ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ




ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ПЛАНЕТА ЧУДЕС»

Разработка и апробирование программы «Планета чудес» пресле­дует основную цель —- помощь педагогам, родителям в реализации од­ной из важнейших образовательных задач —- раскрытие творческого потенциала ребенка и развитие его творческих способностей.

Цели программы:

— создание условий для развития творческого потенциала и спо­собностей детей;

— стимулирование раскрытия творческого потенциала каждого ре­бенка;

— расширение границ творческого восприятия мира;

 

— реализация творческих способностей в реальной жизни.
Задачи:

— развитие творческого воображения и фантазии;

— стимулирование творческого самовыражения;

— развитие символических представлений, креативности;

— развитие вариативности и оригинальности мышления;

—активизация познавательного интереса и мыслительного про­цесса;

— развитие умения свободно и ясно выражать свои мысли, отстаи­вать свою точку зрения;

— развитие сенсорно-перцептивной сферы;

— развитие коммуникативных навыков;

— развитие эмоционально-волевой сферы;

— гармонизация эмоционального состояния;

— стабилизация психических процессов, снятие напряжения.

Коррекционно-развивающая программа состоит из 28 занятий, пред­назначенных для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Рекомендуется провести первичную диагностику развития творческо­го мышления детей в сентябре и для отслеживания динамики разви­тия, повторную — в мае. Данная программа рассчитана на проведение занятий в течение учебного года — с октября по май.

Численность группы не должна превышать 8-10 человек.

Групповые занятия можно проводить как в первой, так и во второй половине дня. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжитель­ностью 30-50 мин, в зависимости от возраста детей и творческих за­даний.

Занятия данной программы включают в себя игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения, решение проблемных ситуаций, свободное и тематическое рисование, изготовление колла­жей, релаксационные этюды, визуализации, использование ароматера-пии, хромотерапии (цветотерапии), аффирмаций и др.

После каждого занятия детям предлагается домашнее задание, ко­торое они могут выполнить совместно с родителями. Дома можно организовать выставку детских работ. Стихотворения и сказки, приду­манные детьми, оформляются в небольшие книжки и иллюстрируют­ся детскими рисунками.

Однажды, много лет назад, на землю опустилась Сказка,

И оживилось все кругом, наполнилось теплом.

Открыла людям путь она в чудесные миры:

Где горы выше облаков и много сказочных дворцов,

Живут здесь феи, эльфы, гномы, которые давно знакомы,

Поет в болоте Водяной, он дружен с мудрою совой.

Там в море плавают русалки, и часто пролетают галки,

Которых нравится считать девчонке Жене...

Живет там страшный Карабас и мальчик, он актеров спас!

Там много сказочных существ, которых просто нам не счесть...

Там царь Иван на волке скачет, а девицы почти не плачут,

Там в воздухе мечта кружится, на землю радостью ложится,

Надежда, Вера и Любовь заходят часто в каждый дом.

Богатырей в стране немало и чудных сказочных зверей,

Увидеть можно, как по небу промчится тройка лошадей.

В лесах встречаются избушки, в них бабушки живут, старушки,

Им тайны многие открыты, известно, клады где зарыты,

Метла у них, как самолет, куда угодно довезет.

Там чудеса повсюду бродят, кто ищет, их всегда находит,

Чудесный мир... всегда добро навеки побеждает зло,

Живет в том мире волшебство... А вы туда попасть хотите?

Скорее двери отоприте... Встречайте Сказку!

Татьяна Мирончик

Занятие 1

ВСТРЕЧА СО ЗВЕЗДОЧЕТОМ

Задачи:

1) знакомство детей друг с другом и психолога с группой;

2) создание сказочной атмосферы;

3) стимулирование творческого самовыражения.

1. Необычное приветствие

Звучит аудиозапись песни из мультфильма «Мария Мирабелла».

Дети входят в сказочную комнату, осматривают ее. Психолог пред­лагает детям встать в круг.

Психолог: «Наше занятие мы начнем с необычного привет­ствия. Каждый из вас будет выходить в центр круга и здороваться с нами каким-нибудь необычным способом. Все мы будем повторять его действия, здороваясь с ним». После окончания упражнения психо­лог предлагает детям сесть на ковер.

2. Знакомство. «На что похоже им я?»

Вначале нам нужно познакомиться друг с другом. Сейчас мы по кругу будем передавать воздушный шарик, и каждый, называя свое имя, придумывает и говорит, на что оно похоже. Например:

— Меня зовут Света. Мое имя похоже на солнышко.

— А меня зовут Снежанна. Мое имя похоже на снежинку.
, — Меня зовут Вася. Мое имя похоже на василек.

Психолог: «Мне очень приятно видеть вас в нашей сказочной комнате. Наша сказочная комната — это дверь в другой, необыкновен­ный, удивительный мир, в котором полно чудес. Войти в этот сказоч­ный мир могут те дети, которые любят путешествовать, фантазировать, мечтать. А поможет нам в этом мудрый Звездочет, который живет на Планете чудес».

3.Встреча со Звездочетом

Психолог берет куклу-марионетку и говорит от лица Звездочета: «Я рад приветствовать вас, дорогие ребята! С давних времен я живу на Планете чудес. За тысячи лет я повидал много необыкновенного и уди­вительного. На Планете чудес живут сказочные герои детских книг, мультфильмов, компьютерных игр, поэтому здесь происходит много интересного. У меня есть старинная волшебная книга, куда я записы­ваю необыкновенные истории и сказки».

4. Упражнение «Ассоциации»

Психолог: «Ребята, вы любите сказки? Какое слово вам прихо­дит на ум, когда вы слышите слово "сказка"?»

5. Цветотерапия «Цвет сказки»

Психолог предлагает детям подобрать цвет, с которым ассоцииру­ется у них слово «сказка». Затем дети закрывают глаза и в течение ми­нуты пытаются представить его. Затем психолог просит детей на лис­те бумаги, используя акварельные краски или гуашь, нарисовать этот цвет в виде пятна, передавая его форму и размер.

6. Сказка Звездочета

Психолог: «Звездочет, расскажи нам, пожалуйста, какую-ни­будь сказку из своей волшебной книги». Звездочет:

Я давно раздарил,

Дорогие ребята,

Те волшебные сказки,

Что слышал когда-то

От зверей и от птиц,

От березок и елей,

От костров и созвездий,

Дождей и метелей,

От рассказчиков многих,

Заморских и наших.

Сказок просит ведь каждый —

Ну как не раздашь их?

И когда вы за сказкой

Пришли ко мне снова,

Я не знал, где возьму ее,

Честное слово.

На замерзшие стекла

Растерянным взглядом

Посмотрел я — а сказка-то

Вот она, рядом!

Снежный замок, а в нем —

Ледяная темница,

И весна там в плену

У Кощея томится.

«Выручайте-

Невольницей долго ли буду?»

М Танк. «Сказка про сказку»

7. Упражнение «Герои сказок приходят на по­мощь»

Психолог раскладывает на столе карточки с изображениями различ­ных сказочных персонажей. Например, Буратино, Винни-Пух, Мальвина, Карлсон, Иван-царевич, Емеля-дурак и др. Предлагает детям выбрать карточку, затем придумать продолжение сказки о том, как их сказочный персонаж может спасти Весну из темницы Кощея Бессмерт­ного.

Звездочет: «Спасибо вам, ребята, что помогли спасти Весну, а заодно и новые сказки придумали. Я обязательно запишу их в свою волшебную книгу».

8. Рефлексия

, Дети, передавая по кругу мягкую игрушку, рассказывают о том, что сегодня на занятии было для них самым интересным.

9.Ритуал прощания

Звездочет: «Наша встреча подошла к концу. И каждый раз, прощаясь с вами, мы будем становиться в круг, который является очень сильным магическим знаком, браться за руки и говорить волшебные слова-заклинания, которые говорят все жители Планеты чудес:

"В этом прекрасном мире все интересно и удивительно. Я люблю себя, я люблю мир, в котором живу, и это помогает мне раскрыть мои таланты и творческие способности. Мне нравится мечтать, творить, и это приносит мне чувство радости и удовольствия. В моем мире все прекрасно. Я счастлив!"»

Домашнее задание «Нарисуй свою сказку» Психолог предлагает детям нарисовать дома иллюстрации к своим

сказкам и подарить их Звездочету.

Занятие 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: