Его Святейшество Бхакти Чайтанья Свами, семинар «Кришна – Верховная Личность Бога», Ш.Б. 1.3.28.




 

В течение трех дней мы сосредоточимся на одном из стихов Шримад Бхагаватам – 1.3.28. Это очень важный стих из Шримад Бхагаватам. Он приводится в конце нескольких стихов, описывающих главные воплощения Господа.

эте чамша-калах пумсах

кришнас ту бхагаван свайам

индрари-вйакулам локам

мридайанти йуге йуге

Все перечисленные воплощения представляют собой либо полные части, либо части полных частей Господа, однако Господь Шри Кришна — изначальная Личность Бога. Они нисходят на разные планеты, когда там по вине атеистов возникают беспорядки. Господь нисходит, чтобы защитить верующих.

Один из наших предыдущих ачарьев Шрила Джива Госвами провел счерпывающий анализ Шримад Бхагаватам. В своем анализе он говорит, что именно стих Ш.Б. 1.3.28 является основным стихом, определяющим все остальные стихи Шримад Бхагаватам. Здесь дается определение теме всего Шримад Бхагаватам. Тема заключается в том, что Кришна – Верховная Личность Бога, и это означает, что Он является изначальной формой, а не одной из многочисленных форм Господа. Господь Кришна является именно той формой, из которой исходят все остальные воплощения.

В «Нектаре преданности» довольно подробно описаны качества Господа Кришны. Разные живые существа обладают разными качествами Господа. Кришна обладает 64 качествами. Нарайана обладает 60 качествами из 64. У Господа Шивы этих качеств еще меньше, а Брахмы еще меньше чем у Шивы. И у нас также есть определенное количество качеств Господа. Но Господь Кришна обладает всеми качествами в полной мере.

Кто может назвать те 4 качества, которыми обладает исключительно Кришна? Он играет на флейте? Да, но есть много других флейтистов. Суть в том, что Господь Кришна играет на флейте так, как никто на ней не играет. Когда Он играет на флейте, то живые существа приходят в замешательство. Скалы или камни начинают плавиться. Река Ямуна застывает и становится твердой, как камень, что даже Кришна с мальчиками пастушками могут переходить по ней на другой берег. Таков эффект игры Господа Кришны на флейте. Шрила Прабхупада говорит в «Нектаре преданности», что когда Кришна играет на флейте, то коровы замирают и становятся внешне похожими на рисунки. Зато камни начинают плавиться. Может случиться так, что если стоять на большом камне, и в это время Крина заиграет на флейте, то в таком камне можно утонуть.

На игру Господа Кришны на флейте чем-то похоже пение Ханумана. Когда Хануман воспевает славу Господа Рамы, то иногда случается так, что камни плавятся. Однажды об этом услышал Нарада Муни и решил навестить Ханумана. Нарада попросил Ханумана: «Пожалуйста, спой что-нибудь». Хануман ответил: «Хорошо, садись и расслабься». Нарада уселся и рядом с собой на камень поставил свою вину. Хануман стал воспевать славу Господа Рамы так сладко, что камни начали плавиться. Нарада пребывал в таком блаженстве, слыша пение Ханумана! Но, спустя минуту он посмотрел на свою вину и увидел, как она погружается в расплавленный камень. Нарада закричал: «Остановись! Прекрати петь!» Хануман был охвачен экстазом, но тут он замолчал. Он был шокирован. Когда пение прекратилось, камень опять стал твердым, и вина застряла в нем. Нарада попытался вытянуть свою вину, но было слишком поздно. Тогда он обратился к Хануману: «Пожалуйста, спой еще что-нибудь». Но тот был слишком расстроен: «Ты сначала просишь меня петь, потом начинаешь кричать на меня, чтобы я замолчал, а сейчас снова просишь меня спеть. Что все это значит? Можешь забыть об этом, я ухожу».

И Хануман ушел. А Нарада пошел вслед за ним и стал умолять: «Ну, пожалуйста, спой, хотя бы полминутки. Я прошу прощения, что так расстроил тебя». Но Хануман был непреклонен: «Нет! Ни за что! Даже и не думай об этом!» Хануман вошел в дом и прошел через все комнаты этого дома, а Нарада следовал за ним по пятам. Тут появилась мать Ханумана, Анджана, и стала его ругать: «Хануман, будь хорошей обезьяной. Если этот великий святой просит что-нибудь спеть, то спой!» Хануман ответил: «Да, хорошо, я сейчас спою. Я просто хотел, чтобы он прошел по нашему дому, и пыль с его лотосных стоп рассыпалась по всем нашим комнатам. И, поскольку, мое желание выполнено, то я сейчас выйду и снова спою». Хануман так и сделал. Нарада высвободил из камня свою вину, и все были счастливы. Но, когда Господь Кришна играет на флейте, то результат во много раз превосходит то, что произошло с Нарадой и Хануманом. Это одно из особых качеств Кришны.

Еще одно качество, которое вы сказали – это то, что Кришну всегда окружают Его преданные. Да, но Господа Раму тоже всегда окружают Его преданные. И Господа Вишну и Господа Нарайану. Господь Кришна всегда окружен теми преданными, которые обладают гораздо большей любовью к Нему, чем преданные других аватар. Даже Гопа Кумар в самом конце «Брихад Бхагаватамриты» говорит: «Я путешествую по всем мирам, вплоть до духовных планет и Голоки Вриндавана, иногда я бываю на Вайкунтхе. И когда я пролетаю мимо Вайкунтхи, то вижу там преданных. По сравнению с преданными Голоки Вриндавана, кажется, что преданные на Вайкунтхе пребывают в несчастье. Они выглядят так, как будто очень страдают». Что касается спутников Господа Кришны, то их экстаз находится в совершенно другом измерении.

Какое еще исключительное качество Господа Кришны вы знаете? Господь Кришна настолько красив, что иногда, когда люди Его видят, то теряют сознание. Даже могущественные кшатрии, видя Кришну, теряли сознание и падали со своих слонов. А иногда Кришна, видя Свое отражение в зеркале, Сам падал в обморок. Поэтому красота Господа Кришны превосходит красоту любой другой аватары.

И последнее качество – игры Господа Кришны намного более привлекательны, чем любые развлечения других форм Господа.

Итак, Господь Кришна обладает этими уникальными качествами, и поэтому с Ним никто не может сравниться. В «Шримад Бхагаватам» сказано, что Господь Кришна выделен в особую категорию. В 3-й главе 1-й Песни «Шримад Бхагаватам» описываются различные воплощения Господа. Начинается все с вопроса, который задает Шаунака Риши от имени всех мудрецов, собравшихся в лесу Наймишаранйа, Суте Госвами: «Пожалуйста, расскажи нам о формах Господа». Сута Госвами приводит целый список, в котором примерно 20-22 воплощений, в том числе упоминается имя Господа Кришны. Далее, Сута Госвами говорит о том, что число воплощений не ограничено, и затем он произносит этот стих 1.3.28., эте чамша-калах пумсах кришнас ту бхагаван свайам, в котором он говорит, что есть множество различных форм Господа. Некоторые из них являются частью Господа, другие – частями Его частей, но Кришна – бхагаван свайам. Слово свайам указывает на одну личность. Поэтому, форм Господа может быть много, но Кришна является именно той уникальной личностью, которая обладает всеми достояниями. Именно по этой причине мы поклоняемся Господу Кришне. Разумеется, все остальные формы Господа тоже очень хороши, но Кришна занимает уникальное положение.

Господа Раму называют марьяда пурушоттама. Слово марьяда означает – правила и предписания, регулирующие жизнь. Господь Рама является именно той формой Верховной Личности Бога, которая совершенным образом поддерживает этот стандарт поведения. Рама был очень достойным царем и уважаемым мужем. Равана украл Ситу. Шрила Прабхупада упоминает в комментариях к 9-й Песни «Шримад Бхагаватам», Господь Рама мог проявить бесчисленное количество Сит, тысячи и миллионы, Ему не нужно было начинать войну и проходить через множество трудностей. Но, чтобы показать, что праведный муж должен защищать свою жену любой ценой, Господь Рама прошел через столько трудностей. Он собрал огромную армию. Затем им надо было пересечь океан, чтобы обраться до Ланки. Это было очень трудно. Затем произошло грандиозное сражение, в котором погибли миллионы людей и обезьян. Все это было сделано, чтобы только освободить Ситу.

Когда Господь Рама победил и освободил Ситу, то Он посадил на трон царя Вибхишану. Господь Рама даже не хотел увеличивать пределы своей империи. Вечером дня, который предшествовал победе над Раваной, Рама обратился к нему: «Просто отдай Мне Ситу, и Я верну к жизни всех твоих воинов и всех твоих родственников. Я даже устрою так, что они полностью забудут о нашей вражде и будут думать, что мы с тобой всегда были друзьями. Ты будешь править, как царь Ланки. Можешь оставить себе все богатство. И мы будем дружить с тобой. Просто верни Мне Ситу». Равана на несколько секунд задумался и ответил: «Нет!» Это была его ошибка, за которую он заплатил своей жизнью. Господь Рама проявляет качества благородства, верности, истинности. Но Господь Кришна проявляет много-много других качеств.

Другой пример – Господь Нрисимхадева, который является воплощением гнева Господа. Господь приходит в гнев, когда Его преданные попадают в тяжелые ситуации, их оскорбляют. В такой ситуации Он сильно гневается. В Своем гневе Он разорвал Хираньякашипу на клочки, а его кишки повесил Себе на шею, как гирлянду. Кто бы из вас хотел получить эту маха-гирлянду? Вот что делает Господь Нрисимхадева. Он не танцует танец раса. Господь Рама также не проводит танец раса. Но Господь Кришна все это делает.

Итак, в 3-й главе 1-й Песни «Шримад-Бхагаватам» перечисляются подобные воплощения Господа. Все Они являются воплощениями и различными формами бхагавана. Но, ГосподьКришна – кришнас ту бхагаван свайам – является непосредственно тем самым бхагаваном. Поэтому несколько дней мы с вами будем обсуждать различные истории, которые прочно утверждают то, что Кришна является свайам бхагаван.

Харе Кришна. Есть ли какие-нибудь комментарии или вопросы?

 

Вопрос: Гуру махарадж, возможен ли такой вариант, что Равана согласился бы на предложение Рамы?

Ответ: Да, это возможно. Но, скорее всего, этого бы не произошло, потому что Равана является олицетворением материалистического сознания. Также Равана является воплощением Хираньякашипу, а он, по мнению Шрилы Прабхупады, является отличным примером первоклассного материалиста. Он, как основатель-ачарья. Конечно, Равана мог согласиться на предложение Рамы, но из-за своего чрезмерного материалистического сознания он этого, к своему сожалению, не сделал. Он был полностью поглощен мыслями о Сите. Можно сказать, что он находился в «чистом сознании Ситы». Он думал о ней постоянно, но из-за вожделения.

В конечном итоге, Господь Рама и Равана встретились на поле битвы. Описывается, что Равана был настолько поглощен мыслями о Сите, что казалось, будто Сита находится в его сердце. Поэтому Рама не могу выстрелить в сердце Раваны, ведь в его сердце была Сита. По этой причине Рама стрелял в голову Раваны. Когда Господь Рама выпускал стрелы в головы Раваны, то на место срезанной головы сразу же появлялась другая. Через некоторое время Равана настолько разгневался, что на несколько секунд забыл о Сите. В этот момент Господь Рама достал Свою брахмастру и выпустил ее в сердце Раваны.

Вопрос: Говорят, что если постоянно повторять Святое Имя без оскорблений, то постепенно Кришна открывает преданному Свои игры. Достаточно ли нам просто повторять Святые Имена, или нам также нужно слушать об играх Господа? На каком этапе преданный начинает видеть игры Кришны?

Ответ: Разумеется, в Кали-югу, основной процесс – это воспевание Святого Имени. харер нама харер нама харер намаива кевалам калау настй эва настй эва настй эва гатир анйатха. Этот стих произнес Ишвара Пури после того, как дал посвящение Господу Чайтанье. Сразу после посвящения, Господь Чайтанья задал вопрос своему духовному учителю: «Что Я должен делать сейчас? В чем заключается Мой долг? Должен ли я размышлять и проводить время в умственных измышлениях о природе безличного брахмана, описанного в веданте?» Ишвара Пури дал Ему ответ, процитировав данный стих: «Нет, не делай это, просто воспевай Святое Имя, воспевай Святое Имя, воспевай Святое Имя». Это Юга-дхарма, главный процесс в данную эпоху. Но мы видим, что предыдущие ачарьи сами практиковали и нас учили правильной практике сознания Кришны: шраванам киртанам вишнох смаранам пада-севанам арчанам ванданам дасйам сакхйам атма-ниведанам. Они сами практиковали и обучали нас практиковать полный метод сознания Кришны, который состоит из девяти методов, описанных Прахладой Махараджем.

Поэтому мы поклоняемся Божествам. Все шесть Госвами поклонялись Божествам. Шрила Прабхупада также путешествовал с Божествами Радхи и Кришны. Поэтому, чтобы наше очищение было полным, мы должны следовать всему спектру действий, из которых воспевание Святого Имени является самым важным. Поэтому мы должны слушать о развлечениях Господа и слушать философию.

В «Чайтанья-Чаритамрите» есть стих, который произносит Шри Чайтанья Махапрабху, в котором говорится, что в век Кали единственное, что от нас требуется, это просто воспевать Святые Имена. Шрила Прабхупада написал к этому стиху большой комментарий. В этом комментарии он цитирует Дживу Госвами и то, что он описывает в «Бхакти сандарбхе». Джива Госвами говорит: «Если человек достаточно чист, то он может просто воспевать Святое Имя и этого будет достаточно». Но, как правило, люди, которые к нам приходят, не находятся на таком уровне. Поэтому они должны заниматься также другими видами деятельности, и, прежде всего, поклонением Божествам. Шрила Прабхупада дал нам, фактически, способ жизни, чтобы мы могли развивать свое сознание Кришны.

Что касается вашего второго вопроса, когда мы сможем увидеть Господа Кришну или когда Кришна предстанет перед нами, откроется нам. Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур говорит по этому поводу следующее. Это происходит тогда, когда преданный поднимается до уровня асакти, который является последней стадией садхана-бхакти. На этом уровне иногда, ему может частично, на какое-то время, открыться видение Господа Кришны. Это можно сравнить с тем, как вы идете по улице, и вам показалось, что боковым зрением кого-то увидели. Точно таким же образом, на уровне асакти, Кришна может на мгновение появиться перед преданным. Но на следующем уровне бхавы, Господь может представать перед преданным довольно регулярно. Стоит отметить, что уровень бхавы уже не является частью садханы, он составная часть совершенства в преданном служении.

Я недавно читал об одном преданном из Враджа, у него было довольно необычное имя Рибамуни. Он жил в Бадринатхе, который является частью Враджа-мандалы. Он воспевал, медитировал и в своем сердце он видел Радху и Кришну. Однажды он медитировал на Радху и Кришну и воспевал их Святые Имена. Но вдруг они исчезли. И он подумал: «Ого, какая проблема! Что же случилось? Я должен стать еще более серьезным». И он стал прилагать еще больше усилий, чтобы воспевать Святое Имя и медитировать. Но Радха и Кришна не появлялись перед ним. Рибамуни сильно забеспокоился: «Что происходит? Что же мне делать?» Затем он открыл глаза и прямо перед ним стояли Радха и Кришна. Так или иначе, Радха и Кришна явятся к вам тогда, когда вы будете готовы к этому.

Вопрос: Какое значение имеет тилака в процессе чистого воспевания Святого Имени?

Ответ: О, да, это очень важно. Тилака указывает на то, что наше тело является храмом Господа Вишну. Это одна из вещей, которая помогает нам развивать правильное сознание. Также ношение тилаки отождествляет нас с вайшнавами. И также наша вайшнавская одежда. Это усиливает отождествление себя с преданными Господа. Также у нас есть определенный язык, набор слов, которыми мы пользуемся. Например, мы обращаемся друг к другу прабху или матаджи. Это еще больше упрочняет наше положение вайшнавов. Таким образом, эти вещи помогают нам, иногда на тонком уровне, незаметно, но они помогают нашему сознанию Кришны. Также, эти вещи являются внешними проявлениями того, что внутри мы преданные. Поэтому, мы видим себя, как преданных и мы хотим ухватиться за все вещи, которые помогают нам оставаться преданными и проявлять их также.

Поэтому, нам нравится носить вайшнавскую одежду, носить тилаку и все остальное. Разумеется, это применимо в случае, если мы не находимся в ситуации, когда нам нужно скрывать это, как шпион 007. Когда мы не хотим, чтобы кто-то знал, что мы являемся преданными. Потому что в жизни бывают разные ситуации. Иногда, если люди узнают, что вы преданный, у вас могут быть трудности. Но, когда мы собираемся вместе с другими преданными, то нам незачем прятаться. Наоборот, это здорово, когда мы приходим к Божествам и говорим: «Вот – я. Я пытаюсь стать Твоим преданным, вайшнавом». Может так случиться, что если мы придем к Господу, скрывая свое тождество, то Кришна может и не узнать нас «Это – мой преданный или кто это вообще?»

Поэтому носить тилаку очень хорошо, потому что это означает, что наше тело является храмом Господа. Конечно, воспевать Святое Имя можно в любом состоянии и при любых условиях. Даже если, вы не можете поставить тилаку и соблюдать все остальное, все равно можно повторять Святое Имя. Но, как только это становится возможным, нам всегда следует представлять себя, как вайшнава. Это всегда хорошо, точно так же, как избегать всего того, что противоречит поведению вайшнава. Например, читать некоторые книги, общаться с определенными людьми. Эти вещи могут уменьшить наше отождествление себя с вайшнавами.

Вопрос: В Кали-югу деградация происходит не только на уровне земли, но и на райских планетах?

Ответ: Да. Деградация там тоже есть, но она не настолько ощутима, как на нашей планете. Шри Прабхупада описывает, что когда юги сменяют друг друга на высших планетах, то это подобно тому, как происходит смена времен года. Поэтому, Кали-юга это что-то вроде зимы на высших планетах. Она не слишком хорошая, ее можно заметить, но она не является и слишком плохой. А что касается адских планет, то там дела и так идут настолько плохо, что Кали-югу не особо заметно.

Вопрос: Вы говорили о том, что мы приходим в наше движение несовершенными и, как правило, совершаем апарадхи. Каковы плоды воспевания Святого Имени при совершении апарадх?

Ответ: Суть заключается в том, что даже если мы являемся новичками, но мы стараемся искренне воспевать Святое Имя, то Господь Кришна возьмет это на заметку. Иногда наше воспевание Святого Имени будет оскорбительным. Но если мы искренне прилагаем усилия, то со временем наше сердце очистится. Поэтому человек должен продолжать воспевать Святое Имя, не смотря на то, что иногда он воспевает не должным образом. Иногда, в нашем воспевании будут оскорбления, а иногда, будет что-то вроде нама-абхасы, что лишено оскорблений, но в то же время не является первоклассным воспеванием Святого Имени. Это второклассное воспевание. Таким образом, в нашем сердце будет происходить определенное очищение. Поэтому, мы должны продолжать воспевать, и, в тоже время, искренне прилагать усилия, не смотря на всю ту обусловленность, которая над нами довлеет. Господь Кришна будет милостив к нам. Шрила Прабхупада говорил, что когда вы делаете по направлению к Господу один шаг, то Кришна делает по направлению к вам 10 шагов.

В 1-й Главе 7-й Песни Шримад-Бхагаватам описана история Шишупалы. Он всю свою жизнь, начиная с самого раннего возраста, только и делал, что критиковал Кришну. Он практически ничем другим не занимался. Если бы у него спросили: «Как дела?», он бы ответил: «Я Кришну видеть не хочу». «А что ты будешь делать сегодня?» «Я буду всячески избегать Кришну». Шрила Прабхупада в комментарии описывает, что Господь Кришна даровал Шишупале благо от упоминания Своего святого имени и закрыл глаза на все его оскорбления. Поэтому нужно просто продолжать, это самое главное. Если вы способны продолжать и не останавливаться, то это означает, что вы продвигаетесь. Но, когда вы думаете: «Все, я больше не могу повторять, не хочется, хватит, я больше не буду повторять», то это значит, что количество ваших оскорблений слишком велико и вам уже нужно принимать какие-то меры.

 

Вопрос: Делятся ли оскорбления на виды: оскорбляет начинающий преданный, уже давно практикующий и возвышенный преданный? Каковы будут последствия для каждого из них?

Ответ: Это зависит от самого оскорбления. Если оскорбление совершает возвышенный преданный, и, он очень близок к Кришне, то, может быть Кришна будет более милостив к нему. Но, в любом случае, даже это не нравится Кришне. Но, когда даже великий преданный совершает какую-то серьезную апарадху, то Кришне это очень не нравится. И Он может даже не давать ему больше Свою милость.

 

Вопрос: Махарадж, скажите, пожалуйста, нужно ли каждому из нас стремиться к Радхе и Кришне или достаточно стремиться к Чайтанье и Нитьянанде?

Ответ: Ко всем Им нужно стремиться. К Радхе и Кришне можно приблизиться только через Господа Чайтанью. А к Господу Чайтанье можно приблизиться только через Господа Нитьянанду. А к Господу Нитьянанде мы можем придти только через Шрилу Прабхупаду. Это ачинтья бхеда-абхеда таттва. Они все разные личности, и при этом, Они суть одно. На Голоке Вриндавана есть Мадхура-дхама, есть Майапур-дхама. При этом вы можете попасть либо в одну из них, либо одновременно в обе. Например, Джай и Виджай находятся и на Вайкунтхе, и, одновременно с Господом Чайтаньей.

 

Вопрос: Когда мы повторяем Святое Имя, описываются разные медитации на Святое Имя. Есть медитация на мурти и созерцание Господа в нашем сердце – в чем разница между этими вещами?

Ответ: Просто одна из этих вещей является более развитой формой одного и того же. Если человек правильным образом воспеваем Святое Имя, то он сможет со временем помнить о форме Верховного Господа, помнить о Его развлечениях, и все это будет естественно для него. Это происходит спонтанно. Это очень возвышенный уровень. Но, если мы не достигли такого возвышенного уровня, то мы может воспевать перед Божествами и пытаться помнить о Них. В действительности Шрила Прабхупада хотел, чтобы в наших храмах пуджари утром одевали Божеств настолько быстро, насколько это возможно. И чтобы они открывали алтарь еще тогда, когда преданные читают джапу. Шрила Прабхупада несколько раз упоминает это. По мере того, как преданный достигает возвышенного уровня, то он может спонтанно помнить об этих вещах.

 

Харе Кришна!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: