Задачи:
1) стимулирование раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
2) развитие сенсорной памяти;
3) стабилизация психических процессов, снятие напряжения.
1. Приветствие
Приветствие проводится так же, как и на первом занятии.
2.Ритуал вхождения в сказку
Звездочет: «Сегодня мы попадем в сказку с помощью волшебных бусинок. Посмотрите, у меня на ладошке лежат бусинки разного цвета и размера. Выберите себе ту, которая вам больше всего понравится. — Дети выбирают бусинки и кладут их себе на ладошки. — А теперь шепните своей бусинке: "Дай мне, пожалуйста, волшебной силы". Теперь крепко-крепко зажмите ее в ладошке. Почувствуйте, как от маленькой бусинки идет тепло. Это волшебная сила необыкновенной бусинки. Когда вы почувствуете, что силы вам уже достаточно, можете положить бусинку в эту волшебную шкатулку».
З.Цветотерапия «Цветок настроения»
Звездочет: «Сейчас каждый из вас возьмет по одному лепестку любого цвета, Это, который вам сейчас больше всего нравится».
Дети выбирают лепестки и общими усилиями выкладывают из них разноцветный цветок. Психолог обращает внимание на цвета, которые! выбрали дети.
Звездочет: «Замечательный цветок у вас получился. А вы были когда-нибудь в поле утром? Однажды утром, взглянув в свою подзорную трубу на утренний луг, я чуть не ослеп. Весь луг сверкал. Как вы думаете почему?
Вот послушайте».
4. Рассказ «Какая бывает роса на траве» (Л. Толст о й)
Когда в солнечное утро, летом, пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и желтым, и красным, и синим. — Что за алмазы можно увидеть утром на траве? Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.
Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.
Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.
5. Визуализация «Напиток из росинок» Звездочет просит детей вообразить, что в руках у них маленькие чашечки. И в эти чашечки Звездочет наливает из воображаемого волшебного сосуда свежую, только что собранную росу: «Она еще пахнет цветами. Попробуйте, какая она на вкус. Пейте ее маленькими глотками. Когда вы допьете последнюю росинку, можете поставить воображаемые чашечки на стол. Я тоже попробовал волшебного напитка из росинок, набрался волшебной силы, и теперь мне пора возвращаться на свою Планету».
6. Проблемные вопросы
Психолог предлагает детям вопросы для обсуждения:
— Как появляется роса?
— Кому хорошо, что появляется роса? Почему?
— Кому плохо? Почему?
— Куда потом девается роса?
— Кого можно напоить одной маленькой росинкой?
— Как можно использовать росинки?
— Если бы росинки были размером с воздушный шарик, с пятиэтажный дом?
— Если бы роса была из молока?
7. Ароматерапия
Психолог просит детей потереть ладошка о ладошку, затем капает им на ладошку капельку масла лаванды. Дети растирают масло в ла дошках и в течение нескольких минут вдыхают аромат лавандового масла.
8. Упражнение «На что похожа росинка»
Психолог предлагает детям найти, на что похожа росинка.
9. Сочинение сказки «Росинка - путешественница»
Психолог говорит детям, что сейчас им нужно придумать сказку, как росинка попала на луг и решила она попутешествовать по белу свету. А дальше с ней произошло вот что...
10. Ре флексия
Рефлексия проводится так же, как и на первом занятии.
11.Ритуал прощания
Проводится так же, как на первом занятии.
Домашнее задание
Сочинение стихотворения или сказки на тему «Путешествие ро-синки».
Занятие 27 ЗЕЛЕНЫЙ ЗАЯЦ
Задачи:
1) стимулирование творческого самовыражения;
2) развитие умения направлять свой потенциал в сферу творчества;
3) гармонизация эмоционального состояния.
1. Приветствие
Рефлексия проводится так же, как и на первом занятии.
2.Ритуал вхождения в сказку
Звездочет: «Сегодня мы с вами попадем в удивительную сказку. Но, чтобы попасть туда, надо настроиться на ее лад. А поможет вам попасть туда ваш внутренний телевизор, который может показать любые воображаемые вами картинки. Закройте глаза и представьте себе луг. В вашем воображении возник какой-то уголок знакомого вам луга. Помогите себе увидеть его. Вспоминайте образы и звуки. Зеленая лужайка... Ветер качает травы... Они колышутся, как большое зеленое море... Прислушайтесь, как стрекочет кузнечик. Где-то далеко слышна песня жаворонка... А теперь откройте глаза. Все смогли очутиться в сказке? Ведь именно на лугу и произошла та необыкновенная история, которую я вам расскажу. И каких только чудес на свете не бывает в удивительном мире сказки».
3. Сказка «Зеленый заяц» (Г. Цыферов) Летом было все зеленое на лугу: зеленая трава, зеленые листья, зеленые деревья. По зеленой траве скакали зеленые лягушки и громко кричали: «Квак- квак».
Ну а потом на эту зеленую лужайку пришел серый заяц. Его увидел лягушонок и начал говорить:
— Квак-квак, зимой ты белый, а летом серый. Летом надо быть зеленым. Ступай и перекрасься.
Пошел заяц, перекрасился в зеленый цвет. И никто его не узнал.
Только все сказали:
— Посмотрите, какая смешная лягушка. У нее очень длинные уши.
Звездочет: «Вот такая история может произойти с тем, кто перестанет быть самим собой. А еще я принес с собой волшебные стеклышки, которые превращают обыкновенный мир в зеленый».
4. Цветотерапия «Зеленый мир»
Звездочет предлагает детям с помощью волшебного зеленого стеклышка оказаться в зеленом мире.
Дети рассматривают все предметы в комнате через зеленое стеклышко.
Звездочет: «Ребята, мне пора улетать. А вы, пожалуйста, придумайте для моей волшебной книги зеленые сказки».
5. Упражнение «Сочини сказку»
Психолог раздает детям карточки, на которых нарисованы солнышко, дождик, снег, девочка и т. п., и предлагает детям придумать сказку, как в один прекрасный день какой-то предмет или персонаж стал вдруг. зеленым и что с ним могло произойти.
6. Рисование «Нарисуй свою сказку»
Используя как можно больше оттенков зеленого цвета, дети рис ют свои зеленые сказки.
7. Рефлексия
Рефлексия проводится так же, как и на первом занятии.
8.Ритуал прощания
Проводится так же, как и на первом занятии.
Домашнее задание
Сочинение стихотворения о зеленом зайце.
Занятие 28
ПРОЩАНИЕ Q ПЛАНЕТОЙ ЧУДЕС
Задачи:
1) стимулирование творческого самовыражения;
2) развитие вариативности и оригинальности мышления;
3) развитие коммуникативных навыков.
1. Приветствие
Приветствие проводится так же, как и на первом занятии.
2.Ритуал вхождения в сказку
Звездочет: «Сегодня мы попадем в сказку с помощью волшебного колечка. Его надо надеть на палец и сказать: "Кто колечко повернет, тот и в сказку попадет"». Дети, передавая кольцо по кругу, надевают его, поворачивая вокруг пальца.
Звездочет: «Сегодня мы встречаемся с вами последний раз. За время наших встреч вы многому научились. — Звездочет подводит детей к столу, на котором лежат оформленные в виде книжек сказки и стихи, сочиненные ими во время занятий и дома. — Посмотрите, какие замечательные книжки получились. В них все ваши рисунки. Я думаю, у меня появится еще одна волшебная книга, которую я буду читать другим детям. А еще вы научились находить выход из самых необычных ситуаций. Я думаю, что вы догадались, что необычное можно найти в любом предмете, ведь сказка живет не только на Планете чудес, но и на планете Земля. Главное, научиться находить ее в окружающем вас мире. И вы научились видеть, слышать, наблюдать, быть внимательными. Вы научились творить. И это обязательно поможет вам в жизни. А сейчас мы с вами напишем Гимн Планете чудес. Для этого каждый из вас скажет что-то сказочное об этой Планете».
З.Гимн Планете чудес
Первую строчку придумывает психолог, а дети по кругу продолжают. Например:
■— Что такое Планета чудес?
— Это мир, где сказки живут.
— Это страна волшебная.
— С волшебными деревьями и цветами, со сказочными домами.
— Там бродят звери волшебные.
— И птицы летают расчудесные.
— И бегают слонопотамы.
— И мы не боимся их, потому что они добрые.
— А еще там живет Звездочет.
— Он знает много сказок.
— Мы ждем, когда он придет опять.
Мы новые сказки будем читать.
4. Рсунок «П л а н е т ы чудес»
Звездочет: «Молодцы! Замечательно получилось! А теперь нарисуйте мне, пожалуйста, все вместе рисунок под названием "Планета чудес". Сначала обсудите, кто и что будет рисовать, и приступайте».
После окончания работы дети рассказывают, что каждый из них нарисовал на рисунке.
5. Рефлексия
Рефлексия проводится так же, как и на первом занятии.
б.Ритуал прощания
Проводится так же, как и на первом занятии.
ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА