ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР СКАЗКИ




Задачи:

1) развитие творческого воображения;

2) стимулирование творческого самовыражения;

3) установление доверительных отношений в группе.

1. Приветствие

Приветствие проводится так же, как на первом занятии.

2.Вхождение в сказку

Звездочет: «Ребята, вы готовы отправиться со мной в путеше­ствие по сказкам?

Где-то далеко-далеко, совсем в другой Галактике, находится Пла­нета чудес. И там, на этой Планете, за диковинными горами, за чудес­ными лесами, за волшебными морями, в Тридевятом царстве, Триде­сятом государстве находится чудесная страна — мир сказки. И попасть в эту страну совсем непросто. Туда нельзя приехать ни в машине, ни на поезде, нельзя приплыть на корабле, невозможно прилететь на са­молете или вертолете, даже в ракете и то нельзя... Но туда можно про­сто перенестись, вообразить этот мир, оживить его и увидеть все, что там происходит. Там побывали все дети нашей Земли, а когда они вы­растали и становились взрослыми — они снова возвращались туда со своими детьми... Кто побывал там хоть однажды, уже никогда не смо­жет забыть эту волшебную страну и будет стремиться туда снова и сно­ва. У каждого из нас есть своя маленькая чудесная страна. Чтобы попасть в эту чудесную страну, вам нужно посмотреть в это "волшебное зеркало", а затем закрыть глаза, чтобы отвлечься от предметов, кото­рые нас окружают, и представить себе сказочный мир».

Дети берут маленькие зеркала, в течение 30-40 с смотрят в него, а затем закрывают глаза.

Психолог: «Сначала вам может показаться, что вы ничего не видите, кругом темно. Присмотритесь. Сильно-сильно зажмурьте гла­за, теперь расслабьте их. Еще раз сильно-сильно сожмите веки, вот вы уже начинаете различать какие-то пятна. А теперь включите свою фан­тазию. Потому что, если сильно захотеть, можно увидеть многое. Вы начинаете различать зубчатые башни, высокие стены, дремучий лес, огромную долину с необычными цветами, освещенную ярким солн­цем. Попробуйте приблизить к себе это изображение, затем отдалите его, дополните его всем тем, что придет вам на ум. А теперь сделайте глубокий вдох, выдох и откройте глаза. Теперь ваши глазки настроены на сказочное царство.

А чтобы нам легче было путешествовать по сказкам, давайте сде­лаем сказочные атрибуты».

3. Изготовление сказочных атрибутов

Из предложенного материала (цветная бумага, картон, бусинки, пу­говки, деревянные палочки, фольга, мишура, кусочки ткани, атласные ленточки разных цветов, гуашь, карандаши и т. д.) дети изготавливают различные сказочные атрибуты (волшебная палочка, шапка-невидимка, скатерть-самобранка, ковер-самолет, волшебное кольцо и т. д.).

4. Упражнение «Ярмарка волшебных вещей»

Звездочет спрашивает, знают ли дети, что такое ярмарка, и предла­гает им рассказать о своих волшебных предметах так, чтобы другим захотелось их приобрести. Дети по очереди нахваливают свою вещь. Затем каждый ребенок рассказывает о том, какая вещь понравилась ему больше всего и какую вещь он хотел бы получить. Звездочет гово­рит о том, что каждый может обменять свою вещь на другую, но толь­ко с согласия хозяина вещи. Если хозяин волшебной вещи не согласен, то можно спросить, на какую вещь он согласился бы обменяться, и попробовать поменяться сначала с хозяином той вещи. Дети меняются вещами, а затем рассказывают, для чего им нужна приобретенная вещь.

5. Рефлексия

Рефлексия проводится так же, как на первом занятии.

6. Ритуал прощания
Проводится так же, как на первом занятии.

Домашнее задание

Сочинение сказки или стихотворения о «волшебной вещи».

Занятие 3 ЛЕСНАЯ ШКОЛА

Задачи:

1) развитие творческого воображения и фантазии;

2) развитие вариативности и оригинальности мышления;

3) развитие коммуникативных навыков.

1. Приветствие

Приветствие проводится так же, как на первом занятии.

2.Ритуал вхождения в сказку

Психолог предлагает детям попасть в сказку, пройдя по «волшеб­ной дорожке» (на полу выложена из веревочки буква «Ш»).

Звездочет спрашивает детей, знают ли они, какая это буква и какие еще слова начинаются с буквы «Ш». Звездочет рассказывает детям о том, что на Планете чудес есть разные волшебные школы: школа ма­гов, школа цветов, школа ветров и т. д. «А сегодня я хочу рассказать вам сказку о школе зверей».

3. Сказка «Л есная школа» (по 3. Лобановской)

Наступила осень. Закружилась в воздухе разноцветная листва. На рябинах загорелись гроздья красных ягод.

4. Коллективная работа — коллаж «Гроздья
рябины»

Психолог предлагает детям из разных материалов (ниточки, ткань, пластмассовые крышечки и т. д.) сделать коллаж. Во время работы пси­холог включает аудиозапись с пением лесных птиц.

Однажды тишину осеннего леса нарушили звонкие голоса птиц и зверей.

— Кра! Кра! Открылась школа для зверей и птиц! — каркали вороны.

— Иззз! Иззз! Быстрее летите в школу! — пел веселый стриж.

— Пинь-пинь, трр... ах! Летим, летим, — отозвались синички...

— Цок! Цок! Чок! Чок! Я тоже иду в школу, — сказала белочка.

На поляне было шумно и весело. В лесную школу прибежали пять ежат, зайчонок, кабанчик, медвежонок, волчонок. Прилетели белая трясогузка, пестрый дятел...

5. Упражнение «Кто ты будешь тако й?»

Дети выбирают карточку с рисунком птиц, лесных животных, а за­тем отвечают на следующие вопросы:

— Какой характер у той или иной птицы или зверя?

— С какими людьми, цветами, деревьями, насекомыми, животны­ми они дружат?

— Кто их враги?

— Из чего и как они строят свое жилище?

— Что они больше всего любят делать?

Звездочет сообщает детям о том, что их ответы могут быть ска­зочными.

И вот на поляне появился лось-учитель со своим лосенком. Лось поправил очки и важно произнес:

— Сейчас мы будем учиться.

Звери и птицы расселись вокруг своего учителя и начали вниматель­но его слушать.

— Хорошие у меня ученики, — радовался лось. — А где же лисе­
нок? Почему он не пришел в лесную школу? — И все ученики тоже
удивились.

 

6. Упражнение «Продолжи сказку»

Звездочет говорит детям о том, что из книги исчезла куда-то стра­ничка, на которой было продолжение сказки, и просит детей приду­мать свое продолжение. И самое интересное продолжение будет запи­сано в волшебную книгу.

7. Рефлексия

Рефлексия проводится так же, как на первом занятии.

8. Ритуал прощания
Проводится так же, как на первом занятии.

Домашнее задание Рисование по сказке «Школа зверей».

Занятие 4 НЕВЕДОМЫЙ РАЙ

Задачи:

1) развитие творческого воображения и фантазии;

2) развитие умения направлять свой потенциал в сферу творчества;

3) стабилизация психических процессов, снятие напряжения.

1. Приветствие

Приветствие проводится так же, как на первом занятии.

2.Вхождение в сказку

Звездочет предлагает детям закрыть глаза, вытянуть руки вперед, затем перышком проводит по тыльной стороне ладони каждого ребен­ка, прячет перышко и просит детей открыть глаза.

Звездочет: «Друзья мои, кто из вас догадался, волшебная сила какого предмета помогла сегодня вам попасть в сказку? Молодцы, до­гадались. И не случайно силу вам сегодня дало волшебное перо лебедя. В моей волшебной книге есть сказка про маленького, но очень лю­бопытного мальчика Геру, которому именно лебедь помог исполнить заветное желание. Вот послушайте».

Раз маленький Гера сидел на берегу океана и смотрел вдаль. Перед тем он прочитал описание чудных южных стран, в которых растет виноград, апельсиновые и лимонные деревья блестят под лу­чами солнца, горы покрыты цветами, а небо темно-голубого цвета.

3. Прослушивание аудиозаписи «Океан»

— Ах, если бы я мог полюбоваться этими чудными странами, — про­шептал Гера.

Вдруг он увидел, что по волнам океана приближается к нему боль­шой лебедь. Он подплыл к берегу и вышел близ мальчика.

— По глазам твоим вижу, что ты хочешь, — сказал лебедь. — Ты хочешь знать, откуда я приплыл.

— Да, да. Я тоскую по великолепным странам, — воскликнул Гера и попросил лебедя унести его в эти дивные места.

— Я не туда держу путь, — ответил лебедь, — но, если хочешь, са­дись мне на спину, я покажу тебе рай, о котором я часто тосковал в пальмовых лесах.

— Да, я хотел бы посмотреть на него.

— Ну, летим. Обними мою шею обеими руками и хорошенько смот­ри вокруг.

Гера увидел большие зеленые равнины, леса с густыми буками, великолепные замки с парками, полными цветов. Скоро картина поменялась. Начались горы. Лебедю пришлось под­няться выше. У подножья утесов шумели темные сосновые леса. В глубине лесов извивались серебристые ручьи. Они расширялись в маленькие озера.

Наконец лебедь остановился на берегу озера, покрытого множе­ством мелких островков.

— Мы здесь проведем ночь, — сказала птица. — Но почему у тебя на глазах слезы?

— Я плачу от радости. Меня восхищает красота всего, что я видел.
Я никогда даже не мечтал о таких дивных местах.

— Завтра утром ты увидишь мой рай.

...Ночью Гере снилось, что бродит он в стране роз и апельсинов, но точно так же, как лебедь, вздыхает о рае с озерами, окруженными березами.

4. Ароматерапия

Психолог просит детей сильно потереть ладошки друг о дружку, а затем капает им по капельке лимонного масла на ладошки: «Сейчас вы закроете глаза и будете медленно вдыхать запах, который исходит от ваших ладошек». Звучит спокойная музыка, дети в течение 3-5 мин вдыхают запах лимона.

Проснулся он, когда солнце стояло высоко. Путешествие снова на­чалось...

5. Упражнение «Продолжи сказку»
Звездочет: «На этом сказка обрывается. Как вы думаете, что

произошло дальше?»

Дети по очереди рассказывают продолжение сказки.

6. К о л л а ж «Лебединый рай»

Психолог предлагает детям различные материалы: краски, каран­даши, восковые мелки, старые журналы, цветную бумагу, цветные лен­точки, вату, перья, клей и т. д., из которых дети совместно делают кол­лаж по сказке.

7. Рефлексия

Рефлексия проводится так же, как на первом занятии.

8.Ритуал прощания

Дети берут в руки свои камешки, говорят слова-заклинания (см. за­нятие 1), а затем прощаются друг с другом от имени того, кто изобра­жен на их камнях.

Домашнее задание

Сочинение стихотворения на тему «Неведомый рай».

Занятие 5 ОГОНЬ и СОЛНЦЕ

Задачи:

развитие способности видеть ситуацию с разных сторон;

развитие символических представлений, креативности;

стабилизация психических процессов, снятие напряжения.

1. Приветствие

Приветствие проводится так же, как на первом занятии.

2.Ритуал вхождения в сказку

Психолог просит детей встать в круг и раздает каждому маленькую свечку, затем зажигает свечу у одного из детей. Ребенок, у которого психолог зажег свечу, должен сказать о своем соседе по кругу что-то светлое, а затем зажечь своей свечкой свечу соседа. Ритуал заканчива­ется, когда в круге зажгутся все свечи.

Психолог замечает на одном из облаков (на стенах висят декорации облаков — из ткани, картона и др. материала) желтый конверт и гово­рит: «Интересно, от кого это письмо? Давайте почитаем его».

Дети вместе с психологом читают письмо: «Дорогие (ребята)! Я появлюсь тогда, когда через (подзорную трубу) увижу магический знак — ("Солнце")- Ваш (Звездочет)».

В письме вместо слов в скобках нарисована картинка. Дети долж­ны по ней отгадать слова и прочитать письмо.

3. Упражнение «Как появляется Звездочет»
Психолог предлагает Детям придумать различные способы появле­ния Звездочета. Дети называют варианты: с помощью волшебной па­лочки, волшебных крыльев, на ковре-самолете, с помощью ветра и т. д.

4. Цветотерапия «Магический знак»

Психолог предлагает детям выбрать из разноцветных крышечек (используются крышечки разных цветов из-под бутылок типа «Кока-кола») крышечки желтого цвета и всем вместе выложить на ковре ма­гический знак — «Солнце».

Появляется Звездочет (кукла-марионетка) и приветствует ребят. Звездочет: «Я хочу рассказать вам необыкновенную историю, которая произошла давным-давно. Однажды...

Загордился Огонь и сказал Солнцу:

— Что в тебе проку? Ты греешь летом, когда и без того тепло, а зи­мой только светишь. А я и в лютый мороз как разгорюсь — и мне самому, и всем, кто около меня, жарко станет.

Усмехнулось лукаво Солнышко и ответило:

— Если ты думаешь, что во мне нет проку, могу и уйти. Прощай!
И оно спряталось за черную тучу».

5. Упражнение «Что будет?»

Психолог предлагает детям придумать как можно больше вариан­тов того, что может произойти на Земле без Солнца.

Потемнело все вокруг. Стало пасмурно, неуютно. Птицы перестали петь и спрятались в кустах. Они решили, что наступил вечер. Цветы опустили свои красивые головки на листики и задремали. Дети, ко­торые плескались у реки и загорали под щедрыми солнечными луча­ми, огорчились и разбрелись по домам. Все в природе словно вымерло.

Прошел день, другой, третий... Солнце не показывалось. Забеспоко­ились люди. Узнали они, что во всем виноват Огонь, стали упрекать его и просить, чтобы он уговорил Солнце вернуться.

— Я заменю Солнце! — воскликнул Огонь. — Вот увидите, как ярко
я запылаю. Я дам вам свет и тепло.

Стал он раздуваться, протянул к небу красные огненные языки, пых­тел, искрился. Старался изо всех сил, но осветил и согрел только маленький уголок земли, да и то ненадолго. Наконец Огонь устал и сказал Солнцу:

— Прости меня! Я понял, что нет тебе равных и нет без тебя ни жиз­ни, ни радости. Вернись и служи людям, как прежде.

6. Танцевально-ритмическое упражнение «Та­нец Огня и Солнца»

Каждому ребенку предлагается выбрать шапочку с изображением Огня или Солнца и надеть ее. Затем дети под музыку двигаются, изоб­ражая Огонь и Солнце.

И Солнце медленно выплыло из-за тучи, улыбнулось своей доброй теплой улыбкой. Стало вокруг светло и радостно. Цветы подняли свои головки. Весело запели птицы. Побежали к реке довольные ре­бятишки.

А Огонь? Говорят, он стал намного скромнее. И живут Огонь и Солнце в большой дружбе, отдавая свое тепло лю­дям.*

7. Упражнение «Самые солнечные»

Звездочет предлагает детям ответить по кругу на следующие во­просы:

— Какой месяц можно назвать самым солнечным и почему?

— Какой день недели можно назвать самым солнечным и почему?

— Какой цветок (растение, дерево) можно назвать самым солнеч­ным и почему?

— Какое событие в жизни человека можно назвать самым солнеч­ным и почему?

— Какого зверя (птицу, насекомое) можно назвать самым солнеч­ным и почему?

— Какие качества человека можно назвать самыми солнечными и почему?

8. Рефлексия

Рефлексия проводится так же, как на первом занятии.

9. Ритуал прощания

Звездочет предлагает детям посмотреть на волшебную свечу. Дети садятся в круг. Психолог зажигает свечу и включает спокойную музы­ку. Дети смотрят несколько минут на пламя свечи, повторяя за психо­логом волшебные слова-заклинания (см. занятие 1).

Домашнее задание

Рисование по сказке «Огонь и Солнце».

Занятие 6

СКАЗКА О КАМЕННОМ КОРОЛЕ

Задачи:

1) развитие творческих способностей в изобразительной деятель­ности;

2) развитие сенсорно-перцептивной сферы;

3) развитие вариативности и оригинальности мышления.

1. Приветствие

Приветствие проводится так же, как на первом занятии.

2.Вхождение в сказку

Звездочет: «Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на Планету камней. Как вы думаете, почему она так называется? Правиль­но, на этой Планете все каменное, даже ее жители. Не боитесь? Тогда приготовьтесь. Перенесемся мы туда с помощью волшебного камня». Дети подходят к камню, кладут на него правую руку и три раза ладош­кой стучат по камню.

«И вот мы с вами оказались на Планете камней. Посмотрите, под нами Огненная река (на полу психолог расстилает ткань красного цве­та). Как нам перейти через нее?»

3. Упражнение «Как перебраться через Огнен­ную рек у?»

Дети придумывают варианты ответов (перелететь на ковре-самоле­те, переплыть на железной лодке, построить мост, с помощью волшеб­ных вещей и т. д.).

Психолог: «Хорошо, давайте построим мост. Из чего будем строить?»

Психолог раздает детям карточки, на которых нарисованы предме­ты, сделанные из различных материалов: стакан, дерево, камень, гвоздь, книжка и т. д. И предлагает им ответить: какой мост получится из..., подойдет ли такой мост, если нет, то почему.


4. Цветотерапия «Ц ветной мост»

Психолог предлагает детям выбрать камешки того цвета, который I им сейчас приятен больше всего, а затем выложить из них мост через) Огненную реку и пройти по нему.

5. Встреча с жителями Планеты камней
Звездочет рассказывает следующую сказку.

Каменный замок

На камне чернел,

Король очень каменный

Там каменел.

И гвардия

Каменных очень солдат

На камне устроила

Вечный парад.

И сеяли камни

На каменном поле,

И камни на каменном поле

Пололи.

В саду среди каменных

Яблонь и лилий

Войска на ученьях

Камнями палили.

Сто каменных блюд
Для пиров королевских
Готовили сто *

Поваров королевских.

И каменный хлеб

Доставая лопатой,

Покрякивал

Каменный Пекарь пузатый

По каменной моде

Для каменных граждан

Штаны и сюртук

Каменели на каждом.

И шесть королевичей

Были похожи,

Как камни,

На папочку с каменной рожей.

Ходили они,

Выставляя вперед

Шесть каменных лбов

И таких же бород.

Любители каменных

Шахмат и шашек, -

Играли они безо всяких

Промашек.

И каменно верили Каменной лжи,

Что каменным сердцем

Гордиться должны,

Что каменно вечны

Палаты дворца,

А каменный

век Не имеет конца.

Элен Нийт. «Сказка о каменном короле»

 

6. Упражнение «Камешки на берегу»

Заранее психолог готовит ватман (обои) с нарисованными камеш­ками на берегу реки. Может быть несколько камешков одинаковой формы.

Звездочет рассказывает детям о том, как злой волшебник заколдо­вал, превратил все в камешки. Психолог предлагает детям придумать и рассказать, кем (или чем) были камешки до превращения. После это­го каждый ребенок дорисовывает камешек так, чтобы получилось пол­ное изображение придуманного предмета.

После выполнения упражнения Звездочет благодарит детей за по­мощь жителям Планеты камней.

7. Рефлексия

Рефлексия проводится так же, как на первом занятии.

8.Ритуал прощания

Дети становятся в круг, берутся за руки, говорят слова-заклинания, затем, выходя из сказочной комнаты, перепрыгивают через «волшеб­ный камень».

Домашнее задание

Тестопластика «Жители Планеты камней».

Занятие 7 ЛЕГЕНДА О КАМНЕ

Задачи:

1) развитие творческого воображения и фантазии;

2) гармонизация эмоционального состояния;

3) активизация мыслительных процессов.

1. Приветствие

Приветствие проводится так же, как на первом занятии.

 

2.Вхождение в сказку

В комнате лежат камни, разные по форме, цвету, размеру (чистые и прокипяченные). Психолог предлагает детям выбрать понравившийся камень, подержать его в руках, почувствовать его и попросить у него «волшебной силы».

3. Упражнение «Разговор с камнем»

Психолог предлагает детям найти у камешка ушко: «Расскажите ему, как вас зовут, вашу маму, друга, что вы ели на обед, какая сейчас погода, ваш самый большой секрет. Закройте пальцем ухо камешку, он сохранит ваш секрет в тайне. Зажмите камешек в руке и согрейте его своим теплом».

4. Упражнение «На что похож е?»

Звездочет просит детей обратить внимание на камень, лежащий у «реки» (полоса ткани синего цвета), и спрашивает, на что похож этот камень.

5. Рассказ «Легенда о камне» (по А. Глебов у)
Звездочет; «Посмотрите как этот камень напоминает сидящую

птицу. И сегодня я хочу рассказать вам легенду об одном удивительном камне».

Было это давно.... Однажды залез один муравьишка на цветущий папоротник и попросил колдуна-волшебника, чтобы тот оборотил, его птицей. Оборотил его волшебник синицей. Взвился муравьишка в небо, и открылась ему земля: поля, леса зеленые, горы высокие. В чужих краях побывал, моря-океаны видел.

6. Упражнение «Чтобы вы увидели, если бы

смогли взлететь, как птиц а?»

Звездочет предлагает детям закрыть глаза, представить, что у них выросли крылья, что они превратились в птиц и взлетели. И вот они высоко в небе, откуда можно увидеть очень много интересного... За­тем каждый рассказывает, в какую птицу он превратился и что инте­ресного ему удалось увидеть.

И захотелось ему не синицей летать, а соколом. Оборотил его вол­шебник в сокола, И снова взвился он в небо: в жарких странах побы­вал, города разные видывал. А когда соколом летать наскучило, стал просить волшебника, чтобы тот оборотил его орлом. Взвился он в небо орлом и стал над землей кружить. И попадись ему на пути какая ни на есть птица, мелкая ли, большая ли, — все ему дорогу уступают. А как не уступить — орел ведь! И нет ему в небе равных. Возгордился орел — солнцу завидовать стал. И однажды подумал: «Так я могу закрыть его, если расправлю крылья». Распахнул свои могучие крылья, чтобы загородить солнце, а оно по-прежнему све­тит. Рассердился орел, подумал: «Взовьюсь еще выше, тогда за­крою». Взвился, расправил крылья, а солнце снова светит. И поле­тел он тогда еще выше, к самому солнцу. Долго ли летел или мало, этого никто не знает. Только упал он на землю не орлом, а камнем — солнце спалило крылья... Вот и вся история.

Звездочет: «Я буду рад, если моя сказка вас чему-то научит. А сейчас мне пора возвращаться на свою Планету. До встречи!»

7. Упражнение «Счастливый конец»

Психолог спрашивает у детей: «За что был наказан муравьишка? А как можно изменить конец сказки, чтобы все закончилось хорошо?»

8. Цветотерапия

Психолог предлагает детям взять камешки различных цветов. За­тем на картонных квадратиках 20 х 20 см изобразить в цвете свое на­строение с помощью цветных камешков.

9. Рисование на камнях

Используя гуашь и тонкие кисти, дети рисуют на камнях изобра­жения различных насекомых (жуков, муравьев, бабочек), птиц и т. д.

Затем камни выкладываются в центр круга, и каждый рассказывает о том, что он нарисовал.

10. Рефлексия

Рефлексия проводится так же, как на первом занятии.

11.Ритуал прощания

Дети становятся в круг и говорят слова-заклинания.

Домашнее задание

Сочинение стихотворения о муравьишке.

Занятие 8 РАЗГОВОР ДЕРЕВЬЕВ

Задачи:

1) развитие творческого воображения и фантазии;

2) развитие сенсорной памяти;

3) активизация мыслительных процессов;

4) развитие эмоциональной сферы.

1. Приветствие

Приветствие проводится так же, как на первом занятии.

2.Вхождение в сказку

Звездочет говорит детям, что в сказку они попадут, подержав в ру­ках волшебный листок. Дети по кругу передают листок любого дере­ва, предварительно подержав его между ладошками.

3.Упражнение «Сказочный мир деревьев» Звездочет: «Сегодня мы попадем в сказочный мир деревьев. О чем они думают? Что говорят? С кем дружат? Мы не сможем этого узнать, пока сами не превратимся в деревья. Поэтому вспомните сей­час лес. Кто что видит на своем внутреннем телевизоре? А теперь представьте, что вы не дети, а растения этого леса:

— Саша — березка;

— Таня — рябинка;

— Влад — раскидистый старый дуб;

— Оля — огромная сосна;

— Ира — ромашка;

— Ваня — одуванчик;

— Илья — шишка на ветке;

— Алина — белый гриб.

Если вы дерево, ваши руки — самые большие ветки. Раскиньте их пошире! А ноги — корни. Видите, как муравей ползет по вашей руке. Слышите шум своих листьев?

А если вы — цветок. Как вам живется? Тянете руки-стебель ввысь, чтобы быть поближе к теплому солнцу? Ветер колышет вас!

Яркий солнечный день, легкий ветерок. Хорошо согреться! Вдруг тучи налетели, подул сильный ветер. Посмотрите, что делается с оду­ванчиком?

Ливень. Дуб в восторге, а для ромашки — трагедия: все лепестки обвисли.

Дождь прошел, снова солнце выглянуло. Березка сушит листочки.

Всем растениям хорошо, все радуются.

Вот вы и попали в таинственный мир растений. Теперь вы можете узнать, о чем говорят деревья».

4. Рассказ М. Пришвина «Разговор деревьев»

Почки раскрываются, шоколадные, с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная капля. Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или черемухи... Вечер теплый, и такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья: береза белая с другой березой белой издали перекликаются. Осинка моло­дая вышла на поляну, как зеленая свечка, и зовет к себе такую же зеленую свечку-осинку, помахивая веточкой. Черемуха черемухе по­дает ветку с раскрытыми почками. Если с нами сравнишь — мы звуками перекликаемся, а у них — аромат.

5. Ароматерапия

Звездочет просит детей потереть ладошкой о ладошку, затем капает им на ладошки капельку кедрового масла. Дети растирают масло в ла­дошках и в течение нескольких минут вдыхают аромат кедра.

6. Рисование «Волшебное дерево»

Звездочет просит детей нарисовать для своей волшебной книги де-1 ревья, но не простые, а волшебные. Рисовать можно красками, карандашами, восковыми мелками. Можно рисовать кисточкой, а можно : пальчиками, а можно палочками, листиками разных растений, ниточ­ками — в общем, всем, чем угодно.

Когда дети заканчивают рисовать, Звездочет рассматривает каждый рисунок и спрашивает:

— Что это за дерево?

— Почему оно волшебное?

— Какой сказочный герой его посадил?

— Кому и чем оно помогло?

— Нужна ли ему самому какая-нибудь помощь?

7. Рефлексия

Рефлексия проводится так же, как на первом занятии.

8.Ритуал прощания

Проводится так же, как на первом занятии.

Домашнее задание

Сочинение стихотворения о волшебном дереве.

Занятие 9 ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАЙИЯ

Задачи:

1) развитие коммуникативных навыков;

2) развитие сенсорно-перцептивной сферы;

3) развитие креативности.

1. Приветствие

Приветствие проводится так же, как на первом занятии.

2.Вхождение в сказку

Звездочет: «Сегодня мы попадем в сказку, покатавшись на волшебных качелях. Разбейтесь на пары. Встаньте друг напротив дру­га. Возьмитесь за руки, поднимите соединенные руки на уровень гру­ди. Вспомните, как катаются на качелях: один приседает и выпрямля­ется, второй в то время, когда первый выпрямляется, приседает. И так далее. Начинаем, один выпрямляется, второй — садится. Когда вы са­дитесь, напрягаются мышцы ног, когда выпрямляетесь — вы в свобод­ном полете. Теперь представьте, что волшебные качели раскачивают­ся все выше и выше. Они уносят вас так далеко, что земли уже не видно. Вы видите, как мимо вас, на облаках проплывают сказочные герои: одни улыбаются и зовут вас с собой, другие сердятся и грозят вам пальцем. Но вы на них не обижаетесь, и в ответ машете им рукой, и на их лицах тоже расцветают улыбки. Ну, вот мы и в сказке».

3. Упражнение «Составление загадок»

Звездочет предлагает детям придумать загадки про каждую пору года. Можно перечислить приметы каждой поры года, а в конце задать вопрос: «Когда это бывает?»

4. Рассказ «Четыре желания» (по К. Ушинскому)

Была зима. Митя катался на саночках с ледяной горы, вечером при­бежал он домой румяный и говорит отцу:

— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы все зима была.
Отец записал слова Мити в свою карманную книжку.

Звездочет: «Закройте глаза и представьте, что сейчас мы с вами в зимнем лесу. Январь. Идет снег. В лицо вам дует холодный ве­тер. Как вы одеты? Что чувствует ваше тело?»

Дети открывают глаза и отвечают на вопросы.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками, на­рвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы постоянно была весна.

Отец записал это желание Мити.

Звездочет: «Закройте глаза и представьте, что теперь вы на весеннем лугу. Солнышко пригревает. Весенний ветерок легонько ка-сается вашего лица. Как вы одеты? Что чувствует ваше тело?»

Дети открывают глаза и отвечают, что им удалось представить.

Настало лето. Митя с отцом отправился на сенокос. Весь день веселился мальчик: набрал грибов, ягод, кувыркался в ду­шистом сене, а вечером сказал отцу:

— Я бы желал, чтобы лету конца не было.
Отец записал и эти слова Мити.

Звездочет: «Закройте глаза и представьте себе, что сейчас жар- ] кое лето. Вы сидите на берегу моря. Жаркое солнце. Легкий ветерок! с моря. Вы слышите шум волн. Солнце печет. Во что вы одеты? Как ■ себя чувствует ваше тело?»

Наступила осень. В саду собирали плоды: румяные яблоки и желтые груши. Митя в восторге говорил отцу:

— Осень — лучше всех времен года.

Звездочет: «Закройте глаза и представьте осенний день. Се­рые тучи, пожелтевшие листья падают вам под ноги, на скамейку. Мо­росит холодный осенний дождь. Как вы одеты? Как себя чувствует наше тело?»

Дети открывают глаза и рассказывают о своих ощущениях.

Отец развернул свою записную книжку и показал Мите, что он то же самое говорил о весне, зиме и лете.

Звездочет: «Вот мы с вами и побывали во всех временах года, не выходя из этой комнаты. Ваше тело то расслаблялось под жаркими лучами солнца, то съеживалось от холода зимнего ветра. Какую пору года вам легче было представлять? Что было представить труднее все­го? Понравилось ли вам путешествие по временам года? А сейчас я хочу с вами попрощаться».

5. Упражнение «Зимние слова»

Психолог предлагает детям из двух слов (одно из которых «зима», а второе нужно выбрать наугад из карточек, лежащих на столе: для дошкольников картинки, для младших школьников — слова придумать словосочетание и рассказать, что это из себя представляет.

Например:

._ зима и камень — зимний камень и каменная зима;

— зима и автобус — зимний автобус и автобусная зима и т. д.

Ребенок выбирает одно из словосочетаний и рассказывает об этом предмете.

6. Рефлексия

Рефлексия проводится так же, как на первом занятии.

7.Ритуал прощания

Проводится так же, как на первом занятии.

Домашнее задание

Рисование картинки к упражнению «Зимние слова».

Занятие 10



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: