Развитие творческого воображения в дошкольном возрасте




Главной педагогической задачей по развитию творческого мышле­ния в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диадектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктив­ным (рис. 1).

Ассоциативность — это способность видеть связь и сходные чер­ты в предметах и явлениях, на первый взгляд несопоставимых.

Благодаря развитию ассоциативности, мышление становится гиб­ким и оригинальным.

Качества, формирующие креативность'

Системность
Диалектичность

Ассоциативность системность

Способность видеть в любых системах противоречий, ме­шающие их разви­тию; умение устра­нять эти противо­речия, решать проблемы
Способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на пер­вый взгляд не сопо­ставимых

Способность видеть предмет или явле­ние как целостную систему

 

Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность легко приобретается дошкольниками в ролевой игре. Также существу­ют специальные игры, способствующие развитию этого качества.

Диалектичностъ — это способность видеть в любых системах про­тиворечия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоре­чия, решать проблемы.

Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышления.

Психологи провели ряд исследований и установили, что механизм диалектического мышления функционирует в народном и научном творчестве. В частности, анализ трудов Л. С. Выготского показал, что выдающийся русский психолог постоянно использовал этот механизм в своих исследованиях.

Педагогические задачи по формированию диалектичности мышле­ния в дошкольном возрасте:

1. Развитие умения находить противоречия в любом предмете и яв­лении.

2. Выработка умения четко формулировать выявленные противо­речия.

3. Формирование умения разрешать противоречия.
Системность — это способность видеть предмет или явление как

целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всем многообразии связей; способность видеть един­ство взаимосвязей в явлениях и законах развития.

Системное мышление дает возможность видеть огромное количе­ство свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей си­стемы и взаимосвязи с другими системами. Системное мышление по­знает закономерности при развитии системы от прошлого к настояще­му и применяет это по отношению к будущему.

Системность мышления развивается корректным анализом систем и специальными упражнениями. Педагогические задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте:

1. Формирование умения рассматривать любой предмет или явле­ние как систему, развивающуюся во времени.

2. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален.

Воображение — это умение конструировать в уме что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого, из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посред­ством новых их сочетаний и соотношений.

Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, преобра­зует представления памяти, тем самым обеспечивая создание заведо­мо нового. В этом смысле все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, — все это является продуктом творческого воображения. Развитие творчества в значительной степени определяется уровнем детского воображения, которое формируется уже в дошкольный период. Это важнейшее но­вообразование дошкольного детства, с которым связывают зарожде­ние личности. Чтобы создать достаточно прочные основы для твор­ческой деятельности ребенка необходимо расширять его опыт, так как творческая деятельность воображения находится в прямой зависимо­сти от богатства и разнообразия прежнего опыта. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он узнал и усвоил, чем боль­шим количеством элементов действительности он располагает в сво­ем опыте, тем значительнее и продуктивнее, при других равных усло­виях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опы­та начинается всякое воображение. Но как передать ребенку этот опыт заранее? Главная задача родителей —'пробудить интерес у ребенка. Для этого важно создавать необходимые условия. Например, чтобы у ребенка появилось желание рисовать, вокруг него должно быть дос­таточно карандашей и бумаги.

Вообще, познавательные интересы ребенка-дошкольника очень ра­но начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме дет­ских вопросов, которыми малыш осаждает родителей в возрасте трех-четырех лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом, или оно исчезнет навсегда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, которые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.

Для формирования устойчивых интересов должно возникнуть по­ложительное эмоциональное отношение к новому. Этому способству­ют не только созданные определенным образом условия, но и включе­ние дошкольника в совместную со взрослыми деятельность.

Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями, как оригинальность и богатство продуцируе­мых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения явля­ется умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определенным целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения дошкольника — это развитие направленности вообра­жения.

У младшего дошкольника воображение идет за предметом и все, что он создает, носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь ребенку научиться не просто отрывочно фантазиро­вать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. В этом помогут следующие средства:

— организация ролевой игры (в ходе этой игры педагог влияет на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий);

— коллективное сочинение сказки (дети придумывают по несколь­ку предложений, а педагог направляет развитие сюжета, помогая де­тям завершить задуманное);

— оформление специальной папки или альбома (в них помещают
наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком).

Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку на­правлять свое воображение на создание законченных и оригинальных произведений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: