Кто проживал в городище.




МБУК «Рождественская сельская библиотека им. Ф. Павленкова»

На конкурс: «Вперёд! В прошлое…»

В номинации: исследовательская работа

Рождественское археологическое городище – Древняя Афкула:

Население и род деятельности.

Исламов Александр Васильевич,

МБОУ «Фроловская основная

общеобразовательная школа»,

6 класс

 

Лагунова Анна Васильевна,

МБОУ «Фроловская основная

общеобразовательная школа»,

учитель истории и обществознания

 

Фролово – 2017

Содержание

Содержание Стр.
  Введение.    
1. Местонахождение и время существования Рождественского городища.    
2. Население городища.    
3. Основные занятия жителей городища.    
3.1.   Земледелие.  
3.2.   Охота.  
3.3. Рыболовство.    
3.4. Ремесло.   8-14
3.5. Торговля.    
  Заключение. 15-16
  Список литературы  
  Приложение. 18-22

 

Введение

Известно, что историю своей страны нужно начать изучать с истории своей местности, своей малой Родины. В нашем Рождественском поселении есть замечательный архитектурный памятник – Рождественское городище. Предполагается, что Рождественское городище - это ничто иное, как легендарная Афкула - столица древнего государства Вису, называвшегося еще страной Чулманской (Камской). Первое упоминание о ней относится к XII веку. Я услышал о нем совсем недавно. Городище находится на территории Рождественского сельского поселения, в 5 км от д. Фролово, в которой я живу. Мне стало очень интересно узнать об этом государстве побольше, о жизни и роде занятий людей, там проживавших.

Цель моей работы: Познакомиться с Рождественским городищем – крупным средневековым археологическим памятником моей малой родины.

Задачи:

1. Найти и изучить информацию о Рождественском городище.

2. Определить время существования городища.

3. Определить население городища.

4. Определить род деятельности населения городища.

Значимость моей работы может пригодиться не только мне, но и школе, учителям истории и начальной школы - для проведения уроков по истории Прикамья. Эта работа также очень значима для меня лично – я считаю очень важным знать историю своей земли, в том числе для того, чтобы познакомить своих друзей с историей наших предков, передать со временем своим потомкам.

 

Местонахождение и время существования Рождественского городища.

Рождественское городище, или Рождественский археологический комплекс занимает несколько выступов коренного левого берега реки Обвы. Это один из наиболее крупных средневековых городищ Пермского края, размеры его площадки 256 м по краю обрыва, 141 м от края обрыва до вала. Общая площадь около 20 000 кв. м. С северной стороны городище защищено валом дугообразной формы, который упирается своими краями в два глубоких оврага, выходящих к реке Обва. Площадка городища была искусственно приподнята подсыпкой земли с южной стороны. Рва не обнаружено. Длина вала 160 м., ширина от 2,7 до 3 м., высота от 2,2 до 3 м.

Многолетние исследования Рождественского археологического комплекса позволили ученым определить – это городище ни что иное, как останки разрушенного протогорода Афкула, столицы государства Вису, или по другому - страны Чулманской. Такую точку зрения поддерживают М.В. Талицкий В.А. Оборин, А.М.Белавин. Комплекс включает в себя Рождественское (большое) и Филипповское (малое) средневековые городища, мусульманский домонгольский могильник, языческий некрополь и Волгинское святилище (клад), находившиеся в 3,5 км от Рождественского городища в верховьях ручья Лаштовка. Городище было окружено валом. Население городища – коренное население нашей местности, представители родановской культуры – предки современных коми-пермяков, а также пришлое население – торговые люди государства Волжская Булгария, часть которых проживала на территории городища постоянно.

Кто проживал в городище.

Афкула был поворотной крепостью речного и сухопутного торгового пути, как для северных купцов, так и южных. В нём они обменивались товарами. Крепость соединяла народности, проживающие от Скандинавии и Северного Ледовитого океана до Каспийского моря и пустынь Персии. Стояла она вдали от главного Камского торгового пути и не подвергалась разбойным нападениям новгородских ушкуйников. В этом городе, расцвет которого пришёлся на 9-14 века, жили мирно люди разных народностей и вероисповеданий. Соседствующие языческий и мусульманский некрополи - подтверждение этому. Основным населением, постоянно проживающим здесь, были предки современных коми - пермяков, их еще называют родановцы. Также это место являлось торговым городом, поэтому здесь в большом количестве проживали камские булгары - торговцы. Здесь находят разные религиозные символы: и языческие, и православные, и исламские. То есть, это такая точка, где полиэтническое население жило в мире и согласии. Летописную Афкулу археологи искали давно, это был центр цивилизации в древней Парме. Один араб, побывавший в стране Вису, описывал местных жителей как людей с голубыми глазами, белыми волосами. Носили льняные одежды, а зимой шубы из превосходных шкур бобров. Люди покинули это место в начале XIV века. Предположительно в городе могли проживать 2,5 тысячи человек. На тот момент в Пермском крае не существовало поселений такого уровня.

Городище не подвергалось и набегам татаро-монголов. Возможно, поселение перестало существовать из-за страшной чумы, бушевавшей в 1346-50 годах, повторившейся в 1352 и 1363 годах. Эпидемия распространилась вдоль торговых путей. Многие племена, спасаясь, ушли за Каму в сторону Чердыни и Искора, на территорию Перми Великой, существовавшей с 1321 года. Об этом так же говорят находки серебряных вещей, лежащих на поверхности. Это места бывших святилищ. Орда разграбила бы святилища. Земли на реке Обва временно обезлюдели, однако сюда уже двигалась волна переселенце из северо-восточных финских территорий: в едином потоке переселенцев в Предуралье двигались предки коми, удмуртов и древнерусские переселенцы. Первоначально ими был освоен север Предуралья – территории современной республики Коми, окрестности города Чердыни в Пермском крае, верховья реки Камы. Затем по реке спускались вниз по течению и заселили не только берега Камы, но и её притоков. Так на реке Обве вновь появились люди. Они стали корчевать лес, разрабатывать пашни, и по находкам догадались, что до них тут жил богатый народ. Пришедшие в XVI веке сюда русские, назвали этот город гнилым местом. Ученые гадают: либо это свидетельствует о какой - то эпидемии, либо просто о покосившихся домах Афкулы.

Местные племена во время чумы никуда далеко не уходили, они разделились на семьи и жили рядом с родиной своих предков: в лесах, в селениях, починках. Они спасались от страшной болезни своими способами: ели беличье и барсучье мясо, пили мёд, жгли в своих жилищах потроха белок и куниц. Всё это помогало им перенести эпидемию и вернуться через много лет на свои опустевшие земли.

Люди и племена, которые испокон веков жили на берегу реки Обвы, которых постоянно сгоняли с благодатной земли другие народы, только они, обладая генной памятью, первыми вернулись после чумы 1350-1363годов на земли предков и живут поныне на ней.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: