Понятие о дисфункциях профессиональной деятельности.




Психологическая система профессиональной деятельности.

Психологическая система профессиональной деятельности (В.Д. Шадриков).

Понятие: п.с.д. является центральным понятием в теории система генеза деятельности.

Система генез – это процесс формирования системы, в ходе которого определяется компонентный состав системы, устанавливаются функциональные связи между компонентами по В.Д.Шарикову.

Симпатическая система профессиональной деятельности представляет собой психологическую структуру и включает шесть функцион. блоков.

1. Мотивы профес. деятельности – это внутреннее побуждение человека, к определённой деятельности. Формирование и изменение данного компонента происходит на всём пути освоения деятельности, а так же в процессе её осуществления.

2. Цель профессиональной деятельности – это то, что должен получать человек в итоге деятельности(это продукт, результат действия).Если мотив побуждает к деятельности, то цель направляет и определяет способ и характер деятельности. Цель деятельности выступает как: - результат (в данном случае речь идёт, о цели, как образе будущего результата) - задача ( как уровень достижения).

3. Программа деятельности – это способы выполнения отдельных действий. Она определяет, что и как должен сделать субъект для достижения цели деятельности. Шадриков выделяет нормативный и индивидуальный вид деятельности. Нормативная зафиксирована в документах (должностная инструкция). Индивидуальная это личное знание субъекта о последовательности и способах выполнения действий.

4. Информационная основа деятельности: это совокупность информацииоб условиях деятельности, которая позволяет организовать деятельность в соответствии с вектором, цель – результат. Эффективность деятельности определяется адекватностью, точностью и полнотой информации.

5. Принятие решений – это процесс выбора одной альтернативы из нескольких возможных (можем анализировать как проводить анализ).

Подсистема профессионально важных качеств – это сочетание индивидуальных качеств субъекта деятельности влияющих на эффективность деятельности и успешность её освоения. П. в.к. (профес. важные качества) – это профессиональные знания и умения, профессиональные способности, кот. определяют процесс и результат выполнения ф-ций и оказывают прямое влияние на эффективность. П.з.к. (профессионально значимые качества) – это профессиональные интересы, установки, черты характера, которые определяют отношение к профессиональным функциям. На эффект влияют косвенно.

 

Понятие о дисфункциях профессиональной деятельности.

Профессиональная дисфункция это – сбои профессиональной деятельности, ведущие к существенному снижению результативности и эффективности трудовой деятельности, а также деформации личности.

1. Профессиональное выгорание – это вид профессиональной дисфункции состоящий в полном или частичном блокирование на психологическом уровне у личности желание выполнения профессиональной деятельности (психологи, юристы, человек-человек).

2. Трудоголизм - это вид профес. дисфункции заключающийся в наличии устойчивой зависимости от трудовой деятельности (чувство одиночества).

3. Синдром белого воротничка – это вид профес. дисфункции связанный с длительным (более 10 дней) пребыванием личности на грани психофизиологического срыва.

Факторы стимулирующие развитие профессиональной дисфункции.

1. Отсутствие чётко определённых целей и задач работы.

2. Отсутствие чётких критериев оценки работы.

3. Нарушение коммуникационных связей.

4. Нарушение иерархической структуры организации.

5. Неэффективная система мотивации.

Профессиографические методы.

Профессиография – это комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессий.

Цель: это изучение, психологическая характеристика и проектирование профессии. Появилась в 1920г. В связи с развитием психотехники.

Принципы прфес.-ния по Бодрову В.В.

1. Спецефичность (конкретность описания деятельности).

2. Поэтапность изучения деятельности.

3. Направленность описания.

4. Комплексность.

5. Динамичность.

6. Системность.

7. Использование количественных и качественных методов изучения.

Итогом изучения деятельности является профессиограмма и психограмма.

Профессиограмма – это система признаков описывающих, какую-либо профессию и включающая перечень норм и требований, предъявляемых работнику. Она включает описание условий труда, прав, обязанностей работников, необходимые знания, умения, навыки, профессиональные важные качества, ограничения по состоянию здоровья.

Составляющей профессиограммы является психограмма. Данное понятие ввёл Штерн. Психограмма – это психологический портрет профессии, представлен группой психологических функций (характеристики познавательных процессов: память, внимание, мышление), особенности профессионального общения и требования к коммуникативным качествам. Требование к эмоциональной устойчивости, к волевым качествам и чертам характера.

49. Практические проблемы организации. Синдромы организационных проблем.

Проблемма – это противоречие в организации, требующая его управленческого решения.

Классификация проблем в организации.

По уровню обобщения:

· Сущностные проблемы – это проблема, которую невозможно решить полностью, но можно снизить её остроту. Эти проблемы не отделимы от организации(разногласия между акционерами, между подразделениями, наёмными менеджерами).

· Социокультурные проблемы – эта проблема характерна для определённого типа деловой и организационной культуры.

· Ситуативные проблемы – это проблемы которые могут появится из-за ошибок управляющего звена или стечения обстоятельств (устаревшее оборудование, срывы поставок).

По формулировке:

· Назывные – это простые формулировки лежащие на поверхности, они обозначаются часто, как жалобы на нехватку чего-то или препятствие в работе (низкая квалификация работников, устаревшее оборудование, слабая исполнительная дисциплина).

· Причинно-следственные проблемы в них указана в чём проблема вызвана (низкая квалификация персонала- потому что руководитель не уделяет внимание повышению квал.).

· Антитезисные проблемы они возникают при наличии противоречий в управлении т.е. между его приорететами.

По синдрому организационных проблем.

Синдром Формальное определение Последствия
В строении организации    
Господство структуры над функцией Многообразие и усложнение структуры процессов Снижение вероятности достижения цели
Автаркия подразделений Замкнутость отделов, служб на собственных задачах, в отрыве от целей смежных подразделений и фирмы в целом Дезинтеграция фирмы, разрушение единства целей и действий
Несовместимость личности с функцией Индивидуальные способности человека, занимающего должность, являются ограничением для выполнения возложенных на него обязанностей Замедление и ошибочное выполнение процессов
Бюрократия Попытка предписания всех процедур и регламентов работы для разных ситуаций (в отличие от формализации процедур) Чрезмерный контроль над процедурами, методиками обработки информации
В организационных отношениях    
Конфликт Противоречие между целями подразделений, борьба за ресурс Парадоксальные ситуации, ограничения («кентавр-проблемы»)
Неуправляемость Рассогласование между целями, субъектами, процессами Риск недостижения целей разных уровней
Бессубъектность Снятие ответственности за исполнение или достижение цели. Отсутствие полномочий «Алиби» управления, не обеспечивающее выполнение задачи
Преобладание личных отношений над служебными Смешение ролевых моделей поведения: межличностных и служебных, с преобладанием личностных Неравномерность управления
Рассеивание целей фирмы на уровне подразделений и сотрудников Смысловое восприятие цели, интерпретация сквозь призму определенных условий Потеря главной цели, снижение управляемости
Клика Сговор работников организации с целью перехвата управления Ущерб целям организации
В управленческих решениях    
Маятниковые решения Непоследовательность в ситуации принятия решения, однополярное мышление Непонимание подлинной проблемы организации, управление по явлениям
Дублирование организационного порядка Затраты управленческой энергии на решение мелких задач Микроменеджмент, «текучка»
Игнорирование организационного порядка Необоснованное нарушение, невыполнение стандартов или необходимых процедур Неупорядоченность управленческих процессов
Разрыв между решениями и их реализацией Решение и его реализация не связаны между собой по времени или содержательно Потеря управляемости
Стагнация Неспособность организации к выработке и реализации в ней требуемых изменений Уклонение от решений
Подавление развития функционированием Порождение задач без обеспечения их методами решения Бесконечное планирование и реализация оперативного управления
Демотивирующий стиль руководства Диспропорция между позитивными и негативными оценками работы в пользу негативных Репрессивная организационная среда
Инверсия Дрейф целей Результаты решений противоположны замыслам

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: