Перевозка грузов товарного характера оформляется товарно-транспортными накладными.
Грузоотправитель представляет автотранспортному предприятию на предъявленный к перевозке груз товарного характера товарно-транспортную накладную, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем. Таким образом, товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.
Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов:
ü товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителя и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей;
ü транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями-владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей организациями-владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.
Товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую ездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов.
Товарно-транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах:
ü первый остается у грузоотправителя и предназначен для списания ТМЦ, второй, третий и четвертый экземпляры, заверяемые подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю;
ü второй сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования ТМЦ у получателя груза, третий и четвертый экземпляры, заверяемые подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации-владельцу автотранспорта;
ü третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, транспортная организация прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику-заказчику;
ü четвертый прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.
Заполнение товарно-транспортной накладной (ТТН) осуществляется по определенным правилам.
1. Заполнение ТТН у грузоотправителя
1.1. До прибытия автомобиля грузоотправитель обязан:
а) в заголовочной части ТТН указать дату выписки ТТН;
б) в строках, посвященных субъектам перевозки, указать свои реквизиты, а также реквизиты грузополучателя и плательщика. Плательщиком может быть сам грузоотправитель, или грузополучатель, или же третье лицо;
в) в строках «пункт погрузки» и «пункт разгрузки» транспортного раздела указать адреса соответственно пунктов погрузки и разгрузки;
г) в разделе «Сведения о грузе» привести данные о грузе (коды, номенклатуру, количество, цену, наименование, единицы измерения, упаковку, количество мест и массу, сумму, пр.). В строке раздела «Всего отпущено на сумму» прописью записать общую стоимость отгруженных товарно-материальных ценностей. В строке «Отпуск разрешил» указывается должностное лицо, ответственное за отгрузку товарно-материальных ценностей, которое своей подписью удостоверяет правильность сделанных записей и разрешает произвести отправку груза грузополучателю.
1.2. После прибытия автомобиля и погрузки товарно-материальных ценностей грузоотправитель:
а) в транспортном разделе:
ü в строке «К путевому листу» записывает номер путевого листа, к которому прикладывается ТТН;
в) в разделе «Погрузочно-разгрузочные операции» грузоотправитель в строке «Погрузка»:
ü в графе 11 «Исполнитель» записывает наименование организации, выполняющей погрузочные операции (автопредприятие, грузовая автостанция, грузоотправитель, специализированная организация и т.п.);
ü в графе 12 «Дополнительные операции» записываются выполненные при погрузке груза дополнительные операции (взвешивание, анализ, пересчет и т.д.) с указанием количества по каждой из них и времени на их выполнение;
ü в графе 13 записывает наименование механизма, которым выполнены погрузочные работы, и его характеристику (грузоподъемность, емкость ковша и т.п.);
ü в графе 14 «Способ...» указывает способ погрузки (ручной, механизированный, наливом, из бункера и т.д.);
ü в графах 16, 17 записывает или проставляет штамп-часами часы и минуты прибытия автомобиля под погрузку и убытия после окончания ее. Временем прибытия под погрузку считается время предъявления водителем путевого листа у въездных ворот или контрольно-пропускного пункта либо лицу, ответственному за отгрузку товара, организации-грузоотправителя. Временем убытия автомобиля из-под погрузки считается время подписания и передачи товарно-транспортных накладных водителю лицом, ответственным за отгрузку товара. Если в одной ездке груз отгружается по нескольким товарно-транспортным накладным, то время прибытия под погрузку записывается в первой из них, время убытия из-под погрузки - в последней из них, а в остальных ТТН в соответствующих графах ставятся прочерки. При оформлении нескольких ездок с грузом одной товарно-транспортной накладной в графе 16 записывается время прибытия под погрузку в первом рейсе (ездке), в графе 17 время убытия от грузоотправителя после оформления им товарно-транспортной накладной;
ü в строке «Транспортные услуги» перечисляются транспортные услуги, оказанные водителем при погрузке (упаковка, увязка груза, укрытие брезентом, информационные услуги и т.д.), с указанием их количества.
Лицо, ответственное за проведение погрузочных работ у грузоотправителя и правильность заполнения перечисленных реквизитов, расписывается в графе 19 «Подпись ответственного лица»;
д) в графе 31 раздела «Прочие сведения» указывается время простоя под погрузкой.
2. Заполнение ТТН в пути следования
Если в пути следования производится в установленном порядке переадресовка груза, запись об этом вносится в строку «Переадресовка» во всех трех находящихся у водителя экземплярах товарно-транспортной накладной. При переадресовке груза проставляются реквизиты нового грузополучателя. Все эти записи удостоверяются подписью водителя либо представителя автотранспортного предприятия.
В случае перегрузки груза в пути следования на другой автомобиль в строках «Организация», «Водитель» и «Автомобиль» прежние реквизиты зачеркиваются (так, чтобы их можно было прочитать) и записываются новые данные. Это исправление должно быть заверено подписью работника, руководящего перегрузкой. Наряду с этим факт передачи груза от одного водителя-экспедитора другому водителю-экспедитору удостоверяется актом установленной формы, о чем делается соответствующая отметка в строке «Отметки о составленных актах». При составлении актов, относящихся к данной отправке, в графе «Отметки о составленных актах» записываются номер акта, дата составления и о чем составлен акт (например, «О недостаче мест», «О нарушении пломбы» и т.п.).
3. Заполнение ТТН у грузополучателя.
После доставки груза грузополучателю водитель-экспедитор три экземпляра товарно-транспортной накладной сдает представителю организации-грузополучателя, ответственному за приемку груза, который обязан:
Путевой лист
Путевой лист грузового автомобиля является основным документом первичного учета, определяющим совместно с товарно-транспортной накладной при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов.
Для грузового автотранспорта постановлением утверждены две формы путевых листов – форма № 4-с и форма № 4-п.
Форма № 4-с (сдельная) применяется при осуществлении перевозок грузов при условии оплаты труда автомобиля по сдельным расценкам.
Форма № 4-п (повременная) применяется при условии оплаты работы автомобиля по повременному тарифу и рассчитана на одновременное выполнение перевозок грузов до двух заказчиков в течение одного рабочего дня (смены) водителя.
Отрывные талоны путевого листа заполняются заказчиком и служат основанием для предъявления организацией-владельцем автотранспорта счета заказчику.
К счету прилагается соответствующий отрывной талон.
Путевой лист остается в организации-владельце автотранспорта, в нем повторяются идентичные записи о времени работы автомобиля у заказчика и служат основанием для учета работы автомобиля в течение рабочего дня.
В случае, когда при повременной оплате за работу автомобиля будут перевозиться товарно-материальные ценности, в путевой лист вписываются номера товарно-транспортных документов и прилагается один экземпляр этих товарно-транспортных документов, по итогу которых указывается количество перевезенных тонн груза и другие показатели, отражающие работу автомобиля и водителя.
Заполнение путевого листа до выдачи его водителю производится диспетчером организации или лицом, на это уполномоченным. Остальные данные заполняют работники организации-владельца автотранспорта и заказчики. Следует помнить, что участие в заполнении путевого листа не допускается, за исключением подписей, удостоверяющих прием (при выезде) и сдачу (при возвращении автомобиля).
Путевые листы по формам № 4-с и № 4-п выдаются водителю под расписку уполномоченным на то лицом только на один рабочий день (смену) при условии сдачи водителем путевого листа предыдущего дня работы.
Заполнение осуществляется в следующей последовательности:
1. Под названием документа записывается дата его выдачи (число, месяц, год), которая должна соответствовать дате регистрации выданного путевого листа в журнале.
2. В строке «Режим работы» записывается код, соответствующий режиму работы (работы в будние дни, командировка, суммированный учет рабочего времени, ежедневный учет рабочего времени, работа в выходной или праздничный день, работа по графику или вне графика и т.д.), в соответствии с которым производится начисление заработной платы водителю.
3. В строках «Колонна», «Бригада» записываются номера колонны и бригады, в составе которых числятся автомобиль и водитель.
4. В строках, посвященных автотранспортному средству, записывают марку, государственный номер, а также его гаражный номер.
5. В строках, посвященных водителю, записываются фамилия, инициалы, табельный номер, присвоенный работнику в транспортной организации, номер удостоверения и класс водителя, работающего по данному путевому листу.
6. В строках, посвященных лицензионной карточке, указываются сведения о ее виде (стандартной, ограниченной), регистрационном номере и серии.
7. В строках «Прицепы» записываются марки, государственные и гаражные номера прицепов и полуприцепов, выпускаемых на линию с автомобилем. Номера обменных прицепов и полуприцепов записываются по этим строкам в местах их перецепки.
8. В строке «Сопровождающие лица» записываются фамилии и инициалы лиц, сопровождающих автомобиль для выполнения задания (грузчики, экспедиторы, стажер и т.д.).
9. В разделе «Работа водителя и автомобиля» - сведения о выезде и возвращении автомобиля по графику.
Заполнение путевого листа до выезда из гаража производится в следующей последовательности:
1. В разделе «Движение горючего» в графах 9, 10 и 11 и в соответствующих строках заправщик, техник по горюче-смазочным материалам (ГСМ) или уполномоченное на то лицо записывают количество выданного горючего.
2. На лицевой стороне лицом, уполномоченным транспортной организацией осуществлять предрейсовый медицинский осмотр, своей подписью удостоверяется состояние здоровья водителя и возможность допуска его к управлению автомобилем.
3. В разделе «Работа водителя и автомобиля» в графе 5 «Показания спидометра» механик контрольно-пропускного пункта (КПП) или отдела технического контроля (ОТК) записывает показание спидометра при выезде автомобиля на линию, а в графе 6 «Время фактическое» штамп часами проставляет фактическое время выезда автомобиля из гаража. В случае неисправности или отсутствия штамп часов время записывается вручную в следующей последовательности: число, месяц, часы, минуты.
4. В разделе «Движение горючего» в графе 12 «Остаток при выезде» механик КПП или ОТК записывает количество горючего, находящегося в баках автомобиля при выезде, и правильность всех сделанных записей удостоверяет подписью в этой графе.
5. В строках, посвященных технической исправности автомобиля, механик КПП или ОТК удостоверяет подписью передачу автомобиля водителю в технически исправном состоянии и разрешение на выезд из гаража. В строках, определяющих водителя, принявшего автомобиль, водитель подписью удостоверяет принятие автомобиля в технически исправном состоянии и получение задания на работу.
При возвращении автомобиля в гараж заполнение путевого листа производится в следующей последовательности:
1. В разделе «Результаты работы автомобиля и прицепов» указывается расход горючего, время в наряде, количество ездок и заездов, пробег (согласно спидометру), объемы перевозки.
2. В разделе «Движение горючего» механик КПП или ОТК заполняет графу 13 «Остаток при возвращении» и расписывается под ней. В этом же разделе заправщик, техник по ГСМ или уполномоченное на то лицо при сдаче водителем ГСМ заполняют графу 14 «Сдано» и расписываются под ней.
4. В строке «Сдал водитель» водитель подписью удостоверяет сдачу автомобиля механику КПП или ОТК в технически исправном (неисправном) состоянии. Механик КПП или ОТК в строке «Принял» подписью удостоверяет прием автомобиля от водителя в технически исправном (неисправном) состоянии.
После сдачи водителем путевого листа диспетчер или другое уполномоченное на то лицо заполняют его в следующей последовательности:
1. В разделе «Работа водителя и автомобиля» в графе 6 «Нулевой пробег» по таблице расстояний диспетчер записывает расстояние от гаража до первого пункта погрузки и от последнего места разгрузки до гаража.
2. В разделе «Последовательность выполнения задания» диспетчер в графе 27 записывает общее количество ездок (ячейка «всего», а в строке «ТТД в количестве» — общее количество сданных товарно-транспортных документов. За общее количество сданных и принятых товарно-транспортных документов водитель расписывается в строке «Сдал водитель», а диспетчер — в строке «Принял диспетчер».
Путевые листы хранятся в организации совместно с товарно-транспортными документами, дающими возможность их одновременной проверки.
2.2Порядок выполнения
1. Заполнить товарно-транспортную накладную.
2. Заполнить путевой лист.
Практическая работа №3
Тема. Заполнение документации на перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов (2 часа)
Цель занятия:
1. Дать характеристику транспортным средствам, которые относятся к крупногабаритным и тяжеловесным.
2. Изучить порядок выдачи Госавтоинспекцией разрешений на движение и согласование маршрутов перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов автотранспортом.
3. Изучить нормативные документы, регулирующие отношения в сфере перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов автотранспортом.
4. Изучить порядок проведения контроля за перевозками крупногабаритных и тяжеловесных грузов автотранспортом.
Задание на занятие:
1. Научиться составлять письменное заявление на получение разрешения на движение тяжеловесного (крупногабаритного) транспортного средства
2. Научиться составлять соглашение на движение тяжеловесного (крупногабаритного) транспортного средства,
3. Научиться оформлять разрешение на движение тяжеловесного (крупногабаритного) транспортного средства.
4. Научиться составлять акт о нарушении правил оплаты за проезд транспортного средства, весовые и габаритные параметры которого превышают нормативные.
3.1 Общие сведения
Одним из направлений развития отраслей промышленности и строительства на Украине является создание и использование оборудования большой единичной мощности, которое имеет, как правило, увеличенные габариты и массу, т.е. крупногабаритного и тяжеловесного оборудования. Это трансформаторы, атомные реакторы и парогенераторы, толстостенное химическое оборудование, суда, вагоны метро, большие турбины, электродвигатели, двигатели внутреннего сгорания, которые не могут поставляться в разобранном виде.
Движение автомобилей, приспособленных к перевозкам крупногабаритных и тяжеловесных грузов, в тесных условиях движения в городах с повышенной интенсивностью транспортного потока значительно усложняет процесс перевозок, Все это требует высокой ответственности всех, кто причастен к перевозкам таких грузов, в частности грузоотправителей, грузоперевозчиков и органов ГАИ, которые контролируют перевозки и сопровождают грузы.
Особенную трудность вызывает проезд отдельных участков дорог и улиц, которые не соответствуют нормативным требованиям, и движение по мостам, Дополнительное препятствие для движения создают линии электропередачи, связи, контактные линии электротранспорта. Поэтому, для безопасного движения крупногабаритного (тяжеловесного) транспортного средства необходимо получить разрешение. Для получения разрешения грузоперевозчик должен представить:
ü письменное заявление;
ü согласованный с владельцами дорог, улиц, железнодорожных переездов маршрут перевозок;
ü схему транспортного средства;
ü документ, подтверждающий оплату за проезд транспортного средства,
3.2 Порядок выполнения
1. Составить письменное заявление на получение разрешения на движение тяжеловесного (крупногабаритного) транспортного средства. Исходные данные принять самостоятельно.
2. Составить соглашение на движение крупногабаритного и тяжеловесного транспортного средства. Исходные данные принять самостоятельно.
3. Оформить разрешение на движение тяжеловесного (крупногабаритного) транспортного средства.
4. Составить акт о нарушении правил оплаты за проезд транспортного средства, весовые и габаритные параметры которого превышают нормативные. Исходные данные принять самостоятельно.
Практическое занятие №4
Тема. Значение договора перевозки пассажиров
Форма договора перевозки пассажиров (2 часа)
Цель занятия:
1. Ознакомиться с понятием договора на перевозку пассажиров.
2. Рассмотреть формы договора и порядок его заключения.
3. Изучить обязанности автотранспортных предприятий по организации пассажирских перевозок.
Задание на занятие:
1. Научиться составлять проект договора на перевозку пассажиров автомобильным транспортом.
4.1 Общие сведения
4.1.1 Понятие договора перевозки пассажира
По договору перевозки пассажира автотранспортное предприятие или организация обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир - уплатить установленную плату за проезд (ст. 75 УАТ). Из определения данного договора видно, что его предметом является перемещение пассажира из пункта отправления в пункт назначения. Однако пассажир - не объект перевозочной деятельности, а субъект договорных отношений по перевозке. В отличие от договора перевозки груза, который опосредствует перемещение грузов как продолжение производственного процесса внутри процесса товарного обращения и для процесса обращения, договор перевозки пассажиров непосредственно из товарного производства и товарного обращения не вытекает. Договор перевозки пассажира направлен на перемещение граждан в цепях удовлетворения их трудовых, культурных, бытовых и прочих потребностей.
Сторонами по договору перевозки пассажира являются граждане (пассажиры) и автотранспортное предприятие (перевозчик). Содержание договора составляет совокупность прав и обязанностей перевозчика и пассажира.
У перевозчика при заключении договора возникает право требовать уплаты установленной суммы за проезд, а у пассажира - доставки к месту назначения.
4.1.2 Форма договора на перевозку пассажиров и порядок его заключения
Договор перевозки пассажира может быть заключен как в письменной, так и в устной форме. В частности, письменной формой договора перевозки пассажира в автобусах при междугородных перевозках является проездной билет. Он содержит все основные условия договора: время и день отправления, номер рейса; место, предоставляемое пассажиру, пункт назначения, стоимость проезда. Факт наличия проездного билета у пассажира означает заключение договора перевозки пассажира на условиях, предусмотренных в билете, а также удостоверяет внесение проездной платы. При поездках в индивидуальных таксомоторах договор заключается в устной форме путем соглашения пассажира с водителем такси, который в этом случае выступает в качестве представителя автотранспортного предприятия.
При поездках в автобусах (городских, пригородных н междугородных маршрутов) и маршрутных таксомоторах заключение договора перевозок обычно совпадает с моментом, когда пассажир приобретает проездной билет. Не имеет значения способ приобретения проездного билета (у шофера, кондуктора, через кассу-копилку или кассу-полуавтомат и т. д.). Момент приобретения проездного билета совпадает в этом случае с началом пользования пассажиром транспортным средством, т.е. с начальным периодом исполнения договора перевозки. Поэтому на автотранспортное предприятие по такому договору возлагается обязанность только доставить пассажира в пункт назначения.
Если перевозка осуществляется по разовым проездным билетам, которые приобретены предварительно, то договор считается заключенным с момента приобретения такого билета. В этом случае время заключения договора и начальный момент его исполнения не совпадают. По такому договору на автотранспортное предприятие возлагается обязанность подать в пункт отправления автобус (маршрутный таксомотор) в обусловленное расписанием время, предоставить пассажиру указанное в билете место к доставить пассажира в пункт назначения.
При пользовании индивидуальными таксомоторами момент заключения договора совпадает с начальным периодом его исполнения. Особое правовое значение имеют месячные проездные билеты Приобретение таких билетов свидетельствует лишь о предварительном внесении проездной платы, но еще не означает заключения договора на конкретную перевозку. Такой договор считается заключенным в Начальный момент пользования транспортным средством.
4.1.3 Ответственность сторон по договору перевозки пассажира
При перевозках пассажиров, как и при перевозках грузов, действует общий принцип ограниченной ответственности сторон. Автотранспортные предприятия и организации, а также пассажиры, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из УАТ, несут материальную ответственность лишь в пределах, установленных соответствующими статьями Устава,
Всякие соглашения автотранспортных предприятий и организаций с пассажирами, имеющие целью изменить или устранить ответственность, возложенную на автотранспортные предприятия и организации, а также пассажиров считаются недействительными, и всякие отметки об этом в путевых листах или иных документах, не предусмотренные УАТ и указанными Правилами, не имеют силы (ст. 126 УАТ).
Автотранспортное предприятие несет ответственность за причинение смерти пассажиру или повреждение его здоровья. Однако порядок и условия возмещения вреда, причиненного смертью или повреждением здоровья пассажира, определяются по специальным нормам гражданского права.
Отдельные нарушения договора перевозни автотранспортным предприятием (опоздание отправления автобуса, непредставление пассажиру указанного в билете места и т. д.) влекут наступление последствий, предусмотренных ст. 82 УАТ.
Пассажиры, пользующиеся услугами автомобильного транспорта, несут ответственность за нарушение своей основной обязанности — оплаты проезда. Например, за безбилетный проезд в автобусе или неоплаченный провес багажа органами пассажирского городского и междугородного автомобильного транспорта, органами милиции налагается штраф в административном порядке.
В соответствии с нормами гражданского законодательства виновный пассажир отвечает за повреждение автобуса, его оборудования или инвентаря в размере причиненного ущерба. О характере повреждения составляется акт с указанием. виновного лица, места и времени нарушения, суммы причиненного ущерба, а также свидетелей, если они имеются. При отказе пассажира возместить стоимость, причиненного ущерба на месте, делается соответствующая отметка в акте. Последний служит основанием для взыскания ущерба в принудительном порядке через суд.
4.2 Порядок выполнения:
1. Составить проект договора на перевозку пассажиров автомобильным транспортом. Исходные данные принять самостоятельно.
2. На примерах показать выполнение порядка заключения договора на перевозку пассажира автотранспортом.
Практическое занятие №5
Тема. Годовой договор на перевозку грузов (2 часа)
Цель занятия:
1. Рассмотреть взаимоотношения автотранспортных предприятий при осуществлении междугородных перевозок грузов.
2. Рассмотреть взаимоотношения автотранспортных предприятий с предприятиями других видов транспорта при централизованном завозе (вывозе) грузов на железнодорожные станции, в порты, аэропорты.
3. Изучить порядок заключения договоров на централизованный завоз (вывоз) грузов автотранспортом
Задание на занятие:
1. Научиться составлять проект договора на централизованный завоз (вывоз) грузов на железнодорожные станции, в порты, аэропорты
5.1Общие сведения
5.1.1 Правовое регулирование централизованного завоза (вывоза) грузов
При Централизованном завозе (вывозе) грузов автомобильным транспортом автотранспортные предприятия вступают в правоотношения двоякого рода.
С одной стороны, они заключают с грузоотправителями и грузополучателями договоры на централизованную перевозку грузов со станций железных дорог, портов (пристаней), аэропортов и на станции железных дорог, в порты (пристани), аэропорты, включающие обязательства по транспортно-экспедиционному обслуживанию. Эти отношения регулируются Уставом автомобильного транспорта. Правилами транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий, организаций и учреждений, приложенным к ним Типовым годовым договором на централизованную перевозку грузов со станций железных дорог, портов (пристаней), аэропортов и на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты и другими нормативными актами, относящимися к договорам.
С другой стороны, автотранспортные предприятия вступают в договорные правоотношения с предприятиями железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта. Эти правоотношения в соответствии со ст. 6 УАТ регулируются Правилами централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом на станции железных дорог, в порты (пристани) и аэропорты Украины.
Предприятия и организации автомобильного транспорта, осуществляющие транспорта о -экспедиционное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей, во взаимоотношениях со станциями железных дорог, портами (пристанями), аэропортами по приему (сдаче) грузов пользуются правами, имеют обязанности и несут ответственность, предусмотренные для грузоотправителей и грузополучателей в нормативных актах, регулирующих деятельность соответствующего вида транспорта
5.1.2.Договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов
Порядок работы предприятий автомобильного и другого вида транспорта при централизованном завоз (вывозе) грузов устанавливается договорами, заключаемыми автотранспортными предприятиями с отделениями железных дорог, портами, аэропортами. По своей юридической природе данные договоры не являются договорами перевозки. Это – особый вид транспортных договоров, предмет которых составляют взаимоотношения сторон, связанные с передачей груза и выполнением погрузочно-разгрузочных работ. Договоры носят плановый характер и заключаются в соответствии с установленными плановыми заданиями.
С учетом местных условий в договорах предусматриваются порядок подачи автомобилей по объектам, фронт одновременной погрузки-выгрузки автомобилей, исходя из специализации складов, организация работы по прямому варианту «вагон-автомобиль», «автомобиль-вагон», «судно-автомобиль» и «автомобиль-судно» и т.д.; условия ночной загрузки автомобилей, прицепов и полуприцепов и организации работы в две-три смены.
Согласовываются также технология оформления, раскредитования перевозочных документов, порядок расчетов между предприятиями транспорта, нормы времени, порядок оформления и вылечи документов на централизованный завоз и вывоз контейнеров. В договоре определяются обязанности предприятий соответствующих видов транспорта по содержанию в исправном состоянии проезжей части железнодорожной станции, порта (пристани), аэропорта и непосредственных подъездов к местам погрузки и выгрузки, их очистке и освещению.
В договоре должно также предусматриваться, что централизованный завоз (вывоз) грузов осуществляется по согласованному между сторонами графику, составленному с учетом единого технологического процесса работы автотранспортного предприятия или организации, предприятий соответствующих видов транспорта, грузоотправителей и грузополучателей. Определяются и другие обязательства сторон, направленные на обеспечение четкой и со глас данной работы по централизованному завозу и вывозу грузов автомобильным транспортом.
Договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов автомобильным транспортом заключаются сроком на один год. При необходимости стороны могут продлить действие договора на следующий срок. До заключения нового договора или его продления (пролонгации) взаимоотношения сторон регулируются ранее заключенным договором. Договоры заключаются по типовой форме, предусмотренной Правилами централизованного завоза (вывоза) грузов.
Проест договора на централизованный завоз (вывоз) груза разрабатывается автотранспортным предприятием. Исключение составляют случаи, когда при централизованном завозе (вывозе) грузов на станции железных дорог транспортно-экспедиционное обслуживание выполняется автотранспортными предприятиями. Здесь проект договора разрабатывается отделением железной дорога.
Подписанный и скрепленный печатью в двух экземплярах договор направляется автотранспортным предприятием железнодорожной станции, порту, аэропорту. Сторона, получившая от автотранспортного предприятия проект договора, обязана подписать и возвратить один экземпляр договора автотранспортному предприятию в 10-дневный срок. Если при подписании договора у другой стороны возникнут возражения по поводу его условий, то независимо от этого она обязана договор подписать, составить протокол разногласий и направить его в двух экземплярах автотранспортному предприятию одновременно с подписанным договором. Наличие разногласий оговаривается в договоре. В случае не возврата автотранспортному предприятию подписанного проекта договора в 10-дневный срок договор считается принятым в редакции автотранспортного предприятия.
Автотранспортное предприятие не позднее чем через 10 дней после получения протокола разногласии обязано рассмотрел, его. Если автотранспортное предприятие в 10-дневный срок не назначит дату рассмотрения разногласий, договор считается принятым в редакции того транспортного предприятия, с которым заключается договор.
Оставшиеся неурегулированным! разногласия оформляются сторонами протоколом и передаются автотранспортным предприятием в 10-дневный срок после подписания протокола на разрешение соответствующего государственного арбитража. Если в указанный срок автотранспортное предприятие не передаст разногласия на разрешение государственного арбитража, то договор считается принятым в редакции соответствующего транспортного предприятия.
5.1.3 Ответственность сторон по договорам на централизованный завоз (вывоз) грузов
За нарушение обязательств по договорам на централизованный завоз (вывоз) грузов установлена имущественная ответственность. Типовые договоры предусматривают в виде общего правила, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договорам стороны несут взаимную материальную ответственность: по автомобильный перевозкам - в соответствии с УАТ, по другим перевозкам - в соответствии с нормативными актами, регулирующими деятельность данного вида транспорта (Уставом железных дорог, Уставом внутреннего вещного транспорта. Кодексом торгового мореплавания, Воздушным кодексом).
При вывозе груза автотранспортные предприятия отвечают за сохранность груза с момента принятия к перевозке от станции железной дороги, порта (пристани), аэропорта до сдачи его грузополучателю; при завозе груза - с момента принятия груза от грузоотправителя до сдачи его станции железной дорога, порту (пристани), аэропорту. Обстоятельства, которые могут служить основанием для взаимной имущественной ответственности автотранспортных предприятий и предприятий другого вида транспорта, удостоверяются актами по форме, предусмотренной в приложениях к Правилам централизованного завоза (вывоза) грузов,
Согласно ст. 128 УАТ, при централизованном завозе (вывозе) груза предприятия и организации автомобильного транспорта, железные дороги, порты (пристани), аэропорты несут взаимную материальную ответственность за невыполнение согласованных между ними суточных объемов перевозок в порядке и размерах, предусмотренных Правилами централизованного завоза (вывоза) грузов.
Автотранспортные предприятия при несвоевременном вывозе грузов уплачивают отделениям железных дорог, портам (пристаням), аэропортам сборы за хранение грузов, а за задержку контейнеров - штрафы, предусмотренные соответствующими статьями УЖД, УВВТ, ВК и КТМ.
Однако в случаях, когда несвоевременный вывоз грузов или задержка контейнеров произошли вследствие не обеспечения станцией железной дороги, портом (пристанью), аэропортом погрузки и разгрузки поданных автомобилей, автотранспортные предприятия и организации освобождаются от уплаты сбора за хранение грузов, а также штрафа за задержку контейнеров.
Если просрочка вывоза груза или задержка возврата контейнеров автотранспортным предприятием произошли вследствие вины грузополучателей, нарушивших при централизованном вывозе грузов со станций железных дорог, из портов (с пристаней) и аэропортов свою обязанность принять прибывший в их адрес груз от автотранспортного предприятия в сроки, установленные транспортными уставами (кодексами) соответствующих видов транспорта или изданными на основании их правилами, то они возмещают автотранспортному предприятию уплаченные другому виду транспорта сборы за хранение, штрафы, н другие убытки,
Отделения железных дорог, порты (пристани), аэропорты несут, согласно ст. 146 УАТ, ответственность перса автотранспортными предприятиями за простой автомобилей и отказ от оформления или неправильное оформление товарно-транспортных документов в том же размере, в котором эта ответственность установлена для грузоотправителей (грузополучателей).
Автотранспортные предприятия и отделения железных дорог, порты (п