователь собирает материалы и сопоставляет их
Социальный работник проверяет свою работу и может составлять новые планы Исследователь анализирует материалы, делает заключения и дает рекомендации для последующих действий

 

Каждая диагностическая задача порождает собой своего рода мини-исследование, которое позволяет выявить причины различных изменений, происходящих в социуме. Специалист собирает информацию о конкретном случае, анализирует ее и затем делает вывод о принадлежности данного случая к некоторому классу проблем. В ходе такого анализа устанавливается связь между отдельным и общим, конкретный случай подводится под определенную категорию. Тем самым намечаются пути возможного воздействия на данное явление, поскольку диагноз всегда выступает и как определенный прогноз. Процесс постановки диагноза включает в себя как сбор информации о конкретном случае (явлении), так и привлечение информации о сходных случаях (явлениях), хранящейся в памяти социального работника. Происходит мысленное движение от настоящего к прошлому, а затем к будущему. Социальный работник оказывается способным предвидеть развитие событий, достаточно верно предсказывать те последствия, которые наступят как при их свободном течении, так и при условии того или иного возможного вмешательства. Таким образом, мы видим, что диагностика – это типичный мыслительный процесс.

С другой стороны, всякое научное исследование в своем прикладном аспекте (а в социальной работе большая часть исследований имеет прикладной характер) представляет собой целенаправленное расширение границ и возможностей практики. Это связано с тем, что исследование направлено, во-первых, на уточнение нашего понимания тех явлений, с которыми нам приходится иметь дело, и, во-вторых, на оттачивание того инструментария, который имеется в нашем распоряжении. А эти два аспекта непосредственно связаны друг с другом. Проникновение в суть явлений, т.е. раскрытие закономерностей их возникновения и протекания, указывает на способы, с помощью которых можно направлять их развитие в желательном для нас направлении. В этом смысле хорошая теория – вещь очень практичная, ибо из нее вытекают эффективные приемы воздействия на реальность с целью ее преобразования. Кроме того, живая практика служит не только первоначальным толчком к научному исследованию, но и тем полигоном, где его результаты проходят проверку и получают окончательную оценку. Именно практика, как известно, является высшим критерием истинности наших знаний.

Специалисты-практики могут и должны вносить свой вклад в развитие теории. Тем самым они будут способствовать повышению эффективности собственной деятельности и деятельности своих коллег. Ведь в идеале практик, для того чтобы достичь намеченной цели, должен уметь сочетать в своей деятельности и исследовательскую работу, и практику. Добавим также, что каждый представитель профессии должен чувствовать свою ответственность за поддержание и повышение ее статуса, так как престиж профессии отражается и на его положении. Именно обладание специальными знаниями, а не просто готовность помогать людям, отличает профессионала. Развитая теория – это лицо профессии. Именно ее наличие или отсутствие определяют отношение к профессии со стороны специалистов другого профиля, политических деятелей и руководителей, от которых зависит финансирование данной сферы деятельности.

Но научные перспективы практики социальной работы определяются не только чувством профессионального долга, которое побуждает практикующих социальных работников браться за исследования. Здесь имеет место и чисто практическая необходимость строго и объективно оценивать результаты своей деятельности. Речь идет о различных социальных программах по изучению потребностей населения в тех или иных видах социальных услуг, в которых участвуют социальные работники. Результаты этих исследований используются для обоснования необходимости выделения средств на реализацию соответствующих программ помощи.

Довольно часто исследования в области социальной работы проводятся в связи с проблемами преодоления экстремальных ситуаций и кризисного образа жизни групп риска, изучаются различного рода патологии, исследуется то, что функционирует плохо или вовсе не функционирует. В настоящее время возникла необходимость в расширении спектра проводимых исследований, ведь социальному работнику также важно получать более точные сведения о том, какие факторы помогают людям меняться, справляться с трудностями и быть уверенными в себе. Последовательная исследовательская деятельность дает социальным работникам возможность объяснить не только суть и эффективность своих практических действий, но и выявить проблемы, возникающие в процессе принятия решений, что в конечном счете также увеличивает возможности социальных работников в плане совершенствования практики и развития ее научной перспективы.

Научные перспективы практики социальной работы определяют потребность в подготовке практикующих социальных работников, умеющих использовать различные методы исследования практики. Можно выделить несколько оснований, подтверждающих данную необходимость:

1. Практики должны понимать, критически оценивать и избирательно использовать научные знания, т.е. обладать «исследовательской грамотностью», которая достигается в итоге обучения и приобретения опыта. Социальных работников нужно научить быть разумными пользователями исследовательских подходов, которые дадут им доступ к существующему разнообразию стратегий сбора информации об определенном аспекте своей работы, а также определять, какие данные и теоретические подходы наиболее соответствуют конкретной проблеме.

2. Обучение методам исследования поможет студентам оценивать свою практику с позиций научного подхода, для чего они должны уметь эмпирически формулировать, документировать и оценивать свои решения, принятые в ходе их практической деятельности. С помощью включения в практику необходимой исследовательской функции социальные работники могут извлечь «ключевые знания» из собственного непосредственного практического опыта.

3. Профессиональный социальный работник должен овладевать разнообразными оценочными подходами («оценка потребностей» общества, «психосоциальная оценка» индивида), которые помогают ему лучше понимать проблемы клиентов и развивать эффективные способы помощи в улучшении их жизненных ситуаций. Кроме того, ему приходится заниматься анализом деятельности собственной организации, изучать спрос на услуги и степень его удовлетворения, отчитываться перед вышестоящими организациями и обосновывать приоритетность тех или иных направлений работы. По-настоящему убедительно это можно сделать лишь с опорой на факты, на их всесторонний и грамотный анализ. Все это сближает деятельность практика с деятельностью исследователя.

4. Участие в исследовательской деятельности позволит социальным работникам составлять отчеты о своих открытиях в соответствующей профессиональной форме, предоставлять необходимую информацию в заявлениях на получение средств, в предложениях о социальной политике при защите интересов клиентов, в методических рекомендациях, оценочных программах. Профессиональные социальные работники должны уметь компетентно создавать свои статьи и другие материалы, представляемые в профессиональные журналы, а также выступать на профессиональных собраниях и конференциях.

 


[1] Пэйн М. Социальная работа: современная теория: Учеб. пособие / Малькольм Пэйн; под ред. Дж. Камплинга; пер, с англ. О. В. Бойко (гл. 1-11) и Б. Мотенко (гл. 12-14); науч, ред. рус. текста докт. филос. наук, проф. И. В. Наместникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – С. 20.

[2] См.: Наместникова И. В. Этические основы социальной работы: Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2012. – С. 332.

[3]Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебник для бакалавров. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – С. 40.

[4] Пэйн М. Социальная работа: современная теория: Учеб. пособие. – С. 10.

[5] Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы: упражнения и методические разработки для обучения и повышения квалификации социальных работников / Пер. с англ, под ред. Б. Ю. Шапиро. – М.: Аспект Пресс, 1995.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: