Принципы понимания человека, заложенные в афинской школе философии




Вопросы к экзамену по дисциплине

«Дифференциальная психология»

Вопрос 3.

История представлений об индивидуальных различиях

 

Этапы развития представлений об индивидуальности

Эпоха ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Межиндивидуальная вариативность Внутрииндивидуальная вариативность
Древний мир:общество охотников и собирателей Отрицание индивидуальности Описание отдельных состояний -
Древний мир:общество земледельцев и скотоводов Дифференциация общественных групп, появление социальных типов. Подчинение индивидуальности социальным отношениям. Описание черт индивида, значимых для социальной группы. Описание групп состояний. Их качественная оценка. -
Ранняя античность Рассмотрение личности, как представителя социума с определенным набором социальных ролей. Рассмотрение состояний как явлений природы. Натурфилософские представления. Досократики (Фалес, Гераклит, Демокрит)
Соматические теории состояний. Пифагор, Алкмеон, Гиппократ
Поздняя античность Этические теории характеров. Этические теории состояний. Платон, Теофраст
Функциональная теория состояний Аристотель
Средневековье Признание божественной сущности индивидуальности. Познание Бога через самопознание. Открытие важной роли переживаний в познании сущности человека. Великие каппадокийцы, Августин,
Новое время Выделение атрибутов индивидуальности: Я, Сознание Механистическая природа состояний Декарт
Эпоха просвещения Признание ценности индивидуальности   Представители просвещения: Вольтер, Руссо и др.
Индустриальная эпоха(детерминистический взгляд на природу человека) Изучение движущих сил развития личности и общества (прогресса) Учение о состояниях, как о мере изменчивости Немецкая классическая философия: Кант, Гегель.
  Теории либерализма (Адам Смит, Бентам, Милль). Психология народов. Теории социальных отношений (Маркс).
Изучение структуры личности (характерология)   Представители философии жизни. Психоанализ (Фрейд). Ассоциативная психология. Структурализм.
Измерение индивидуальности Измерение состояний Психометрические теории (Гальтон, Кеттелл)
Постиндустриальная эпоха(отказ от детерминизма в оценке природы человека) Рассмотрение природы уникальности   Экзистенциальные (Кьеркегор, Хайдеггер), феноменологические (Брентано, У. Джеймс, Гуссерль), герменевтические (Дильтей и др) подходы.
Изучение черт, как устойчивых личностных характеристик Рассмотрение личности как совокупности устоявшихся состояний Олпорт, Кеттелл
Изучение Я, Самости (Self), субъектности как интегральных характеристик личности   Неопсихоанализ (А.Фрейд, К.Хорни и др.), гуманистическая психология (Маслоу, Роджерс и др.)
Рассмотрение состояний как механизма саморегуляции Системный подход
Рассмотрение состояний как механизма развития Синергетические теории

Воззрения древних

 

Становление индивидуальности и независимости человека это результат длительного процесса антропогенеза и социогенеза, изменения установок и ценностей в обществе, мировозрения и культуры.

В Древнем мире представлений о личности не существовало. Человек мыслился как часть природы, и как явление природы не представлял собой ничего уникального.

 

Атрибутом человека (и не только его) была душа. С ней связывались основные характеристики проявлений человека.

 

Традиционные культуры являются коллективистскими, что обусловлено историей антропогенеза.

Общества охотников и собирателей существовали в условиях жеских условий жизни. Существование племени зависело от едиства общины, от рождаемости детей. Характерными признаками такого общества являются:

· коллективизм,

· детоцентризм,

· культ матери.

 

Увеличение количества людей, повышение конкуренции, борьбы за существование, привели к дифференциации общества выделению классов и становлению групповой иерархии на праве силы.

 

Согласно представлениям древних Душа есть невещественный человеческий образ, нечто вроде пара или тени, душа составляет причину жизни в том существе, которое она одушевляет. = АНИМИЗМ (anima – дух).

В то же время область психического не ограничивалась человеком и распространялась на весь мир = ПАНПСИХИЗМ – весь мир одушевлен и наделен душой. Д чел. – часть мировой Д.

 

В этих представлениях рождался важный принцип в понимании человека – принцип ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ

 

Одной из его основных мыслей древности было то, что по своей природе люди близки друг другу; по своим привычкам отличаются. Эта разница возникает благодаря различию в воспитании.

В истории представлений о душе споры велись по двум основным вопросам:

• является ли душа материальной или духовной субстанцией;

• является ли душа индивидуальной или универсальной.

 

Появление идеи индивидуальности, непохожести, отличия связано с развитием греческой философии.

Соперничество, как своеобразная черта греческого духа исходила из определенной теории, которую изложили философы Гераклит и Эмпедокл и которая выражала убежденность: то, что живо, является таковым только в результате контраста; и наоборот, то, что не имеет внутри себя никакого противоречия, несомненно, мертво.

Такое систематическое повышение ценности духа соревнования повлияло на все отрасли науки: гиппократова медицина, например, считала, что здоровье тела является результатом равновесия жидкостей, так же как демократическая политика считала здоровьем полиса не уничтожение противоречий между гражданами (партиями), а их соотношение в нестабильном и полезном равновесии.

С точки зрения Гераклита: «только в противоречии все рождается и все умирает » или «борьба — отец всему и всему царь ». С точки зрения древнегреческих философов, сама жизнь порождает антагонизм. В этом смысле война - это борьба противоположностей, из которой рождается становление. Где нет борьбы, нет жизни: только в соперничестве противоположностей воплощается гармония. «Если бы не было оскорбления, то никто бы не знал имени правосудия»: это означает, что любовь и ненависть (понимаемые как природные силы, а не как психологические феномены) взаимно необходимы в соперничестве, между ними выражается космическая сила, в созвучие с которой они непременно должны войти.

 

В Древней Элладе проявляется интерес к индивидуальным качествам человека. По значимости они становятся первостепенными среди других ценностей воспитания свободного гражданина.

Принципы понимания человека, заложенные в афинской школе философии

Принцип Характеристика человека Проявление
1. Природосообразность Типичность Все люди по своей природе одинаковы
2. Рационализм Рациональность Основа души человека - разум
3. Либерализм Свобода воли (liberum arbitrium) Человек имеет право выбора и свободен в своих проявлениях

В учении отцов церкви (ПАТРИСТИКА) нашли отражение некоторые идеи Платона и неоплатоников в качестве объяснительного принципа, однако был провозглашен догмат веры над разумом

В раннехристианский период великие каппадокийцы (прежде всего Григорий Нисский и Григорий Богослов) отождествили понятия «ипостась» и «лицо» (до них понятие «лицо» в богословии и философии было описательным, им могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек). Следствием этого отождествления стало возникновение нового понятия «личность», неизвестного ранее в античном мире.

Св. Василий применяет слово «характир », в значении «отличительные особенности », к ипостасям Святой Троицы. Ранее понятие «характер» обозначало внешний вид человека.

 

В патристике личностями считаются:

1. Три Лица Святой Троицы

2. Ангелы и демоны (падшие ангелы)

3. Люди (как сотворённые по образу и подобию Бога)

Каждый человек, по учению Церкви, непостижимо является полноценной личностью сразу же в момент своего зачатия в утробе матери. Однако, появившаяся по воле Божией, личность человека вечно раскрывается, развивается, обогащается, совершенствуется (или же, напротив, деградирует и саморазрушается) не только в течение всей земной жизни человека, но и после его смерти уже будучи в Раю или в аду.

 

Все люди (как и все духи) считаются свободными и уникальными (неповторимыми, созданными по образу и подобию Бога) личностями, в том числе: человеческие эмбрионы, младенцы, дети и другие.

Личность может быть способной и гениальной, а может быть бездарной и серой (невыразительной), притягательной и отвратительной, самоотверженной, героической и эгоистичной и мнительной, добродушной, любящей, честной и преступной, злобной, маниакальной, хитрой.

Животные не считаются личностями, а только особями, не имеющими (в отличие от людей):

· универсального самосознания,

· абстрактного (беспристрастного) суждения,

· стремления к познанию сути вещей,

· стремления бесконечному самосовершенствованию — богоуподоблению,

· стремления различному раскрытию своей личности и творчеству.

 

Эпоха Возрождения, получившая свое название в связи с возрождением интереса к античности (искусству, философии, науке), в последующем восприятии имеет гораздо более широкий смысл. Исключительное место двух-двух с половиной веков европейской истории (с конца XIV в. в Италии, XV-XVI вв.), их значение для всего человечества определяются тем, что они явились эпохой возрождения Человека, освобождения человеческого духа, научной и философской мысли. Индивидуальность, уникальность становится ценностью.

Возрождение - эпоха, с которой связано приобретение немыслимой доселе свободы как в производственных, так и во внеэкономических отношениях, во всем образе жизни. Оно стало и эпохой нового, гуманистического образования, воспитания личности, в корне отличающейся от феодально-средневекового образца. Возрождение естественно-историческим образом выдвигало тип личности решительной, уверенной в себе, инициативной, но и ответственной в действиях.

Гуманисты Возрождения, видевшие в образовании способ развития и восполнения природных задатков людей, ставили задачу и искали пути воспитания личности активной, разумной, образованной, преисполненной гражданского долга, следующей христианским ценностям, способной к служению обществу и достижению жизненного успеха. По их мнению, образование обеспечивало "шлифовку" природы человека, формировало его ум, чувства и волю, делало поступки человека сообразными культуре и придавало им гражданскую значимость, обеспечивало счастливую личную жизнь в общении с другими людьми.

Данные тенденции усилились в эпоху Просвещения (ХVII-ХVIII вв.). В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Англии, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы.

 

В эпоху Просвещения утверждаются представления об эгоистической природе человека. Эгоизм (от лат. «ego »— «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам других людей и животных.

Принцип эгоизма в качестве универсального начала человеческой активности был признан в эпоху Просвещения. Сам термин эгоизм появился в XVIII веке.

Французские мыслители ХVIII в сформулировали теорию «разумного эгоизма», полагая, что основой морали являются правильно понятые собственные интересы («разумное себялюбие», (Спиноза, Гельвеций).

Иеремия Бентам впервые ввел понятия «человека оценивающего, калькулирующего », т. е. субъекта, взвешивающего, будто на весах, возможные доходы и издержки и тщательно рассчитывающего их – и не только доходы и издержки от собственной экономической деятельности, но и от всякой деятельности вообще.

Для Бентама существует только интерес отдельного человеческого индивида, понятие «общество» есть только сумма воль отдельных индивидов и не более того.

Концепция «экономического человека» И. Бентама получила название «утилитаристской» (Utility (англ.) – полезность, выгода.), поскольку в основании ее лежит принцип пользы (выгоды).

 

Концепция разумного эгоизма и лежащее в её основе понимание ценности индивидуальности легло стало краеугольным камнем капиталистического мышления.

Индивидуальность личности при этом понималась как высшая ценность обеспечивающая динамику развития общество, прогресс человечества. В индивидуальном зарождается новое, которое через борьбу, конкуренцию побеждает старое, отжившее свой век.

Начиная с ХIХ века индивидуальность становится предметом исследований философов, а с ХХ века – психологов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: