Повторение – мать учения




1. Вы вышли из дома, прошли 3 км на юг, а потом 2 км на северо-запад. В каком направлении вам придётся возвращаться? Сколько километров вы пройдёте?

2. Как ночью ориентироваться по звёздам?

3. Почему из всех видов топлива природный газ лучше всего подходит для кухонных плит?

 

Клуб интеллектуалов

 

Море может быть в час заката

То лиловым, то красноватым,

То молчащим, то говорливым,

С гордой гривой в часы прилива.

 

Г. Поженян

 

Капитаны

I.

На полярных морях и на южных,

По изгибам зелёных зыбей,

Меж базальтовых скал и жемчужных

Шелестят паруса кораблей.

 

Быстрокрылых ведут капитаны,

Открыватели новых земель,

Для кого не страшны ураганы,

Кто изведал мальстрёмы и мель.

 

Чья не пылью затерянных хартий, -

Солью моря пропитана грудь,

Кто иглой на разорванной карте

Отмечает свой дерзостный путь.

 

И, взойдя на трепещущий мостик,

Вспоминает покинутый порт,

Отряхая ударами трости

Клочья пены с высоких ботфорт,

 

Или, бунт на борту обнаружив,

Из-за пояса рвёт пистолет,

Так что сыпется золото с кружев,

С розоватых брабантских манжет.

 

Пусть безумствует море и хлещет,

Гребни волн поднялись в небеса, -

Ни один пред грозой не трепещет,

Ни один не свернёт паруса.

 

Разве трусам даны эти руки,

Этот острый, уверенный взгляд,

Что умеет на вражьи фелуки

Неожиданно бросить фрегат,

 

Меткой пулей, острогой железной

Настигать исполинских китов

И приметить в ночи многозвездной

Охранительный свет маяков.

 

II.

Вы все, паладины Зелёного Храма,

Над пасмурным морем следившие румб,

Гонзальво и Кук, Лаперуз и да Гама,

Мечтатель и царь, генуэзец Колумб!

 

Ганнон Карфагенянин, князь Сенегамбий,

Синдбад-мореход и могучий Улисс,

О ваших победах гремят в дифирамбе

Седые валы, набегая на мыс!

 

А вы, королевские псы, флибустьеры,

Хранившие золото в тёмном порту,

Скитальцы арабы, искатели веры

И первые люди на первом плоту!

 

И все, кто дерзает, кто хочет и ищет,

Кому опостылели страны отцов,

Кто дерзко хохочет, насмешливо свищет,

Внимая заветам седых мудрецов!

 

Как странно, как сладко входить в ваши грёзы,

Заветные ваши шептать имена

И вдруг догадаться, какие наркозы

Когда-то рождала для вас глубина!

 

И кажется - в мире, как прежде, есть страны,

Куда не ступала людская нога,

Где в солнечных рощах живут великаны

И светят в прозрачной воде жемчуга.

 

С деревьев стекают душистые смолы,

Узорные листья лепечут: «Скорей,

Здесь реют червонного золота пчёлы,

Здесь розы краснее, чем пурпур царей!»

 

И карлики с птицами спорят за гнёзда,

И нежен у девушек профиль лица…

Как будто не все пересчитаны звёзды,

Как будто наш мир не открыт до конца!

 

Н. С. Гумилёв

 

Для любознательных

1. Слово «океан» происходит от греческого слова «океанос» - «великая река, обтекающая всю землю».

2. Мировой океан - это водная оболочка земного шара, покрывающая большую часть его поверхности. Воды мирового океана полностью обновляются в среднем за 3 тысячи лет.

3. В недрах морского дна и дна океанов скрыты несметные богатства, которые намного превосходят богатство суши. Добыча многих полезных ископаемых в океане обходится дешевле, чем на суше. В Каспийском море добывается нефть, в Японии на 22 подводных шахтах добывается 7 миллионов тонн железной руды в год. В Канаде со дна Атлантического океана ежегодно добывается 6 миллионов тонн угля. У берегов Таиланда построены рудники для добычи оловянной руды. У берегов Африки начата добыча алмазов из россыпи на дне моря.

4. Саргассово море.

Ни одному мореплавателю ещё не удавалось высадиться на берегах этого загадочного моря. Христофор Колумб первым обнаружил это море, сплошь покрытое плавающими водорослями – саргассами. «Берегами» этого моря являются сильные течения Атлантического океана. Саргассово море богато разнообразием животного мира. В тихую погоду по зыбким саргассовым «островкам» снуют мелкие крабики и креветки. Сверху над ними кружат тунцы, макрели, меченосцы. Это море хранит и множество тайн. Многие корабли и самолёты пропадали в Бермудском треугольнике, находящемся в этом море.

5. Погружение в Марианский жёлоб батискафа «Триест» 23 января 1960 года на глубину 10919 м.

Вот люк гондолы закрыт, и батискаф скрылся в море. Скоро Пикар и Уолш попали в непроглядную тьму. Над ними появилось «звёздное небо» - тучи светящихся микроорганизмов. Шестьсот секунд ожидания, казалось, растянулись на целую вечность! И вот заветное дно. Оно желтоватого цвета. Вдруг вблизи проплыла рыбка, похожая на маленькую камбалу, и креветка. Невероятно! Ведь тут больше тонны воды давит на каждый квадратный сантиметр дна. «Триест» подвергается давлению в 150 тонн. А жизнь, вездесущая жизнь, она и здесь, в бездне. Всего 20 минут оставался «Триест» в самом глубоком месте Земли. Пробудь он подольше, быть может, и другие обитатели дна нанесли бы ему визит. Значит, и сюда, в эту мрачную, тёмную пропасть попадает кислород... Балласт сброшен. Батискаф начинает подъём. Через три с небольшим часа Пикар и Уолш снова увидели солнечный свет.

 

 

Музыка

Композитор Дебюсси, произведение «Море»; композитор Мендельсон, произведение «Морская тишь и счастливое плавание»; композитор Римский-Корсаков, опера «Садко»; композитор В. Сорокин, «Матросский вальс»; композитор Бородин, романс-баллада «Море».

Художники

Воробьёв М. Н. «Берег моря близ Варны»

Врубель М. А. «Жемчужина» (море)

Айвазовский И. К. «Штиль на Финском заливе», «Девятый вал», «Чёрное море», «Буря», "Бурное море"

Шишкин И. И. «Корабельная роща»

 

Зелёный театр

Автор. В Азовском море плыли два корабля. Один уже давно по морям плавал, много видел, другой первый раз в плаванье вышел.

1-й корабль. Скоро мы из Азовского моря через Керченский пролив в Чёрное выйдем.

2-й корабль. А потом куда поплывём?

1-й корабль. Потом через пролив Босфор – в Мраморное море, оттуда через пролив Дарданеллы – в Эгейское море, из него – в Средиземное, а оттуда через Гибралтарский пролив в Атлантический океан выйдем.

2-й корабль. А что такое океан?

1-й корабль. Это огромное водное пространство. Океанов на Земле четыре – Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый.

2-й корабль. Какой из них самый большой?

1-й корабль. Тихий океан. А самый маленький – Северный Ледовитый. Большая его часть круглый год покрыта льдом.

2-й корабль. А что такое море?

1-й корабль. Это часть океана, которая вдаётся в сушу. Из любого моря можно приплыть в открытый океан либо через пролив либо через другое море, либо сразу.

2-й корабль. Я слышал, что ещё на Земле озёра есть. Чем они от морей отличаются?

1-й корабль. Некоторые озёра бывают большие и солёные, как моря. Но из озера корабль не может приплыть в океан, озеро никак не соединено с морями и океанами. Бывает, что из озера вытекает река и потом впадает в море, но это не считается.

2-й корабль. Я слышал ещё, что есть озёра, которые морями называются?

1-й корабль. Да, например, Каспийское море. Это самое большое озеро на Земле. Или Аральское море – оно тоже является озером.

2-й корабль. А почему их морями назвали?

1-й корабль. Их так назвали, потому что они очень похожи на моря – большие и солёные. Люди привыкли их называть морями, хотя на самом деле они являются озёрами.

 

Контрольный урок

Уровень 1:

1. Если вода не прозрачна, о чём это говорит?

2. Какой цвет имеет вода?

3. Почему море кажется голубым?

4. Если вода имеет вкус, о чём это говорит?

5. Что происходит с водой, если её нагреть до температуры 100 градусов?

6. Может ли вода испаряться при температуре ниже 100 градусов?

7. Что происходит с водой, если её охладить до 0 градусов?

8. В каких трёх состояниях может находиться вода? Может ли она переходить из одного состояния в другое?

9. Как образуются облака? Из чего они состоят?

10. Как образуются дождь, снег и град?

11. Почему воду называют «вечной путешественницей»?

12. Что задерживает воду - почва, глина или песок?

13. Какой слой располагается выше других - слой глины, песка или почвы? Какой ниже других, какой посередине?

14. Что происходит с дождевыми и талыми водами, которые впитываются в землю?

15. Где подземные воды выходят на поверхность? Как называется такое место? Вспомните два названия.

16. Почему из родников вытекает очень чистая вода?

17. Откуда берётся вода в деревенских колодцах?

18. Что является истоком ручья?

19. Что может являться истоком реки?

20. Как называется место, где река впадает в другую реку, озеро или море?

21. Какой длины бывают реки?

22. У какой реки течение быстрее - у горной или у равнинной?

23. Откуда в реки поступает вода?

24. Что такое озеро?

25. Что такое пруд?

26. Какие озёра называются сточными, а какие - бессточными?

27. Какие озёра всегда бывают пресными, а какие - чаще всего солёными?

28. Что такое болото?

29. Что такое трясина?

30. Почему по болоту опасно ходить?

31. Что такое океан? Каким цветом он обозначается на картах?

32. Сколько океанов на Земле?

33. Какая обычно глубина у океана?

34. Что такое море? Является ли оно частью океана?

35. Чем море отличается от озера?

 

Уровень 2:

1. Почему зимой трубы, по которым течёт вода, могут лопнуть?

2. Почему на кипящем чайнике или на кастрюле с кипящей водой прыгает крышка?

3. Как происходит круговорот воды в природе?

4. Почему воду из родников в черте города можно пить только после специальной проверки и только кипячёную?

5. Когда одна река впадает в другую, какую реку мы называем главной, а какую - притоком?

6. Чем горные реки отличаются от равнинных? Почему?

7. Что такое водопад?

8. Назовите самое большое и самое глубокое озеро на Земле.

9. Глубина большинства озёр на Земле не превышает: а) 1000 м; б) 500 м; в) 100 м (выберите правильный ответ).

10. Перечислите все океаны от большего к меньшему.

 

Уровень 3:

1. Почему лёд не тонет в воде?

2. Как образуется туман?

3. Как образуется роса?

4. Как образуется иней?

5. Почему, если мы внесём сухой холодный предмет в тёплую комнату, на нём появятся капельки воды?

6. Что обычно является истоком горной реки?

7. Назовите самый большой в мире водопад. Почему он считается самым большим, хотя он и не является самым высоким?

8. Назовите три самых больших озера на Земле.

9. Назовите три самых глубоких озера на Земле.

10. Назовите три вида болот.

11. В каком океане находится самое глубокое место на Земле? Как оно называется?

 

Викторина

 

Ответив на каждый их этих вопросов, вы получите 1 балл.

1. Что такое пространство?

2. Что такое горизонт?

3. Что такое линия горизонта?

4. Зачем люди выделяют стороны горизонта?

5. Нарисуйте на схеме 4 основных и 4 промежуточных стороны горизонта.

6. Что такое компас? Из каких частей он состоит?

7. Как пользоваться компасом?

8. Как определить стороны горизонта в полдень, на рассвете и на закате?

9. Как определить стороны горизонта по местным признакам?

10. Вы вышли из дома, прошли на север полтора километра, потом на юго-запад 2 километра. Сделайте чертёж, обозначая 1 километр двумя клетками, и определите по нему, в каком направлении вам нужно возвращаться и сколько километров пройти.

11. Чем план местности отличается от рисунка этой же местности?

12. Что такое условный знак?

13. Что такое масштаб?

14. Чем крупный масштаб отличается от мелкого?

15. Чем карта отличается от плана местности?

16. Чем плоская равнина отличается от холмистой?

17. Назовите части холма.

18. Что такое овраг?

19. Как образуются овраги?

20. Чем холм отличается от горы?

21. Что такое горный хребет?

22. Что такое ледник?

23. Какие горы называются снежными?

24. Что такое полезные ископаемые?

25. Какими свойствами обладает гранит?

26. Как люди используют гранит?

27. Почему разрушается гранит?

28. Как образуются песок и глина?

29. Какими свойствами обладают песок и глина?

30. Как люди используют песок и глину?

31. Какими свойствами обладает каменный уголь?

32. Как люди используют каменный уголь?

33. Какими свойствами обладает нефть?

34. Как люди используют нефть?

35. Какими свойствами обладает природный газ?

36. Как люди используют природный газ?

37. Какими свойствами обладает торф?

38. Как люди используют торф?

39. Какими свойствами обладает железная руда?

40. Как люди используют железную руду?

41. Какими свойствами обладает каменная соль?

42. Как люди используют каменную соль?

43. Как напиться в жару?

44. Какими свойствами обладает известняк?

45. Как люди используют известняк?

46. Какими свойствами обладает вода?

47. Что такое круговорот воды в природе?

48. Как образуются родники?

49. Как образуются реки?

50. Как называются начало и конец реки?

51. Чем озеро отличается от пруда?

52. Чем озеро отличается от моря?

53. Что такое океан?

 

 

Ответив на каждый из этих вопросов, вы получите 2 балла.

1. В каком случае видимую вокруг наблюдателя часть пространства не называют горизонтом?

2. Как сделать так, чтобы линия горизонта стала дальше от наблюдателя?

3. Вы вышли из дома, прошли 4 км на юго-восток, потом 3 км на запад, потом 2 км на северо-запад. В каком направлении вам нужно возвращаться? Сколько километров вам идти до дома?

4. Запишите масштаб «в 1 сантиметре содержится 3 километра» двумя способами.

5. Какие вы знаете карты?

6. Какие вы знаете искусственные холмы?

7. Почему овраги обычно образуются на холмистой равнине?

8. Как и почему люди борются с ростом оврагов?

9. Опишите низкие и высокие горы.

10. Перечислите все полезные ископаемые, которые вы знаете, и скажите, к какому виду они относятся.

11. Назовите две причины, почему шлифуют гранит.

12. Назовите изделия, сделанные с применением песка, и изделия, сделанные с применением глины.

13. Что получают из каменного угля?

14. Как устроена шахта?

15. Какие виды топлива получают из нефти?

16. Как транспортируют нефть? Почему её так транспортируют?

17. Почему соль раньше стоила очень дорого, а сейчас - очень дёшево?

18. Почему лёд не тонет в воде?

19. Почему на закипающем чайнике прыгает крышка?

20. В каком случае зимой могут лопнуть трубы?

21. Назовите 10 рек.

22. Назовите два основных вида болот. Как люди используют торф, который образуется на болотах разных видов?

23. Назовите все океаны начиная с наибольшего.

24. Является ли морем Каспийское море? Почему?

25. Является ли морем Аральское море? Почему?

 

Ответив на каждый из этих вопросов, вы получите 3 балла.

1. Почему линии горизонта невозможно достичь?

2. Нарисуйте на схеме 4 основных и 4 промежуточных стороны горизонта. Нарисуйте на этой схеме: северо-северо-восток, юго-юго-запад, юго-юго-восток, запад-северо-запад, восток-юго-восток, запад-юго-запад, восток-северо-восток, северо-северо-запад.

3. Вы вышли из дома, час шли на восток, потом 4 часа на юг, а потом полчаса бродили в разных направлениях. В каком направлении вам лучше всего возвращаться?

4. Что удобнее нарисовать в масштабе 1:1000 - план пришкольного участка, план класса или план городского района?

5. Что удобнее нарисовать в масштабе 1:150 000 000 - карту мира или карту Московской области?

6. Как образуется культурный слой?

7. Почему прекращается рост оврага? Во что превращается овраг?

8. Назовите самую высокую гору мира. К какой горной системе она относится?

9. Что такое долина?

10. Что такое плоскогорье?

11. Что такое нагорье?

12. Можно ли из торфа получать те же вещества, что и из каменного угля? Почему? Что это за вещества?

13. Сплавом железа с каким веществом являются сталь и чугун? Является ли оно металлом? Где больше этого вещества - в стали или в чугуне?

14. Назовите 7 металлов и 3 сплава.

15. Какие вещества получают из нефти? Из природного газа?

16. Из какого камня образуется мрамор?

17. Назовите 3 самые длинные реки на Земле.

18. Назовите 3 самых больших озера на Земле.

19. Назовите 3 самых глубоких озера на Земле.

20. В какой океан можно попасть из Азовского моря, передвигаясь по морям?

21. Назовите 7 морей.

22. Как называется самое глубокое место на Земле? В каком океане оно находится?

 

 

СЛОВАРЬ

 

Альпинист – спортсмен, занимающийся восхождениями на труднодоступные горные вершины (альпинизмом). Происходит от слова «Альпы». Альпы – горы в Европе, где зарождался альпинизм.

Урок 13

 

Антрацит – один из трёх видов каменного угля, который при сгорании выделяет больше всего тепла. Урок 18

 

Балка – это понижение местности, ложбина с пологими склонами. Последний этап развития оврага. Урок 12, дом. текст

Бессточное озеро – озеро, из которого не вытекает ни одна река. Вода почти во всех бессточных озёрах – солёная. Урок 30

 

Бетон – строительный материал из смеси цемента с водой, песком и щебнем, твердеющий после укладки. Уроки 17, 24

 

Болото – это территория с избыточно увлажнённой почвой, но без сплошного зеркала воды на поверхности. Уроки 21, 30, дом. текст

 

Бронза – сплав меди и олова, реже – меди и свинца. Урок 22, дом. текст

 

Бурый уголь – один из трёх видов каменного угля, бурого цвета, который при сгорании выделяет меньше всего тепла. Урок 18

 

Верховое болото – болото, покрытое слоем мха сфагнума. Растительность бедная, изредка встречаются карликовые сосны, бывает брусника. Торф с верховых болот – прекрасное топливо, но плохое удобрение. Урок 21, дом. текст

 

Вершина – это самая высокая часть холма или горы. Уроки 11, 13

 

Видимая линия горизонта – линия горизонта на открытой местности (там, где её видно). Урок 1

 

Водопад – стремительно падающий с высоты поток воды. Урок 29, дом. текст

Водяная пушка – машина для добычи торфа. Создаёт очень сильную струю воды, которая разрезает пласты торфа. Урок 21

 

Восток – основная сторона горизонта, где восходит (в старину говорили – востекает) солнце. От слова «востекать» произошло слово «восток». Урок 2

 

Впадать – втекать, вливаться (о реке). Урок 29

 

Газопровод – это непрерывный ряд труб, соединённых друг с другом, по которым непрерывным потоком в течение круглого года проходит природный газ. Урок 20

 

Геология – наука о строении, составе и истории земной коры, о методах поиска полезных ископаемых. Урок 15, дом. текст

 

Главная река – река, в которую впадает другая река (приток). Урок 29

 

Глина – измельчённая горная порода (чаще всего – гранит), в соединении с водой образующая массу, похожую на тесто. Употребляется для гончарных изделий, строительства, изготовления скульптур. Урок 17

 

Гора – это возвышенность, сильно возвышающаяся над окружающей местностью. Высота горы от подошвы до вершины должна быть больше 200 м. Высота горы, которая указывается на карте, отсчитывается не от подошвы, а от уровня моря. Урок 13

 

Горизонт – это пространство, которое мы видим вокруг себя на открытой местности – на большом поле или на море. Урок 1

 

Горные породы – плотные или рыхлые массы, из которых состоит верхний слой нашей планеты – земная кора, например: гранит, известняк, мрамор. Урок 15

 

Горный хребет – вытянутая в линию группа гор большого протяжения с хорошо выраженными с двух сторон склонами. Урок 13

 

Городище – место, где в древности стоял город. Урок 11, дом. текст

 

Гранит – горная порода серого или тёмно-красного цвета, которая состоит из отдельных зёрен кварца, слюды и полевого шпата. Уроки 16, 17

 

Древесный уголь – вещество, которое образуется при сгорании древесины в течение нескольких дней. Урок 18

 

Доменная печь – печь, в которой при температуре больше 1000 градусов из железной руды выплавляется чугун. Урок 22

 

Долина – вытянутое, достаточно узкое понижение местности, удлинённая впадина (вдоль речного русла, среди гор). Урок 13, дом. текст

Железная руда – железо в соединении с различными примесями, которое встречается в недрах Земли и на её поверхности. Урок 22

 

Заболачиваться – превращаться в болото. Урок 12

Закрытая местность – местность, где линия горизонта не просматривается, её мешают видеть деревья, дома, холмы, горы. Урок 1

Закрытый способ добычи полезных ископаемых – строительство подземных коридоров и шахт. Уроки 15, 18, 19, 20, 22, 23, 24

 

Запад – основная сторона горизонта, где заходит (в старину говорили – западает) солнце. От слова «западать» произошло слово «запад». Урок 2

 

Известняк – горная порода белого или серого цвета, образовавшаяся из останков морских животных. Урок 25

 

Известь – белое вещество, получаемое при обжигании известняка. Сначала получают негашёную известь, потом, при соединении с водой, – гашёную известь. Её используют при побелке зданий, отделке помещений. Урок 24

 

Иней – тонкий снежный слой, который образуется на охлаждающейся поверхности из водяного пара. Урок 27

 

Исток – место, где начинается водный поток (река, ручей). Урок 29

 

Источник (ключ, родник) – место выхода подземных вод на поверхность. Урок 28

 

Карта – изображение больших территорий земной поверхности, выполненное с помощью условных обозначений в масштабе в 1 сантиметре – десятки километров и больше (в мелком масштабе). Урок 8

 

Каменная соль – полезное ископаемое белого цвета, с солёным вкусом, которое образуется на дне солёных водоёмов. Из него получают столовую соль. Урок 23

 

Каменный уголь – полезное ископаемое чёрного цвета (кроме бурого угля), которое образовалось в течение миллионов лет из остатков древних растений. В основном используется как топливо. Урок 18

 

Камень – это твёрдая горная порода или обломок такой породы. Урок 16

 

Катакомбы – подземные галереи. Урок 24, дом. текст

 

Ключ (родник, источник) – место выхода подземных вод на поверхность. Урок 28

 

Кокс – твёрдая масса, получаемая путём прокаливания каменного угля, а также торфа, нефти без доступа воздуха. Употребляется в производстве металлов. Урок 18

 

Круговорот воды в природе – испарение воды с поверхности Земли, перенос водяных паров ветрами, сгущение водяных паров и образование облаков, выпадение атмосферных осадков (дождя, снега, града) и стока их в реки, озёра, моря и океаны. Урок 27

 

Крупный масштаб – масштаб, в котором выполняется план местности, позволяет подробно изобразить небольшую территорию. Примеры: в 1 см – 10 м, в 1 см – 100 м. Урок 8

 

Культурный слой – слой земли на местах поселений (и давно покинутых человеком, и обитаемых поныне), состоящий из строительного и хозяйственного мусора, перегнивших останков растений и животных, углей и золы от печей, костров и пожаров, смешанных с песком и глиной, нанесённых ветрами и намытых водой. Урок 11, дом. текст

 

Латунь – сплав меди, олова, серебра и свинца. Урок 22, дом. текст

 

Ледник – ледяная корка толщиной до нескольких десятков метров. Урок 13

 

Лесное болото – один из трёх типов болот. Покрыто сосновым или берёзовым лесом, слоем мха и травы. Урок 21, дом. текст

Магма – раскалённое вещество, которое вытекает из вулканов. Урок 15 (для любознательных, 1)

 

Магматические горные породы – горные породы, которые образуются из застывшей магмы. К ним относятся: гранит, туф, базальт. Урок 15 (для любознательных, 1)

 

Мартеновская печь – печь, в которой при температуре больше 1000 градусов из чугуна выплавляется сталь. Урок 22

 

Масштаб – число, которое показывает, во сколько раз все расстояния на местности уменьшены при изображении на данном плане или на данной карте. Уроки 7, 8, 9

 

Мел – мягкий белый известняк, употребляется для окраски, письма. Урок 24

 

Мелкий масштаб – масштаб, в котором выполняются географические карты, позволяет изобразить большую территорию. Примеры: в 1 см – 50 км, в 1 см – 300 км. Урок 8

 

Месторождение – место, где полезные ископаемые залегают в достаточно большом количестве, чтобы их добыча была экономически выгодна. Урок 15, дом. текст

 

Метаморфические (изменённые) горные породы – горные породы, которые образуются в результате изменения ранее образовавшейся породы. Так мрамор образуется из известняка, сланец - из глины. Урок 15 (для любознательных, 1)

 

Метан – газ, который составляет основу (4/5) природного газа. Урок 20

 

Могильный курган – холм, насыпанный в древности над могилой. Урок 11, дом. текст

 

Море – часть океана, которая частично или полностью вдаётся в сушу, водное пространство с горько-солёной водой. Если море полностью вдаётся в сушу, оно соединяется с океаном через пролив и другие моря. Урок 31

 

Мох сфагнум – разновидность мха, им покрыты верховые болота. Урок 21

 

Мрамор – твёрдый красивый камень, который образуется из известняка в глубинах земли или под слоем застывшей лавы. Урок 24

 

Нагорье – возвышенная местность, на которой есть ровные и холмистые участки, а также горные хребты. Урок 13, дом. текст

 

Непроницаемая горная порода – горная порода, которая не пропускает жидкости и газы. Урок 20, дом. текст

Нефтепровод – непрерывный ряд труб, соединённых друг с другом, по которым непрерывным потоком в течение круглого года течёт нефть. Урок 19

 

Нефть – жидкое полезное ископаемое чёрного цвета с резким запахом, залегает в недрах земли. Из него изготовляют бензин и керосин, а также много других веществ. Урок 19

 

Низинное болото – болото, поверхность которого покрыта густым слоем травы. Здесь иногда встречаются берёзы, ивовые кусты; мало мха. Торф из низинного болота – хорошее удобрение, но плохое топливо (оставляет слишком много золы – засоряет топки). Урок 21, дом. текст

 

Овраг – глубокая вытянутая промоина с крутыми склонами, размытая дождевыми и снеговыми водами. Урок 12

 

Одиноко стоящий холм – холм, вокруг которого нет других холмов. Урок 11

 

Озеро – природный водоём, расположенный в углублениях суши; питается подземными и поверхностными водами. Урок 30

 

Океан – огромное, очень глубокое водное пространство. На Земле 4 океана – Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Урок 31

 

Ориентирование – умение определять на местности стороны горизонта (по компасу, по солнцу, по звёздам, по Луне, по местным признакам). Уроки 3, 4, 5

 

Осадочные горные породы – горные породы, которые образуются из обломков древних пород или остатков живых организмов. Это известняк (или мел), каменный уголь. Урок 15 (для любознательных, 1)

 

Открытая местность – часть земной поверхности на открытых нашему взгляду местах, где хорошо видна линия горизонта. Урок 1

 

Открытый способ добычи полезных ископаемых – добыча полезных ископаемых, залегающих близко к земле, без рытья шахт или просто подземных коридоров. Применяются экскаваторы, торфяные комбайны (для добычи торфа). Уроки 15, 16, 17, 18, 21, 22, 23, 24

 

Песок – измельчённая горная порода (чаще всего – гранит), состоит из сыпучих крупинок кварца или некоторых других веществ. Урок 17

 

План местности – чертёж небольшого участка местности, выполненный с помощью условных обозначений в крупном масштабе. Уроки 6, 7, 8

 

План предмета – чертёж его вида сверху. Урок 6

 

Плоская равнина – равнина, имеющая лишь незначительные возвышения. Урок 11

 

Плоскогорье – местность, лежащая высоко над уровнем моря и имеющая плоскую равнинную или холмистую поверхность. Урок 13, дом. текст

Подошва – самая низкая часть холма или горы, место, где они начинаются. Уроки 11, 13

 

Полезные ископаемые – вещества, которые образуются в глубинах земли и которые человек может использовать для своих нужд. Урок 15

Политическая карта – карта, на которой изображены различные государства. Урок 8, дом. текст

 

Попутный нефтяной газ – природный газ, который находится в одном месторождении с нефтью. Урок 20

 

Пора – маленький промежуток между частицами вещества. Уроки 21, 24, дом. текст

Пористая горная порода – горная порода, которая содержит пустоты, например, песок или известняк. Урок 20, дом. текст

Природный газ – газообразная смесь, содержащаяся в недрах Земли в виде больших скоплений. Урок 20

Приток – река, которая впадает в другую реку (главную). Урок 29

 

Просека – дорога через лес, обычно прямая, очищенная от деревьев. Урок 3 (для любознательных, 4, 7)

 

Пространство – пустое место, которое может заполняться различными предметами. Урок 1

 

Пруд – искусственный (то есть созданный человеком) водоём в природном или выкопанном углублении, а также запруженное место в реке. (Запруженное место в реке иначе называют запруда). Урок 30

 

Равнина – ровный участок земной поверхности, занимающий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте. Урок 11

 

Растения-торфообразователи – растения, из остатков которых образуется торф. Урок 21

 

Река – водный поток значительных размеров, текущий в естественном русле и имеющий исток и устье. Урок 29

Родник (ключ, источник) – место выхода подземных вод на поверхность. Уроки 28, 29

 

Роса – атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мелкими водяными каплями. Урок 27

 

Русло – углубление в земной поверхности, по которому движется река. Русло имеет естественное происхождение, обычно бывает проделано самой рекой. Урок 29

 

Ручей – небольшой водный поток. Уроки 28, 29

 

Рытвины – небольшие углубления, размытые водой, ещё не ставшие оврагами. Урок 12

 

Север – основная сторона горизонта. В полдень тени от предметов указывают на север. На север также указывает синяя стрелка компаса. Урок 2

 

Склон – часть холма или горы, расположенная между вершиной и подошвой. Урок 11, 13

 

Снежные горы – горы, вершины и верхняя часть склонов которых всегда покрыты снегом. Урок 13

 

Сплав – вещество, состоящее из двух или нескольких веществ, которое получается при их плавлении. В сплаве обязательно есть один или несколько металлов. Урок 22

Сталь – сплав железа с углеродом. В отличие от чугуна, в котором углерода больше, является очень прочной. При добавлении к стали различных примесей получают разные сорта стали, например, нержавеющую сталь. Урок 22

 

Старица – старое русло реки, которая теперь течёт по новому руслу. Урок 29 (для любознательных, 1)

 

Стороны горизонта (стороны света) – основные: север, юг, запад, восток; промежуточные: северо-восток, юго-восток, юго-запад, северо-запад; дополнительные промежуточные: северо-северо-восток, восток-северо-восток, восток-юго-восток, юго-юго-восток, юго-юго-запад, запад-юго-запад, запад-северо-запад, северо-северо-запад. Урок 2

 

Сточное озеро – озеро, из которого вытекает хотя бы одна река. Вода в таких озёрах никогда не бывает солёной. Урок 30

 

Ствол шахты – часть шахты, глубокий колодец, от которого отходят подземные коридоры. В нём устанавливают подъёмные машины. Урок 18

Танкер нефтяной – специальное судно для перевозки нефти. Урок 19

 

Торф – полезное ископаемое, которое образуется в болоте из остатков болотных растений. В год образуется примерно 1 мм торфяного слоя. Торф из верховых болот – хорошее топливо. Торф из низинных болот – хорошее удобрение. Урок 21

 

Торфяник – болото, в котором много торфа. Урок 21

Торфяной комбайн – машина, которую используют для добычи торфа. Урок 21

 

Трясина – самое опасное место на болоте, место, где болото засасывает в себя попавшего туда человека или животное. Урок 30, дом. текст

 

Туман – непрозрачный воздух, в котором много водяных паров. Урок 27

 

Уровень моря – уровень поверхности всех океанов и морей. Поверхность рек и озёр может находиться выше и даже ниже уровня моря. От уровня моря отсчитывают высоту местности (в том числе высоту гор) и глубину морей и океанов. Урок 13

 

Условные обозначения (условные знаки) – географические знаки, заменяющие изображения (рисунки) объектов и помогающие ориентироваться. Уроки 6, 7, 8, 9

 

Устье – место впадения реки в море, озеро или в другую реку. Урок 29

Физическая карта – карта, которая показывает формы земной поверхности и водные территории. Урок 8, дом. текст

Фильтр – устройство для очищения жидкости. Урок 26

Холмистая равнина – равнина, имеющая на большой территории холмистые возвышения. Урок 11

 

Холм – небольшая возвышенность (не выше 200 м), имеющая округлую вершину и пологие или крутые склоны. Урок 11

 

Цемент – порошкообразное вещество, которое получают при обжиге в специальных печах из смеси глины и известняка. При замешивании с водой из цемента получают быстро затвердевающую скрепляющую массу для строительных работ. Уроки 17, 24

 

Читать план – понимать условные знаки и измерять расстояния, используя масштаб. Урок 7

 

Чугун – сплав железа с углеродом. В чугуне углерода больше, чем в стали, поэтому он достаточно хрупкий. Урок 22

 

Шахта – выработка, построенная для добычи полезных ископаемых закрытым способом. Состоит из глубокого колодца – ствола шахты (иногда он может идти под наклоном) и расходящихся от него подземных коридоров. Уроки 15, 18, 22

Шахтёр – рабочий, который работает в шахте. Урок 18

 

Юг – основная сторона горизонта. На юге солнце бывает в полдень. Выше над линией горизонта оно уже не поднимается, а начинает постепенно клониться к западу. На юг указывает красная стрелка компаса. Урок 2

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: