ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСКАЛЬКУЛИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА




ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Направления и содержание логопедической работы по профилактике дискалькулии у дошкольников

Направления логопедической работы по профилактике дискалькулии

Этапы логопедической работы Направления логопедической работы по профилактике дискалькулии
Первый этап Учить детей понимать речевые конструкции и обобщающие слова, употребляемые взрослым в процессе показа действий математического содержания, в соответствии с возрастными нормами и программными требованиями. Развивать диалогическую речь детей в процессе выполнения ими математических заданий, умение задавать вопросы и отвечать на них, понимать вопросы типа: «Чего больше (меньше)?», осознанно использовать в ответах слова больше, меньше, поровну. Учить детей презентовать результаты практичес­кой деятельности в речевой форме; развивать комму­никативную функцию речи, связную речь детей. Развивать словарный запас детей, вводя в их лек­сический оборот слова многомало, одинни одногопо одному; поровну, меньшебольше; сколь­ко, столько же; круг, квадрат, треугольник, шар, куб; впередназад, вверхвниз, справаслева, а также обобщающие понятия по родовидовому и качественному признакам (форма, цвет, величина). Развивать лексико-грамматический строй речи детей: учить образовывать множественное число существительных (грибгрибы); согласовывать числительное с существительным (один гриб, одна морковь, одно яблоко); согласовывать прилагательное с существительным в роде (красный дом, красная лента, красное платье); в числе (большой кубикбольшие кубики); добиваться активного овладения детьми грамматиче­скими формами единственного и множественного числа разных частей речи. Учить детей сравнивать количество предметов в двух группах, используя приемы наложения и приложения. Учить детей уравнивать количество предметов в двух группах двумя способами: добавляя предметы в меньшую или убирая их из большей. Учить сравнивать предметы по размеру и выражать результат сравнения словами. Распознавать и называть круг, квадрат, треугольник. Осуществлять простейшую ориентировку в пространстве. Развивать слуховое внимание, зрительную память и чувство ритма. Развивать ручную моторику (пальчиковая гимнастика).
Второй этап Продолжать развивать диалогическую речь детей в процессе выполнения математических заданий, уме­ние задавать вопросы и отвечать на них: «Сколько у тебя? У тебя больше, чем у меня. У тебя три». Учить употреблять в речи числительные. Расширять словарный запас детей: числительные до пяти; больше (меньше) на один; больше (меньше), чем...; высокийнизкий и т. д.; овал, прямоугольник, трапеция, цилиндр; направления движения. Расши­рять их антонимический словарь. Развивать коммуникативную функцию речи детей, связную речь. Продолжать развивать лексико-грамматический строй речи детей: образование множественного числа существительного (грибгрибы); согласование суще­ствительного с числительным в роде, числе и падеже (одна машинанет. одной машины, один мячнет одного мяча). Учить детей обозначать количество цифрой и записывать число. Развивать слуховое восприятие детей, учить их считать звуки и движения. Добиваться усвоения детьми количественного и по­рядкового счета в пределах пяти с опорой на наглядный материал. Учить детей сравнивать числа на основе сопостав­ления соответствующих групп предметов (четыре больше, чем три). Учить детей сравнивать предметы по размеру, упорядочивать группы предметов по размеру. Учить детей распознавать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и уметь изображать их. Развивать у детей конструктивный праксис. Развивать ручную моторику детей (пальчиковая гимнастика, массаж с использованием природного материала), их зрительно-двигательную координацию. Продолжать учить детей дифференцировать пространственные представления. Развивать зрительную и слуховую память детей. Учить детей воспринимать и воспроизводить рит­мические рисунки.
Третий этап Знакомить детей с арифметическими выражениями, продолжать учить их оформлять результаты практической деятельности в речевой форме. Учить детей понимать условие задачи и ее вопрос. Учить их сравнивать содержание задачи с рассказом, находить отличия. Учить составлять задачи. Продолжать расширять словарный запас детей: чис­лительные до десяти, количественный и порядковый счет в пределах десяти; целая частьполовина; предыдущее числопоследующее число,...по счету; многоугольник; названия дней недели, месяцев, частей суток, времен года; математические знаки плюс, минус, равно. Расширять антонимический словарь детей за счет понятий высокийнизкий, мокрыйсухой, пришелушел, вверхвниз и т.д. Учить детей использовать грамматические конструкции: широкая, шире, еще шире и самая широкая и т.п. Развивать активный и пассивный словарь детей. Продолжать развивать лексико-грамматический строй речи: учить согласовывать порядковые числительные с существительными в роде, числе и падеже (пятое яблоко, пятая конфета, нет пятого автобуса). Развивать слуховое восприятие: считать звуки, движения, определять направление звука, различать детей по голосу и т.д. Учить детей использовать количественный и порядковый счет в пределах десяти (в прямом и обратном порядке), а также начинать счет с любого числа числового ряда и заканчивать любым числом. Учить детей сравнивать рядом стоящие числа в пределах десяти (на наглядной основе), понимать отношение между соседними числами и знать состав чисел (из двух меньших и отдельных единиц в пределах десяти). Учить детей измерять и сравнивать размеры пред­метов (длину, ширину, высоту) с помощью условной мерки. Учить детей способам математической записи. Учить детей делить простейшие геометрические фигуры на две и четыре равные части, понимать отношения между целым и частью. Учить детей разбивать геометрические фигуры на части и составлять из нескольких фигур одну большую. Учить детей узнавать в предметах форму геометрических фигур. Учить детей ориентироваться в пространстве и на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, над, под), а также употреблять предлоги. Учить детей правильно использовать и называть цифры от 0 до 10, математические знаки (+), (—). Учить детей распознавать основные геометричес­кие фигуры (круг, квадрат, треугольник, четыреху­гольник, многоугольник) и изображать их. Развивать у детей конструктивный праксис. Развивать ручную моторику детей (пальчиковая гимнастика, массаж с использованием природного материала, игры для развития мелкой моторики и т.п.). Развивать у детей слуховую и зрительную память. Учить их воспринимать и воспроизводить ритмические рисунки.

 


Направления, содержание и приемы логопедической работы по профилактике вербальной дискалькулии

 

Направления работы Задания первого этапа Задания второго этапа Задания третьего этапа
Развитие умения словесно обо­значать математические понятия, развитие лексико-грамматическо-го строя языка «Медвежонок ходит» (использо­вание слов большие и маленькие шаги). «Покатаем зверей в машине» (употребление понятий много, мало, ни одного. «Расскажи, что где находится» (работа с предлогами на пред­метной основе предметов). «Геометрическое лото» «Машины едут по дороге» (ис­пользование слов широкаяуз­кая). «Узнай и назови времена года» (зима, лето). «Назови время суток по картин­кам». «Расскажи, что где нахо­дится» (работа с предлогами по картинкам) «Скажи наоборот» (употребле­ние слов-антонимов). «Узнай и назови времена года» (зима, лето, весна, осень). «Не­лепицы» (по временам года). «Время суток» (назови и разло­жи последовательно; составь рас­сказ по серии сюжетных картин). «Расскажи, что где находится» (работа с предлогами по схемам)
Обучение математической тер­минологии «Медвежонок ходит» (понима­ние слов большие и маленькие шаги). «Покатаем зверей в машине» (по­нимание слов много, мало, ни одного). Классификация предметов по оп­ределенному признаку «Машины едут по дороге» (по­нимание слов широкаяузкая). «Дополни рисунок по речевой инструкции». «Найди нужную фигуру, исполь­зуя знаки-символы» «Пары по величине» (работа с тетрадью «Математическая мо­заика»). «Найди по описанию» (ориенти­ровка на 2-3 признака предме­та). Работа с логическими блоками Дьенеша; «Поручения» (с ис­пользованием математической терминологии)
Развитие пространственного вос­приятия, зрительной и слухо­вой памяти «Положи шишку в корзинку — достань из корзинки». «Птич­ка спряталась в гнездо — вы­глянула из гнезда». «Выложи коврик из геометри­ческих фигур» (по образцу). «Собери пирамидку (матрешку)» (с использованием алгоритма действия). «Что изменилось?» (действия с игрушками) «Выложи коврик из геометри­ческих фигур или цифр (по сло­весной инструкции) и расскажи, что где находится». «Выполни движения» (по словесной инструкции); «Послушай и повтори цифры». «Что изменилось?» (действия с геометрическими фигурами) «Послушай и назови лишнее сло­во». «Выложи коврик из геометри­ческих фигур или цифр» (по па­мяти). «Выполни движения» (по рисун­ку-схеме). «Послушай и повтори цифры в обратном порядке». «Что изменилось?» (действия с геометрическими фигурами и цифрами)
Развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений «Оденем куклу на прогулку» (умение использовать необходимое количество одежды). «Разложи домики» по величине. «Разложи и назови домики по величине». «Найди три одинаковых по размеру круга и назови их цвет». Работа с логическими блоками Дьенеша; штангами М. Монтессори. «Чем похожи и чем различаются две фигуры?»
  «Подбери по цвету или по фор­ме». «Чудесный мешочек». «Найди предмет такой же формы (цвета, величины)». Занятия с рамками М. Монтессори. Игры с ковриком «Топ-топ» «Чем похожи и чем отличаются два предмета». «Выложи предметы в порядке возрастания их размера». «Дидактическая черепаха» (чехол «Укрась полянку») Раскладывание и называние предметов в порядке возрастания или убывания по длине, ширине, толщине и высоте. Счет предметов, звуков, движений
Развитие понимания связи цифр, обозначающих число, с его вер­бальным обозначением «Ведерки с камешками» (много, мало, пусто). Пальчиковые игры со счетом Конструктор и кубики «Цифры» (составь и назови). «Чудесный мешочек» (с цифрами), счет предметов с соотнесением его с количеством пальцев. Лепка и аппликация цифр. «Сосчитай и найди нужную цифру». Игры с модулями «Дидактическая черепаха» (чехол «Математический), «Часики», «Змейка» (конструирование цифр) «Чем похожи и чем различаются две цифры?». «Назови соседей числа». Работа с пособиями «Математическая мозаика», «Игры и логические упражнения с цифрами». «Поручения» (с использованием счета); сюжетно-ролевая игра «Магазин» (с использованием цифр)

Направления, содержание и приемы логопедической работы по профилактике практогностической дискалькулии

 

Направления работы Задания первого этапа Задания второго этапа Задания третьего этапа
Развитие системы счисления конкретных предметов и их сим­волов «Ежик считает яблоки» (меня­ются предметы для пересчета). «Сосчитай фигуры желтого цве­та»; «Посчитай круги»; «Каких фигур больше? Сделай так, что­бы стало одинаково число фигур» «Следы». «Утка считает утят». «Обратный счет» (с использова­нием чашек-вкладышей) Работа с пособиями «Математи­ческая мозаика», «Игры и логи­ческие упражнения с цифрами»
Развитие зрительно-пространст­венного восприятия «Выложи дорожку к домику кук­лы» (чередование двух геомет­рических фигур). Игры с «Игровой дорожкой». Разрезные картинки Конструирование из плоскостно­го и объемного материалов. Ку­бики. Плоскостной конструктор «Назови, что где находится» (на картине, на схеме). «Сделаем зарядку» (с использо­ванием схем упражнений)
Развитие зрительно-двигатель­ной координации, моторных на­выков, чувства ритма Игры с пальчиками; самомас­саж с использованием природ­ного материала; «Сколько раз я хлопнула: много или один раз?» Рисование под музыку: «Капли дождя», «Шарики на елке». «Хлопни столько раз, сколько точек на картинке» (одинмно­го). Движения под музыку и т. д. «Нарисуй столько палочек, сколь­ко кругов лежит перед тобой». «Сколько раз я хлопнула? Хлоп­ни столько же». Чтение стихов с движением. Рисование под музыку. «Посмотри на рисунок и отхло­пай также» (ритмический рису­нок). «Копилка» «Нарисуй нужное количество геометрических фигур». «Посчитай и напиши под каж­дой картинкой нужную цифру». Работа по книге «Скоро стану первоклашкой». «Хлопай, как я»; «Хлопай так, как на рисунке». «Составь рисунок ритма и от­хлопай его». Музыкально-дидактические игры на восприятие и воспроизведе­ние ритмических структур
Развитие зрительной и слуховой памяти «Поручения». «Чего не стало?» или «Что из­менилось?» (на предметной ос­нове) «Назови число от указанного числа». «Положи недостающую цифру». «Найди нужную фигуру», ис­пользуя знаки-символы «Назови число от указанного числа в прямом и обратном по­рядке». «Назови пропущенное число сре­ди названных». «Найди по описанию» (ориенти­ровка на 2—3 признака предме­та)
Развитие логических операций «Найди предмет такого же цве­та или такой же формы». «Оде­нем куклу» (подбор одежды и обуви по цвету). «Закроем две­ри» (соотнесение по размеру). Игры с ковриком «топ-топ» «Поставь стаканы в ряд». «Включение в числовой ряд», работа с логическими блоками Дьенеша. «Геометрическое домино». «Собери матрешку» (с использо­ванием алгоритма действия) Классификация, сериация, срав­нение. «Розовая башня», «Корич­невая лестница» М. Монтессори. Работа с логическими блоками Дьенеша

 

Направления, содержание и приемы логопедической работы по профилактике дислексической дискалькулии

 

Направления работы Задания первого этапа Задания второго этапа Задания третьего этапа
Развитие умения читать математические знаки, словесно обозначать математические понятия «Положи большие шарики в большую коробку, а маленькие — в маленькую, расскажи об этом». «Разложи утят на полке, чередуя большого и маленького, расскажи об этом». «Составь группы предметов (один — много)» «Чудесный мешочек» (с цифра­ми). «Пары по величине». «Построим дом» (алгоритм действия). «Геометрическое домино». «Геометрическое лото». Работа с блоками Дьенеша. «Разложи цифры под картинками и объясни свой выбор» Игры с песком и водой матема­тического содержания. Счет предметов, звуков, движений. «Назови соседей числа». «Положи цифру на свое место в ряду других цифр, объясни свой выбор». Работа с пособиями «Математическая мозаика», «Игры и логические упражнения с цифрами». Игры с «Дидактической черепахой» (чехол («Математический»)
Развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений «Найди предмет такой же формы»; «Сложи красные кубики в красную коробку, а зеленые — в зеленую». Занятие с чашками-вкладышами, матрешками. «Разложи предметы по величине». «Накроем стол» (соотнесение количества посуды с количеством гостей) «Найди нужную фигуру по схеме». Классификация предметов по цвету, форме, величине. «Бутылки» (сохранение количества). Работа с тетрадями «Математическая мозаика» «Определи, чей силуэт». Классификация геометрических фигур по наличию или отсутствию признака; работа с блоками Дьенеша. «Поручения» (с использованием математических понятий). «Найди по описанию» (ориентировка на три признака предмета)
Развитие пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти «Чудесный мешочек»; «Поручения ». Занятия с кубиками, разрезными картинками. «Кто позвал тебя, узнай?». «Запомни порядок предметов — выложи так же» «Узнавание зашумленных изображений». «Узнавание наложенных друг на друга изображений». Занятия с кубиками «Черно-белые круги». Конструирование из счетных па­лочек по памяти «Узнавание зашумленных изоб­ражений». «Улитка Пиаже»; «Найди место карточке по звуку»; «Повтори ритм». Музыкально-дидактические игры; выкладывание узоров по памяти
Развитие аналитико-синтетической деятельности «Парные картинки». «Дай такую же картинку» (второй набор лежит далеко от стола). «Такой — не такой» «Что забыл нарисовать художник?». «Четвертый — лишний». «Чем похожи и чем различаются картинки, геометрические фигуры, цифры?» «Четвертый — лишний» (цифры и геометрические фигуры, цифры и буквы); «Чем похожи и чем различаются цифры?». «Нелепицы». Реконструирование цифр
Развитие представлений об образе цифр и математических знаков «Дай картинку с такой же цифрой» (без называния). «Найди такую же фигуру» «Цифровой человечек» (найди и назови все цифры). «Найди цифру среди геометрических фигур» «Соедини линиями предметную картинку с нужной цифрой» «Найди цифру среди других графических знаков (букв)». Различение правильно написан­ных цифр при зеркальном рас­положении элементов. Работа с пособиями «Математи­ческая мозаика», «Игры и логи­ческие упражнения с цифрами»

 

Направления, содержание и приемы логопедической работы по профилактике графической дискалькулии

 

Направления работы Задания первого этапа Задания второго этапа Задания третьего этапа
Развитие ручной моторики, зри­тельно-двигательной координа­ции Пальчиковая гимнастика. Массаж с использованием при­родного материала. Шнуровки. Застежки. Крупная мозаика. Изобразительная деятельность Занятия с тетрадями «Скоро бу­ду первоклашкой», «Математи­ческая мозаика». Обводка, штриховка предметов, математических знаков Занятия с пособиями «Математи­ческая мозаика», «Игры и логи­ческие упражнения с цифрами». Работа в тетрадях в крупную клетку по словесной инструкции, (изображение предметных рисун­ков, геометрических фигур и цифр)
Развитие представлений о фор­ме, величине, цифровой и мате­матической символике Назвать и показать большие и маленькие предметы на картин­ке. Классификация геометрических фигур по цвету. «Узнай предметы, различающи­еся по величине, форме». Заня­тия с матрешками, пирамида­ми, чашками-вкладышами. «Чудесный мешочек» с геомет­рическими фигурами «Разложи картинки по величи­не». Работа с блоками Дьенеша. Занятия с «Коричневой лестни­цей», «Розовой башней» М. Мон-тессори. Классификация геометрических фигур по форме, величине, цвету; занятия с кубиками и конструк­тором «Цифры», «Цифры-вкла­дыши ». «Узнай цифру, наложенную на другие». Обводка и штриховка цифр. Рисование цифр на песке, леп­ка из мокрого песка, приклеи­вание на зеркало Работа с «Цветными штангами» М. Монтессори. Занятия с логическими блока­ми Дьенеша. Занятия с палочками Кюинзе-нера. «Найди нужную цифру среди графически сходных». «Найди правильно написанную цифру»; «Найди, нарисуй и рас­крась аналогичную цифру». Обводка и штриховка цифр, ма­тематических знаков. Лепка, аппликация и вырезание цифр. «Напиши соседей числа» «Сколько раз прокуковала кукушка? Найди (напиши) цифру на одну меньше (больше)»
Развитие зрительного и слухового мнезиса «Чего не стало?», «Что измени­лось?» и «Запомни и воспроиз­веди ряд» (используются пред­меты, геометрические фигуры). «Сколько раз я хлопнула? Один или много?». «Повтори слова» «Воспроизведи ряд» (использу­ются предметы, их изображения, геометрические фигуры и циф­ры). «Запомни цифру и найди ее среди других» (усложнение — увеличение количества цифр). «Повтори ряд слов или цифр». «Повтори ритм ». «Запомни и нарисуй платочек, состоящий из геометрических фигур (цифр)» «Воспроизведи ряд геометриче­ских фигур, цифр». «Запомни цифру и найди ее сре­ди других » (усложнение — уве­личение количества цифр, уси­ление оптической сложности, например, сначала надо найти цифру 1 среди цифр 5, 6, 8, а потом ее же среди цифр 4,7). «Воспроизведи ритм»; «Повто­ри ряд цифр в обратном поряд­ке»
Развитие пространственного вос­приятия Ориентировка в собственном те­ле: выделение ведущей руки, на­зывание ведущих частей своего тела Ориентировка в окружающем пространстве: нахождение пред­метов справа и слева от себя. Различение пространственного расположения двух предметов. «Составь узор» (выкладывание геометрических фигур на листе по инструкции педагога) Ориентировка и называние пра­вой и левой стороны, сидящего напротив человека. Конструирование и реконструирование цифр. «Сравни цифры». Работа с предлогами на предметной основе, по рисункам, по схемам; придумывание предло­жений с предлогами; работа с разрезными картинками. Музыкально-ритмические игры
Развитие зрительного анализа и синтеза «Узнай изображения предметов» (полное, контурное) «Узнай пунктирные (зашумлен-ные) изображения». «Что нарисовано?» (пропуски деталей); конструирование из счетных палочек и геометриче­ских фигур. Обводка, штриховка фигур, пред­метов «Узнай недорисованные предме­ты». «Узнай предметы, наложенные друг на друга». «Определи, чей силуэт». «Дорисуй предмет, чтобы он по­лучился целым»

 

Направления, содержание и приемы логопедической работы по профилактике операциональной дискалькулии

 

Развитие умения выполнять ма­тематические операции «Разложи предметы в корзин­ки» (многомало, многоодин, многони одного). «Пору­чения » «Разложи пять яблок в две кор­зины» (несколько вариантов). «Поставь пять матрешек на две полки» (понимание состава чис­ла) «Как может получиться чис­ло...?». «Веселые человечки»; «Составь задачу и реши ее» (по нагляд­ной ситуации, по картине, по модели)
Развитие понимания математи­ческой терминологии, текстов задач «Пары по величине»; «Ежик счи­тает яблоки». «Выполни действия по словес­ной инструкции» «Пары по величине». «Посчи­тай в прямом и обратном поряд­ке». «Посчитай от (до) заданно­го числа». «Назови соседей числа с опорой на наглядность» «Понимание текста со скрытым смыслом»; «Чем отличается за­дача от рассказа?». «Какой месяц лишний?»
Развитие аналитико-синтетиче-ской деятельности Занятие с разрезными картин­ками. Конструирование по образцу из геометрических фигур, счетных палочек; «Сделай так, чтобы число игру­шек стало одинаковым» «Построим кукле комнату» (пространственное моделирова­ние по словесной инструкции). «Создание орнамента из геомет­рических фигур» (по инструк­ции) Графический диктант в тетра­дях в клетку. Работа с пособиями «Математи­ческая мозаика», «Игры и логи­ческие упражнения с цифрами»
Развитие логического мышления «Чем отличаются два предмета?» «Выделение ключевого слова». «Нелепицы». Составление рассказа по сюжет­ной картине. «Отгадай загадку» «Четвертый — лишний». Составление рассказа по серии сюжетных картин. «Чем различаются картинки?». «Что забыл нарисовать худож­ник?». «Лабиринт»
Развитие зрительной и слуховой памяти «Узнай изображения предметов» (полное, контурное). «Узнай, кто позвал тебя» «Узнай пунктирные (зашумлен-ные) изображения». «Что нарисовано?» (пропуски де­талей). Конструирование из счет­ных палочек и геометрических фигур. Обводка, штриховка фигур, пред­метов «Узнай недорисованные предме­ты». «Узнай предметы, наложенные друг на друга». «Определи, чей силуэт». «Дорисуй предмет, чтобы он по­лучился целым». «Какие предметы могут полу­читься из круга?»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: