В области общепрофессиональных дисциплин:
Специалист по физической культуре и спорту должен знать:
· историю, закономерности принципы и методы отечественной и зарубежных систем физического воспитания, их роль и место в общей системе физической культуры;
· отечественный и зарубежный опыт массовой физкультурно-оздоровительной работы и туризма;
· эффективности средств и методов физического воспитания людей разного возраста и пола;
· морфо-функциональные особенности людей разного возраста и пола санитарно-гигиенические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта, важнейшие методы проведения педагогического и медико-биологического контроля профилактику травматизма;
· психолого-педагогические, социально-психологические и медико-биологические закономерности развития физических качеств и двигательных умений субъектов профессиональной физкультурно-спортивной деятельности;
· психические особенности людей разного возраста и пола, социально-психические особенности групп людей, спортивных команд, психопедагогические средства и способы организации и управления индивидом, группой людей, командой;
· организационную структуру профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта;
· психолого-педагогические основы организации учебно-воспитательной и тренировочной работы, массовых физкультурно-оздоровительных занятий;
· факторы, определяющие профессиональное мастерство в избранном виде физкультурно-спортивной деятельности;
· психолого-педагогические особенности профессионального общения;
· специальную терминологию физкультурно-спортивной отрасли;
· состояние информационного обеспечения в сфере физической культуре и спорта;
· основы моделирования и прогнозирования различных сторон физкультурно-спортивной деятельности;
· основы математизации и формализации знаний о физической культуре и спорта;
· компьютерные программы, обеспечивающие решение практических задач в сфере физической культуре и спорта.
Специалист по физической культуре и спорту должен уметь:
· определять цели и задачи физического воспитания, спортивной подготовки и физкультурно-оздоровительной работы как факторов гармонического развития личности, укрепления здоровья человека;
· планировать уроки, другие формы физкультурно-спортивных занятий с учетом возраста и пола занимающихся, санитарно-гигиенических основ физкультурно-спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности, климатических, региональных, национальных особенностей;
· применять в профессиональной деятельности современные методы, приемы, технические средства (аудиовизуальную технику, тренажеры, микропроцессорную технику и т.п.);
· с позиций достижений психолого-педагогической науки и передовой практики изучать коллектив и индивидуальные особенности занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью и использовать полученную информацию при построении и планировании занятий;
· использовать накопленные в области физической культуры и спорта духовные ценности, полученные знания об особенностях личности занимающихся для воспитания патриотизма, формирование здорового образа жизни, потребности в регулярных физкультурно-спортивных занятиях;
· организовать и проводить научные исследования в сфере профессиональной деятельности;
· используя педагогические, медико-биологические методы, контролировать состояние занимающихся, влияние на них физических нагрузок и в зависимости от результатов контроля корректировать их;
· оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим в процессе физкультурно-спортивных занятий;
· использовать в профессиональной деятельности передовые приемы обучения и воспитания;
· использовать компьютерную технику для решения конкретных задач физкультурно-спортивной направленности;
· владеть методами и средствами сбора, обобщения и использования информации о достижениях физической культуры и спорта, приемами агитационно-пропагандисткой работой по вовлечению населения к занятиям спортивно-рекреационной деятельности;
· владеть образной эмоциональной речью, как средством воздействия на занимающихся физической культурой и спортом, использовать приемы межличностных отношений и общения в коллективе;
· уметь корректировать собственную преподавательскую, тренерско-педагогическую и спортивно-организаторскую деятельность в зависимости от результатов контроля за деятельностью занимающихся;
· иметь навык самоанализа собственной личности в тесной связи с духовной культурой.
В области специальных дисциплин:
Специалист по физической культуре и спорту должен знать:
· содержание, формы и методы планирования и организации учебно-тренировочной и соревновательной работы по базовым видам физкультурно-спортивной деятельности и воспитательной работы в коллективе занимающихся;
· основы теории и методики обучения базовым видам физкультурно-спортивной деятельности;
· историю, теорию и методику избранной физкультурно-спортивной специализации;
· принципы устройства основных спортивно-оздоровительных сооружений и оборудования и правила их эксплуатации;
· основные требования, предъявляемые к личности специалиста в области физической культуры и спорта, основы формирования профессионального мастерства специалиста;
· приемы общения специалиста по физической культуре и спорту с коллективом занимающихся и каждым индивидуумом и межличностного общения в коллективе;
· технику безопасности при занятиях физкультурно-спортивной деятельностью;
· медико-биологические и психические факторы, определяющие уровень мастерства в избранном виде физкультурно-спортивной деятельности;
· медико-биологические и психологические основы и технологию тренировки в сфере высшего спортивного мастерства;
· организационные и экономические основы профессионального спорта.
Специалист по физической культуре и спорту должен уметь:
· в зависимости от возраста, пола, подготовленности занимающихся формировать цели и задачи физкультурно-спортивных занятий;
· планировать уроки, учебно-тренировочные занятия, другие формы занятий с учетом медико-биологических, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических основ физкультурно-спортивной, оздоровительной, рекреационной деятельности, а также возрастных, половых и других особенностей занимающихся;
· организовывать и проводить физкультурно-спортивные занятия с различными контингентами занимающихся от новичков до квалифицированных спортсменов и физкультурников;
· применять на занятиях по физической культуре и спорту средства и методы, адекватные поставленным задачам;
· использовать разнообразные формы занятий с учетом возрастных, морфо-функциональных и индивидуально-психических особенностей занимающихся, уровня их физической и спортивной подготовленности, состояния здоровья;
· с помощью комплекса тестов оценивать уровень общей и специальной работоспособности занимающихся и на основе этого вносить коррективы в тренировочный процесс;
· оценивать эффективность используемых средств и методов тренировки;
· использовать технические средства и инвентарь для повышения эффективности физкультурно-спортивных занятий;
· определять причины типичных ошибок у лиц, вовлеченных в физкультурно-спортивную деятельность, определять приемы и средства к их устранению, создавать условия самоанализа и самосовершенствования;
· уметь применять комплекс методов и средств для формирования у обучающихся представлений и потребности здоровом образе жизни, навыков соблюдения личной гигиене, профилактике и контроля за состоянием своего организма;
· критически оценивать и корректировать свою профессиональную деятельность;
· разрабатывать и составлять финансовую отчетность, заключать договора на аренду, и приобретать физкультурно-спортивный инвентарь;
· организовывать и проводить в доступных формах научные исследования в сфере профессиональной деятельности.
Образовательная программа профессиональной переподготовки «Физическая культура и спорт» включает в себя учебный план, рабочие программы учебных дисциплин (модулей), программу итоговой аттестации.
Категория слушателей: с пециалисты с непрофильным высшим образованием
Форма обучения: очная.
Продолжительность обучения: 2-3 раза в неделю по 4-6 часов – 6 мес.
Освоение образовательной программы профессиональной переподготовки «Физическая культура и спорт» завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме экзамена и защите выпускной квалификационной работы.
Учебный план