Глава 1. Проблема агрессии и агрессивного поведения в психологии




Введение

Повышенная агрессивность детей является сегодня одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения феномена детской агрессивности.

Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя про­сто не знают, как справиться с их поведением. Един­ственное педагогическое воздействие, которое временно спасает – это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их пове­дение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее уси­ливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изме­нению поведения к лучшему.

Тема агрессии всегда вызывала интерес психологов. Проблема агрессии и агрессивности и сегодня явля­ется одной из самых актуальных в современной психологии. Она рассматривается в общей, социальной, педагогической и возрастной психологии. Ряд аспектов возникновения, протекания, направленности и контроля агрессии достаточно глубо­ко изучен в работах отечественных и зарубежных психологов. Об­щим проблемам источников агрессии посвящены фундаментальные работы 3. Фрейда, Э. Фромма, К. Лоренца, Дж. Долларда, Л. Берковица, А.Бандуры, Р. Бэрона, Д.Ричардсон, А.А. Реана, Н.Д. Левитова, Л.В. Семенюк, И.А. Фурманова и др., возрастным особенностям агрессивного поведения работы А. Бандуры, Н.А. Дубинко, Е.О. Смирновой, Г.Р. Хузеевой, Т.П. Смирновой, И.А.Фурманова, Л.В. Семенюк, Л.М. Шипицыной и др. Подроб­но рассмотрены личностные и ситуационные детерминанты агрессии в работах Р. Бэрона, Д. Ричардсон, И.А. Фурманова, Л.М. Шипицыной и др.

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о недостаточной изученности психологических аспектов агрессивного поведения в младшем школьном возрасте. В психологической литературе большее внимание уделяется особенностям агрессивного поведения подростков и чуть меньшее особенностям агрессивного поведения дошкольников. Это связано с тем, что большинство исследователей традиционно считали, что детям младшего школьного возраста не свойственно проявление агрессивных форм поведения в той степени, в которой их демонстрируют подростки и дошкольники. Но ряд сложившихся в современном обществе условий (рост террора, высокая криминогенная обстановка в стране, многочисленные сцены насилия по телевидению, популярность компьютерных игр с агрессивным содержанием) способствуют росту агрессивных форм поведения и у детей младшего школьного возраста.

Кроме того, недостаточно психологической литературы, содержащей практические рекомен­дации по коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Арсенал психологических техник, которым владеет школьный психолог, также весьма ограничен и не ре­шает эту проблему комплексно. Как правило, психо­лог работает в рамках тестового материала (Розенцвейг, пятна Рошаха, несуществующее животное и т.д.). В мышечной релаксации агрессивному ребенку чаще всего предлагается регулярно «бить грушу» или рвать бумагу. Но данные приемы зачастую оказываются малоэффективны в коррекции агрессивного поведения детей.

Цель работы – изучить психологические аспекты агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.

Объект исследования – проявление агрессивных форм поведения у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – психологические аспекты агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.

Гипотеза: агрессивное поведение выражено в меньшей степени у младших школьников, посещающих учреждения дополнительного образования, чем у детей, не посещающих учреждения данного типа.

В соответствии с целью, проблемой, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

- изучение, анализ и обобщение психологической литературы по проблеме агрессивного поведения детей в младшем школьном возрасте;

- выявление факторов, оказывающих влияние на становление агрессивного поведения детей;

- изучение психологических аспектов агрессивного поведения детей младшего школьного возраста;

- разработка программы курса коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.

В качестве методов исследования применялись:

1. Наблюдение.

2. Тестирование.

3. Опрос.

4. Изучение продуктов деятельности.

В частности использовались следующие методики:

- адаптированный для младших школьников вариант опросника Басса-Дарки;

- адаптированный для младших школьников вариант опросника Леонгарда-Шмишека;

- адаптированный для младших школьников вариант опросника Ч.Д. Спилбергера;

- адаптированный для младших школьников тест «Незаконченные предложения»;

- проективная методика «Рисунок несуществующего животного».

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы.


Глава 1. Проблема агрессии и агрессивного поведения в психологии

Основные понятия и концепции агрессии

Агрессия (от латинского «agressio») – нападение, приступ. Разные авторы вкладывают в термин «агрессия» совершенно разное содержание. Как полагает А. Басе, агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или нанося­щее ущерб другим. Второе определение, предложенное Берковиц, содержит следу­ющее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. Третья точка зрения, высказанная Д. Зильманном, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений. В настоящее время большинством специалистов принимается следующее опре­деление: агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, нежелающему подобного обращения (Берон, Ричардсон, 2000).

Это определение предполагает, что «агрессию» следуетрассматривать как модель поведе­ния, а не как эмоцию, мотив или установку. Термин «агрессия» часто ассоциируется с не­гативными эмоциями, - такими как злость; с мотивами, - такими как стремление оскор­бить или навредить; с негативными установками» [Берон, Ричардсон 2000: 328]. Несмотря на то, что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становит­ся причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. Так, злость вовсе не является необходимым условием нападения на других, агрес­сия разворачивается как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайного эмоционального возбуждения. Также совершенно не обязательно, чтобы агрессоры нена­видели тех, на кого направлены их действия.

А.А. Реан предлагает не идентифицировать понятия «агрессия» и «агрессив­ность». Давая определение данным терминам, он обращает внимание на то, что агрес­сия – это намеренные действия, направленные «на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному. Агрессивность–это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Таким образом, если агрессия – это действие, то агрессивность – готовность к совершению таких действий.

Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате раз­личных межличностных взаимодействий, провокаций. Причем и вербальная, и невербальная провокации могут в ответ вызвать физические действия (нападение, насилие и т. д.)

Различные особенности среды, в которой находится человек, также повышают или снижают вероятность возникновения агрессивных действий. Кроме этого, большую роль в появлении агрессивных реакций играют индивидуальные особенности человека. Среди «нормальных» личностей более агрессивными являются люди раздражительные, с пред­взятой атрибуцией враждебности, с высоким уровнем локус-контроля (Шипицына 2004).

Заслуживает внимание вариант дихотомического деления агрессии, предложенный Басом, на враж­дебную и инструментальную агрессию.

Термин враждебная агрессия относится к тем случаям проявления агрессии, когда глав­ной целью агрессора является причинение страданий жертве. Понятие инструментальная агрессия, наоборот, характеризует случаи, когда агрессоры преследуют цели, несвязанные с причинением вреда. Хотя многие психологи признают существование различных типов агрессии, это положение вызывает полемику. Так, по мнению Л. Бандуры (1989), несмотря на различия в целях, как инструментальная, так и враждебная агрессия направлены па ре­шение конкретных задач, а поэтому оба типа можно считать инструментальной агрессией.

Д. Зильманн (1970) заменил «враждебную» и «инструментальную» агрессию на «обуслов­ленную раздражителем» и «обусловленную побуждением». Агрессия, обусловленная раздра­жителем, относится к действиям, которые предпринимаются прежде всего для устране­ния неприятной ситуации или ослабления ее вредного влияния. Агрессия, обусловленная побуждением, относится к действиям, которые предпринимаются прежде всего с целью достижения различных внешних выгод.

Додж и Койи предложили использовать термины реактивнаяи проактивнаяагрессия. Реактивная агрессия предполагает возмездие в ответ на осознаваемую угрозу. Проактивная агрессия, как и инструментальная, порождает поведение, направленное на получение определенного позитивного результата.

Независимо от выбора термина, обозначающего эти различные виды агрессии, очевид­но: существуют два типа агрессии, мотивированные различными целями.

Ввиду того, что проявления агрессии у людей бесконечный многообразны, следует рассмотреть подобное поведение в рамках концептуальных категорий агрессии, предложенных А.Басом (Берон, Ричардсон 2000). По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая — вербальная, активная — пассивная и прямая — непрямая (косвенная). Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает боль­шинство агрессивных действий (табл. 1).

Таблица 1

Категории агрессии по А. Басу

Тип агрессии Примеры
Физическая –активная - прямая Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение
Физическая –активная - непрямая Закладка мин-ловушек, сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага.
Физическая –пассивная - прямая Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью.
Физическая –пассивная - непрямая Отказ от выполнения необходимых задач.
Вербальная –активная - прямая Словесное оскорбление или унижение другого человека.
Вербальная –активная - непрямая Распространение злостной клеветы или сплетни о другом человеке.
Вербальная – пассивная - прямая Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т.д.
Вербальная – пассивная - непрямая Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют).

 

Существует несколько различных подходов в изучении и объяснении феномена агрес­сии. А.А. Реан выделяет 4 базовых направления: инстинктивистская теория агрессии; фрустрационная теория; теория социального научения; когнитивные модели агрессивного поведения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: