Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере
Регистрационный номер |
I. Общие сведения
Предоставление комплексной реабилитационной помощи уязвимым категориям граждан | 03.007 | ||||||
(наименование вида профессиональной деятельности) | Код | ||||||
Основная цель вида профессиональной деятельности: | |||||||
Социальная реабилитация категорий граждан, которые находятся в ситуации социальной дезадаптации или в ситуации риска ограничения жизнедеятельности и нарушения продуктивного взаимодействия с социальной средой: дети с ограниченными возможностями здоровья и (или) с инвалидностью, психическими расстройствами, пострадавшие вследствие участия в военных конфликтах, террористических актах, после различных типов аварий и катастроф, ставшие жертвами домашнего, сексуального и физического насилия; дети и подростки – сироты; дети и подростки, не имеющие постоянного места жительства, с различными видами тяжелой зависимости (алкоголизм, наркомания и другие зависимости); несовершеннолетние, находящиеся в конфликте с законом, условно осужденные или находящиеся в пенитенциарной системе; трудоспособное население – граждане с инвалидностью, психическими расстройствами, пострадавшие вследствие участия в военных конфликтах, террористических актах, после различных типов аварий и катастроф, ставшие жертвами домашнего, сексуального и физического насилия; не имеющие постоянного места жительства, с различными видами тяжелой зависимости (алкоголизм, наркомания и другие зависимости); пожилые люди с тяжелыми хроническими заболеваниями | |||||||
Группа занятий: | |||||||
Руководители функциональных и других подразделений и служб | Психологи | ||||||
Преподаватели в системе специального образования | Специалисты в сфере социальных проблем | ||||||
(код ОКЗ[1]) | (наименование) | (код ОКЗ) | (наименование) | ||||
Отнесение к видам экономической деятельности: | |||||||
75.30 | Деятельность в области обязательного социального обеспечения | ||||||
(код ОКВЭД[2]) | (наименование вида экономической деятельности) | ||||||
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) | ||||||
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | |||||
код | наименование | уровень квалификации | наименование | код | уровень (подуровень) квалификации | |
А | Социальная реабилитация уязвимых категорий населения | Социально-психологическая и социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних клиентов | А/01.6 | |||
Социально-психологическая и трудовая реабилитация трудоспособных клиентов | А/02.6 | |||||
Социальная и трудовая реабилитация пожилых людей с тяжелыми хроническими заболеваниями | А/03.6 | |||||
В | Организация реабилитационной помощи уязвимым категориям населения | Организация и управление реабилитационным случаем | В/01.7 | |||
Консультирование специалистов учреждений социальной сферы | В/02.7 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция | ||||||||||
Наименование | Социальная реабилитация уязвимых категорий населения | Код | A | Уровень квалификации | ||||||
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | |||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | |||||||||
Возможные наименования должностей | Специалист по комплексной реабилитации (реабилитолог) | |||||||||
Требования к образованию и обучению | Высшее образование Дополнительное профессиональное образование по специальным программам | |||||||||
Требования к опыту практической работы | - | |||||||||
Особые условия допуска к работе | К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации | ||
Дополнительные характеристики | |||
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности | |
ОКЗ | Специалисты в сфере социальных проблем | ||
Психологи | |||
Преподаватели в системе специального образования | |||
ЕКС3 | - | - | |
ОКСО4 | Клиническая психология, профиль профессиональной деятельности – специалист по реабилитационной работе в социальной сфере | ||
Специальная психология, профиль профессиональной деятельности – специалист по реабилитационной работе в социальной сфере | |||
Социальная структура, социальные институты и процессы, профиль профессиональной деятельности – специалист по реабилитационной работе в социальной сфере | |||
Социальная педагогика, профиль профессиональной деятельности – специалист по реабилитационной работе в социальной сфере | |||
Специальное (дефектологическое) образование, профиль профессиональной деятельности – специалист по реабилитационной работе в социальной сфере | |||
Специальная дошкольная педагогика и психология, профиль профессиональной деятельности – специалист по реабилитационной работе в социальной сфере | |||
3.1.1. Трудовая функция | |||||||||||||||||||
Наименование | Социально-психологическая и социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних клиентов | Код | А/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации | |||||||||||||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | ||||||||||||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||||||||||||
Трудовые действия | Диагностика и оценка психосоциального статуса, педагогической запущенности, реабилитационного потенциала несовершеннолетнего Выявление и оценка ресурсов семьи, значимого для реабилитанта окружения Составление прогноза социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетнего, согласование его со специалистами реабилитационной команды, при необходимости – корректировка прогноза Разработка социально-психологического раздела индивидуального маршрута реабилитации и согласование его с руководителем подразделения (организатором реабилитационного случая), членами реабилитационной команды, реабилитантом и его законными представителями Доведение до сведения реабилитанта и(или) его законных представителей алгоритма и процедуры реализации социально-психологического и социально-педагогического разделов индивидуального маршрута реабилитации, получение письменного согласия на ведение случая Консультирование реабилитанта, его законных представителей, специалистов образовательных, социозащитных и медицинских организаций по вопросам социально-психологической реабилитации несовершеннолетнего Разработка рекомендаций и оказание помощи реабилитанту-инвалиду в организации реабилитационной среды, обустройстве его жизненного пространства, преодолении психологических барьеров при использовании реабилитационного оборудования; психологическая адаптация к техническим средствам реабилитации Консультирование семьи, формирование группы психологической поддержки для реабилитанта и членов его семьи, в том числе с участием семей других реабилитантов Выбор программы социокультурной реабилитации, реабилитационного досуга и обеспечение реабилитанту доступа к этим программам Мониторинг и оценка результатов социально-психологической и социально-педагогической реабилитации Оценка степени риска нарушений адаптации реабилитанта и разработка рекомендаций по его сопровождению после завершения индивидуального маршрута реабилитации Отслеживание динамики психосоциального статуса реабилитанта Документирование хода социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетнего и составление отчета по их результатам для целей аудита и передача их в соответствующие инстанции | ||||||||||||||||||
Необходимые умения | Анализировать причины, ставшие основанием для направления несовершеннолетнего на реабилитацию | ||||||||||||||||||
Определять оптимальный перечень мероприятий социально-психологической и социально-педагогической реабилитации и очередность их выполнения | |||||||||||||||||||
Прогнозировать результаты реабилитации на основании оценки потребностей, личностных ресурсов и рисков реабилитанта, его жизненной ситуации | |||||||||||||||||||
Подбирать эффективные методы социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетнего в соответствии с его актуальным состоянием, уровнем развития, возрастом, образованием, социальным статусом | |||||||||||||||||||
Определять готовность реабилитанта к участию в индивидуальных и групповых программах реабилитации | |||||||||||||||||||
Владеть методами мобилизации личностных ресурсов реабилитанта, его социальной сети | |||||||||||||||||||
Взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной, медицинской и другими службами по вопросам комплексной реабилитации в интересах реабилитанта | |||||||||||||||||||
Обучать родителей (законных представителей), педагогов образовательных организаций, специалистов медицинских, социозащитных учреждений методам психологической поддержки, воспитания, восстановительного обучения реабилитанта, при необходимости консультировать по вопросам обустройства реабилитационной среды для реабилитанта-инвалида и оптимальным способам адаптации к ней | |||||||||||||||||||
Оценивать результаты реабилитационных мероприятий в соответствии с возможностями самого реабилитанта, его ближайшего окружения и средовых ресурсов | |||||||||||||||||||
Применять методы и технологии психосоциального тренинга, ведения групп психологической поддержки, консультирования, сопровождения и другие технологии и методы социально-психологической и социально-педагогической помощи несовершеннолетним с учетом их ментальных, поведенческих, сенсорных, психомоторных и других особенностей | |||||||||||||||||||
Протоколировать ход обследования, оформлять заключения по результатам индивидуального маршрута реабилитации, готовить отчеты, вести соответствующую документацию | |||||||||||||||||||
Развивать и поддерживать обмен профессиональными знаниями с другими специалистами по комплексной реабилитации | |||||||||||||||||||
Взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной и медицинской службой и другими организациями по вопросам комплексной реабилитации в интересах реабилитанта | |||||||||||||||||||
Проявлять позитивное отношение, терпимость, выражать эмоциональную поддержку реабилитанту, его законным представителям | |||||||||||||||||||
Необходимые знания | Законодательство по вопросам образования, опеки и попечительства несовершеннолетних, дополнительных гарантиях, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социального обслуживания детей-инвалидов и другая нормативная правовая документация в области оказания психологической, педагогической, реабилитационной помощи несовершеннолетним, законодательство в области защиты персональных данных | ||||||||||||||||||
Назначение, критерии отбора и способы использования психодиагностических методик, необходимых для обследований, показания и противопоказания к их использованию в соответствии с состоянием здоровья, возрастом, уровнем потенциального и актуального развития, образования, культуры несовершеннолетнего | |||||||||||||||||||
Процедура психодиагностики, организация и осуществление индивидуального маршрута реабилитации, мониторинг и оценка результатов социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних | |||||||||||||||||||
Методы и технологии социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних | |||||||||||||||||||
Основы практики эргономики, эрготерапии, кинезиотерапии, использования технических средств реабилитации | |||||||||||||||||||
Основы практики социокультурной, психологической, медицинской реабилитации | |||||||||||||||||||
Методы мобилизации личностных, семейных ресурсов несовершеннолетнего, ресурсов значимого для него окружения | |||||||||||||||||||
Основные методы и способы медиации, разрешения конфликтных ситуаций | |||||||||||||||||||
Технологии мониторинга и оценки результатов социально-психологической и социально-педагогической реабилитации | |||||||||||||||||||
Типы документации и способы ее ведения, классификация плановых документов, процедура их согласования и принятия | |||||||||||||||||||
Другие характеристики | Соблюдение правил профессиональной этики и деонтологии | ||||||||||||||||||
3.1.2. Трудовая функция | |||||||||||||||||||
Наименование | Социально-психологическая и трудовая реабилитация трудоспособных клиентов | Код | А/02.6 | Уровень (подуровень) квалификации | |||||||||||||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | ||||||||||||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||||||||||||
Трудовые действия | Диагностика и оценка психосоциального, социально-психологического, трудового потенциала реабилитанта, составление письменного заключения по результатам диагностики | ||||||||||||||||||
Профессиональная диагностика реабилитанта | |||||||||||||||||||
Выявление и оценка ресурсов семьи, значимого окружения реабилитанта | |||||||||||||||||||
Составление прогноза результатов трудовой и социально-психологической реабилитации, согласование его со специалистами реабилитационной команды, при необходимости корректировка | |||||||||||||||||||
Разработка раздела трудовой и социально-психологической реабилитации, индивидуального маршрута реабилитации, программы профессиональной реабилитации, согласование их с руководителем подразделения (организатором реабилитационного случая) и членами реабилитационной команды, реабилитантом, при необходимости – с ближайшим окружением реабилитанта | |||||||||||||||||||
Доведение до сведения и подробное описание реабилитанту алгоритма и процедуры реализации трудового и социально-психологического разделов индивидуального маршрута его реабилитации, получение письменного согласия на ведение случая | |||||||||||||||||||
Профессиональное и психологическое консультирование реабилитанта | |||||||||||||||||||
Психологическая поддержка реабилитанта в процессе поиска работы и сохранения рабочего места | |||||||||||||||||||
Помощь при необходимости реабилитанту-инвалиду в организации реабилитационной среды, обустройстве его жизненного пространства, преодолении психологических барьеров при использовании реабилитационного оборудования, психологической адаптации к техническим средствам реабилитации | |||||||||||||||||||
Семейное консультирование, формирование группы психологической поддержки для реабилитанта и членов его семьи, в том числе с участием семей других реабилитантов | |||||||||||||||||||
Мониторинг трудовой и социально-психологической реабилитации, отслеживание реабилитационного результата | |||||||||||||||||||
Оценка степени риска нарушений адаптации реабилитанта и разработка рекомендаций по его социально-психологическому сопровождению после завершения индивидуального маршрута реабилитации | |||||||||||||||||||
Необходимые умения | Владеть методами профессионального консультирования, направленного на формирование адекватного профессионального самоопределения, разработку и реализацию личного карьерного плана, коррекцию неадекватных трудовых установок реабилитанта | ||||||||||||||||||
Владеть методами семейного консультирования, направленного на мобилизацию поддерживающих ресурсов семьи | |||||||||||||||||||
Владеть методами диагностики и оценки реабилитационного потенциала клиента, навыками оценки его состояния по данным врачебной медико-физиологической оценки | |||||||||||||||||||
Определять готовность реабилитанта к участию в индивидуальных | |||||||||||||||||||
и групповых программах реабилитации | |||||||||||||||||||
Определять приоритетность и очередность выполнения реабилитационных мероприятий | |||||||||||||||||||
Оценивать индивидуальный прогресс реабилитанта | |||||||||||||||||||
Протоколировать ход обследования, оформлять заключения по результатам, готовить отчеты, вести соответствующую документацию | |||||||||||||||||||
Развивать и поддерживать обмен профессиональными знаниями с другими специалистами по комплексной реабилитации | |||||||||||||||||||
Взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной и медицинской службой и другими организациями по вопросам комплексной реабилитации в интересах реабилитанта | |||||||||||||||||||
Проявлять позитивное отношение к гражданину, терпимость, выражать эмоциональную поддержку | |||||||||||||||||||
Необходимые знания | Законодательство в области социальной защиты инвалидов, социального обслуживания населения, охраны здоровья граждан, национальные стандарты в области предоставления реабилитационных услуг инвалидам и другие нормативно-правовые акты в области трудового, гражданского и семейного законодательства, защиты персональных данных | ||||||||||||||||||
Критерии оценки индивидуальной нуждаемости гражданина в социально-психологической и трудовой реабилитации | |||||||||||||||||||
Спрос и предложение рабочей силы различных специальностей и квалификации на региональном рынке труда, процесс найма и практика трудоустройства реабилитантов | |||||||||||||||||||
Процедура подачи жалоб, разрешение трудовых споров в суде | |||||||||||||||||||
Цели, формы и методы трудовой экспертизы | |||||||||||||||||||
Технические средства реабилитации | |||||||||||||||||||
Методы профессиональной диагностики, профессионального отбора и подбора | |||||||||||||||||||
Основы теории и практики трудовой, социально-психологической реабилитации | |||||||||||||||||||
Методы индивидуального и семейного консультирования | |||||||||||||||||||
Методы и способы медиации, разрешения конфликтных ситуаций | |||||||||||||||||||
Техники эффективной коммуникации с реабилитантами, в т. ч. с особыми потребностями здоровья (сенсорными, психическими и другими нарушениями) | |||||||||||||||||||
Основы практики эргономики, эрготерапии, кинезиотерапии, использования технических средств реабилитации | |||||||||||||||||||
Технология проведения мониторинга и оценка результатов трудовой и социально-психологической реабилитации | |||||||||||||||||||
Типы и объем документации и способы ее заполнения (ведения), классификация плановых документов, процедуры их согласования и принятия | |||||||||||||||||||
Другие характеристики | Соблюдение правил профессиональной этики и деонтологии | ||||||||||||||||||
3.1.3. Трудовая функция | |||||||||||||||||||
Наименование | Социальная и трудовая реабилитация пожилых людей с тяжелыми хроническими заболеваниями | Код | А/03.6 | Уровень (подуровень) квалификации | |||||||||||||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | ||||||||||||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||||||||||||
Трудовые действия | Диагностика и оценка психосоциального, социально-психологического, трудового потенциала реабилитанта, составление письменного заключения по результатам диагностики | ||||||||||||||||||
Выявление и оценка ресурсов семьи, значимого окружения реабилитанта | |||||||||||||||||||
Оценка возможности самостоятельного проживания реабилитанта и получения им реабилитационных услуг в домашних условиях, определение факторов риска | |||||||||||||||||||
Прогнозирование результатов социальной и трудовой реабилитации клиента, согласование прогноза со специалистами реабилитационной команды, при необходимости корректировка | |||||||||||||||||||
Разработка социального и трудового разделов индивидуального маршрута реабилитации, согласование их с руководителем подразделения (организатором реабилитационного случая) и членами реабилитационной команды, реабилитантом, при необходимости – с членами его ближайшего окружения | |||||||||||||||||||
Доведение до сведения, подробное описание реабилитанту алгоритма реализации социального, психологического и трудового раздела индивидуального маршрута реабилитации, получение письменного согласия на ведение случая | |||||||||||||||||||
Разработка совместно с реабилитантом его личного профессионального плана, направленного на определение оптимальной для него профессиональной деятельности и трудовой занятости, способов его реализации (обучение, переобучение, овладение новыми навыками и т. д.), при необходимости коррекция профессиональных притязаний | |||||||||||||||||||
Формирование у реабилитанта индивидуальных механизмов психологической защиты, психологической толерантности в ситуации постоянно стрессирующего воздействия болезни и (или) социальной среды, повышение эмоциональной стабильности, профилактика деструктивного поведения, направленного на самоизоляцию и одиночество | |||||||||||||||||||
Помощь в подборе технических средств реабилитации, обустройстве жизненного пространства реабилитанта-инвалида, преодолении психологических барьеров в использовании реабилитационного оборудования | |||||||||||||||||||
Психологическое консультирование реабилитанта | |||||||||||||||||||
Семейное консультирование, формирование группы психологической поддержки для реабилитанта и членов его семьи, в том числе с участием семей других реабилитантов | |||||||||||||||||||
Включение реабилитанта в программы творческой и социокультурной реабилитации | |||||||||||||||||||
Мониторинг социальной и трудовой реабилитации и отслеживание реабилитационного результата | |||||||||||||||||||
Документирование хода социальной и трудовой реабилитации и составление отчетов по ее результатам для целей аудита | |||||||||||||||||||
Необходимые умения | Подбирать достоверные методы диагностики для исследования отношения реабилитанта к своему состоянию, трудовой занятости, лечению, качеству жизни, характеру и способам решения проблем, социальных связей и отношений с семьей (близкими), интересов, хобби и повседневных занятий, мобильности, мотивации на оптимальную независимость, самопомощь и т. д. | ||||||||||||||||||
Определять готовность реабилитанта к реализации программ социального и профессионально-трудового раздела индивидуального маршрута реабилитации, участию в индивидуальных и групповых программах реабилитации Взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной, психологической и медицинской и другими службами по вопросам комплексной реабилитации в интересах реабилитанта | |||||||||||||||||||
Определять приоритетность и очередность выполнения реабилитационных мероприятий | |||||||||||||||||||
Мобилизовывать личностные ресурсы реабилитанта, направленные на поддержание его социальных связей, интереса к повседневным занятиям или определение новых, требующих доступных усилий и позитивного взаимодействия с микросоциумом | |||||||||||||||||||
Определять совместно с реабилитантом его жизненные стратегии | |||||||||||||||||||
Проводить консультирование реабилитанта, направленное на самоосознание, переосмысление собственной жизни, самоопределение, поддержку его на основных этапах приспособления к мысли о смерти, снижение страха смерти | |||||||||||||||||||
Проводить семейное консультирование, направленное на коррекцию взаимоотношений с реабилитантом, обучение членов семьи оптимальным способам организации его жизни, формированию продуктивных стереотипов взаимодействия в семье | |||||||||||||||||||
Проводить профилактику синдрома эмоционального выгорания у членов семьи, лиц, осуществляющих уход, нивелировать влияние синдрома на отношение к реабилитанту | |||||||||||||||||||
Протоколировать ход обследования, оформлять заключения по результатам, готовить отчеты, вести соответствующую документацию | |||||||||||||||||||
Развивать и поддерживать обмен профессиональными знаниями с другими специалистами по комплексной реабилитации | |||||||||||||||||||
Взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной и медицинской службой и другими организациями по вопросам комплексной реабилитации в интересах реабилитанта | |||||||||||||||||||
Проявлять позитивное отношение к клиенту, терпимость, выражать ему эмоциональную поддержку | |||||||||||||||||||
Необходимые знания | Законодательство в области социального обслуживания, социальной защиты населения, граждан пожилого возраста и инвалидов, охраны здоровья граждан, национальные стандарты в области предоставления реабилитационных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам и другие регулирующие документы в области трудового, гражданского и семейного законодательства, защиты персональных данных | ||||||||||||||||||
Критерии оценки индивидуальной нуждаемости гражданина в реабилитационной помощи | |||||||||||||||||||
Процесс найма и практику трудоустройства реабилитантов | |||||||||||||||||||
Основы теории и практики геронтологии, геронтопсихологии | |||||||||||||||||||
Основы теории и практики трудовой, социокультурной, психологической, медицинской реабилитации пожилых людей | |||||||||||||||||||
Основы теории и практики паллиативной помощи | |||||||||||||||||||
Реабилитационные ресурсы территории проживания клиента | |||||||||||||||||||
Методы индивидуального и семейного консультирования | |||||||||||||||||||
Технические средства реабилитации | |||||||||||||||||||
Методы и способы медиации, разрешения конфликтных ситуаций | |||||||||||||||||||
Основы практики эргономики, эрготерапии, кинезиотерапии, | |||||||||||||||||||
Технологии проведения мониторинга и оценка результатов социальной и трудовой реабилитации | |||||||||||||||||||
Технология организации анализа и составления отчетов | |||||||||||||||||||
Техники эффективной коммуникации с реабилитантами, в том числе с особыми потребностями здоровья (сенсорными, психическими и другими нарушениями) | |||||||||||||||||||
Методы индивидуального и семейного консультирования | |||||||||||||||||||
Правила профессиональной этики и деонтологии | |||||||||||||||||||
Другие характеристики | Соблюдение правил профессиональной этики и деонтологии | ||||||||||||||||||