Изучение личности учащихся
Личность – психическое новообразование индивида, приобретаемое им в общении и в совместной с другими людьми деятельности. Личность обнаруживает себя в качественно новом уровне саморегуляции. Этот новый уровень саморегуляции позволяет человеку осознавать собственную систему мотивационных образований и преднамеренно воздействовать на нее в соответствии с теми ценностями и личностными смыслами, которые были присвоены субъектом. В структуру личности входят потребностно-мотивационная сфера и самосознание (или образ-Я). В эмоционально-волевых процессах раскрывается динамика функционирования личности.
Изучение личностных особенностей учащихся с помощью анкеты
Цель: изучить личностные особенности старшеклассников.
Содержание задания: выявить личностные особенности двух старшеклассников, различающихся по какому-либо признаку (пол, успеваемость, интересы, поведение и т.д.).
Описание методики исследования: исследование было проведено с двумя учениками. Для этого перед проведением исследования я ознакомилась с успеваемостью учеников по предметам, их поведением на уроках и внеурочное время, с интересами и т.д. На основании данных критерий были выделеныКоваль Елизавета и Проценко Илья. Каждый из учеников получил индивидуальный бланк заданий.Согласно заданиям им необходимо было ответить на предложенные вопросы, завершить неоконченное предложение наиболее подходящими словами, обвести в каждой строке один из крестиков, подчеркнуть нужные варианты ответов на вопросы.
Многопрофильная анкета о личности ученика «Из класса в класс»
(анкета разработана У. Кала и А. и О. Муст, модифицирована А.В. Мудриком)
Текст анкеты
Какие заботы, проблемы, дела волнуют тебя чаще всего? (назвать 10 проблем)
Какие проблемы твоего друга беспокоят тебя? (если, конечно, у тебя есть близкий друг)
О чем, по-твоему, думают, размышляют твои приятели и друзья наедине с собой?
Каждое неоконченное предложение нужно завершить наиболее подходящими словами
Инструкция: Не раздумывая, пиши то, что прежде всего приходит в голову.
У меня всякий раз портится настроение, когда...
В отношениях с людьми мне труднее всего...
Стараюсь не портить отношения с теми, кто...
Люди добры ко мне до тех пор, пока...
Самая главная жизненная проблема – это...
Друг – это тот, кто...
Понимать человека – это значит...
О чем ты размышляешь, находясь наедине с собой? (обведи в каждой строке один из крестиков)
Очень часто | Довольно часто | Иногда | Довольно редко | Никогда | |
11. О своём характере | + | + | + | + | + |
12. О своих манерах | + | + | + | + | + |
13. О своей внешности | + | + | + | + | + |
14. О вещах, предметах, которых у тебя нет, но которые хотел бы иметь | + | + | + | + | + |
15. О своих умственных возможностях | + | + | + | + | + |
16. О своих физических способностях | + | + | + | + | + |
17. О своих моральных качествах | + | + | + | + | + |
18. О делах своего друга | + | + | + | + | + |
19. О своих личных делах | + | + | + | + | + |
20. Об отношениях с друзьями | + | + | + | + | + |
21. Об отношениях с родителями | + | + | + | + | + |
22. Об отношениях с одноклассниками | + | + | + | + | + |
23. Об отношениях с учителями | + | + | + | + | + |
24. О своём будущем | + | + | + | + | + |
25. О смысле жизни | + | + | + | + | + |
Подчеркни нужные варианты ответов на следующие вопросы:
26. Есть ли у тебя в классе близкие друзья? | Да (один, два, три, больше), нет |
27. Есть ли в классе ребята, с которыми ты не ладишь? | Да (один, два, три, больше), нет |
28. Как можно оценить твой класс с точки зрения того, насколько он дружный? | очень дружный скорее дружный недружный |
29. Насколько твои мнения совпадают с мнениями твоих одноклассников? | Совпадают по всем вопросам. По многим вопросам совпадают По многим вопросам не совпадают |
30. Бывают ли у тебя разногласия с родителями о проведении свободного времени? | Очень часто Иногда Никогда |
31. Является ли для тебя дом местом, где ты охотно проводишь время? | Да Не могу сказать Не особенно Нет |
Ниже дается ряд высказываний твоих сверстников. Насколько ты с ними согласен? (обведи кружком один из крестиков в каждой строчке)
Вполне согласен | Почти согласен | Не могу сказать | Не вполне согласен | Не согласен | |
32. Есть люди, знаниям которых я завидую | + | + | + | + | + |
33. На своём опыте убедился, что изучаемое в школе пригодится в жизни почти на каждом шагу | + | + | + | + | + |
34. Я не связываю своё будущее с учёбой и образованием | + | + | + | + | + |
35. Большая часть того, что изучается в школе, вряд ли понадобится в будущем | + | + | + | + | + |
36. Мои увлечения скорее мешают, чем способствуют учёбе | + | + | + | + | + |
37. Мне нравится, когда задания соответствуют типовым | + | + | + | + | + |
38. Недоразумения и ссоры с людьми приводят меня к мысли о том, что бы произошло, если бы одна из сторон поступила иначе | + | + | + | + | + |
39. Мне иногда нравится поступать вопреки принятым нормам | + | + | + | + | + |
40. Мне приходится быть организатором | + | + | + | + | + |
41. В незнакомом обществе знакомлюсь первым | + | + | + | + | + |
42. Мне нравится быть в центре внимания других | + | + | + | + | + |
43.Уступчивость – знак слабости | + | + | + | + | + |
44. Хорошо, если у людей различные точки зрения | + | + | + | + | + |