Глава 2. Изучение психологических аспектов агрессивного поведения детей младшего школьного возраста




Организация исследования

В проведенном психологическом исследовании приняли участие учащиеся 3-4 классов Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №17» города Курска (20 человек), Муниципального образовательного учреждения «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №6» города Курска (17 человек), учащиеся 3-4 классов посещающие краеведческое и театральное отделение МОУ ДОД «Дворец пионеров и школьников г. Курска» (23 человека). Таким образом, всего в исследовании принимало участие 60 учащихся.

Выбор методов исследования определялся целью и задачами исследования. Анализ теоретического состояния проблемы и знакомство с эмпирическими исследованиями нравственного самоопределения позволил определиться с конкретным методическим инструментарием.

Методы исследования. В качестве основных методов исследования применялись:

· опрос;

· проективный метод;

· беседа;

· наблюдение;

· контент-анализ;

· методы статистической обработки данных.

В исследовании использовались следующие психологические методики изучения группы:

- для диагностики состояния агрессии – адаптированный для младших школьников вариант опросника Баса-Дарки (см.: Приложение 1), а также проективная методика «Рисунок несуществующего животного» (см.: Приложение 2);

- для диагностики акцентуированных черт личности – адаптированный для младших школьников вариант опросника Леонгарда-Шмишека (см.: Приложение 3);

- для изучения уровня познавательной активности, тревожности и отрицательных эмоциональных переживаний как свойства личности – адаптированный для младших школьников вариант опросника Ч.Д. Спилбергера (см.: Приложение 4);

- для исследования мотивационной сферы и направленности личности – адаптированный для младших школьников тест «Незаконченные предложения» (см.: Приложение 5).

 


Содержание и методика диагностики психологических аспектов агрессивного поведения младших школьников

В ходе исследования с помощью коэффициента линейной корреляции мы установили наличие корреляционной связи между шкалами состояния агрессии, тревожностью, негативными эмоциональными переживаниями и возбудимостью в младшем школьном возрасте (см.: Приложение 6).

Итак, психологические аспекты агрессивного поведения в младшем школьном возрасте характеризуются наличием следующего ряда корреляционных связей:

1.Физическая агрессия коррелирует с: индексом агрессивности (0,586222); индексом враждебности (0,49076); обидой (0,421586); раздражением (0,376346); чувством вины (0,359444); тревожностью (0,357636); негативными эмоциональными переживаниями (0,354154).

2. Косвенная агрессия коррелирует с: раздражением (0,44022); индексом агрессивности (0,391164); индексом враждебности (0,375361); негативными эмоциональными переживаниями (0,366575); негативизмом (0,352208); подозрительностью (0,338452).

3. Раздражение коррелирует с: индексом агрессивности (0,75982); негативными эмоциональными переживаниями (0,680078); негативизмом (0,580306); тревожностью (0,572729); возбудимостью (0,544178); индексом враждебности (0,498379); подозрительностью (0,377441); физической агрессией (0,376346); обидой (0,361331).

4. Негативизм коррелирует с: раздражением (0,580306); индексом агрессивности (0,472532); негативными эмоциональными переживаниями (0,401922); тревожностью (0,387361); косвенной агрессией (0,352208); подозрительностью (0,348901); возбудимостью (0,342523).

5. Обида коррелирует с: индексом враждебности (0,634738); индексом агрессивности (0,560629); вербальной агрессией (0,494647); физической агрессией (0,421586); чувством вины (0,41206); негативными эмоциональными переживаниями (0,369325); раздражением (0,361331); тревожностью (0,340826).

6. Подозрительность коррелирует с: индексом враждебности (0,82959); индексом агрессивности (0,551555); тревожностью (0,510835); вербальной агрессией (0,44751); негативными эмоциональными переживаниями (0,425954); раздражением (0,377441); негативизмом (0,348901); косвенной агрессией (0,338452).

7. Вербальная агрессия коррелирует с: индексом агрессивности (0,753316); индексом враждебности (0,614781); негативными эмоциональными переживаниями (0,579695); тревожностью (0,531873); обидой (0,494647); возбудимостью (0,46305); подозрительностью (0,44751).

8. Чувство вины коррелирует с: обидой (0,41206); физической агрессией (0,359444).

9. Индекс враждебности коррелирует с: подозрительностью (0,82959); индексом агрессивности (0,740781); обидой (0,634738); вербальной агрессией (0,614781); негативными эмоциональными переживаниями (0,544027); тревожностью (0,524667); раздражением (0,498379); физической агрессией (0,49076); возбудимостью (0,419208); косвенной агрессией (0,375361).

10. Индекс агрессивности коррелирует с: раздражением (0,75982); вербальной агрессией (0,753316); негативными эмоциональными переживаниями (0,753308); индексом враждебности (0,740781); тревожностью (0,693067); физической агрессией (0,586222); обидой (0,560629); возбудимостью (0,558203); подозрительностью (0,551555); негативизмом (0,472532); косвенной агрессией (0,391164).

11. Тревожность коррелирует с: индексом агрессивности (0,693067); негативными эмоциональными переживаниями (0,602329); возбудимостью (0,60111); раздражением (0,572729); вербальной агрессией (0,531873); индексом враждебности (0,524667); подозрительностью (0,510835); негативизмом (0,387361); физической агрессией (0,357636); обидой (0,340826).

12. Негативные эмоциональные переживания коррелирует с: индексом агрессивности (0,753308); раздражением (0,680078); тревожностью (0,602329); возбудимостью (0,585916); вербальной агрессией (0,579695); индексом враждебности (0,544027); подозрительностью (0,425954); негативизмом (0,401922); обидой (0,369325); косвенной агрессией (0,366575); физической агрессией (0,354154).

13. Возбудимость положительно коррелирует с: тревожностью (0,60111); негативными эмоциональными переживаниями (0,585916); индексом агрессивности (0,558203); раздражением (0,544178); вербальной агрессией (0,46305); индексом враждебности (0,419208); негативизмом (0,342523).

Кроме того, возбудимость отрицательно коррелирует с экзальтированностью (-0,40754), т.е. для исследуемой группы младших школьников эти качества взаимоисключающие.

При помощи теста «Незаконченные предложения» нам удалось выявить наиболее проблемные области в отношениях младших школьников, склонных к проявлению агрессивных форм поведения:

- 25% детей отметили, что редко видят отца; у 10% из них сложились дисгармоничные отношения с отцом («Думаю, что мой отец не любит меня», «…часто злится на меня», «…постоянно ругает меня);

- у 32% детей сложились дисгармоничные отношения с матерью («Я люблю свою маму, но она часто кричит на меня», «…она всегда злая», «…она все время меня ругает», «…она не всегда любит меня», «Я хотела бы, чтобы моя мама перестала ругаться на меня); 16% считают, что мама уделяет им мало внимания;

- у 28% детей сложились дисгармоничные отношения с одноклассниками («Ребята, с которыми я учусь, злые», «…ненадежные», «…бесят меня», «…выводят меня из себя»);

- у 15% сложились дисгармоничные отношения с учителем («В школе моя учительница злая», «…часто меня ругает» «…кричит на меня», «…недолюбливает меня»);

- 54% детей испытывают тревогу, страхи и опасения («Мне хотелось бы перестать бояться злых людей», «…всех», «…других», «…своих родителей», «…мальчишек из нашего класса», «…темноты», «…высоты», «…собак» и т.д.).

Для выявления достоверности различий в психологических аспектах агрессивного поведения младших школьников, непосещающих и посещающих учреждение дополнительного образования детей мы использовали критерий Стьюдента (t). Различия можно считать достоверно значимыми при t 2, 666.

В ходе исследования мы установили, что существуют достоверно значимые различия в психологических аспектах агрессивного поведения младших школьников, непосещающих и посещающих МОУ ДОД «Дворец пионеров и школьников г. Курска» (см.: Приложение 7), по следующим шкалам:

- косвенная агрессия (t = 4,767719);

- раздражение (t = 3,17525);

- вербальная агрессия (t = 2, 686316);

- индекс агрессивности (t = 3,079303);

- негативные эмоциональные переживания (t = 3,335713).

В результате сравнения средних арифметических значений по выше перечисленным параметрам мы выяснили, что значения средних арифметических по данным шкалам в значительной степени выше у младших школьников, посещающих «Дворец пионеров и школьников г. Курска», чем у младших школьников непосещающих данное учреждение.

Таким образом, младшие школьники, посещающие МОУ ДОД «Дворец пионеров и школьников г. Курска» гораздо чаще применяют по отношению к окружающим косвенную и вербальную агрессию, они более склонны к раздражению, у них значительно выше показатели индекса агрессивности и уровня негативных эмоциональных переживаний.

Данные выводы подтверждают и результаты по проективной методике «Рисунок несуществующего животного» (см. Приложение 8). Младшие школьники, посещающие «Дворец пионеров и школьников» в 3,4% случаев чаще изображали несуществующее животное с диагностическими симптомами, указывающими на склонность ребенка к агрессивному поведению.

Кроме того, чтобы проверить, существуют ли достоверно значимые различия в психологических аспектах агрессивного поведения между младшими школьниками, непосещающими «Дворец пионеров и школьников г. Курска», из общеобразовательной средней школы №17 г. Курска и младшими школьниками, непосещающими «Дворец пионеров и школьников г. Курска», из общеобразовательной средней школы с углубленным изучением отдельных предметов №6 г. Курска, мы также использовали критерий Стьюдента. В результате мы установили, что достоверно значимых различий в психологических аспектах агрессивного поведения между младшими школьниками данных школ не существует (Приложение 9).

Также в ходе исследования с помощью критерия Стьюдента мы установили, что существуют достоверно значимые различия между мальчиками и девочками в психологических аспектах агрессивного поведения в младшем школьном возрасте по следующим шкалам:

- негативные эмоциональные переживания (t = 3,200553);

- эмотивность (t = 4,168692).

В результате сравнения средних арифметических значений по выше перечисленным параметрам мы выяснили, что мальчики младшего школьного чаще, чем девочки испытывают негативные эмоциональные переживания, в сою очередь девочки данного возраста более эмотивны, т.е. склонны к более сильным, глубоким переживаниям, дольше находятся власти впечатления от пережитого.

Таким образом, в процессе исследования мы реализовали поставленные цели:

- определили, что психологические аспекты агрессивного поведения в младшем школьном возрасте характеризуются наличием корреляционной связи между формами проявления агрессии, тревожностью, негативными эмоциональными переживаниями и возбудимостью. Кроме того, мы выявили сферы дисгармоничных отношений у младших школьников, склонных к проявлению агрессивных форм поведения;

- установили, что существуют достоверно значимые различия в психологических аспектах агрессивного поведения младших школьников, непосещающих и посещающих МОУ ДОД «Дворец пионеров и школьников г. Курска». Согласно результатам исследования младшие школьники, посещающие МОУ ДОД «Дворец пионеров и школьников г. Курска» гораздо чаще применяют по отношению к окружающим косвенную и вербальную агрессию, они более склонны к раздражению, у них значительно выше показатели индекса агрессивности и уровня негативных эмоциональных переживаний;

- выяснили, что мальчики младшего школьного возраста чаще, чем девочки испытывают негативные эмоциональные переживания, в сою очередь девочки данного возраста более эмотивны.


Заключение

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос (Н.А. Дубинко, Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева, Т.П. Смирнова, И.А. Фурманов, Л.В. Семенюк, Л.М. Шипицыной и др.). Однако, несмотря на значительное количество исследований, посвященных этой тематике, в современной психологической литературе мало внимания уделяется психологическим аспектам агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Кроме того, недостаточно психологической литературы, содержащей практические рекомен­дации по коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.

Итак, цель данной курсовой работы заключалась в изучении психологических аспектов агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.

В ходе выполнения работы были решены поставленные задачи:

- произведен анализ и обобщение психологической литературы по проблеме агрессии, в общем, и проблеме агрессивного поведения детей в младшем школьном возрасте, в частности;

- выявлены факторы, оказывающие влияние на становление агрессивного поведения детей;

- изучены психологические аспекты агрессивного поведения детей младшего школьного возраста;

В курсовой работе раскрыта сущность понятия «агрессия» с точки зрения различных психологических направлений.Основными из них являются: теория инстинкта, фрустрационная теория,когнитивная модель агрессии,теория социального научения. Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения и его психологических механизмов. Нами было разработано следующее рабочее определение понятия «агрессия»: агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живо­му существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения.

На становление агрессивного поведения детей оказывают влияние три основных источника: семья, опыт взаимодействия со сверстниками и средства массовой информации.

Ребенок может усваивать агрессивные модели поведения, опираясь на образец родительских отношений, опыт взаимодействия с сибсами, а также в результате неблагоприятного эмоционального состояния, возникающего при неудовлетворительных внутрисемейных отношениях.

Игры-потасовки со сверстниками также дают ребенку возможность научиться агрессивным реакциям, но не все дети переносят опыт агрессивного поведения из игры в реальную жизнь. Агрессивное поведение в процессе взаимодействия со сверстниками усваивают в основном дети социально не компетентные в вопросах коммуникации.

Кроме того, существует взаимосвязь между наблюдением насилия по телевидению и агрессивным поведением детей. Дети не всегда демонстрируют все виды агрессии, наблюдаемые ими по телевидению, но некоторые из них они все же берут в свой арсенал взаимодействия с другими детьми, родителями и иными взрослыми.

Для изучения психологических аспектов агрессивного поведения детей младшего школьного возраста нами было проведено эмпирическое исследование.

Объектом исследования являлось проявление агрессивных форм поведения у детей младшего школьного возраста. Предметом исследования были психологические аспекты агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.

Методическую основу исследования составляли концептуальные положения теории социального научения А.Бандуры; теоретические позиции аффективно-динамичекого подхода И.А. Фурманова; положения о построении системы коррекционной работы с агрессивными детьми Т.П.Смирновой.

В процессе исследования применялись следующие методы: наблюдение, тестирование, опрос, изучение продуктов деятельности.

В частности использовались следующие методики: адаптированный для младших школьников вариант опросника Баса-Дарки; адаптированный для младших школьников вариант опросника Леонгарда-Шмишека; адаптированный для младших школьников вариант опросника Ч.Д.Спилбергера; адаптированный для младших школьников тест «Незаконченные предложения»; проективная методика «Рисунок несуществующего животного.

В результате исследования была отвергнута выдвинутая нами гипотеза о том, что младшие школьники, посещающие учреждение дополнительного образования детей, в меньшей степени склонны к проявлению агрессивного поведения, чем младшие школьники, не посещающие учреждения данного типа.

В ходе исследования мы установили, что:

- психологические аспекты агрессивного поведения в младшем школьном возрасте характеризуются наличием корреляционной связи между формами проявления агрессии, тревожностью, негативными эмоциональными переживаниями и возбудимостью;

- существуют достоверно значимые различия в психологических аспектах агрессивного поведения младших школьников, непосещающих и посещающих МОУ ДОД «Дворец пионеров и школьников г. Курска». Согласно результатам исследования младшие школьники, посещающие МОУ ДОД «Дворец пионеров и школьников г. Курска» гораздо чаще применяют по отношению к окружающим косвенную и вербальную агрессию, они более склонны к раздражению, у них значительно выше показатели индекса агрессивности и уровня негативных эмоциональных переживаний;

- мальчики младшего школьного возраста чаще, чем девочки испытывают негативные эмоциональные переживания, в свою очередь девочки данного возраста более эмотивны.

В приложении даны методики и шкалы измерения состояния агрессии, акцентуированных черт личности, уровня познавательной активности, тревожности и отрицательных эмоциональных переживаний как свойства личности, мотивационной сферы и направленности личности, а также рисунки младших школьников по проективной методике «Рисунок несуществующего животного».


Литература

1. Алфимова М.В. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – 2000. - №6. – С. 112 – 121.

2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений.- М.: Апрель Пресс, 1999.

3. Безруких М.М. Проблемные дети. – М.: Изд-во УРАО, 2000.

4. Брагинский В. Как жить рядом с агрессивными детьми? // Здоровье детей. – 2000. - №27/28. – С. 19.

5. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – СПб.: Речь, 2004.

6. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия: Учеб. пособие.- СПб.: Питер, 2000.

7. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М.: Педагогика, 1991.

8. Детская практическая психология: Учебник/ Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2001.

9. Дубинко Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессии в детском возрасте // Вопросы психологии. – 2000. - №1. – С. 53 – 58.

10. Еськова С.Н. Методические рекомендации для психологов и воспитателей дошкольных учреждений по организации работы, предупреждающей отклонения в поведении детей./ Ред. Подымов Н.А. – Курск: Изд-во КГПУ, 2002.

11. Завражин С.А. Агрессивные фантазии в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1993. - №5. – С.43-49.

12. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. Вузов.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.

13. Карли П. Многообразие и многочисленность причин насильственного поведения //Официальная документация в образовании. – 2004. - №6. – С. 3-13.

14. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: «Академия развития», 1997.

15. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2000.

16. Кухранова И. Коррекционно-психологические упражнения и игры для детей с агрессивным поведением // Воспитание школьника. -2002. - №10. – С. 31-33.

17. Кэмпбелл Р. Как справится с гневом ребенка. – СПб.: Питер,1997.

18. Лабиринт души: Терапевтические сказки / Под ред. Хухлаевой О.В. - 3-е изд. - М.: Акаде­мический Проект: Трикста, 2004.

19. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии.- 1992.- №6.- С.168 – 171.

20. Лоренц К. Агрессия/ Так называемое «зло»/ Пер. с нем. – М.: Изд. гуппа «Прогресс»-Универс, 1994.

21. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – ООО Издательство «Речь», 2001.

22. Маликова Н.Э. Особенности профилактики агрессивных проявлений детей и подростков средствами психоаналитической педагогики: автореф. дис. кан. пед. наук: 13.01.01./ Маликова Н.Э.: Рязань, 2005.

23. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд., дораб. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996.

24. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В. Запорожца. – М.: Педагогика, 1983.

25. Психологические тесты. В 2 т./ под ред. А.А. Карелина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – Т. 1.

26. Психология детства: учебник / под ред. А. А. Реана. СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.

27. Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального ри­ска по злоупотреблению психоактивными веществами: рук. для педагогов, психологов, соц. педагогов/ М-во Образования и науки Рос. Федерации; [Л. М. Шипицынаидр.]; под ред. Л. М. Шипицыной, Л. С. Шмилени. — М.: Моск. гор. фонд поддержки шк. книгоиздания, 2004.

28. Рахматшаева В. Агрессивны – потому что несчастны // Семья и школа. – 1991. -№10. –С. 20-22.

29. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности. – СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 1996.

30. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 1992. - № 5. – С.35-41.

31. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1991. - №1. – С.81-88.

32. Сафуанов Ф.С. Психологическая типология криминальной агрессии // Психологический журнал. – 1999. - №6. – С. 24 - 35.

33. Семенюк Л.В. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М., 1998.

34. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997.

35. Смирнова Е.О., Хузеева Г. Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии.- 2002, № 1. – с.17 – 26.

36. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: AKADEMIA, 2001.

37. Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1990.

38. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: Пер., авт. вступ. ст. П.С. Гуревич. – М.: Республика,1994.

39. Фурманов И.А. Психология детей с нарушением поведения: Пособие для психологов и педагогов/ И.А. Фурманов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

40. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

41. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб: «Речь», 2000.

42. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб: Валери СПД, 2002.


Приложения

Приложение 1

Опросник Басса-Дарки

(адаптированный вариант)

Инструкция: Данный опросник состоит из 20 утверждений, на которые Вам предстоит ответить "ДА" или "НЕТ". Для ответа "ДА" напишите букву "Д" или "+" Для ответа "НЕТ" напишите букву "Н" или "-"

1. Я не всегда получаю то, что мне положено.

2. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

З. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

1. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

2. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

3. Ячувствую себя настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько лучше, чем я ожидал.

7. Мне кажется, что многие люди не любят меня.

8.Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.

9. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

10.Иногда я сильно завидую кому-нибудь, но не показываю этого.

11.Иногда мне кажется, что надо мной все смеются.

12.Если кто-нибудь из ребят раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю.

13.Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.

14.Когда на меня кричит кто-нибудь из ребят, я начинаю кричать в ответ.

15.Неудачи огорчают меня.

16.Иногда я так злился, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал её.

17.Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

18.Иногда я чувствую, что со мной поступают несправедливо.

19. Яругаюсь только со злости.

20.Обычно я скрываю своё плохое отношение к людям.

Ключ к опроснику

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

1. Физическая агрессия: «да» 8, «нет» 3.

2. Косвенная агрессия: «да» 16, «нет» 4.

3. Раздражение: «да» 9, 13, 17.

4. Негативизм: «да» 5.

5. Обида: «да» 1, 10, 18.

6. Подозрительность: «да» 2, 6, 7, 11, «нет» 20.

7. Вербальная агрессия: «да» 12, 14, 19, «нет» 20.

8. Чувство вины: «да» 1, 15.

Общий индекс агрессивности («ИА») равен сумме показателей 1, 3 и 7 шкалы.

Индекс враждебности («ИВ») равен сумме показателей 5 и 6 шкалы.

 

 


Приложение 2

Проективная методика «Рисунок несуществующего животного»

Инструкция: Придумай и нарисуй несуществующее животное и назови его несуществующим названием.

Обработка

Для оценки агрессивности поведения ребенка можно использовать следующие диагностические критерии.

 

№ п/п Симптом Балл
  Сильная, уверенная линия рисунка 0, 1
  Неаккуратность рисунка 0, 1
  Большое количество 0, 1, 2
  Верхнее размещение углов 0, 1
  Крупное изображение 0, 1, 2
  Голова обращена вправо или анфас 0, 1
  Хвост поднят вверх, пышный 0, 1
  Угрожающее выражение 0, 1
  Угрожающая поза 0, 1
  Наличие орудий нападения (зубы, когти, рога) 0, 1, 2
  Хищник 0, 1
  Вожак или одинокий 0, 1
  При нападении «дерется насмерть» или «всех убивает», дерется традиционными способами (зубы, когти, рога, хобот и т.д.) 0, 1
  Ночное животное 0, 1
  Другие признаки 0, 1

 


Приложение 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: