Тематика самостоятельных работ




ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

«Согласовано» «Утверждаю»
Декан факультета психологии и социальной работы Начальник Управления образовательных программ
_________________ И.Н. Симаева _____________ Д.Г.Житиневич
«____»___________ 2010 г. «____»_____________ 2010 г.

 

 

Рабочая программа учебного модуля

«Гендерология и феминология»

 

Направление подготовки: 040400 – «Социальная работа»

 

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Калининград


Лист согласования

Составитель:

кандидат философских наук, доцент кафедры философии

Дмитрий Викторович Полянский.

 

Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры общей психологии.

Протокол №____от «____»__________ 2011 г.

Зав.кафедрой: __________ Симаева И.Н.

 

Рабочая программа одобрена Ученым советом факультета психологии и социальной работы.

Протокол № _____ от «____»_______________2011 г.

 

Председатель Ученого совета: __________ Симаева И.Н.

 

Менеджер ООП

факультета психологии и социальной работы ______________ Прасова Е.А.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ГЕНДЕРОЛОГИЯ И ФЕМИНОЛОГИЯ»

Пояснительная записка

2. Тематический план

Содержание учебной дисциплины

Тематика самостоятельных и курсовых работ

Материалы для контроля уровня знаний умений навыков и компетенций

Критерии выставления итоговой оценки

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Список литературы

 

Пояснительная записка

 

1.1. Место дисциплины «Гендерология и феминология» в структуре Основной образовательной программы (ООП) подготовки бакалавра по направлению 040400 «Социальная работа».

 

В структуре Основной образовательной программы (ООП) подготовки бакалавра по направлению 040400 «Социальная работа» дисциплина «Гендерология и феминология» входит в вариативную часть профессионального цикла дисциплин.

 

1.2. Цель освоения дисциплины

 

Цель освоения дисциплины «Гендерология и феминология» - формирование у студентов умения использовать в профессиональной научно-исследовательской и педагогической деятельности современные знания о психологии мужчин и женщин, их социальных ролях и статусах, особенностях социального положения.

 

1.3. Задачи изучения дисциплины

 

Задачами изучения дисциплины «Гендерология и феминология» являются:

· дать целостное представление об основных этапах становления и развития гендерной теории с момента зарождения гендерной проблематики до настоящего времени;

· прояснить статус гендерологии в пространстве современного научного знания, сущность и предназначение гендерного подхода в научных исследованиях;

· раскрыть основные этапы социокультурной динамики феминности и маскулинности;

· проанализировать основные гендерные стереотипы, характерные для современного российского общества;

· прояснить особенности социального положения современных российских женщин и ситуацию в области генедрного равенства в России и за рубежом;

· познакомить студентов со специальными текстами в области генерных исследований;

· выявить гендерные аспекты социальной работы

 

1.4. Основные требования к начальной подготовке, необходимые для успешного изучения дисциплины «Гендерология и феминология»

 

 

№ п/п Предшествующая дисциплина Знания, умения и готовности обучающегося
1. Психология   Знать основные парадигмы и направления развития современного психологического знания; Знать основные концепции эволюции психических свойств личности; Владеть понятийным аппаратом современной психологии, способами самостоятельной работы с психологической, литературой;
2. История Знать основные этапы истории развития общества, его социальной культуры; специфику социокультурного развития своей страны; Владеть историческими методами анализа социальных явлений и процессов;
3. Социология Знать основные концепции социальной структуры, стратификации, социальной мобильности; Уметь давать объективную оценку различным социальным явлениям и процессам, происходящим в обществе; Владеть понятийным аппаратом социологии, способами самостоятельной работы с социологической литературой;
  Социальная работа Знать основы социальной работы для ее последующего изучения как научной теории, общественного феномена, социальной деятельности и учебной дисциплины. Уметь учитывать специфику социального здоровья и социокультурного развития объекта социальной помощи; Уметь понимать потребности общества, личности и возможности социокультурного знания в решении возникающих индивидуально-личностных и социальных проблем; Уметь выявлять факторы и – механизмы медико-социального, социального и психологического контроля, регуляции социального действия и взаимодействия; Уметь выделять различные социальные, медико-социальные и психологические – проблемы, возникающие у клиентов; Обладать основными навыками и умениями, необходимыми для реализации практики психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы.

 

1.5. Перечень дисциплин, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:

 

Философия

История

Социология

Правоведение

Психология

Социальная работа

1.6. Компетенции, формируемые у обучающегося в результате освоения дисциплины «Гендерология и феминология».

 

№ п/п Код компетенции Содержание компетенции
1.. ПК - 13 способность исследовать особенности культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп
2. ПК - 17 готовность к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья
3. ПК - 19 готовность представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений
4. ПК - 23 способность учитывать в процессе осуществления организационно-управленческой деятельности особенности национально-культурного, половозрастного и социально-классового положения граждан, нуждающихся в помощи, обеспечении благополучия
5. ПК - 31 способность учитывать специфику национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы

 

 

1.7. Перечень знаний, умений и владений студента в результате освоения дисциплины:

 

В результате освоения дисциплины студент должен:

 

Знать:

· историю и современное состояние знания в гендерных исследований;

· известных исследователей, внесших существенный вклад в постановку и изучение проблемы полового диморфизма и гендерной дифференциации;

· место гендерологии в проблемном поле современного научного знания;

· основные методы изучения гендерных и половых различий;

· понятийный аппарат современных гендерных исселедований;

· особенности гендерного подхода в социально-гуиаманитарных науках

· историю становления и эволюции стереотипов феминности и маскулинности;

· социальные проблемы различных категорий мужского и женского населения;

 

Уметь:

· интерпретировать специальные тексты по гендерной проблематике;

· понимать хронологическую последовательность и преемственность в развитии основных идей в области гендерных исследований;

· выделять основные этапы социокультурной динамики феминности и маскулинности, а также основные этапы развития женского движения;

 

Владеть:

· специальными знаниями в области гендерной теории и практики, необходимыми для решения научно-исследовательских и педагогических задач;

· навыками ведения научной дискуссии по генедрной проблематике;

· навыками самостоятельной работы с научной литературой в области гендерологии;

· навыками использования гендерного подхода в социальной работе;

 

 

 

2. Тематический план

Тематический план учебного курса «Гендерология и феминология»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единицы, 180 часов.

 

Темы Количество часов
Аудиторные занятия Самост. работа
Всего аудиторных в том числе
Лекции Практ. занятия Лаборат. занятия
Тема 1. «Женские» и «гендерные» исследования: предмет и методы          
Тема 2. Пол. Биологические основания полового диморфизма          
Тема 3. Половая идентичность и половая роль          
Тема 4. Способности и личностные качества мужчин и женщин          
Тема 5. Основные теории гендера          
Тема 6. Социальные роли мужчин и женщин          
Тема 7. Мужчины и женщины в сексуальной и семейной жизни          
Тема 8. Социальное положение и права женщин в современном обществе          
Тема 9. Гендерные аспекты социальной работы          
Форма контроля – экзамен (36 часов)
Итого часов          
Итого по дисциплине, включая 5 ч. КСР    

Содержание дисциплины

 

3.1. Содержание лекционных тем курса

 

Наименование темы Основные понятия (категории) и проблемы, рассматриваемые в теме Код формируемых компетенций Основная литература
  «Женские» и «гендерные» исследования: предмет и методы Сексизм. Женское движение и феминизм. Мужские движения. Три волны феминизма. Вторая волна феминизма и появление women's studies. Критика радикального феминизма. Третья волна феминизма и появление gender studies: Различие методологических подходов в женских и гендерных исследованиях. Понятия «пол» и «гендер». Половой диморфизм и половой символизм. Мифология и метафизика пола. Научные методы изучения феминности и маскулинности.   ПК – 13 ПК – 17 ПК - 19 ПК – 23 ПК - 31 · Введение в гендерные исследования / Под ред. И.А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; Спб: Алетейя, 2001. – 708 с. // https://ihtika.net/?qwe=viewfile&filein=51874 · Введение в гендерные исследования: учеб. пособие для студ. вузов / МГУ им. М. В. Ломоносова; под общ. ред. И. В. Костиковой. - 2-е изд., перераб. и доп.. М.: Аспект Пресс, 2005. - 255 с. · Воронина О.А. Пол и гендер как категории в феминистской философии // Философские исследования. 1995. № 4. С. 80-99. · Зуйкова Е. М. Феминология и гендерная политика: учебник для студ. вузов. М.: Изд-во СГУ, 2004. - 268 с. · Ильин Е. П. Пол и гендер. - М.; СПб.; Н. Новгород: Питер, 2010. - 686 с. · Теория и методология гендерных исследований: курс лекций / Моск. центр гендерных исслед., Моск. высш. шк. соц. и экон. наук. М., 2001. - 415 с. · Ушакин С.А. Поле пола: в центре и по краям // Вопросы философии. 1999, № 5. С. 71-85. · Юкина И. И. Русский феминизм как вызов современности. СПб.: Алетейя, 2007. – 539 с. · Ярская-Смирнова Е. Р. Одежда для Адама и Евы. Очерки гендерных исследований / РАН, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам, Сарат. гос. техн. ун-т, Центр соц. политики и гендер. исслед.. М.: ИНИОН РАН, 2001. - 254 с.
  Пол. Биологические основания полового диморфизма Проблема демаркации биологического и социального. Бесполое и половое размножение в природе. Биологический смысл полового диморфизма. Половая структура населения. Генетический пол. Гонадный пол. Гормональный пол. Морфологический пол.   ПК – 13 ПК – 17 ПК - 19 ПК – 23 ПК - 31 · Брандт Г. А. Философская антропология феминизма: природа женщины: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Философия". Екатеринбург: Изд-во Гуманит. ун-та, 2004. - 203 с. · Габриэлян Н.М. Пол. Культура. Религия // ОНС, 1996. № 6. С. 126-133. · Женщины и мужчины России: статист. сборник / Федер. служба гос. статистики (Росстат). М.: Росстат, 2004. - 219 с. · Ильин Е. П. Пол и гендер. - М.; СПб.; Н. Новгород: Питер, 2010. - 686 с. · Юлина Н.С. Проблема природы женщины: Биологицистская и социологическая объяснительные модели // Проблема человека в современной буржуазной философии. М., 1988. С. 18-24.
  Половая идентичность и половая роль Гражданский пол. Пол воспитания. Половое самосознание. Половая роль. Нарушения половой идентичности, транссексуализм. Полоролевые нарушения (перверсии), их разновидности Современные представления о причинах перверсий. Гомофобия.   ПК – 13 ПК – 17 ПК - 19 ПК – 23 ПК - 31 · Аномальное сексуальное поведение: сборник / Под ред. А.А. Ткаченко и Г.Е. Введенского. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. - 655 с. · Келли Г.Ф. Основы современной сексологии: Социальные и биологические основы сексуальности. Сексуальность и взаимоотношения. Сексуальное поведение и социальная политика. Сексуальные проблемы и их устранение - 6-е междунар.изд.. - СПб.; М.; Харьков: Питер, 2000. - 890 с. · Кон И. С. Сексология: учеб. пособие. М.: Academia, 2004. - 383 с. · Кон И.С. Гомофобия как лакмусовая бумажка российской демократии // Вестн. обществ. мнения. 2007, № 4. С. 59-89. · МакДугалл Д. Тысячеликий эрос. Психоаналитическое исследование человеческой сексуальности. - СПб.: Вост.-Европ. ин-т психоанализа: Б & К, 1999. - 277 с. · Сексология: История, теория и методы сексологии. Пол, гендер и полоролевые стереотипы. Сексуальная ориентация. Любовь и секс. Сексуальность и культура. Половое воспитание: хрестоматия / Пер.с англ. Н.О. Мальгиной. - СПб.[и др.]: Питер, 2001. - 498 с.
  Способности и личностные качества мужчин и женщин Различия мужчин и женщин в сенсорных, интеллектуальных, эмоциональных способностях, волевых качествах, памяти, внимании, художественных способностях, социальной активности, общительности, агрессивности, стремлении к лидерству, конформности, самооценке, мотивации, в интересах и ценностях. Проблема разделения генетических и социальных (культурных) факторов дифференциации. ПК – 13 ПК – 17 ПК - 19 ПК – 23 ПК - 31 · Бендас Т. В. Гендерная психология: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психология. М.: Питер, 2005. - 430 с. · Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 318 с. · Брандт Г. А. Философская антропология феминизма: природа женщины: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Философия". Екатеринбург: Изд-во Гуманит. ун-та, 2004. - 203 с. · Ильин Е. П. Пол и гендер. - М.; СПб.; Н. Новгород: Питер, 2010. - 686 с. · Практикум по гендерной психологии: учебное пособие для препод. и студ.вузов / Под ред. И.С. Клециной. М.: Питер, 2003. - 478 с.
  Основные теории гендера Теория функционализма о гендерной дифференциации (Т. Парсонс). Психоаналитические концепции гендера. (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Ж. Лакан, К. Хорни, Э. Берн). Теория конфликта о гендерном неравенстве (Р. Коллинз). Марксизм о природе возникновения гендерного неравенства, о соотношении гендерного и классового подходов в решении социальных проблем. Теория социального конструирования гендера (М. Киммел, Э. Гофман, Г. Гарфинкель) Теория гендера как стратификационной категории (А. Рич). Понятие гендерной системы. Гендерная система как система власти и доминирования. Элементы гендерной системы Р. Коннелла. ПК – 13 ПК – 17 ПК - 19 ПК – 23 ПК - 31 · Антология гендерной теории / Европейский гуманитарный ун-т. Центр гендерных исследований; Сост., коммент. Е.И. Гаповой, А.Р. Усмановой. Минск: ПРОПИЛЕИ, 2000. - 383 с. · Бовуар С. де. Второй пол. В 2-х т. / Общ. ред. и вступ. ст. С.Г. Айвазовой, коммент. М.В. Аристовой. М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997. - 832с. // https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Bovuar/index.php · Бурдье П. Мужское господство // Социальное пространство: поля и практики. М., СПб., 2005. С. 286—364. · Введение в гендерные исследования / Под ред. И.А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; Спб: Алетейя, 2001. – 708 с. // https://ihtika.net/?qwe=viewfile&filein=51874 · Введение в гендерные исследования: учеб. пособие для студ. вузов / МГУ им. М. В. Ломоносова; под общ. ред. И. В. Костиковой. - 2-е изд., перераб. и доп.. М.: Аспект Пресс, 2005. - 255 с. · Киммел М. Гендерное общество. - М.: РОССПЭН, 2006. – 458 с. · Фридан Бетти. Загадка женственности. М.: Прогресс, Литера, 1993. - 496 с. · Чодороу Н. Воспроизводство материнства. Психоанализ и социология гендера. / Ин-т соц. и гендер. политики. М.: РОССПЭН, 2006.
  Социальные роли мужчин и женщин Социальный смысл гендерной дифференциации. Гендерная социализация и гендерная идентичность. Разнообразие и изменчивость социальных ролей мужчины и женщины. Гендерная революция XX века. Стереотипы феминности и маскулинности. ПК – 13 ПК – 17 ПК - 19 ПК – 23 ПК - 31 · Бестужев-Лада И. В. В лабиринтах эмансипации: женщина как социальная проблема / РАН. - М.: Academia, 2000. - 201 с. · Бурдье П. Мужское господство // Социальное пространство: поля и практики. М., СПб., 2005. С. 286—364. · Введение в гендерные исследования: учеб. пособие для студ. вузов / МГУ им. М. В. Ломоносова; под общ. ред. И. В. Костиковой. - 2-е изд., перераб. и доп.. М.: Аспект Пресс, 2005. - 255 с. · Гендерные стереотипы в меняющемся обществе. Опыт комплексного социального исследования / под ред. Н. М. Римашевской; - М.: Наука, 2009. – 270 с. · Пушкарева Н.Л. Русская женщина: история и современность: Два века изучения "женской темы" русской и зарубежной наукой 1800- 2000: материалы к библиографии. М.: Ладомир, 2002. - 524 с. · Фридан Б. Загадка женственности. М.: Прогресс, Литера, 1993. - 496 с.
  Мужчины и женщины в сексуальной и семейной жизни Особенности мужской и женской сексуальности. Факторы сексуальной привлекательности, полоролевые стереотипы. Различия в ожиданиях от будущего супруга. Потребности и цели, реализуемые в браке мужчиной и женщиной. Измена в жизни и оценках мужчины и женщины. Сексуальная революция, кризис институтов семьи и брака в современном обществе.   ПК – 13 ПК – 17 ПК - 19 ПК – 23 ПК - 31 · Введение в гендерные исследования: учеб. пособие для студ. вузов / МГУ им. М. В. Ломоносова; под общ. ред. И. В. Костиковой. - 2-е изд., перераб. и доп.. М.: Аспект Пресс, 2005. - 255 с. · Гендер для «чайников» - 2. Под ред. И. Тартаковской. М.: Звенья, 2009. // https://www.boell.ru/web/110-497.html · Гендер для «чайников». Под ред. И. Тартаковской. М.: Звенья, 2006. // https://www.resist.ru/news/net-znachit-net/gender-dlya-chainikov · Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб.: Петрополис, 1998. - 271 с. · Зайцева Е. В. Сексуальная культура жителей современного мегаполиса - Екатеринбург: УГТУ- УПИ, 2007. - 203 с. · Здравомыслова О.М. Российская семья на европейском фоне. - М.: Эдиториал УРСС, 1998. - 172 с. · Ильин Е. П. Пол и гендер. - М.; СПб.; Н. Новгород: Питер, 2010. - 686 с. · Фридан Б. Загадка женственности. М.: Прогресс, Литера, 1993. - 496 с.
  Социальное положение и права женщин в современном обществе Гендерные основания стратификации. Женщины в образовании, экономике, органах власти. Занятость женщин. Социальное положение женщины в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществе. Основные вехи в истории движения за права женщин. Международная правозащитная система в защиту прав женщин, международные пакты о правах женщин. Правовое и фактическое гендерное равенство равенство женщин и мужчин. Законодательные льготы для женщин: двойственный характер общественного восприятия и оценка. Гендерная экспертиза нормативно-правовых актов.   ПК – 13 ПК – 17 ПК - 19 ПК – 23 ПК - 31 · Бестужев-Лада И. В. В лабиринтах эмансипации: женщина как социальная проблема / РАН. - М.: Academia, 2000. - 201 с. · Гендерная экспертиза и законодательная политика: сб. ст.: в 2 т./ ред., сост. Е. В. Изотова, Е. В. Кочкина (науч. ред.), Е. В. Машкова (науч. ред.). - М.: Аванти плюс, 2004. · Гендерное устройство. Социальные институты и практики: сб. ст. / Европ. ун-т в СПб.; под ред. Ж. Черновой. СПб.: Европ. ун-т в СПб., 2005. - 223 с. · Киммел М. Гендерное общество. - М.: РОССПЭН, 2006. – 458 с. · Лушников А. М. Гендерное равенство в семье и труде: заметки юристов - М.: Проспект: Велби, 2006. - 281 с. · Обеспечение равенства полов: политика стран Западной Европы / Ин-т "Открытое общество"; под ред. Е. Мезенцевой. М.: Идея-Пресс, 2000. - 312 с. · Основы гендерной политики (гендерология): учеб. пособие для вузов / под ред. Г. И. Климантовой; - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во РГСУ: Перспектива, 2008. – 205 с. · Поленина С. В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект / РАН. Ин-т государства и права. - М.: Эслан, 2000. - 255 с. · Фридан Б. Загадка женственности. М.: Прогресс, Литера, 1993. - 496 с.
  Гендерные аспекты социальной работы Особенности организации социальной работы с различными социальными категориями населения. Социальная работа с женщинами как необходимое условие изменения их социального статуса. Сексуальное насилие, его возможные психологические и социальные последствия для женщины. Стокгольмский синдром. Социальная работа с лицами, подвергшимися домашнему насилию. ПК – 13 ПК – 17 ПК - 19 ПК – 23 ПК - 31 · Гендерология и феминология: учебно-методическое пособие для студентов по специальности «Социальная работа» / Сост. к.п.н. В.И. Чумаков; – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. // https://www.twirpx.com/file/150250/ · Ерусланова Р. И. Насилие в семье: учеб. Пособие / Р. И. Ерусланова, К. В. Милюхин; Рос. гос. соц. ун-т. - М.: Дашков и К°, 2011. - 207 с. · Зуйкова Е. М. Феминология и гендерная политика: учебник для студ. вузов. М.: Изд-во СГУ, 2004. - 268 с. · Малкина-Пых И. Г. Гендерная терапия: справ. практ. Психолога. - М.: Эксмо, 2006. - 927 с. · Петрова Р. Г. Гендерология и феминология: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. подгот. и спец. "Социальная работа". М.: Дашков и К°, 2006. – 230 с. · Социальная работа: учеб. Пособие / под ред. Н. Ф. Басова. - М.: Дашков и К°, 2009. - 363 с.

 

3.2. Тематика практических занятий

 

Наименование темы Содержание темы занятия   Используемые методы
  «Женские» и «гендерные» исследования: предмет и методы
  1. Мужчина и женщина в мифах, религиях, философии и науке.
  2. Первая волна феминизма. Суфражизм.
  3. Вторая волна феминизма. Борьба против сексизма и «скрытого учебного плана».
  4. Третья волна феминизма: разнообразие теорий и подходов.
  5. Критика феминизма. Движение за мужские права.
Беседа, дискуссия, обсуждение
  Пол. Биологические основания полового диморфизма 1. Демографические данные о соотношении мужчин и женщин в мире, России и Калининградской области 2. Этология о биологических универсалиях пола 3. Методики выявления уровня маскулинности и феминности Беседа, дискуссия, обсуждение
  Половая идентичность и половая роль
  1. Основные положения квир-теории (Т. Лауретис, Э. Гросс и И. Сэджвик, Дж. Батлер).
  2. Права сексуальных меньшинств в России и за рубежом.
Беседа, дискуссия, обсуждение
  Способности и личностные качества мужчин и женщин
  1. Основные методологические подход, принципы и проблемы современной гендерной психологии
  2. Типологическое разнообразие мужчин и женщин
  3. Данные современной гендерной психологии о различиях между мужчиной и женщиной.
Беседа, дискуссия, обсуждение
  Основные теории гендера 1. Психоаналитическая традиция гендерных исследований 2. Парсонс о структурных функциях мужской и женской социальных ролей 3. Концепция социального конструирования гендера в работе М. Киммела «Гендерное общество». 4. Феминисткие гендерные исследования: разнообразие проблем, подходов и течений Беседа, дискуссия, обсуждение
  Социальные роли мужчин и женщин
  1. Механизмы и формы гендерной социализации
  2. Стереотипы феминности и маскулинности в современной России
Беседа, дискуссия, обсуждение
  Мужчины и женщины в сексуальной и семейной жизни
  1. Патриархальный гендерный порядок
  2. Стереотипы о мужской и женской роли в семье.
  3. Гендерная революция и кризис брака в современном обществе.
Беседа, дискуссия, обсуждение
  Социальное положение и права женщин в современном обществе
  1. Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» и пути ее реализации.
  2. Проблема правового и социального равенства мужчин и женщин в современной России.
 
Беседа, дискуссия, обсуждение
  Гендерные аспекты социальной работы
  1. Особенности социальной работы с женщинами
  2. Формы и причины насилия мужчин в отношении женщин.
  3. Способы реабилитации женщин, подвергшихся насилию.
Беседа, дискуссия, обсуждение

 


Тематика самостоятельных работ

 

Общеобязательным требованием ко всем бакалаврам является подготовка:

· Доклада по одному из вопросов семинарских занятий

· Конспекта одного из первоисточников по гендерной проблематике

· Эссе на тему «Гендерное равенство в современной России» или «Проблема семейного насилия в современной России»

 

Выполнение студентами курсовых работ учебным планом не предусмотрено

 

Вопросы для промежуточного и итогового контроля

 

5.1.Вопросы для промежуточного контроля (зачета) - не планируются

5.2.Вопросы для итогового контроля

Вопросы к экзамену по курсу «Гендерология и феминология»

1. Понятия «пол» и «гендер».

2. Предмет и методы феминологии и гендерологии. Гендерный подход.

3. Сексизм. Сущность и содержание женского вопроса. Феминизм как идеология и область исследований.

4. Основные этапы развития женского движения. Женское движение в России.

5. Мужские движения.

6. Мужчина и женщина в мифологической и религиозной традиции.

7. Биологические основания полового диморфизма.

8. Формирование полоролевого поведения и половой идентичности. Перверсии.

9. Сенсорика, память, внимание у мужчин и женщин.

10. Интеллект, эмоции, воля у мужчин и женщин

11. Личностные качества мужчин и женщин. Спор о природе этих различий.

12. Понятие и основные факторы гендерной социализации. Гендерная идентичность.

13. Особенности мужской и женской сексуальности.

14. Понятие и виды гендерных стереотипов.

15. Мужчина и женщина в семье.

16. Гендерная революция XX века и кризис брака в современном обществе

17. Проблема правового и фактического равенства мужчин и женщин. Гендерное равенство в России.

18. Насилие над женщиной как социальная проблема. Социальная работа с лицами, подвергшимися домашнему насилию.

 

6. Критерии выставления итоговой оценки

 

Системы оценки для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

Для контроля текущей успеваемости и промежуточной аттестации используется рейтинговая и информационно-измерительная система оценки знаний.

Для получения положительной оценки студентов необходимо принять активное участие в лекционных и семинарских занятиях и обязательное участие в аттестационных испытаниях.

Система текущего контроля включает:

1) контроль работы на лекционных занятиях и работы на семинарских/практических занятиях;

2) контроль знаний, умений, навыков, усвоенных в данном курсе.

Работа на лекционных занятиях оценивается преподавателем по составлению конспектов, обратной связи со студентами в ходе лекции.

Работа на семинарских занятиях оценивается преподавателем (по пятибалльной шкале) по итогам подготовки и выполнения студентами практических заданий, активности работы в группе.

Форма итогового контроля – экзамен

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: