Тема 2. Культура России в середине XVIII века. Барокко и классицизм в русской литературе и искусстве.




Программа курса «История культуры России XVIII века»

 

Тема 1. Петровские преобразования и культура России первой четверти XVIII века. Петровское барокко.

1.1. Россия на рубеже XVII-XVIII вв. и преобразования Петра I. Историческое значение реформ Петра Великого. Споры и дискуссии о роли преобразовательской деятельности Петра в развитии русской культуры. Личность Петра. Причины и предпосылки реформ. Особенности и характер петровских преобразований. Итоги и значение культурных преобразований Петра. Петровская эпоха и ее социо-культурные особенности.

1.2.Образование и наука. Первые светские школы в России. «Посылки» за границу: русские пенсионеры в Европе. Навигацкая школа и Морская Академия. Профессиональные школы. Школа Феофана Прокоповича. Распространение научных знаний. Создание Академии наук: ее цели и задачи. Особенности деятельности Петербургской Академии наук.

1.3. Общественная мысль, публицистика и литература. Идеология петровских реформ. Сторонники и противники реформ. Проникновение западноевропейских политических теорий в Россию. Переводы сочинений Пуфендорфа, Гроция, Локка и др. представителей концепции «общественного договора». Феофан Прокопович и правовое обоснование преобразований. «Правда воли монаршей» и ее значение. Петровские «прожектёры». Иван Посошков и его сочинения и прожекты: идейные противоречие и особенности мировоззрения. Проблема «ученой дружины» в историографии.

Литература петровского времени: стилистические особенности, жанры и герои. Петровское литературное барокко. «Эмблемата» и аллегории литературе эпохи. Переводная литература. Проповеди и торжественные речи. Поэзия. Канты. «Юности честное зерцало». Повести петровской эпохи. Школьный театр. Театральные пьесы. Исторические сочинения и мемуарная литература.

1.4. Искусство петровской эпохи. Архитектура, скульптура и монументально-декоративная живопись. Нарышкинское и петровское барокко. И.Зарудный. Строительство Санкт-Петербурга. Доминико Трезини и первые архитектурные ансамбли Петербурга. Загородные дворцово-парковые ансамбли. Деревянное зодчество. Станковая живопись. От парсуны к портрету. Иностранные мастера (Танауэр, Каравак и др.) и их русские ученики. Особенности портрета петровской эпохи. Иван Никитин. Андрей Матвеев. Графика и миниатюра. Петровская гравюра. И. Зубов. Декоративно-прикладное искусство. Музыка петровской эпохи: отечественная традиция и западные влияния. Канты. Инструментальная музыка.

1.5. Изменения в быту и повседневном поведении. Петровские реформы и повседневная культура. Реформа календаря. Изменение во внешнем облике, одежде, питании, и повседневном поведении. Люди и чины. Табель о рангах и особенности службы. Изменение положение женщины. Ассамблеи. Праздники петровской эпохи.

 

Тема 2. Культура России в середине XVIII века. Барокко и классицизм в русской литературе и искусстве.

2.1. Россия в 1720-60-е гг.: апробация петровских преобразований в русской культуре. Россия после смерти Петра Великого. Споры и дискуссии о послепетровском периоде. Основные тенденции развития страны в 1730-60-е гг. «Дворцовые перевороты» и их причины и значение. Становление дворянской монархии: закрепление привилегированного положения шляхетства. Проверка преобразований на прочность: принятое и отвергнутое. Дискуссии о «бироновщине» и особенности развития России в 1730-е гг. Вступление на престол Елизаветы Петровны и национальный подъем в 1740-50-е гг. Формирование политики «просвещенного абсолютизма». Начало российского Просвещения.

2.2.Образование и наука. Сословные учебные заведения в России. Кадетский шляхетский корпус. Деятельность Академической гимназии. М.В. Ломоносов. Открытие Московского университета Казанской гимназии. Программа реформы образования И.И. Шувалова. Дворянское образования: пансионы, домашнее образование и образовательные вояжи (Grand Тour). Распространение научных знаний. Камчатские научные экспедиции Беринга и Чирикова. С.П. Крашенинников и «Описание земли Камчатки». В.Н. Татищев и становление отечественной исторической науки. Научная деятельность Академии наук в середине XVIII века. М.В. Ломоносов – первый русский ученый-энциклопедист. Ученики Ломоносова. Открытие Академии художеств.

2.3. Общественная мысль, публицистика и литература. Правительственная идеология и дворянская оппозиция. Попытка ограничения самодержавия и политические проекты 1730 года. Влияние западноевропейских политических теорий в России. Дело А.П. Волынского и его проект. Общественно-политические идеи В.Н. Татищева. Зарождение крестьянского вопроса. Елизаветинская политическая пропаганда и создание культа Петра Великого. Проекты И.И. Шувалова. Идеология «дворянской монархии» и сумароковская школа.

Литература середины века: стилистические особенности, жанры и герои. Барокко и классицизм в русской литературе. Классификация жанров. А.Д. Кантемир и поэтическая сатира. В.К. Тредиаковский и реформа стихосложения. Литературная деятельность М.В. Ломоносова. Оды Ломоносова и их значения. А.П. Сумароков и поэты его школы. Русский театр середины XVIII века. Ф.Г. Волков и открытие первого профессионального публичного театра в России. Московский маскарад 1763 г.

2.4. Искусство и музыка. Архитектура, скульптура и монументально-декоративная живопись. Елизаветинское барокко: особенности и характерные черты стиля. Творчество Ф.Б. Растрелли и его значение. Строительство Зимнего дворца. Архитектурный ансамбль Смольного монастыря. Дворцово-парковые ансамбли Петергофа и Царского села. Русские архитекторы середины XVIII века и их произведения: М.Г. Земцов, И.К. Коробов, С.И. Чевакинский, И.Ф. Мичурин Д.В. Ухтомский, и др. Скульптура Б. Растрелли и его учеников. Станковая живопись. Портрет – ведущий жанр русской живописи. Иностранные мастера (братья Валериани, Гроот, Ротари, Токе и др.) и их деятельность в России. Русские портретисты середины века: И.Я. Вишняков, А.П. Антропов, И.П. Ангунов и др. Открытие Академии художеств. Начало художественной деятельности Лосенко и Рокотова. Графика и миниатюра. М.И. Махаев и серия гравюр с видами Петербурга. Е.П. Чемесов. Декоративно-прикладное искусство. Музыкальная культура эпохи: развитие музыкального театра. Итальянская опера и балет в России. Русские оперы на либретто А.П. Сумарокова. Инструментальная музыка. «Век песен». Первый сборник русских романсов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: