Соответствие профессиональных функций и требований к профессиональной подготовке выпускника




Требования к профессиональной подготовкевыпускника Профессиональные функции
учебно-воспитательная научно-методическая социально-педагогическая культурно-просветительная коррекционно-развивающая организационно-управленческая
знание основ общих и специальных теоретических дисциплин + + + + + +
владение знаниями и умениями, необходимыми для реализации всех уровней обучения информатике +       +  
владение современными научно обоснованными приемами, методами и средствами обучения +     + +  
владение информационными и коммуникационными технологиями на уровне необходимом для реализации учебной деятельности и самообразования + +   + +  
навыки разработки методического обеспечения образовательного процесса + +     +  
умение планировать и проводить учебные занятия с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом +          
умение проводить психолого-педагогическую диагностику различного вида и владение современными оценочными средствами +       +  
знание основных направлений и перспектив развития образования и педагогической науки + + + + +  
владение приемами воспитания учащихся +   + + + +
умение организовывать и проводить внеклассные мероприятия + + + + + +
владение навыками научно-методической работы   +        
умение анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации + + + + + +
владение комплексом приемов, позволяющих эффективно вести работу по социализации учащихся и формированию общей культуры личности     + +    
владение приемами формирования мировоззрения, общей культуры учащихся +       +  
готовность реализовывать личностно-ориентированный подход к образованию и развитию детей + + +   +  
знание основных направлений информатизации образовательного процесса + +     + +
знание нормативно-правовой базы образовательного процесса +         +
навыки ведения организаторской деятельности в образовательном учреждении           +

 

2.4. Перечень дисциплин образовательной программы, обеспечивающих получение соответствующей профессиональной подготовленности выпускника, проверяемой в процессе государственного экзамена

 

Структура ГОС ВПО основана на сбалансированном включении в содержание подготовки по специальности 030100 – Информатика фундаментальных, прикладных и методических дисциплин, определяющих необходимый профессиональный уровень.

В подготовке специалиста с квалификацией учитель информатики следует выделять следующие содержательные линии: теоретико-методологический, программно-техно­ло­ги­ческий и предметно-методический. Структуру содержательных линий определяют следующие дисциплины.

Теоретико-методологическая: Математика, Физика, Математическая логика, Дискретная математика, Элементы абстрактной и компьютерной алгебры, Теория алгоритмов, Теория вероятности и математическая статистика, Уравнения математической физики, Численные методы, Теоретические основы информатики, Исследование операций.

Программно-технологическая: Архитектура компьютера, Основы микроэлектроники, Программное обеспечение ЭВМ, Программирование, Компьютерные сети, интернет и мультимедиа технологии, Основы искусственного интеллекта, Информационные системы, Компьютерное моделирование.

Предметно-методическая: Педагогика, Психология, Теория и методика обучения инфор­матике, Информационные и коммуникационные технологии в образовании.

Освоение содержания дисциплин теоретико-методологической линии обеспечивает выпускнику объем знаний, необходимый для соответствия уровню требований предъявляемых к его профессиональной подготовке:

- знание основ общих и специальных теоретических дисциплин;

- владение знаниями и умениями, необходимыми для реализации всех уровней обучения информатике.

Соответствие уровня подготовки выпускника перечисленным требованиям свидетельствует о его готовности к следующим видам профессиональной деятельности и решению соответствующих им задач профессиональной деятельности:

учебно-воспитательная:

осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;

культурно-просветительная:

формирование общей культуры учащихся.

Освоение содержания дисциплин программно-технологической линии обеспечивает выпускнику объем знаний и навыков, необходимый для соответствия уровню требований предъявляемых к его профессиональной подготовке:

- знание основ общих и специальных теоретических дисциплин;

- владение знаниями и умениями, необходимыми для реализации всех уровней обучения информатике;

- владение информационными и коммуникационными технологиями на уровне, необходимом для реализации учебной деятельности и самообразования.

Соответствие уровня подготовки выпускника перечисленным требованиям свидетельствует о его готовности к следующим видам профессиональной деятельности и решению соответствующих им задач профессиональной деятельности:

учебно-воспитательная:

осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой; использование технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

культурно-просветительная:

формирование общей культуры учащихся.

Освоение содержания дисциплин предметно-методической линии обеспечивает выпускнику объем знаний и навыков, необходимый для соответствия уровню требований предъявляемых к его профессиональной подготовке:

- владение знаниями и умениями, необходимыми для реализации всех уровней обучения информатике;

- владение современными научно обоснованными приемами, методами и средствами обучения;

- навыки разработки методического обеспечения образовательного процесса;

- умение планировать и проводить учебные занятия с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

- умение проводить психолого-педагогическую диагностику различного вида и владение современными оценочными средствами;

- знание основных направлений и перспектив развития образования и педагогической науки;

- владение приемами воспитания учащихся;

- владение приемами формирования мировоззрения, общей культуры учащихся;

- готовность реализовывать личностно-ориентированный подход к образованию и развитию детей;

- знание основных направлений информатизации образовательного процесса;

- воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

- организация и проведение внеклассных мероприятий.

Соответствие уровня подготовки выпускника перечисленным требованиям свидетельствует о его готовности к следующим видам профессиональной деятельности и решению соответствующих им задач профессиональной деятельности:

учебно-воспитательная:

осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;

планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения;

использование технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

применение современных средств оценивания результатов обучения;

воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

организация и проведение внеклассных мероприятий;

 

культурно-просветительная:

формирование общей культуры учащихся.

коррекционно-развивающая:

реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию детей;

работа по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии.

В соответствии с этими содержательными линиями при формировании содержания государственного экзамена целесообразно выделить модули, определяющие вопросы выносимые на междисциплинарный экзамен по информатике.

Модули представлены дисциплинами:

теоретико-методологический: Математическая логика, Дискретная математика, Теория алгоритмов, Численные методы, Теоретические основы информатики;

программно-технологический: Программирование, Программное обеспечение ЭВМ, Архитектура компьютера, Компьютерные сети, интернет и мультимедиа технологии;

предметно-методический: Теория и методика обучения инфор­матике, Информационные и коммуникационные технологии в образовании.

Знания по педагогике и психологии проверяются через вопросы по методике обучения информатике.

 

 

2.5. Перечень вопросов, выносимых для проверки на государственном экзамене (программа государственного экзамена).

Государственный экзамен должен носить междисциплинарный характер и быть направлен на выявление соответствия выпускника требованиям к профессиональной подготовленности, обозначенным в пункте 2.2.

Можно выделить следующие компоненты профессиональной готовности, проверяемые на государственном экзамене.

1. Понятийно-терминологические знания.

Проверяется знание основных понятий и терминов, понимание сути и взаимосвязи (компонент знания), оценивается емкость, глубина понятийно-терминологического аппарата.

2. Операциональные навыки.

Проверяется умение выполнять последовательность операций для достижения той или иной цели или получения результата (умения). Оценка определяется по критерию оптимальности количества операций.

3. Действия по шаблону.

Проверяется знание типовых методов, приемов, способов тех или иных технологических задач. Определятся уровень развития основных навыков и действий в типовых ситуаций, определяет базовый инструментарий специалиста.

4. Решение структурных и синтезирующих задач.
Определяется:

– уровень понимания и владения методологией и методами межпредметного взаимодействия, основанного, в том числе, на использовании информационных и компьютерных моделей и коммуникационных средств для решения практических задач (ЗУН);

– умение делать выводы на основе некоторой информации (рефлексия).

5. Уровень профессиональной подготовки.

 

В ходе государственного экзамена необходимо выявить способности выпускника использовать освоенное содержание образования для решения профессиональных, ценностно-ориентационных и коммуникативных задач и проблем.

 

ВОПРОСЫПРОГРАММЫГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Математическая логика

1. Язык исчисления высказываний.

2. Семантика исчисления высказываний.

3. Выполнимые и общезначимые формулы.

4. Логическое следование.

5. Нормальные формы в исчислении высказываний.

6. Принцип двойственности для исчисления высказываний.

7. Метод резолюций в исчислении высказываний.

8. Теорема компактности в исчислении высказываний.

9. Язык исчисления предикатов.

10. Семантика исчисления предикатов.

11. Нормальные формы в исчислении предикатов.

12. Принцип двойственности в исчислении предикатов.

13. Метод резолюций в исчислении предикатов.

14. Аксиоматические системы, их свойства.

15. Аксиоматическая система исчисления высказываний.

16. Полнота исчисления высказываний.

17. Непротиворечивость исчисления высказываний.

18. Натуральный вывод в исчислении высказываний.

19. Аксиоматическая система исчисления предикатов.

20. Натуральный вывод в исчислении предикатов.

21. Теорема Эрбрана.

22. Теории первого порядка, их свойства.

23. Существование модели для непротиворечивой теории.

24. Полнота исчисления предикатов.

25. Непротиворечивость исчисления предикатов.

26. Программа Гильберта. Понятие о теоремах Геделя.

27. Формулировка задачи поиска вывода и возможность ее решения.

Дискретная математика

1. Рекуррентные соотношения.

2. Биномиальные коэффициенты, их комбинаторный смысл.

3. Полиномиальные коэффициенты, их комбинаторный смысл.

4. Понятие выборки. Число k-выборок из n-множества.

5. Понятие размещения. Число k-размещений из n-множества.

6. Понятие перестановки. Число перестановок n-множества.

7. Понятие сочетания. Число сочетаний из n по k.

8. Комбинаторный смысл чисел Стирлинга первого рода.

9. Комбинаторный смысл чисел Стирлинга второго рода.

10. Метод включения-исключения.

11. Формулы обращения

12. Понятие графа и мультиграфа. Способы их представления.

13. Степень вершины графа. Теорема о сумме степеней вершин графа и ее следствие.

14. Связные графы. Компоненты связности графа.

15. Эйлеровы графы. Критерий эйлеровости.

16. Планарные графы.

17. Раскраска вершин графа.

18. Двудольные графы. Теорема Кенига.

 

Теория алгоритмов

1. Вычислимые функции. Пример невычислимой функции.

2. Разрешимые множества, их свойства.

3. Перечислимые множества, их свойства.

4. Перечислимое множество, как множество определения вычислимой функции.

5. Перечислимое множество, как множество значений вычислимой функции.

6. Теорема Поста.

7. Теорема о графике вычислимой функции.

8. Универсальные функции.

9. Существование вычислимой функции, не имеющей всюду определенного вычислимого продолжения.

10. Существование перечислимого множества с не перечислимым дополнением.

11. Неразрешимость проблемы само применимости.

12. Главные универсальные функции.

13. Теорема Успенского - Райса.

14. Изоморфизм главных нумераций.

15. Теорема Клини о неподвижной точке.

16. Вычисления с оракулом.

17. Функции вычислимые на РАМ. Пример функции невычислимой на РАМ.

18. Существование универсальной РАМ.

19. Неразрешимость проблемы останова для РАМ.

20. Классы P и NP.

21. NP- полные задачи. Примеры.

Численные методы

1. Методы численного решения уравнений и их реализация на ЭВМ

2. Общая характеристика точных методов решения систем линейных уравнений на ЭВМ. Метод Гаусса.

3. Метод простой итерации решения систем нелинейных уравнений.

4. Задача аппроксимации функции.

5. Многочленная интерполяция.

6. Построение интерполяционного многочлена с помощью системы линейных уравнений.

7. Интерполяционные формулы Ньютона, Лагранжа, оценка погрешности.

8. Обратное интерполирование.

9. Метод наименьших квадратов, наилучшее квадратичное приближение.

10. Вычисление значений производных различного порядка на ЭВМ.

11. Численные методы интегрирования..

12. Численные методы решения дифференциальных уравнений первого порядка. Метод Эйлера. Ломаные Эйлера.

13. Метод Рунге–Кутта решения задачи Коши для обыкновенных дифференциальных уравнений, оценка его погрешности.

14. Метод разностных схем решения дифференциальных уравнений в частных производных.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: