ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
«Согласовано» | «Утверждаю» |
Декан факультета психологии и социальной работы | Начальник Управления образовательных программ |
_________________ И.Н. Симаева | _____________ Д.Г.Житиневич |
«____»___________ 2010 г. | «____»_____________ 2010 г. |
Рабочая программа учебного модуля
«Гендерология и феминология»
Направление подготовки: 040400 – «Социальная работа»
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная
Калининград
Лист согласования
Составитель:
кандидат философских наук, доцент кафедры философии
Дмитрий Викторович Полянский.
Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры общей психологии.
Протокол №____от «____»__________ 2011 г.
Зав.кафедрой: __________ Симаева И.Н.
Рабочая программа одобрена Ученым советом факультета психологии и социальной работы.
Протокол № _____ от «____»_______________2011 г.
Председатель Ученого совета: __________ Симаева И.Н.
Менеджер ООП
факультета психологии и социальной работы ______________ Прасова Е.А.
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ГЕНДЕРОЛОГИЯ И ФЕМИНОЛОГИЯ»
Пояснительная записка
2. Тематический план
Содержание учебной дисциплины
Тематика самостоятельных и курсовых работ
Материалы для контроля уровня знаний умений навыков и компетенций
Критерии выставления итоговой оценки
Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Список литературы
Пояснительная записка
1.1. Место дисциплины «Гендерология и феминология» в структуре Основной образовательной программы (ООП) подготовки бакалавра по направлению 040400 «Социальная работа».
В структуре Основной образовательной программы (ООП) подготовки бакалавра по направлению 040400 «Социальная работа» дисциплина «Гендерология и феминология» входит в вариативную часть профессионального цикла дисциплин.
1.2. Цель освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины «Гендерология и феминология» - формирование у студентов умения использовать в профессиональной научно-исследовательской и педагогической деятельности современные знания о психологии мужчин и женщин, их социальных ролях и статусах, особенностях социального положения.
1.3. Задачи изучения дисциплины
Задачами изучения дисциплины «Гендерология и феминология» являются:
· дать целостное представление об основных этапах становления и развития гендерной теории с момента зарождения гендерной проблематики до настоящего времени;
· прояснить статус гендерологии в пространстве современного научного знания, сущность и предназначение гендерного подхода в научных исследованиях;
· раскрыть основные этапы социокультурной динамики феминности и маскулинности;
· проанализировать основные гендерные стереотипы, характерные для современного российского общества;
· прояснить особенности социального положения современных российских женщин и ситуацию в области генедрного равенства в России и за рубежом;
· познакомить студентов со специальными текстами в области генерных исследований;
· выявить гендерные аспекты социальной работы
1.4. Основные требования к начальной подготовке, необходимые для успешного изучения дисциплины «Гендерология и феминология»
№ п/п | Предшествующая дисциплина | Знания, умения и готовности обучающегося |
1. | Психология | Знать основные парадигмы и направления развития современного психологического знания; Знать основные концепции эволюции психических свойств личности; Владеть понятийным аппаратом современной психологии, способами самостоятельной работы с психологической, литературой; |
2. | История | Знать основные этапы истории развития общества, его социальной культуры; специфику социокультурного развития своей страны; Владеть историческими методами анализа социальных явлений и процессов; |
3. | Социология | Знать основные концепции социальной структуры, стратификации, социальной мобильности; Уметь давать объективную оценку различным социальным явлениям и процессам, происходящим в обществе; Владеть понятийным аппаратом социологии, способами самостоятельной работы с социологической литературой; |
Социальная работа | Знать основы социальной работы для ее последующего изучения как научной теории, общественного феномена, социальной деятельности и учебной дисциплины. Уметь учитывать специфику социального здоровья и социокультурного развития объекта социальной помощи; Уметь понимать потребности общества, личности и возможности социокультурного знания в решении возникающих индивидуально-личностных и социальных проблем; Уметь выявлять факторы и – механизмы медико-социального, социального и психологического контроля, регуляции социального действия и взаимодействия; Уметь выделять различные социальные, медико-социальные и психологические – проблемы, возникающие у клиентов; Обладать основными навыками и умениями, необходимыми для реализации практики психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы. |
1.5. Перечень дисциплин, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:
Философия
История
Социология
Правоведение
Психология
Социальная работа
1.6. Компетенции, формируемые у обучающегося в результате освоения дисциплины «Гендерология и феминология».
№ п/п | Код компетенции | Содержание компетенции |
1.. | ПК - 13 | способность исследовать особенности культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп |
2. | ПК - 17 | готовность к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья |
3. | ПК - 19 | готовность представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений |
4. | ПК - 23 | способность учитывать в процессе осуществления организационно-управленческой деятельности особенности национально-культурного, половозрастного и социально-классового положения граждан, нуждающихся в помощи, обеспечении благополучия |
5. | ПК - 31 | способность учитывать специфику национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы |
1.7. Перечень знаний, умений и владений студента в результате освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
· историю и современное состояние знания в гендерных исследований;
· известных исследователей, внесших существенный вклад в постановку и изучение проблемы полового диморфизма и гендерной дифференциации;
· место гендерологии в проблемном поле современного научного знания;
· основные методы изучения гендерных и половых различий;
· понятийный аппарат современных гендерных исселедований;
· особенности гендерного подхода в социально-гуиаманитарных науках
· историю становления и эволюции стереотипов феминности и маскулинности;
· социальные проблемы различных категорий мужского и женского населения;
Уметь:
· интерпретировать специальные тексты по гендерной проблематике;
· понимать хронологическую последовательность и преемственность в развитии основных идей в области гендерных исследований;
· выделять основные этапы социокультурной динамики феминности и маскулинности, а также основные этапы развития женского движения;
Владеть:
· специальными знаниями в области гендерной теории и практики, необходимыми для решения научно-исследовательских и педагогических задач;
· навыками ведения научной дискуссии по генедрной проблематике;
· навыками самостоятельной работы с научной литературой в области гендерологии;
· навыками использования гендерного подхода в социальной работе;
2. Тематический план
Тематический план учебного курса «Гендерология и феминология»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единицы, 180 часов.
Темы | Количество часов | ||||
Аудиторные занятия | Самост. работа | ||||
Всего аудиторных | в том числе | ||||
Лекции | Практ. занятия | Лаборат. занятия | |||
Тема 1. «Женские» и «гендерные» исследования: предмет и методы | |||||
Тема 2. Пол. Биологические основания полового диморфизма | |||||
Тема 3. Половая идентичность и половая роль | |||||
Тема 4. Способности и личностные качества мужчин и женщин | |||||
Тема 5. Основные теории гендера | |||||
Тема 6. Социальные роли мужчин и женщин | |||||
Тема 7. Мужчины и женщины в сексуальной и семейной жизни | |||||
Тема 8. Социальное положение и права женщин в современном обществе | |||||
Тема 9. Гендерные аспекты социальной работы | |||||
Форма контроля – экзамен (36 часов) | |||||
Итого часов | |||||
Итого по дисциплине, включая 5 ч. КСР |
Содержание дисциплины
3.1. Содержание лекционных тем курса
№ | Наименование темы | Основные понятия (категории) и проблемы, рассматриваемые в теме | Код формируемых компетенций | Основная литература |
«Женские» и «гендерные» исследования: предмет и методы | Сексизм. Женское движение и феминизм. Мужские движения. Три волны феминизма. Вторая волна феминизма и появление women's studies. Критика радикального феминизма. Третья волна феминизма и появление gender studies: Различие методологических подходов в женских и гендерных исследованиях. Понятия «пол» и «гендер». Половой диморфизм и половой символизм. Мифология и метафизика пола. Научные методы изучения феминности и маскулинности. | ПК – 13 ПК – 17 ПК - 19 ПК – 23 ПК - 31 | · Введение в гендерные исследования / Под ред. И.А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; Спб: Алетейя, 2001. – 708 с. // https://ihtika.net/?qwe=viewfile&filein=51874 · Введение в гендерные исследования: учеб. пособие для студ. вузов / МГУ им. М. В. Ломоносова; под общ. ред. И. В. Костиковой. - 2-е изд., перераб. и доп.. М.: Аспект Пресс, 2005. - 255 с. · Воронина О.А. Пол и гендер как категории в феминистской философии // Философские исследования. 1995. № 4. С. 80-99. · Зуйкова Е. М. Феминология и гендерная политика: учебник для студ. вузов. М.: Изд-во СГУ, 2004. - 268 с. · Ильин Е. П. Пол и гендер. - М.; СПб.; Н. Новгород: Питер, 2010. - 686 с. · Теория и методология гендерных исследований: курс лекций / Моск. центр гендерных исслед., Моск. высш. шк. соц. и экон. наук. М., 2001. - 415 с. · Ушакин С.А. Поле пола: в центре и по краям // Вопросы философии. 1999, № 5. С. 71-85. · Юкина И. И. Русский феминизм как вызов современности. СПб.: Алетейя, 2007. – 539 с. · Ярская-Смирнова Е. Р. Одежда для Адама и Евы. Очерки гендерных исследований / РАН, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам, Сарат. гос. техн. ун-т, Центр соц. политики и гендер. исслед.. М.: ИНИОН РАН, 2001. - 254 с. | |
Пол. Биологические основания полового диморфизма | Проблема демаркации биологического и социального. Бесполое и половое размножение в природе. Биологический смысл полового диморфизма. Половая структура населения. Генетический пол. Гонадный пол. Гормональный пол. Морфологический пол. | ПК – 13 ПК – 17 ПК - 19 ПК – 23 ПК - 31 | · Брандт Г. А. Философская антропология феминизма: природа женщины: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Философия". Екатеринбург: Изд-во Гуманит. ун-та, 2004. - 203 с. · Габриэлян Н.М. Пол. Культура. Религия // ОНС, 1996. № 6. С. 126-133. · Женщины и мужчины России: статист. сборник / Федер. служба гос. статистики (Росстат). М.: Росстат, 2004. - 219 с. · Ильин Е. П. Пол и гендер. - М.; СПб.; Н. Новгород: Питер, 2010. - 686 с. · Юлина Н.С. Проблема природы женщины: Биологицистская и социологическая объяснительные модели // Проблема человека в современной буржуазной философии. М., 1988. С. 18-24. | |
Половая идентичность и половая роль | Гражданский пол. Пол воспитания. Половое самосознание. Половая роль. Нарушения половой идентичности, транссексуализм. Полоролевые нарушения (перверсии), их разновидности Современные представления о причинах перверсий. Гомофобия. | ПК – 13 ПК – 17 ПК - 19 ПК – 23 ПК - 31 | · Аномальное сексуальное поведение: сборник / Под ред. А.А. Ткаченко и Г.Е. Введенского. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. - 655 с. · Келли Г.Ф. Основы современной сексологии: Социальные и биологические основы сексуальности. Сексуальность и взаимоотношения. Сексуальное поведение и социальная политика. Сексуальные проблемы и их устранение - 6-е междунар.изд.. - СПб.; М.; Харьков: Питер, 2000. - 890 с. · Кон И. С. Сексология: учеб. пособие. М.: Academia, 2004. - 383 с. · Кон И.С. Гомофобия как лакмусовая бумажка российской демократии // Вестн. обществ. мнения. 2007, № 4. С. 59-89. · МакДугалл Д. Тысячеликий эрос. Психоаналитическое исследование человеческой сексуальности. - СПб.: Вост.-Европ. ин-т психоанализа: Б & К, 1999. - 277 с. · Сексология: История, теория и методы сексологии. Пол, гендер и полоролевые стереотипы. Сексуальная ориентация. Любовь и секс. Сексуальность и культура. Половое воспитание: хрестоматия / Пер.с англ. Н.О. Мальгиной. - СПб.[и др.]: Питер, 2001. - 498 с. | |
Способности и личностные качества мужчин и женщин | Различия мужчин и женщин в сенсорных, интеллектуальных, эмоциональных способностях, волевых качествах, памяти, внимании, художественных способностях, социальной активности, общительности, агрессивности, стремлении к лидерству, конформности, самооценке, мотивации, в интересах и ценностях. Проблема разделения генетических и социальных (культурных) факторов дифференциации. | ПК – 13 ПК – 17 ПК - 19 ПК – 23 ПК - 31 | · Бендас Т. В. Гендерная психология: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психология. М.: Питер, 2005. - 430 с. · Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 318 с. · Брандт Г. А. Философская антропология феминизма: природа женщины: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Философия". Екатеринбург: Изд-во Гуманит. ун-та, 2004. - 203 с. · Ильин Е. П. Пол и гендер. - М.; СПб.; Н. Новгород: Питер, 2010. - 686 с. · Практикум по гендерной психологии: учебное пособие для препод. и студ.вузов / Под ред. И.С. Клециной. М.: Питер, 2003. - 478 с. | |
Основные теории гендера | Теория функционализма о гендерной дифференциации (Т. Парсонс). Психоаналитические концепции гендера. (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Ж. Лакан, К. Хорни, Э. Берн). Теория конфликта о гендерном неравенстве (Р. Коллинз). Марксизм о природе возникновения гендерного неравенства, о соотношении гендерного и классового подходов в решении социальных проблем. Теория социального конструирования гендера (М. Киммел, Э. Гофман, Г. Гарфинкель) Теория гендера как стратификационной категории (А. Рич). Понятие гендерной системы. Гендерная система как система власти и доминирования. Элементы гендерной системы Р. Коннелла. | ПК – 13 ПК – 17 ПК - 19 ПК – 23 ПК - 31 | · Антология гендерной теории / Европейский гуманитарный ун-т. Центр гендерных исследований; Сост., коммент. Е.И. Гаповой, А.Р. Усмановой. Минск: ПРОПИЛЕИ, 2000. - 383 с. · Бовуар С. де. Второй пол. В 2-х т. / Общ. ред. и вступ. ст. С.Г. Айвазовой, коммент. М.В. Аристовой. М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997. - 832с. // https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Bovuar/index.php · Бурдье П. Мужское господство // Социальное пространство: поля и практики. М., СПб., 2005. С. 286—364. · Введение в гендерные исследования / Под ред. И.А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; Спб: Алетейя, 2001. – 708 с. // https://ihtika.net/?qwe=viewfile&filein=51874 · Введение в гендерные исследования: учеб. пособие для студ. вузов / МГУ им. М. В. Ломоносова; под общ. ред. И. В. Костиковой. - 2-е изд., перераб. и доп.. М.: Аспект Пресс, 2005. - 255 с. · Киммел М. Гендерное общество. - М.: РОССПЭН, 2006. – 458 с. · Фридан Бетти. Загадка женственности. М.: Прогресс, Литера, 1993. - 496 с. · Чодороу Н. Воспроизводство материнства. Психоанализ и социология гендера. / Ин-т соц. и гендер. политики. М.: РОССПЭН, 2006. | |
Социальные роли мужчин и женщин | Социальный смысл гендерной дифференциации. Гендерная социализация и гендерная идентичность. Разнообразие и изменчивость социальных ролей мужчины и женщины. Гендерная революция XX века. Стереотипы феминности и маскулинности. | ПК – 13 ПК – 17 ПК - 19 ПК – 23 ПК - 31 | · Бестужев-Лада И. В. В лабиринтах эмансипации: женщина как социальная проблема / РАН. - М.: Academia, 2000. - 201 с. · Бурдье П. Мужское господство // Социальное пространство: поля и практики. М., СПб., 2005. С. 286—364. · Введение в гендерные исследования: учеб. пособие для студ. вузов / МГУ им. М. В. Ломоносова; под общ. ред. И. В. Костиковой. - 2-е изд., перераб. и доп.. М.: Аспект Пресс, 2005. - 255 с. · Гендерные стереотипы в меняющемся обществе. Опыт комплексного социального исследования / под ред. Н. М. Римашевской; - М.: Наука, 2009. – 270 с. · Пушкарева Н.Л. Русская женщина: история и современность: Два века изучения "женской темы" русской и зарубежной наукой 1800- 2000: материалы к библиографии. М.: Ладомир, 2002. - 524 с. · Фридан Б. Загадка женственности. М.: Прогресс, Литера, 1993. - 496 с. | |
Мужчины и женщины в сексуальной и семейной жизни | Особенности мужской и женской сексуальности. Факторы сексуальной привлекательности, полоролевые стереотипы. Различия в ожиданиях от будущего супруга. Потребности и цели, реализуемые в браке мужчиной и женщиной. Измена в жизни и оценках мужчины и женщины. Сексуальная революция, кризис институтов семьи и брака в современном обществе. | ПК – 13 ПК – 17 ПК - 19 ПК – 23 ПК - 31 | · Введение в гендерные исследования: учеб. пособие для студ. вузов / МГУ им. М. В. Ломоносова; под общ. ред. И. В. Костиковой. - 2-е изд., перераб. и доп.. М.: Аспект Пресс, 2005. - 255 с. · Гендер для «чайников» - 2. Под ред. И. Тартаковской. М.: Звенья, 2009. // https://www.boell.ru/web/110-497.html · Гендер для «чайников». Под ред. И. Тартаковской. М.: Звенья, 2006. // https://www.resist.ru/news/net-znachit-net/gender-dlya-chainikov · Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб.: Петрополис, 1998. - 271 с. · Зайцева Е. В. Сексуальная культура жителей современного мегаполиса - Екатеринбург: УГТУ- УПИ, 2007. - 203 с. · Здравомыслова О.М. Российская семья на европейском фоне. - М.: Эдиториал УРСС, 1998. - 172 с. · Ильин Е. П. Пол и гендер. - М.; СПб.; Н. Новгород: Питер, 2010. - 686 с. · Фридан Б. Загадка женственности. М.: Прогресс, Литера, 1993. - 496 с. | |
Социальное положение и права женщин в современном обществе | Гендерные основания стратификации. Женщины в образовании, экономике, органах власти. Занятость женщин. Социальное положение женщины в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществе. Основные вехи в истории движения за права женщин. Международная правозащитная система в защиту прав женщин, международные пакты о правах женщин. Правовое и фактическое гендерное равенство равенство женщин и мужчин. Законодательные льготы для женщин: двойственный характер общественного восприятия и оценка. Гендерная экспертиза нормативно-правовых актов. | ПК – 13 ПК – 17 ПК - 19 ПК – 23 ПК - 31 | · Бестужев-Лада И. В. В лабиринтах эмансипации: женщина как социальная проблема / РАН. - М.: Academia, 2000. - 201 с. · Гендерная экспертиза и законодательная политика: сб. ст.: в 2 т./ ред., сост. Е. В. Изотова, Е. В. Кочкина (науч. ред.), Е. В. Машкова (науч. ред.). - М.: Аванти плюс, 2004. · Гендерное устройство. Социальные институты и практики: сб. ст. / Европ. ун-т в СПб.; под ред. Ж. Черновой. СПб.: Европ. ун-т в СПб., 2005. - 223 с. · Киммел М. Гендерное общество. - М.: РОССПЭН, 2006. – 458 с. · Лушников А. М. Гендерное равенство в семье и труде: заметки юристов - М.: Проспект: Велби, 2006. - 281 с. · Обеспечение равенства полов: политика стран Западной Европы / Ин-т "Открытое общество"; под ред. Е. Мезенцевой. М.: Идея-Пресс, 2000. - 312 с. · Основы гендерной политики (гендерология): учеб. пособие для вузов / под ред. Г. И. Климантовой; - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во РГСУ: Перспектива, 2008. – 205 с. · Поленина С. В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект / РАН. Ин-т государства и права. - М.: Эслан, 2000. - 255 с. · Фридан Б. Загадка женственности. М.: Прогресс, Литера, 1993. - 496 с. | |
Гендерные аспекты социальной работы | Особенности организации социальной работы с различными социальными категориями населения. Социальная работа с женщинами как необходимое условие изменения их социального статуса. Сексуальное насилие, его возможные психологические и социальные последствия для женщины. Стокгольмский синдром. Социальная работа с лицами, подвергшимися домашнему насилию. | ПК – 13 ПК – 17 ПК - 19 ПК – 23 ПК - 31 | · Гендерология и феминология: учебно-методическое пособие для студентов по специальности «Социальная работа» / Сост. к.п.н. В.И. Чумаков; – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. // https://www.twirpx.com/file/150250/ · Ерусланова Р. И. Насилие в семье: учеб. Пособие / Р. И. Ерусланова, К. В. Милюхин; Рос. гос. соц. ун-т. - М.: Дашков и К°, 2011. - 207 с. · Зуйкова Е. М. Феминология и гендерная политика: учебник для студ. вузов. М.: Изд-во СГУ, 2004. - 268 с. · Малкина-Пых И. Г. Гендерная терапия: справ. практ. Психолога. - М.: Эксмо, 2006. - 927 с. · Петрова Р. Г. Гендерология и феминология: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. подгот. и спец. "Социальная работа". М.: Дашков и К°, 2006. – 230 с. · Социальная работа: учеб. Пособие / под ред. Н. Ф. Басова. - М.: Дашков и К°, 2009. - 363 с. |
3.2. Тематика практических занятий
№ | Наименование темы | Содержание темы занятия | Используемые методы |
«Женские» и «гендерные» исследования: предмет и методы |
| Беседа, дискуссия, обсуждение | |
Пол. Биологические основания полового диморфизма | 1. Демографические данные о соотношении мужчин и женщин в мире, России и Калининградской области 2. Этология о биологических универсалиях пола 3. Методики выявления уровня маскулинности и феминности | Беседа, дискуссия, обсуждение | |
Половая идентичность и половая роль |
| Беседа, дискуссия, обсуждение | |
Способности и личностные качества мужчин и женщин |
| Беседа, дискуссия, обсуждение | |
Основные теории гендера | 1. Психоаналитическая традиция гендерных исследований 2. Парсонс о структурных функциях мужской и женской социальных ролей 3. Концепция социального конструирования гендера в работе М. Киммела «Гендерное общество». 4. Феминисткие гендерные исследования: разнообразие проблем, подходов и течений | Беседа, дискуссия, обсуждение | |
Социальные роли мужчин и женщин |
| Беседа, дискуссия, обсуждение | |
Мужчины и женщины в сексуальной и семейной жизни |
| Беседа, дискуссия, обсуждение | |
Социальное положение и права женщин в современном обществе |
| Беседа, дискуссия, обсуждение | |
Гендерные аспекты социальной работы |
| Беседа, дискуссия, обсуждение |
Тематика самостоятельных работ
Общеобязательным требованием ко всем бакалаврам является подготовка:
· Доклада по одному из вопросов семинарских занятий
· Конспекта одного из первоисточников по гендерной проблематике
· Эссе на тему «Гендерное равенство в современной России» или «Проблема семейного насилия в современной России»
Выполнение студентами курсовых работ учебным планом не предусмотрено
Вопросы для промежуточного и итогового контроля
5.1.Вопросы для промежуточного контроля (зачета) - не планируются
5.2.Вопросы для итогового контроля
Вопросы к экзамену по курсу «Гендерология и феминология»
1. Понятия «пол» и «гендер».
2. Предмет и методы феминологии и гендерологии. Гендерный подход.
3. Сексизм. Сущность и содержание женского вопроса. Феминизм как идеология и область исследований.
4. Основные этапы развития женского движения. Женское движение в России.
5. Мужские движения.
6. Мужчина и женщина в мифологической и религиозной традиции.
7. Биологические основания полового диморфизма.
8. Формирование полоролевого поведения и половой идентичности. Перверсии.
9. Сенсорика, память, внимание у мужчин и женщин.
10. Интеллект, эмоции, воля у мужчин и женщин
11. Личностные качества мужчин и женщин. Спор о природе этих различий.
12. Понятие и основные факторы гендерной социализации. Гендерная идентичность.
13. Особенности мужской и женской сексуальности.
14. Понятие и виды гендерных стереотипов.
15. Мужчина и женщина в семье.
16. Гендерная революция XX века и кризис брака в современном обществе
17. Проблема правового и фактического равенства мужчин и женщин. Гендерное равенство в России.
18. Насилие над женщиной как социальная проблема. Социальная работа с лицами, подвергшимися домашнему насилию.
6. Критерии выставления итоговой оценки
Системы оценки для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
Для контроля текущей успеваемости и промежуточной аттестации используется рейтинговая и информационно-измерительная система оценки знаний.
Для получения положительной оценки студентов необходимо принять активное участие в лекционных и семинарских занятиях и обязательное участие в аттестационных испытаниях.
Система текущего контроля включает:
1) контроль работы на лекционных занятиях и работы на семинарских/практических занятиях;
2) контроль знаний, умений, навыков, усвоенных в данном курсе.
Работа на лекционных занятиях оценивается преподавателем по составлению конспектов, обратной связи со студентами в ходе лекции.
Работа на семинарских занятиях оценивается преподавателем (по пятибалльной шкале) по итогам подготовки и выполнения студентами практических заданий, активности работы в группе.
Форма итогового контроля – экзамен