Сказка о Зайце Коське и золотой рыбке




Жил заяц Коська со своей зайчихой. Пошел он на море рыбу ло­вить. Раз закинул невод — пришел невод с одной тиной, второй раз закинул — пришел невод с одними ракушками, а третий раз закинул — золотую рыбку поймал. «Отпусти меня, Коська, — просит его золотая рыбка. — Любое твое желание исполню». «Да не надо мне ничего», — ответил Заяц Коська. Отпустил золотую рыбку и пошел домой и т. д.

■ Любимые блюда сказочных персонажей

Дети задумывают какого-нибудь сказочного персонажа. Затем придумывают и рисуют его любимое блюдо. По окончании работы дети рассказывают, какое блюдо они нарисовали и для кого. Из рисунков детей можно сделать выставку «Любимые блюда сказочных персо­нажей».

■ Сказочные планеты

На полу лежат круги разного размера и разного цвета. Это сказоч­ные планеты. Дети выбирают по одной планете и отвечают на вопросы:

— Как называется ваша планета?

— Какие деревья, цветы, необыкновенные существа на ней живут?

— Какая там погода?

— Какие сказочные герои могут там жить?

— Что еще интересного можно увидеть на этой планете?

— Веселые или грустные жители этой планеты? Почему?

После того как все дети расскажут о своих планетах, можете пред­ложить им ответить на вопрос: «С жителями какой из планет они хоте­ли бы подружиться?», а затем нарисовать жителей своих сказочных планет.

■ Чудесные превращения

По кругу пускается любой предмет (газета, карандаш, кубик и т. д.), что этот предмет будет обозначать, придумывают сами дети. Напри­мер, психолог передает ребенку газету и говорит:

— Это — зонтик.

Получив названный предмет, ребенок соответственно действует с ним, тренируя память чувствования, а затем передает соседу, приду­мывая и объявляя другое обозначение предмета. Например:

— Это — торт.

— Это — юбка.

— Это — веер и т. д.

■ Волшебные вещи

Дети рассматривают картинки с изображением сказочных атрибу­тов: волшебная палочка, волшебное колечко, скатерть-самобранка, са­поги-скороходы, шапка-невидимка, цветик-семицветик, ковер-самолет др. Каждый ребенок выбирает один волшебный предмет, а затеи представляет, что он превратился в эту волшебную вещь. Затем каждая «сказочная вещь» рассказывает о себе, отвечая на вопросы педаго- га (психолога):

— Когда и где вы родились?

— Что волшебного вы умеете делать?

— С кем из сказочных героев вы дружите? Какому сказочному гeрою вы могли бы еще помочь?

— Какое настроение у вас бывает чаще всего?

— Какое ваше самое заветное желание?

■ Непростая палочка

По аналогии со сказкой, в которой у ежика была палочка, которая при необходимости становилась палочкой-выручалочкой, палочкой-ковырялочкой, палочкой-стучалочкой, детям предлагается придумать еще, чем может быть обыкновенная палочка. Например, палочка-писалочка, палочка-игралочка, палочка-измерялочка, палочка-защищалочка, палочка-стрелялочка, палочка-узнавалочка и др.

■ Палочка-узнавалочка

Дети берут в руки карандаш. Он будет их палочкой-узнавалочкой. Перед каждым ребенком на столе три предмета, которые дети обсле­дуют с помощью палочки. Потом детям завязывают глаза, убирают два предмета и просят с помощью палочки узнать, какой предмет остался стоять на столе.

■ Заколдованный замок

Детям предлагается побывать в заколдованном замке, в котором злой волшебник сделал так, что все предметы стали невидимыми, и совершить определенные действия с этими невидимыми предметами:

— поиграть с невидимым мячиком; побросать мячики друг другу;

— полистать невидимую книгу;

— поиграть на невидимой скрипке;

— поднять невидимое тяжелое ведро с водой, поставить его на ска­мейку;

— взять невидимый стакан с водой, принести и поставить его на стол;

— примерите невидимую шляпку;

— съесть невидимый пирожок и т. д.

■ Оправдание поступка

Детям предлагается «превратиться» в какого-либо сказочного ге­роя. По сигналу дети должны совершить определенное действие (под­прыгнуть, спрятаться, закрыть лицо руками, закричать «Ура!» и т. д.). Затем у каждого «сказочного героя» спрашивают, почему он это сде­лал. Например,

— Винни-Пух, ты почему закричал «Ура!»?

— Я мед нашел.

«Сказочные герои» должны дать оправдание своим действиям.

■ Домик для поросят

Дети представляют, что они поросята, которым надо построить на­дежный дом и найти выход из различных ситуаций:

— А если бы у вас были очень слабенькие лапки?

— А если бы вы оказались в пустыне?

— А если бы вас забросило на необитаемый островок, где росла бы только одна пальма?

— А если бы вы оказались на Северном полюсе?

Можно придумать много других ситуаций по разным сказкам.

■ Сказочная примерочная

Детям предлагается посетить сказочную примерочную. Каждый ребенок по очереди заходит в примерочную кабинку, перед зеркалом «примеряет» на себя какую-нибудь роль (например, зайца Хвасты, по­чтальона Печкина, Буратино, Карабаса-Барабаса, кошечки, старичка и т. д.), затем выходит в этой роли и выполняет какие-то действия. Дети пытаются отгадать, какую роль примеряет ребенок.

■ Представьте себе

Дети представляют, что они резиновые, упругие мячики, которые весело прыгают по асфальту. Возможны самые разные варианты: пред­ставьте себе, что вы

— Легкие воздушные шарики. Сегодня у шариков праздник.

— Инопланетяне. Поприветствуйте друг друга.

— Рыбки, вы весело плаваете, виляя хвостиками.

— Змея, ползущая по траве; вы очень осторожно ползете.

— Пантера Багира; вы очень хорошо прыгаете с дерева на дереве

— Плюшевый медвежонок. У вас ватные ноги. Побегайте наперегонки.

— Снежная королева, у вас гордый и холодный взгляд.

— Золушка или принц на балу.

■ Дерево желаний

Дети выбирают картинку с изображением сказочного героя и при­думывают, какое заветное желание может быть у этого сказочного ге­роя. Детям раздают вырезанные из цветной бумаги листочки и просят на обратной стороне нарисовать это желание. Затем дети прикрепляют эти листочки с помощью пластилина на дерево, нарисованное на лис­те ватмана или обоях. После этого каждый ребенок по очереди «сры­вает» листочек с дерева, рассматривает рисунок и отгадывает, чье это желание. Если он затрудняется, ему помогают остальные дети.

■ Заколдованные горы

Детям рассказывают о том, как однажды злая колдунья разозлилась на некоторых животных и превратила их в горы. Перед детьми раскла­дываются рисунки гор, контуры которых напоминают различных жи­вотных. Дети должны отгадать, кто заколдован в каждой горе.

■ Шумовая сказка

Одного ребенка выбирают отгадчиком, который должен выйти за дверь. Берется одна строчка из любой сказки. Каждый ребенок полу­чает по одному слову из этой строчки. Входит отгадчик. По команде псИхолога все дети произносят хором - каждый свое слово. Нужно

отгадать, из какой сказки строчка.

■ Сказочный телевизор

Детям рассказывают, что «сказочный телевизор» — это такой фан­тастический прибор нашего воображения, который способен по звуку показать любой предмет, любую сказку, любое событие.

Вариант I. Дети отворачиваются. Психолог (педагог) стучит каран­дашом по любому предмету в комнате и предлагает им увидеть на сво­ем сказочном телевизоре, что это за предмет.

Вариант П. Детям дают послушать в записи различные звуки (шум прибоя, журчание ручья, пение птиц, лай собаки, биение сердца, зву­чание колокольчиков, шум дождя, завывание волка, стук колес поезда и т. д.) и предлагают увидеть на экране сказочного телевизора сказку, где встречается этот звук или придумать сказку с этим звуком.

■ Сказочный магнитофон

Детям рассказывают, что в нашем воображении существует сказоч­ный магнитофон, который записывает все звуки, которые мы когда-то

слышали.

Детей просят закрыть глаза: «Представьте себе, что вы идете по лесу, слышите пение лесных птиц. Где-то на дереве стучит дятел. Вот кукушка несколько раз сказала: "Ку-ку" и замолчала, затрещала соро­ка. Вы подходите к ручью — послушайте, как он журчит, обходя ка­мешки. Вдруг где-то далеко в небе раздались раскаты грома. Смолкли птицы. В лесу воцарилась тишина. Вы слышите, как застучали по лис­тьям, по траве первые капли дождя. Вам надо торопиться домой. Сде­лайте глубокий вдох, выдох и откройте глаза».

■ Аленький цветочек

Дети вспоминают сказку с указанным названием и придумывают сказочный цветок другого цвета, используя названия промежуточных цветов. Например, лимонный цветочек, малиновый цветочек, кашта­новый цветочек, апельсиновый цветочек, салатовый цветочек, мышиный цветочек, небесный цветочек и т. д. Затем дети рисуют его и рас­сказывают, какими сказочными свойствами он обладает.

Если дети еще не знают названия этих цветов, перед ними раскла­дывают карандаши и просят их найти карандаш апельсинового цвета, малинового цвета и т. д. Можно спросить, на какой фрукт похож по цвету этот карандаш. На какое растение? На какое животное? На какое дерево? И т. д.

Детей знакомят с такими обозначениями цвета, как шоколадный, молочный, морской, лазурный, золотой, металлический, болотный и т. д.

■ Земля, воздух, вода

Дети стоят в кругу. Когда психолог, бросая ребенку мяч, говорит «земля», ребенок должен назвать любое наземное животное; «воз­дух» — птицу, летающее насекомое; «вода» — рыбу.

■ Волшебные кружочки

Дети стоят в кругу. У психолога в руках три кружка разного цвета: белый, черный, голубой. Каждому ребенку по очереди он показывает один из кружочков. Увидев белый кружок, ребенок называет птицу или насекомое; черный — наземное животное; голубой — рыбу.

■ Сказочный мяч

Дети стоят в кругу. У одного из детей в руках мяч. Он бросает мяч любому ребенку и называет сказочного героя. Например, Колобок. Тот, кто поймал, должей назвать действие этого героя. Например, катится. Затем он должен назвать любого другого сказочного героя и бросить мяч другому ребенку, который назовет действие героя.

■ Страна хлопунчиков

Дети представляют, что они попали в одну сказочную страну — страну хлопунчиков. Там все люди разговаривают с помощью хлоп­ков. Психолог, обращаясь к ребенку, хлопает в ладоши в определенном ритме и темпе. Ребенок отвечает психологу, повторяя характер его хлопков:

«Я как будто спрашиваю вас о чем-то, а вы отвечаете. Отвечайте мне в том же тоне и с той же силой удара, с которой я задаю вопрос. А теперь поспорим? Чем тише я хлопаю, тем громче отвечайте. Чем громче мой хлопок, тем тише должен быть ваш. А теперь разойдитесь по комнате. Когда будете встречаться друг с другом, можете поздоро­ваться с помощью хлопков, поговорите друг с другом. Замечательные хлопунчики!»

Так же можно побывать в стране топотунчиков.

■ Пофантазируем

Детям предлагается пофантазировать:

— На какого животного похож этот стол? Почему он неподвижен? Где он находится? Что вокруг него?

— На какую птицу похож этот цветок в вазоне? Какие бы движе­ния, взмахи крыльев подошли бы ему?

— Кого вам напоминает эта веревка? Расскажите об этом существе. И т. д.

■ Живой стул

Психолог говорит: «Представьте, что вот этот стул стал живым. Нет, не зверем и не птицей. Просто — живой стул. Скажите, сколько ему лет. Какой у него характер? Что он любит и о чем мечтает?» «Живым» может стать любой предмет: книга, карандаш, лампа, ка­мень, чайник, форточка и т. д. Нужно пофантазировать.

■ Космическое путешествие

Детям предлагается отправиться в космическое путешествие на да­лекие планеты. Каждый космонавт полетит на свою сказочную плане­ту. Психолог просит детей поудобнее устроиться в кресле и, когда он досчитывает до ноля, закрыть глаза — ракета взлетела. Психолог го­ворит: «Вы летите в космическом пространстве. Посмотрите в иллю­минатор, вы видите Млечный Путь. Посмотрите, по левому борту вы видите планету, на ней можно рассмотреть горы и океаны. Это наша Земля. Внимание, будьте осторожны, прямо по курсу начался метеорит­ный дождь. Уходим от него. Можете расслабиться. Мы благополучно прошли метеоритный дождь. Смотрите, вдалеке видна планета сказок. Приземляйтесь. Выходите из космического корабля. Будьте осторож­ны, вы не знаете, какие сказки живут на этой планете. Оглядитесь. Если никого нет, идите в глубь планеты. Посмотрите, какие деревья там растут, цветы. Есть ли там реки, горы, постройки. Вот вдалеке мелькнула какая-то сказка. Присмотритесь какая. Какие сказочные ге­рои встречаются на этой планете? Чем занимаются? Подружитесь с ними. А теперь пора возвращаться обратно. Идите к своему космиче­скому кораблю. Садитесь в него. Помашите рукой жителям планеты сказок. Взлет. Темное космическое пространство, впереди светит пла­нета Земля. С каждой секундой вы все ближе и ближе к ней. Призем­ляйтесь. Как только я досчитаю до десяти, вы откроете глаза. Космическое путешествие закончилось. Сейчас вы нарисуете все, что увидели на планете сказок». По рисункам детей можно оформить выставку «Планета сказок».

■ Дюймовочкины предметы

Детям раздают различные мелкие предметы: скорлупку от ореха, спичку, спичечный коробок, лист бумаги, ниточку, стеклышко, булавку и т. д. Дети должны подумать, как Дюймовочке сможет послужить тот »или иной предмет.

Например, коробок для спичек может быть кроваткой, шкафом, хра­нилищем для чего-нибудь; биточка может быть скакалкой, поводком для собачки Дюймовочки; скорлупка от ореха — кроваткой, лодочкой и т. д.

■ Найди пару

Детям раздаются карточки, на которых изображены сказочные ге­рои. При этом у двух детей, сидящих в разных местах, должны быть одинаковые карточки. По очереди каждый ребенок описывает своего сказочного героя, не называя его. Когда все расскажут о своем сказоч­ном герое, психолог хлопает в ладоши, и дети с парными картинками должны взяться за руки. Например: «Он всегда злой. Так и смотрит, кого бы то ему съесть. Ему это, правда, не всегда удается. Но если он даже и съест, в конце сказки его всегда ждет наказание».

«Это красивая женщина. Но у нее холодное сердце. Ей было скуч­но одной в своем дворце, поэтому она увезла мальчика. А его подруж­ка спасла его».

■ Вы попали в сказку

Дети выбирают иллюстрацию к любой сказке, а затем придумыва­ют, как бы разворачивался сюжет, если бы они сами очутились в этой сказке.

Например, иллюстрация к сказке «Красная Шапочка» (Красная Ша­почка и Волк): «Если бы я попал в эту сказку и увидел, как Волк разго­варивает с Красной Шапочкой, я бы быстрее побежал и позвал охот­ников, и тогда Волк не съел бы бабушку». «А я бы побежал и преду­предил бабушку, чтобы она не открывала никому двери».

■ Домик для сказочных животных

Дети вспоминают сказки «Теремок» и «Рукавичка». Затем им пред­лагается подумать, что еще может быть домиком для сказочных жи­вотных. Например: гриб, кувшин, полено, яблоко, тыква, груша, пень и т. д.

Дети придумывают сказку об этом домике и рисуют его.

■ Найди себе домик

Дети представляют, что они отправились на прогулку по лесу. Они вышли на полянку и увидели там волшебника. Взмахнул волшебник своей волшебной палочкой, и каждый из них стал ростом с Дюймо­вочку. Дети должны найти себе на полянке домик (грибок, пенек, нор­ку) или построить его из листиков, коры деревьев, трави­нок, палочек.

■ Живые вещи

Дети садятся в круг, осматриваются, выбирают в комнате любе предмет и называют его. Затем представляют, что они превратили в выбранный ими предмет, и отвечают на вопросы. Например, психолог обращается к ребенку, который «превратился» в стол:

— Сколько тебе лет?

— Когда у тебя бывает хорошее настроение?

— Когда — плохое?

— Какой у тебя характер?

— Можешь ли ты заболеть?

— Есть ли у тебя друзья?

— Что ты чувствуешь, когда по тебе стучат кулаком?

— Что ты испытываешь, когда тебя протирают?

— Нравится ли тебе, когда отмечают праздники?

— Какой праздник ты любишь больше всего? Почему?

Затем дети рисуют портрет живой вещи, изображая ее так, чтоб было видно, что вещь живая (например, рисуют ей глаза, рот, уши и т. д.).

■ Что будет, если встретятся...

Детям предлагается вообразить дальнейшее развитие событий при встрече похожих сказочных героев:

— Представьте себе, что встретились Бармалей и Карабас-Барабас. Что будет?

— Представьте себе, что встретились лягушка-царевна и лягушка- путешественница.

— Представьте ceбe, что встретились золотая рыбка и щука из сказки про Емелю.

Также можно назвать Винни-Пуха и Медведя из русских народные сказок, три поросенка и Пятачка, Кота Котофеевича и Матроскина и т.д.

■ Цветные камешки

Дети закрывают глаза, отводят назад руку и раскрывают ладошку. Каждому ребенку на ладошку кладется цветной камешек (покрашен краской), а дети должны, не открывая глаза, определить, какого цвета камешек.

Дети называют цвет, открывают глаза и смотрят, угадали они или нет.

■ Сказки о цветных камешках

Дети придумывают сказку о камешке любого цвета: сказка о синем камешке, сказа о зеленом камешке, сказка о красном камешке и т. д. Рассказывают, из какой страны их камешек, что это за страна, почему он такого цвета, хотелось бы ему поменять свой цвет на другой или нет, на что он похож и т. д. Затем детей просят нарисовать сказку о своем цветном камешке, используя как можно больше оттенков этого цвета.

■ Золотая рыбка

Дети представляют, что они — золотые рыбки. Пусть каждая рыб­ка расскажет о себе. Как ей живется в морской пучине, с кем она дру­жит, кто ее враги, нравится ли ей исполнять желания других людей? Какие желания ей нравится исполнять, а какие — нет, хотелось бы ей превратиться в простую рыбку? Есть ли у нее самой заветное жела­ние? Кому из сказочных героев она помогла? Что она хотела бы полу­чить в подарок?

■ Подарок для золотой рыбки

Дети представляют, что у золотой рыбки день рождения и ей нужно приготовить подарок. Они придумывают подарки, рисуют их, а затем объясняют, для чего золотой рыбке пригодится их подарок. Например: «Я подарю золотой рыбке фонарик. Когда ей будет в глубине темно, она его достанет и посветит себе дорогу».

■ Где находится волшебная сила золотой рыбки?

Детям раздают нарисованный контур золотой рыбки и спрашива­ют, как они думают, где у золотой рыбки находится ее волшебная сила (в голове, хвостике, плавничках, чешуе, глазах). Детям предлагается разукрасить рыбку, выделяя то место, где расположена волшебная сила, другим цветом.

■ Золотые волшебники

Дети придумывают сказку, в которой вместо золотой рыбки есть кто-то другой, кто исполняет желания. Например, золотая птичка, зо­лотая пчелка, золотой заяц, золотая собачка и т. д.: «Пошел дед в лес, поймал золотого зайца...» Дети рисуют сказку и дают ей название.

■ Цвет сказочных персонажей

Детям раздают квадратики десяти цветов (синий, зеленый, крас­ный, желтый, оранжевый, коричневый, фиолетовый, серый, черный, белый). Психолог называет сказочных героев, а дети показывают квад­ратик того цвета, с которым ассоциируется у них данный герой.

■ Цветной калейдоскоп сказок

Показывая детям кружки разного цвета, психолог просит их вспом­нить сказку, в названии которой встречается данный цвет. Например, красный кружок, дети называют — Красная шапочка, синий — Синяя борода, белый — Белая уточка, Белоснежка, оранжевый — Оранжевое горлышко.

■ Почему?

Детям предлагается поразмышлять о причинах поступков сказочных героев.

Почему:

— Емеля любил лежать на печи?

— Лягушке захотелось попутешествовать?

— Все звери захотели жить в одном теремке, а не подыскали себе
другое жилье?

— Кощей Бессмертный превратил Василису Прекрасную в лягуш­ку, а не в кошку?

— У Синей бороды была синяя борода, а не красная?

— Кот в сапогах ходил в них сам, а не отдал хозяину?

— Баба-Яга живет в избушке на курьих ножках, а не на каких-ни­будь других?

— Кощей Бессмертный спрятал свою смерть в яйце, а не в другом месте?

■ Цветные небылицы

Дети выбирают карточки, на которых нарисованы различные пред­меты, растения, животные, птицы, явления природы и т. д. Затем они получают кружок любого цвета. Дети должны придумать смешную сказку, как однажды предмет, изображенный у них на карточке стал такого же цвета, как их кружок. Например, на карточке, которую вытя­нул ребенок, нарисован дождь, а кружок у него оранжевого цвета, по­лучается словосочетание «оранжевый дождь». Ребенок рассказывает, как однажды дождь стал оранжевым и почему.

■ Дары сказочных героев

Детям предлагается выбрать карточку с изображением сказочного героя и подумать, что этот сказочный персонаж мог бы им подарить. Например, Винни-Пух — мед, золотая рыбка — исполнить желание, Буратино — золотой ключик и т. д.

■ Сказочный совет

Детям рассказывают о том, что для решения важных проблем в ска­зочной стране существует сказочный совет. На обсуждение совета вы­носятся разные вопросы, важные для жителей этой страны. Детей про­сят представить, что они — советники и должны найти решение про­блем. Например:

— Как помочь Страшиле стать умным?

— Что сделать, чтобы Снегурочка летом не растаяла?

— Как спасти птичку или зверя, которые дотронулись до посоха Морозки?

— Как победить Дракона?

— Как найти в лесу избушку Бабы Яги?

— Как отучить гусей-лебедей воровать маленьких детей?

— Как перевоспитать Шапокляк?

— Как быстро доставить доктора Айболита в Африку к больным зверятам?

— Как растопить сердце Снежной королевы? И т. д.

■ Чудесные вещи

На столе лежат следующие предметы: карандаш, книга, зеркальце ручка, расческа, ложка, часы, фонарик, зонтик, лампа и т. д. Дети вы бирают какой-нибудь предмет и рассказывают, какие чудеса он может творить.

Например:

— Зеркальце — в него можно увидеть все, что делается на свете;

— Ручка — всегда пишет без ошибок; может писать сама;

— Карандаш — сам рисует все что угодно, или все, что нарисует
карандаш, оживает;

— Книга — в ней ответы на все вопросы;

— Фонарик — показывает дорогу; и т. д.

■ Ярмарка чудесных вещей

Несколько детей — «продавцы», остальные «покупатели». «Продавцы» продают чудесные вещи, расхваливая их покупателям:

— Что вы продаете?

— Чудесные часы.

— А чем они чудесны?

— Они помогут очутиться вам в прошлом или будущем. Хотите,
чтобы быстрее было завтра? Переведите стрелки часов вперед и все.

■ Сказочные герои на необитаемом острове

Дети выбирают карточки с изображениями сказочных героев. Пси­холог просит их представить себя этим сказочным героем, оказавшим­ся на необитаемом острове и задает вопросы:

— С чего вы начнете жизнь на необитаемом острове?

— Что будете есть?

— Что будете пить?

— Из чего построите дом?

— Чем будете заниматься?

— Кого из животных вы приручите? И т. д.

Сказочные герои могут быть такие: Буратино, Винни-Пух, Незнай­ка, кот Матроскин, Красная Шапочка, Колобок, Емеля, Карлсон, Зо­лушка.

■ Шкатулка сказок

В шкатулке лежат картинки с изображениями разных предметов, растений, животных, птиц, явлений природы и т. д. Каждый ребенок по очереди достает из шкатулки 3 картинки и придумывает по ним сказку.

■ Например, облако, заяц, конфета

«Однажды заяц решил покататься на облаке. Сел он на него и поле­тел. Летел-летел, видит — внизу добрый волшебник конфеты раздает. Поблагодарил заяц облако, спрыгнул и упал прямо в мешок с конфе­тами».

■ Чудо-дерево

Дети вспоминают сказку К. Чуковского «Чудо-дерево». Им предла­гается придумать свое чудо-дерево и рассказать о нем. Дети рассказы­вают, что это за дерево, где оно растет, большое оно или маленькое, почему оно называется «чудо-дерево». Затем дети рисуют его. По ри­сункам можно оформить выставку работ детей.

■ Чудные деревья

Дети представляют, что они попали в сказочный лес, в котором ра­стут деревья, но не обыкновенные, а из различных материалов: стек­лянные, железные, шерстяные, каменные, золотые, глиняные и т. д. Дети представляют себя одним из этих деревьев и рассказывают, как им живется. Почему плохо быть таким деревом, почему хорошо.

■ Добрая Баба Яга

Дети представляют, что Баба Яга стала доброй, и пытаются приду­мать, какие добрые дела в лесу она могла бы совершить.

Дети могут выбрать карточки с изображениями сказочных персо­нажей и рассказать, как добрая Баба Яга помогла им. Например, Вин­ни-Пуху показала, где находится мед, Буратино помогла найти золотой ключик, Колобка спасла от лисы и т. д.

■ Домовенок Кузя

Дети представляют, что у них в доме поселился домовенок, и ста­раются ответить на вопросы, которые задает им психолог: «Где он бу­дет у вас жить? Как его будут звать? Во что вы с ним будете играть? Чему он вас будет учить? Чему он может научиться у вас? Какое на­строение у него бывает чаще всего? Когда он злится? Его любимое блюдо? Любимая сказка?» После этого дети могут нарисовать домо венка.

■ Сказочная телепрограмма «Ищу тебя»

Психолог говорит детям о том, что сейчас все по очереди будут дик торами на телевидении. Он начинает первым: «Внимание, внимание потерялся сказочный герой. Это мужчина в расцвете лет. Очень любит сладкое. В свободное время гуляет по крышам. Примета: на спине есть пропеллер. Если кто-то что-то о нем знает, просьба сообщить в редак­цию». Дети отгадывают сказочного героя и фантазируют, как он мог поте­ряться. Затем диктором становится другой ребенок.

■ Закончи предложение

Детям предлагается закончить предложения:

— Винни-Пух любит...

— Карлсону весело, когда...

— Баба Яга сердится, когда...

— Снегурочка грустит, когда...

— Колобок больше всего боится…

— Буратино больше всего нравится...

— Незнайке больше всего хочется...

— Кощей Бессмертный обрадовался, когда...

— Красная Шапочка заплакала, когда...

— Снежная Королева плохо себя чувствует, когда...

— Змей Горыныч удивился, когда...

— Чебурашка гордится тем, что..

— Когда Дюймовочку обижают, она...

— Однажды Кощей Бессмертный испугался...

■ Волшебная комната

Дети представляют, что они находятся в волшебной комнате и все предметы вокруг — волшебные. Дети рассказывают о каком-нибудь предмете в комнате, как о волшебном. Например: «Это волшебный стул. Кто сядет на него, сразу окажется там, где пожелает», «Это вол­шебное окно. Если в него посмотреть, то можно увидеть, что делается на другом конце света», «Это волшебная дверь. Через нее можно по­пасть в любую сказку».

■ Космический корабль

Каждый ребенок получает альбомный лист, на котором изображен космический корабль с тремя иллюминаторами. Детям предлагается представить, что они могут полететь на другую планету, с собой им можно взять двух сказочных персонажей. Нужно подумать и нарисо­вать себя и тех сказочных персонажей, которых дети хотели бы с со­бой взять. После этого объяснить, почему они хотели бы взять того или иного персонажа. Например: «Я бы с собой взял Дракона, потому что он сильный. А еще — Знайку, потому что он умный».

■ Сказочный почтальон

По считалке выбирается почтальон.

Почтальон:

— Тук-тук.

Дети:

— Кто там?

— Сказочный почтальон.

— Что принес?

— Письмо.

— От кого?

— От сказки.

— От какой?

Почтальон называет любую сказку. Дети:

— Что нужно?

Почтальон, в зависимости от названной сказки, дает детям задание (помочь вытянуть репку, испечь колобок, поймать золотую рыбку и т. д.). Дети выполняют задание, имитируя действия сказочных героев. Затем почтальон выбирает того, кто, на его взгляд, выполнял действия луч­ше всех, и тот ребенок становится почтальоном.

■ Тарабарская страна

Детям рассказывают о том, что где-то далеко-далеко, в каком-то ска­зочном мире существует Тарабарская страна. Там растут тарабарские деревья, бегают тарабарские животные, летают тарабарские птицы, и тарабарские люди говорят на тарабарском языке. Детей просят пред­ставить, что они оказались в этой стране, и чтобы жители их поняли, разговаривать нужно на тарабарском языке. Дети разбиваются на пары и в течение трех-пяти минут «разговаривают» друг с другом на этом непонятном языке (различные сочетания букв). После окончания упраж­нения детей просят рассказать, догадались ли они, что спрашивал или что отвечал их собеседник.

■ Найди похожего

Дети выбирают карточку с изображением сказочного героя. Затем по сигналу психолога дети должны найти похожего на своего сказоч­ного персонажа. Например, могут объединиться такие сказочные ге­рои, как Заяц Хваста, Винни-Пух, Волк, Медведь (они живут в лесу); Красная Шапочка, Герда, Женя из сказки «Цветик-семицветик» (девочки); Мальчик-с-пальчик, сынок-с-кулачок, Дюймовочка (малень­кие); Бармалей, Карабас-Барабас (злые) и т. д.

■ О чем мечтает сказочный герой

Каждый ребенок выбирает любого сказочного персонажа. Затем им раздают нарисованные либо вырезанные из цветной бумаги «цветики-семицветики». Дети должны подумать, какие желания могут быть у их сказочного персонажа, а затем нарисовать эти желания на обратной стороне лепестков. Из всех цветиков-семицветиков составляется «Ска­зочный сад желаний».

■ Портрет моего друга

Детям предлагается представить себя каким-либо сказочным пер­сонажем и подумать, кто может быть их другом, а затем нарисовать портрет своего друга.

■ От чего бы хотел отказаться сказочный герой

Дети выбирают картинки с изображениями отрицательных сказоч­ных героев и от их имени рассказывают, от каких привычек или пло­хих поступков они хотели бы отказаться.

Угадай, кто и что любит

Дети выбирают имя сказочного героя и от его имени рассказывают, что он любит. Например: «Винни-Пух — я люблю мед; Колобок — я люблю гулять по лесу; лягушка-путешественница — я люблю путе­шествовать и т. д.». После того как все дети по кругу расскажут о том, что они любят, психолог спрашивает: «Кто любит путешествовать? Кто любит гулять по крышам? Кто любит мед?» и т. д.

■ Правдивый ответ

Дети разбиваются на пары. Выбирают себе название сказочного ге­роя. Каждая пара берет себе мяч. Затем по очереди, бросая друг другу мяч, один ребенок задает вопрос, другой — должен дать правдоподобный ответ. Например, один крокодил Гена, другой — Карлсон: «Ч ты сегодня делал в зоопарке? — Работал. Какое у тебя настроение? Хорошее. Куда ты сегодня летал? — В гости к Малышу. Куда вы сего дня пойдете с Чебурашкой? — К тебе в гости».

■ Журналист сказочной газеты

По считалке выбирается журналист. Остальные дети выбирают катинки с изображениями сказочного персонажа. Журналист берет воображаемый микрофон, приходит в гости к сказочным героям и зада им вопросы. Например: у старухи с разбитым корытом спрашивает сделал ли ей дед новое корыто; у Буратино -— где сейчас находится золотой ключик; у Карлсона — купил ли он себе телевизор, у Шапокляк — нашла ли она себе друзей, и т. д. Если детям еще сложно придумывать вопросы, несколько вопросов может задать психолог, окончании упражнения он спрашивает, какие вопросы и какие ответы понравились детям.

■ Сказка по кругу

Дети сидят в кругу и рассказывают по кругу знакомую сказку: каж дый ребенок говорит по одному предложению, передавая друг другу мяч.

■ Новая сказка

Дети берут одну предметную картинку и садятся в круг. Им сооб- щается о том, что сейчас они будут сочинять новую сказку, используя' те картинки, которые у них есть. Первым начинает психолог, затем все дети по кругу говорят по нескольку предложений, в которых будет встречаться слово, изображенное на картинке.

■ Заколдованный царевич

Психолог рассказывает: «Один царевич странствовал по свету. За­брел он однажды в замок, который принадлежал злому колдуну. По­просил его царевич воды напиться. Подал злой колдун царевичу воды, да только не простой, а волшебной. Выпил царевич воды и не мог больше слова сказать. Так с той поры никто и никогда не слышал его голо­са. Он не может говорить, но может отвечать вам жестами, а вы попро­буйте догадаться». Все дети по очереди играют роль «заколдованного царевича», отвечая жестами на вопросы детей.

■ Королевство зеркал

Психолог рассказывает: «В тридевятом царстве, в тридесятом госу­дарстве, за высокими горами, за дремучими лесами, за синими моря­ми стоит королевство зеркал. И все в том королевстве зеркальное: зер­кальные реки и озера, в которых плавает зеркальная рыба; зеркальные деревья, на которых сидят зеркальные птицы; зеркальное небо с плы­вущими по нему зеркальными облаками; зеркальные дороги, по обо­чинам которых растут зеркальные цветы; зеркальные дома с множе­ством зеркал внутри. И куда ни упадет ваш взгляд, всюду вы увидите себя». По считалке выбирается «путник», который попал в королев­ство зеркал, остальные дети — зеркала. Они повторяют за «путником» все его жесты и движения.

■ Турнир черепашек

Психолог говорит: «Однажды черепаха Тортилла объявила конкурс черепашек. Выиграет та черепаха, которая медленнее всех приползет к финишу». Все дети, стоя у одной стены, по сигналу психолога начи­нают медленно идти к другой стене. Та «черепашка», которая придет последней, должна придумать историю, почему она пришла позже всех (встретила по дороге знакомую зайчиху, зашла в гости к медве­жонку, села отдохнуть и т. д.).

■ Волшебная стрелка

Дети стоят в кругу. У каждого ребенка висит медальон с изображе­нием сказочного героя. В центре круга находится ребенок, изобража­ющий стрелку (вытянутая в сторону рука). Дети все вместе произно­сят слова, под которые вращается «стрелка»:

Стрелка, стрелка, покружись, Всем героям покажись,

И какой тебе милей, Укажи нам поскорей! Стоп!

На последнем слове «стрелка» останавливается и называет персо­нажа, на который она указывает. Психолог задает вопросы, например; «Как называется сказка, в которой есть этот сказочный герой? Какие еще персонажи встречаются в этой сказке? Какие поступки в сказке совершил этот герой?» и т. д. Правильно ответивший ребенок получа­ет фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше всех фишек.

■ Чем я похож и не похож на сказочного персонажа

Называется какой-либо сказочный персонаж, а дети рассказывают, чем они похожи и чем не похожи на данного сказочного персонажа. Сначала они по кругу говорят: «Я похож на... тем, что...». Когда вы­скажутся все дети, начинают по второму кругу: «Я не похож на... тем, что...» Например, вы называете им сказочного персонажа — Карлсон. Ответы детей могут быть такими: «Я похож на Карлсона тем, что тоже очень люблю сладкое», «Я не похож на Карлсона тем, что не умею летать, как он».

■ Различия

Каждый ребенок выбирает карточку с изображением сказочного персонажа. Дети садятся в круг, по считалке выбирается тот, кто будет начинать. Он выходит, садится в центре круга и называет имя сказоч­ного персонажа, который изображен у него на карточке. Все дети по­казывают ему своих сказочных персонажей. После того как водящий рассмотрит все карточки, он выбирает и зовет за собой того ребенка, у которого на карточке изображен сказочный персонаж, который, по мнению водящего, меньше других похожий на его сказочного персо­нажа. Приглашенный садится рядом с первым, и они начинают выяс­нять, чем их сказочные персонажи дейс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: