Министерство культуры Республики Беларусь
УО «Белорусский государственный университет культуры
И искусств»
УТВЕРЖДАЮ
Ректор БГУ культуры и искусств
__________________Б.В.Светлов
«___»__________2011 г.
Регистрационный № УД-_______/р.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Учебная программа
Для студентов, обучающихся по специальностям
1-17 01 02 “режиссура”; 1-18 01 01 “народное творчество”;
1-15 02 01 “декоративно-прикладное искусство”
Факультет традиционного белорусского и современного искусства
Кафедра психологии и педагогики
Курс III
Семестр VI
Лекции 20 ч.
Практические (семинарские)
занятия 10 ч.
Всего аудиторных
часов по дисциплине 30 ч.
Всего часов Форма получения
по дисциплине ____________ высшего образования ____________ стационар/заочное обучение
Экзамен VI семестр
Составила О.О.Грачева, кандидат искусствоведения, доцент кафедры психологии и педагогики Белорусского государственного университета культуры и искусств
Минск 2010
Рецензенты:
Игнатович В.Г., кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой психологии и педагогики начального образования БГПУ
Мышковец А.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики социокультурной деятельности БГУКИ
Рекомендована:
кафедрой психологии и педагогики Белорусского государственного университета культуры и искусств (протокол № 5 от 28.01.2011 г.);
президиумом научно-методического совета Белорусского государственного университета культуры и искусств (протокол №.. от … г.);
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность изучения учебной дисциплины “Профессиональная педагогика” в БГУ культуры и искусств.
Искусство, художественная культура являются сущностной основой деятельности БГУ культуры и искусств. Они определяют содержание и методические особенности, присущие этому вузу. Искусство выступает здесь одновременно как цель и средство воспитания, образования и развития студенческой молодежи. Диапазон профессий и функций, к которым готовятся студенты, достаточно широк: это создатели, исполнители, исследователи, популяризаторы разных видов искусств и отраслей художественной культуры. В рамках каждой из перечисленных функций можно выделить аспект, связанный с педагогической деятельностью, осуществляемой средствами искусства или артпедаго-гикой. Это создание и исполнение произведений искусства для различных категорий публики, руководство процессами осмысления эстетических переживаний, формирования знаний и аксиологических позиций в сфере эстетических ценностей. Наконец, обучение разных категорий учащихся умениям и навыкам художественного творчества. Значительная часть выпускников БГУКИ включается в процессы художественного образования и эстетического воспитания, осуществляемые как в рамках академического учебно-воспитательного процесса, так и в рамках досуговой деятельности.
Курс профессиональной педагогики призван сформировать функциональную компетентность будущих преподавателей культуры, которая позволит им эффективно взаимодействовать с учениками, их родителями, коллегами, осуществлять диагностику и развитие художественных способностей и склонностей воспитанников. Важным аспектом подготовки является развитие профессиональной рефлексии будущих преподавателей искусства – это условие успешного развития и самоопределения в артпедагогике.
Дисциплина «Профессиональная педагогика» опирается на освоение большого блока общих и специальных психолого-педагогических дисциплин, помогает подготовить студентов к успешному прохождению педагогической практики и, в конечном счете, к деятельности в качестве преподавателя специальных дисциплин в сфере искусства. Курс обобщает теоретические знания и практические навыки, полученные студентами, и вводит их в контекст современного педагогического мышления. Программа по курсу построена с учетом общих закономерностей эстетического воспитания и художественного образования, преломляя их в соответствии со спецификой специализации.
Цели и задачи курса “Профессиональная педагогика”.
Общие цели: формирование и развитие профессиональной компетентности, позволяющей сочетать академические, профессиональные, социально-личностные компетенции для решения задач в сфере профессиональной художественно-педагогической деятельности.
Задачи:
- формирование знаний о сущности, закономерностях, принципах артпедагогики, систем художественного образования и эстетического воспитания в РБ;
- развитие умений вычленения профессиональных педагогических ситуаций, педагогической интерпретации творческих работ учеников, стимулирование процессов профессиональной рефлексии;
- формирование важнейших компонентов педагогического мастерства артпедагога, вооружение студентов концептуально-инструментальными знаниями и навыками их применения в культуротворческой и культуроохранной деятельности артпедагога.