НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА




НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

СЕМИНАР №26

Вопросы для подготовки:

1. Мышление как активная психическая деятельность, направленная на решение определенной задачи.

2. Этапы и стадии интеллектуальной деятельности.

3. Когнитивные функции и когнитивная психология.

4. Факторный анализ интеллектуальных дефектов при поражении левой височной области мозга.

5. Факторный анализ интеллектуальных дефектов при поражении теменно-затылочной (ТРО) области мозга.

6. Факторный анализ интеллектуальных дефектов при поражении премоторной области мозга.

7. Факторный анализ интеллектуальных дефектов при поражении префронтальной области мозга.

8. Формы мышления: конструктивное и дискурсивное.

9. Направления изучения мышления у больных с локальными поражениями мозга.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Как в нейропсихологии называются «категориальные установки», «символические функции»? Логические (абстрактное) мышление.

2. Какую функцию современная психологическая наука рассматривает как активную психическую деятельность, направленную на решение определенной задачи, и подчиняется всем законам психической деятельности? Мышление.

3. При каких условиях возникает мышление? При наличии мотива и постановке задачи.

4. Назовите число этапов мыслительной деятельности. Пять (5).

5. Назовите номер этапа мыслительной деятельности, который представляет собой стадию предварительной ориентировки в условиях задачи. Первый (1-й).

6. Назовите номер этапа мыслительной деятельности, который представляет собой стадию формирования программы и выбора средств решения задачи (т. е. стадию выработки общей стратегии ее решения). Второй (2-й).

7. Назовите номер этапа мыслительной деятельности, который представляет собой стадию непосредственного осуществления различных операций, направленных на решение задачи. Третий (3-й).

8. Назовите номер этапа мыслительной деятельности, который представляет собой стадию контроля за промежуточными и конечным результатами. Четвертый (4-й).

9. Назовите номер этапа мыслительной деятельности, который представляет собой стадию сличения конечного результата с условиями задачи и ожидаемым результатом. Пятый (5-й).

10. Назовите операции мыслительной деятельности. Вербально-логические, числовые, наглядно-образные.

11. К какой группе психических функций относится мышление? К когнитивным (познавательным).

12. Чем опосредуется мыслительная деятельность? Речью.

13. На каких этапах онтогенеза формируется мышление? На поздних.

14. Назовите способ познания нормальных закономерностей интеллектуальной деятельности, ее психологической структуры, формы, временной последовательности стадий. Изучение нарушений при локальных поражениях мозга.

15. Какой вид анализа использован в нейропсихологии для выделения типов нарушений мышления? Факторный анализ интеллектуальных дефектов.

16. Назовите главные симптомы поражения левой височной области мозга. Сенсорная и акустико-мнестическая афазия.

17. Назовите основной фактор поражения левой височной области мозга. Нарушение звукового образа слов.

18. Какой фактор остается сохранным при поражении левой височной области мозга? Семантическая (смысловая) сфера.

19. Как называется симптом смысловой замены слов? Вербальная парафазия.

20. По каким законам возникают вербальные парафазии при поражении левой височной области мозга? По законам категориального мышления.

21. Какие функции сохранены у больных с поражением левой височной области мозга? Пространственные и логические.

22. Какие пробы у больных с поражением левой височной области мозга подтверждают сохранность интеллектуальной деятельности у пациентов с поражением левой височной области? Пробы на «невербальный», наглядно-образный, конструктивный интеллект.

23. Могут ли больные с поражением левой височной области (с акустико-мнестической и сенсорной афазией) правильно оперировать пространственными отношениями элементов? Да.

24. Могут ли больные с поражением левой височной области (с акустико-мнестической и сенсорной афазией) правильно выполнять арифметические операции (в письменном виде)? Да.

25. Могут ли больные с поражением левой височной области (с акустико-мнестической и сенсорной афазией) правильно решать задачи на поиск последовательности наглядно-развертывающегося сюжета (серии сюжетных картин)? Да.

26. Могут ли больные с поражением левой височной области (с акустико-мнестической и сенсорной афазией) правильно выполнять те смысловые операции, которые требуют постоянного опосредующего участия речевых связей? Нет.

27. Могут ли больные с поражением левой височной области (с акустико-мнестической и сенсорной афазией) правильно ориентироваться в «неречевых» операциях, если требуется удерживать в памяти речевой материал? Нет.

28. Могут ли больные с поражением левой височной области (с акустико-мнестической и сенсорной афазией) правильно выполнять операции устного счета? Нет.

29. Какая способность нарушена у «височных» больных при сохранности понимания наглядно-образных и логических отношений? Способность выполнять последовательные дискурсивные (вербальные) операции.

30. На чем базируются речевые связи и их следы? На слухо-речевой памяти.

31. Опора на какие стимулы позволяет осуществить частичную компенсацию дефекта слухо-речевой памяти у «височных» больных? Опора на наглядные зрительные стимулы?

32. Какие трудности возникают у больных с поражением теменно-затылочных отделов мозга (ТРО)? Трудности пространственного анализа и синтеза.

33. Какой фактор выпадает у больных с поражением теменно-затылочных отделов мозга (ТРО)? Оптикопространственный фактор.

34. В каких задачах наиболее четко выявляется дефект интеллектуальных операций выделения наглядных признаков и пространственных отношений? Задачи на «конструктивный интеллект».

35. Как называется симптом невозможности выполнения арифметических действий при поражении теменно-затылочной области (ТРО)? Первичная акалькулия.

36. Как называются трудности понимания семантики пространственных и квазипространственных отношений при поражении теменно-затылочной области мозга (ТРО)? Трудности понимания логико-грамматических конструкций (семантическая афазия).

37. Как называются трудности премоторного синдрома? Трудности временной организации интеллектуальных процессов.

38. Какие симптомы являются основой премоторного синдрома? Распад «кинетических мелодий», трудности переключения с одного движения на другое.

39. Назовите симптом премоторного синдрома в интеллектуальной сфере. Нарушение динамики мыслительного процесса.

40. Как называется синдром нарушений автоматизированного характера умственных действий при поражении премоторных отделов лобной коры? Синдром динамической афазии.

41. Назовите симптомы синдрома динамической афазии. Замедленность понимания рассказов и длинных фраз.

42. Назовите механизм опосредования дефектов понимания при динамической афазии (премоторный исндром). Нарушение внутренней речи.

43. Какой тип мышления страдает при наличии премоторного синдрома. Вербально-логическое (дискурсивное) мышление.

44. В каких заданиях выявляется нарушение автоматизированных интеллектуальных операций? Арифметические, вербальные, наглядно-образные.

45. Какие пробы позволяют выявить симптомы премоторного синдрома? Графические пробы.

46. Назовите центральный дефект интеллектуальной деятельности при поражении премоторных отделов лобной коры. Нарушение динамики мышления, инертность интеллектуальных актов.

47. Назовите сохранные операции при поражении премоторных отделов лобной коры. Пространственные операции и понимание логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения.

48. Что лежит в основе нарушений мышления при поражении префронтальной лобной коры? Распад структуры интеллектуальной деятельности (ориентировочная основа действий).

49. Назовите главный поведенческий симптом у больных с поражением префронтальной лобной коры. Импульсивность(случайные действия без сличения с исходной целью).

50. В каких задачах отмечаются импульсивность и ошибки у пациентов с поражением префронтальной лобной коры? Невербальные и вербально-логические задачи.

51. В каких случаях больные с префронтальным синдромом способны решать конструктивную задачу правильно? Если удается программировать поведение больного с помощью последовательных инструкций.

52. Почему больные с поражение префронтальной коры не могут сделать выбор из двух альтернатив? Не могут «затормозить» побочные альтернативы.

53. Нарушено ли понимание сложного литературного текста у больных с префронтальным синдромом? ДА.

54. Что обозначает симптом «контаминации» у префронтальных больных? Смешение двух рассказов после интерферирующего текста.

55. В каких случаях отмечается симптом нарушений избирательности семантических связей и бесконтрольное всплывание побочных ассоциаций у больных с префронтальным синдромом? При поражении медиальных отделов лобных долей.

56. Назовите существенную особенность мышления у больных с поражением лобных долей. Нарушений операций с понятиями и логическими отношениями.

57. Назовите тип задач для выявления нарушений логических операций побочными связями. Задачи на классификацию предметов.

58. Отмечается ли симптом первичной акалькулии при поражении лобных долей мозга? Нет.

59. Назовите причину невозможности решения арифметических задач больными с поражением лобных долей мозга. Не могут выработать план решения задачи.

60. Осознают ли свои ошибки больные с поражением лобных долей мозга? Нет.

61. Как можно добиться некоторой компенсации дефекта у больных с поражением лобной доли при решении арифметических задач? Жесткая программа действий (список инструкций).

62. Какая интеллектуальная деятельность вызывает особые затруднения у лобных больных? Серийная интеллектуальная деятельность.

63. Нарушение каких механизмов не позволяет лобным больным удерживать в памяти промежуточные результаты и общую инструкцию? Механизмы контроля и регуляции интеллектуальной деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: