Глагольное стихотворение.




Нарушение ритма и логики ударений.

У каждого стихотворения есть свой определённый ритм и размер. Они определяются количеством слогов в строках, в рифмованных строках количество слогов должно совпадать.

 

ПРИМЕР 1

Не ослеплён я музою моею -11

Красавицей её не назовут - 10

И юноши, узрев её, за нею - 11

Влюблённою толпой не побегут - 10

(Е. Баратынский)

Здесь рифма идёт через строчку, отсюда формула 11-10-11-10

 

ПРИМЕР 2

Но где вы?.. Слушаю... Нет отзыва! С полей - 12

Умчался брани дым, не слышен стук мечей, - 12

И я, питомец ваш, склонясь главой у плуга, - 13

Завидую костям соратника иль друга. -13

(Д. Давыдов)

Здесь рифмуются первая – вторая, третья – четвёртая строка, формула 12-12-13-13

 

ПРИМЕР 3

Я к ней вошёл в полночный час. -8

Она спала, - луна сияла. -9

В её окно, - и одеяла -9

Светился спущенный атлас. - 8

(И. Бунин)

В этом случае рифмуются первая - последняя, вторая – третья строчки: 8-9-9-8

 

Некоторые поэты иногда в своих стихах употребляли разное построение рифмы, т.е. одно четверостишие рифмовали по первому примеру, а другое по второму или третьему, но это встречается не очень часто, и даже здесь остаётся одно неизменное правило – количество слогов в рифмующихся строчках должно быть одинаковым! И это количество должно быть неизменным в течении всего стихотворения, т.е. если автор начал с формы 10-11-10-11, то он уже не может в одном и том же стихотворении перепрыгнуть на форму 9-8-9-8. В ином случае это обрубит стихотворение и сделает его трудным для восприятия.

Для примера давайте попробуем прочесть такое стихотворение:

 

Распускаются листья -7

Над прозрачной водой -6

Их полёт независим - 7

В омут и с головой. - 6

Неожиданно все завянет -9

Ведь бывало уже не раз - 8

Лето нас, конечно, оставит - 9

В неприметный полночный час. -8

 

Такое стихотворение не просто трудно читать, оно при своей общей идее не воспринимается как одно стихотворение. Поэтому картинка в голове не складывается и образность разрушена.

Так что ритм и размер несут в себе основную нагрузку по восприятию стихотворения, часто они важнее, чем рифма. Поэтому всем начинающим авторам рекомендуется считать слоги в рифмующихся строчках. Не стоит забывать и о втором правиле ритма стихотворения – количество ударных и безударных слогов в рифмующихся строчках должно не просто совпадать, а повторять друг друга, иначе ударение смещается и чтение «с листа» становится затруднительным:

 

Ты говоришь - я не должна

К тебе стремиться и бороться

Что ненавистью обожгла

Стену бездонного колодца.

 

По логике ударений в третьей и четвертой строке мы явно спотыкаемся, на двух словах:

«ненавИстью» (хотя правильно «нЕнавистью») и «стенУ» (а в этом случае ударение всё же правильнее ставить на первый слог). Почему так получается? Потому, что в первой строке есть ударение на 4й слог, по логике он должен повториться и в рифмующейся строке, т.е. в третьей. Во второй же строке ударение падает на второй слог, оно переносится и на рифмующуюся с ней – четвёртую строку.

Такая мелочь, как ударения кажется не значительной, но если за ней не следить, читатель может сломать свой язык, прочитывая подобные вирши вслух. Поэтому так важно после написания стихотворения несколько раз его прочесть, прочесть вслух, делая ударения в каждом слове и следить за тем, чтобы оно было правильным.

 

Банальные рифмы.

О рифме и её значении в стихотворении можно говорить бесконечно долго. Об этом лучше читать отдельно (недавно на эту тему я познакомилась с прекрасной статьёй Маршака «О плохих и хороших рифмах»), или просто полагаться на свой слух.

Сейчас много говорят о несостоятельности глагольных рифм, я например, не вижу в них ничего предосудительного, но ими нельзя злоупотреблять. Глагольные рифмы действительно просты, но при подходящей внутренней конструкции они помогут правильно воспринять стихотворение, а не брезгливо отворотить от него нос. В ПРИМЕРЕ 1, в четверостишии известного поэта Баратынского, есть простая глагольная рифма «назовут» - «побегут», но при этом она не смотрится банальной. Это в первую очередь, зависит от контекста стихотворения

Многие же начинающие авторы, думают, что главное в стихотворении, чтобы рифма просто была, а уж какая она – не имеет значение, отсюда стихи их как две капли воды похожи друг на друга, потому, что рифмы в таких стихах банальны – это часто повторяющиеся глаголы в одном времени:

 

разозлиться - покоситься

улыбнуться - усмехнуться

полюбить – позабыть

молчать – кричать

и т.п. их можно перечислять до бесконечности, думаю, сможете вспомнить сами.

 

2.рифмы – местоимения

тебя - меня - себя,

мной-тобой-собой.

 

3. рифмы в уменьшительно-ласкательных формах:

доченька – ноченька

сыночек - пенёчек - совочек

веточка – клеточка

конфеточка – нимфеточка

 

Кладезь подобных рифм можно встретить даже в одном четверостишии:

 

Угораздило меня

С детства полюбить тебя

До сих пор тебя люблю

Никогда не разлюблю

 

Когда критик или просто любящий поэзию читатель видит вирши подобного типа, его охватывает ужас: неужели русский язык настолько беден, что можно рифмовать только такие слова и только подобным образом? В этом примере есть ещё одна ошибка банальной рифмы – срифмованы однокоренные глаголы «люблю» - «разлюблю», такая рифма не лезет ни в какие ворота.

Глядя на этот пример можно сделать один вывод: чем писать стихотворение с подобной рифмой, лучше обходиться без неё или вовсе не выставлять такие стихи на суд читателей.

Нужно помнить, что рифма – это не просто конструкция, без которой стихотворение (не верлибр) не существует, но и основная, смысловая часть, и опасность частого применения глагольных рифм именно в том, что стихотворение может целиком стать «глагольным», а в чём его минусы я постараюсь сейчас объяснить.

 

Глагольное стихотворение.

Довольно часто при оценке стихов я пишу «простое глагольное стихотворение», пока авторы меня не спрашивали, что же это значит, надеюсь, что именно потому, что понимали, что я имею в виду. Но в этой статье я всё же объясню выведенный мной термин, который критики именуют так же «акынством» или проще говоря «что вижу, то и пою».

Это именно тот случай стихотворений, где автор не заморачиваясь над исполнением, главным орудием письма берёт глагол и получается не стихотворение, а зарифмованное описание событий.

 

Ты подошёл, я улыбнулась,

Меня хотел поцеловать,

Но я тот час же обернулась

Не в силах своих слёз сдержать.

 

«подошёл» - «улыбнулась» - «хотел» - «обернулась» - «сдержать» - «поцеловать».

Одни глаголы и заметьте ни одного (!) прилагательного, ни одного образа.

И как пример обратного мне хочется привести строки знаменитого поэта Афанасия Фета, который иногда в своих стиха и вовсе не использовал глаголов, но стихотворение от этого ничего не потеряло, а наоборот приобрело уникальную мелодию и бесконечную вереницу оригинальных образов:

 

ПРИМЕР 4

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья…

(А. Фет)

 

И читатель сразу оказался в тёплом майском вечернем саду, хотя поэт не словом не сказал о том, что он там сидит или он туда вышел погулять, впрочем, он даже не сказал, что это «он», а многие из начинающих поэтов наоборот, очень любят это повторять, рождая тем самым следующую ошибку.

 

Перебор местоимений

Чаще всего стихи пишутся от первого лица и конечно, самое распространённое местоимение это – «Я», а так же производные из него «меня», «моя», «моё», «мне».

Чаще всего встречается такая фраза с явным перебором местоимений:

«Я смотрю своими глазами» - если смотрю «я», то понятно, что и глаза мои. Если бы строчка звучала так: «Я смотрю на мир твоими глазами» - здесь бы уже нелепостей не возникало, здесь уже имеет место образ, конечно заезженный до банальности, но всё-таки образ, а не абсурдное рассуждение.

В лирических любовных стихотворениях кроме образа самого «Я» (ЛГ – лирического героя), естественно есть образ возлюбленного (возлюбленной), отсюда появляются ещё одни местоимения - «ты» (и его вариации: твои, твоё, тебя и пр.), она (её, ей), он (его, ему). Использование этих местоимений в стихотворении вполне логично, но злоупотреблять ими, повторяя в каждом четверостишии (а ещё хуже в каждой строчке) не стоит.

Иначе получается созвучие с «простым глагольным стихотворением» (о котором речь шла выше), только здесь вместо глаголов, а иногда и вместе с глаголами стоит бесчисленный ряд местоимений.

 

Может, редко тебя обнимаю,

Может, редко с тобой говорю,

Но ты и без слов понимаешь,

Как сильно тебя я люблю.

 

Здесь местоимение в каждой (!) строке, а в последней их и вовсе два, как будто из написанного выше не ясно, что ЛГ редко обнимает и говорит, именно с тем, кого так сильно любит. Увы, при всей насыщенности чувствами, такие стихи быстрее скажут не о влюблённости ЛГ, а о малом словарном запасе автора, который кроме как «ты» не смог обозначить предмет воздыхания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: