Цели, задачи и результаты изучения дисциплины




Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

 

 

    УТВЕРЖДАЮ Декан Инженерно-строительного факультета ________________ А.Н.Чусов "____" ________ 2011 г  

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Экспертиза безопасности

Кафедра-разработчик

Гражданского строительства и прикладной экологии

Направление (специальность) подготовки

Техносферная безопасность

Наименование ООП

NN Инженерная защита окружающей среды

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

Образовательный стандарт

Федеральный ГОС ВПО

Форма обучения

Очная

 

 

    Соответствует ФГОС ВПО. Утверждена (протокол №______ от 01.01.2012) Зав. кафедрой Гражданского строительства и прикладной экологии _________________ А.Н. Чусов

 

 

Программу в соответствии с ФГОС ВПО разработали:

профессор, д.т.н. В.Н. Уманец


Цели, задачи и результаты изучения дисциплины

Цель курса «Экспертиза безопасности» - теоретическая и практическая подготовка слушателей по решению организационных и управленческих задач по прогнозированию опасных природных процессов, по защите от них населения и повышения устойчивости функционирования объектов.

 

Государственная экологическая экспертиза новой продукции –рассмотрение документации (или образцов) новой продукции, проводимое экспертными подразделениями органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды на федеральном, республиканском и региональном (территориальном) уровне.

Цели безопасности жизнедеятельности как учебной дисциплины формулируются как приобретение теоретических знаний и навыков для выявления, оценки и контроля опасностей окружающей среды, в том числе производственной, а также разрабатываемой техники и технологии, разработки и осуществления мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий, создания безопасных условий жизнедеятельности, проектирования оптимальных производственных и трудовых систем, прогнозирования и принятия правильных решений в условиях чрезвычайных ситуаций.

 

Экспертиза промышленной безопасности направлена на выявление степени безопасности следующих объектов:

 

  • технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах;
  • проектная документация;
  • здания и сооружения на опасном производственном объекте;
  • декларации промышленной безопасности;
  • иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта

Экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций (см.) природного и техногенного характера, их последствий" (Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

 

Под экспертизой мы понимаем оценочно-аналитическую деятельность, выполняемую с привлечением экспертов для анализа и (или) оценки объектов экспертизы. Среди них - социальные и природные ситуации, программы, проекты, ход и результат деятельности людей или организаций с целью подготовки исходных материалов для обоснования принимаемых решений в условиях частичной неопределенности. Результат проведения экспертизы - заключение, отражающее как согласованные, так и частные мнения экспертов. Они являются результатом их работы и содержат по возможности объективные полные сведения об особенностях и свойствах объекта экспертизы с точки зрения цели, поставленной перед экспертами, и (или) рекомендации о предпочтительных вариантах решений, касающихся данного объекта.

Эксперт есть носитель специальных знаний и (или) практического опыта и (или) представитель заинтересованных групп (организаций), то есть носитель их интересов, который:

- дает рекомендации о предпочтительных вариантах решений, касающихся данного объекта, и (или) объективные и по возможности полные сведения об особенностях и свойствах предмета экспертизы с точки зрения цели, поставленной перед экспертом. При этом сведения должны быть не о себе или своих ощущениях, отношениях и пристрастиях к внешним объектам, как это делает респондент во время опросов - обследований;

- включен в процесс принятия решения, ставя задачу их научного обеспечения;

- обладает правами и обязанностями, определенными документами (приказ о назначении и (или) трудовое соглашение, положение об экспертизе, о статусе эксперта);

- выполняет специальную ролевую функцию, которая вытекает не столько из характера и методов его работы, сколько из ориентации на определенный результат.

Итак, в роли экспертов могут выступать носители знаний, опыта или интересов. При этом носители знания и практического опыта могут иногда соучаствовать в оценке одной и той же ситуации. Например, при оценке проекта реорганизации системы управления научно-исследовательскими институтами их руководители, приглашенные в качестве экспертов, будут носителями опыта, ибо их специальные научные знания могут не иметь к делу никакого отношения. Напротив, науковеды и социологи будут носителями специальных знаний, не имея, возможно, никакого практического опыта управления наукой.

Специфика экспертологии состоит в том, что она в отличие от других дисциплин использует экспертов для измерения. И хотя в экспертологии измерение выполняет ту же задачу, что и в других дисциплинах и науках, существует и ряд отличий.

Используемая в экспертизе теория измерений, развитая в работах И. Пфанцагеля, Г.А. Сатарова, Ю.Н. Толстовой, С.В. Чеснокова и других авторов, существенно отличается от метрологии2. Да и на практике существует много отличий. Так, в этих измерениях числовые оценки, даваемые одним и тем же экспертом, характеризуются большими отклонениями. Причем, по мнению Р. Льюса и Е. Галантера, эта непоследовательность настолько велика, что ошибка отклонения от ответа иногда составляет 20-40% среднего значения, тогда как в физических измерениях ошибка не превышает 1% от среднего3. Эти, так сказать, "приборы"-эксперты (а других часто у нас и нет) могут даже сознательно искажать свои заключения.

В задачу любой теории входит выделение объекта. На наш взгляд, объектом исследования экспертологии является сама экспертиза. В экспертологии более всего известны и быстро развиваются всевозможные экспертные процедуры (методики) и специальные приемы "извлечения" знаний из экспертов. В нашем кратком обзоре мы выделим пять совокупностей "методов, используемых в экспертизе (их следует называть именно так, а не "экспертными методами", как их обычно именуют). Первые две совокупности исходят из модели поиска новой информации как серии более или менее случайных, осознанных или неосознанных последовательных проб. Здесь выделяются две различные возможности повышения его эффективности: первая - увеличение хаотичности поиска и вторая - систематизация перебора вариантов.

 

Задачи дисциплины: формирование у слушателей знаний об опасных природных процессах, методах их прогнозирования и моделирования их последствий, определение превентивных защитных мероприятий и способов защиты.

Круг вопросов, рассматриваемых в дисциплине «Опасные природные процессы», выходит за рамки геологических или географических наук и взаимодействует с методами исследования естественной экосистемы. В этой связи практические задачи курса «Опасные природные процессы» необходимо решать с применением методов других смежных и естественных наук.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: