Процессы памяти и способы управления ею




Существуют три психических процесса, синтез которых образует память как целостное функциональное образование психики:

запоминание – это анализ и идентификация поступающей информации (на основе имеющихся знаний);

хранение информации связано с ее организацией и удержанием полученных знаний в течение относительно длительного периода времени;

воспроизведение – основная функция, которая состоит в использовании данных своего опыта, активизации закрепленных знаний.

Установлено, что при запоминании, сохранении и воспроизведении материала участвуют различные операции по его переработке, перекодированию, в том числе анализ, систематизация, обобщение, синтез и др. Они обеспечивают смысловую организацию материала, определяющую его запоминание и воспроизведение.

 

Основные способы управления памятью:

1. При воспроизведении какого-либо текста с целью его запоминания в памяти запечатлеваются не только слова и предложения, составляющие данный текст, сколько содержащиеся в нем мысли.

2. Запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую задачу или цель. Следовательно, для того чтобы повысить продуктивность запоминания материала, нужно каким-то образом связать его с основной целью деятельности.

3. Большую роль в запоминании и воспроизведении играют повторения. В этой связи особое внимание надо обращать на понимание материала и осознание смысла того, что с ним происходит в процессе запоминания.

4. Для хорошего заучивания материала нецелесообразно сразу учить его наизусть. Лучше, если повторения материала распределены во времени таким образом, чтобы на начало и конец заучивания приходилось сравнительно большее число повторений, чем на середину. Любая из частей должна сама представлять более или менее законченное целое. Тогда весь материал лучше организуется в памяти, лучше запоминается и воспроизводится.

Один из интересных эффектов памяти называют реминисценцией. Это – улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений. Чаще это явление наблюдается при распределении повторений материала в процессе его заучивания, а не при запоминании сразу наизусть.

5. Запоминание у человека зависит от сознательной установки, которая играет огромную роль в высших проявлениях памяти. Запоминание и особенно заучивание является волевым актом, сознательным выполнением задания.

Процесс развития памяти начинается с раннего детства и идёт по нескольким направлениям:

• механическая память постепенно дополняется и замешается логической;

• непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием различных приемов и средств;

• непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека становится произвольным.

В развитии памяти в целом можно выделить 2 генетические линии: ее совершенствование у всех цивилизованных людей по мере общественного прогресса и ее постепенное улучшение у индивида в процессе его социализации.

Вопросы для проверки знаний

1. Назовите виды и свойства ощущений.

2. Какова роль восприятий и чем они отличаются от ощущений?

3. Каковы свойства внимания?

4. Назовите функции и виды внимания.

5. Каково значение памяти в жизни человека?

6. Какие основания для классификации видов памяти Вы знаете?

7. Назовите факторы, влияющие на развитие памяти.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: