III. Характеристика обобщенных трудовых функций




Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере

 

 
Регистрационный номер

I. Общие сведения

 

Предоставление комплексной реабилитационной помощи уязвимым категориям граждан   03.007
(наименование вида профессиональной деятельности) Код
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Социальная реабилитация категорий граждан, которые находятся в ситуации социальной дезадаптации или в ситуации риска ограничения жизнедеятельности и нарушения продуктивного взаимодействия с социальной средой: дети с ограниченными возможностями здоровья и (или) с инвалидностью, психическими расстройствами, пострадавшие вследствие участия в военных конфликтах, террористических актах, после различных типов аварий и катастроф, ставшие жертвами домашнего, сексуального и физического насилия; дети и подростки – сироты; дети и подростки, не имеющие постоянного места жительства, с различными видами тяжелой зависимости (алкоголизм, наркомания и другие зависимости); несовершеннолетние, находящиеся в конфликте с законом, условно осужденные или находящиеся в пенитенциарной системе; трудоспособное население – граждане с инвалидностью, психическими расстройствами, пострадавшие вследствие участия в военных конфликтах, террористических актах, после различных типов аварий и катастроф, ставшие жертвами домашнего, сексуального и физического насилия; не имеющие постоянного места жительства, с различными видами тяжелой зависимости (алкоголизм, наркомания и другие зависимости); пожилые люди с тяжелыми хроническими заболеваниями
Группа занятий:
  Руководители функциональных и других подразделений и служб   Психологи  
  Преподаватели в системе специального образования   Специалисты в сфере социальных проблем  
(код ОКЗ[1]) (наименование) (код ОКЗ) (наименование)  
Отнесение к видам экономической деятельности:
75.30 Деятельность в области обязательного социального обеспечения
(код ОКВЭД[2]) (наименование вида экономической деятельности)
               

  II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции Трудовые функции  
код наименование уровень квалификации наименование код уровень (подуровень) квалификации  
А Социальная реабилитация уязвимых категорий населения   Социально-психологическая и социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних клиентов А/01.6    
Социально-психологическая и трудовая реабилитация трудоспособных клиентов А/02.6    
Социальная и трудовая реабилитация пожилых людей с тяжелыми хроническими заболеваниями А/03.6    
В Организация реабилитационной помощи уязвимым категориям населения   Организация и управление реабилитационным случаем В/01.7    
Консультирование специалистов учреждений социальной сферы В/02.7    

 


III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование Социальная реабилитация уязвимых категорий населения Код A Уровень квалификации  
 
Происхождение обобщенной трудовой функции Оригинал Х Заимствовано из оригинала    
    Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
 
Возможные наименования должностей Специалист по комплексной реабилитации (реабилитолог)
 
Требования к образованию и обучению Высшее образование Дополнительное профессиональное образование по специальным программам
Требования к опыту практической работы -
                     


Особые условия допуска к работе К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации
Дополнительные характеристики
Наименование документа Код Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ   Специалисты в сфере социальных проблем
  Психологи
    Преподаватели в системе специального образования
ЕКС3 - -
ОКСО4   Клиническая психология, профиль профессиональной деятельности – специалист по реабилитационной работе в социальной сфере
  Специальная психология, профиль профессиональной деятельности – специалист по реабилитационной работе в социальной сфере
  Социальная структура, социальные институты и процессы, профиль профессиональной деятельности – специалист по реабилитационной работе в социальной сфере
  Социальная педагогика, профиль профессиональной деятельности – специалист по реабилитационной работе в социальной сфере
  Специальное (дефектологическое) образование, профиль профессиональной деятельности – специалист по реабилитационной работе в социальной сфере
  Специальная дошкольная педагогика и психология, профиль профессиональной деятельности – специалист по реабилитационной работе в социальной сфере
       

 

 

3.1.1. Трудовая функция
Наименование Социально-психологическая и социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних клиентов   Код А/01.6 Уровень (подуровень) квалификации  
   
Происхождение трудовой функции Оригинал Х Заимствовано из оригинала    
    Код оригинала     Регистрационный номер профессионального стандарта    
Трудовые действия Диагностика и оценка психосоциального статуса, педагогической запущенности, реабилитационного потенциала несовершеннолетнего Выявление и оценка ресурсов семьи, значимого для реабилитанта окружения Составление прогноза социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетнего, согласование его со специалистами реабилитационной команды, при необходимости – корректировка прогноза Разработка социально-психологического раздела индивидуального маршрута реабилитации и согласование его с руководителем подразделения (организатором реабилитационного случая), членами реабилитационной команды, реабилитантом и его законными представителями Доведение до сведения реабилитанта и(или) его законных представителей алгоритма и процедуры реализации социально-психологического и социально-педагогического разделов индивидуального маршрута реабилитации, получение письменного согласия на ведение случая Консультирование реабилитанта, его законных представителей, специалистов образовательных, социозащитных и медицинских организаций по вопросам социально-психологической реабилитации несовершеннолетнего Разработка рекомендаций и оказание помощи реабилитанту-инвалиду в организации реабилитационной среды, обустройстве его жизненного пространства, преодолении психологических барьеров при использовании реабилитационного оборудования; психологическая адаптация к техническим средствам реабилитации Консультирование семьи, формирование группы психологической поддержки для реабилитанта и членов его семьи, в том числе с участием семей других реабилитантов Выбор программы социокультурной реабилитации, реабилитационного досуга и обеспечение реабилитанту доступа к этим программам Мониторинг и оценка результатов социально-психологической и социально-педагогической реабилитации Оценка степени риска нарушений адаптации реабилитанта и разработка рекомендаций по его сопровождению после завершения индивидуального маршрута реабилитации Отслеживание динамики психосоциального статуса реабилитанта Документирование хода социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетнего и составление отчета по их результатам для целей аудита и передача их в соответствующие инстанции
Необходимые умения Анализировать причины, ставшие основанием для направления несовершеннолетнего на реабилитацию
Определять оптимальный перечень мероприятий социально-психологической и социально-педагогической реабилитации и очередность их выполнения
Прогнозировать результаты реабилитации на основании оценки потребностей, личностных ресурсов и рисков реабилитанта, его жизненной ситуации
Подбирать эффективные методы социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетнего в соответствии с его актуальным состоянием, уровнем развития, возрастом, образованием, социальным статусом
Определять готовность реабилитанта к участию в индивидуальных и групповых программах реабилитации
Владеть методами мобилизации личностных ресурсов реабилитанта, его социальной сети
Взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной, медицинской и другими службами по вопросам комплексной реабилитации в интересах реабилитанта
Обучать родителей (законных представителей), педагогов образовательных организаций, специалистов медицинских, социозащитных учреждений методам психологической поддержки, воспитания, восстановительного обучения реабилитанта, при необходимости консультировать по вопросам обустройства реабилитационной среды для реабилитанта-инвалида и оптимальным способам адаптации к ней
Оценивать результаты реабилитационных мероприятий в соответствии с возможностями самого реабилитанта, его ближайшего окружения и средовых ресурсов
Применять методы и технологии психосоциального тренинга, ведения групп психологической поддержки, консультирования, сопровождения и другие технологии и методы социально-психологической и социально-педагогической помощи несовершеннолетним с учетом их ментальных, поведенческих, сенсорных, психомоторных и других особенностей
Протоколировать ход обследования, оформлять заключения по результатам индивидуального маршрута реабилитации, готовить отчеты, вести соответствующую документацию
Развивать и поддерживать обмен профессиональными знаниями с другими специалистами по комплексной реабилитации
Взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной и медицинской службой и другими организациями по вопросам комплексной реабилитации в интересах реабилитанта
Проявлять позитивное отношение, терпимость, выражать эмоциональную поддержку реабилитанту, его законным представителям
Необходимые знания Законодательство по вопросам образования, опеки и попечительства несовершеннолетних, дополнительных гарантиях, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социального обслуживания детей-инвалидов и другая нормативная правовая документация в области оказания психологической, педагогической, реабилитационной помощи несовершеннолетним, законодательство в области защиты персональных данных
Назначение, критерии отбора и способы использования психодиагностических методик, необходимых для обследований, показания и противопоказания к их использованию в соответствии с состоянием здоровья, возрастом, уровнем потенциального и актуального развития, образования, культуры несовершеннолетнего
Процедура психодиагностики, организация и осуществление индивидуального маршрута реабилитации, мониторинг и оценка результатов социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних
Методы и технологии социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних
Основы практики эргономики, эрготерапии, кинезиотерапии, использования технических средств реабилитации
Основы практики социокультурной, психологической, медицинской реабилитации
Методы мобилизации личностных, семейных ресурсов несовершеннолетнего, ресурсов значимого для него окружения
Основные методы и способы медиации, разрешения конфликтных ситуаций
Технологии мониторинга и оценки результатов социально-психологической и социально-педагогической реабилитации
Типы документации и способы ее ведения, классификация плановых документов, процедура их согласования и принятия
Другие характеристики Соблюдение правил профессиональной этики и деонтологии
3.1.2. Трудовая функция
Наименование Социально-психологическая и трудовая реабилитация трудоспособных клиентов Код А/02.6 Уровень (подуровень) квалификации  
 
Происхождение трудовой функции Оригинал Х Заимствовано из оригинала    
    Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия Диагностика и оценка психосоциального, социально-психологического, трудового потенциала реабилитанта, составление письменного заключения по результатам диагностики
Профессиональная диагностика реабилитанта
Выявление и оценка ресурсов семьи, значимого окружения реабилитанта
Составление прогноза результатов трудовой и социально-психологической реабилитации, согласование его со специалистами реабилитационной команды, при необходимости корректировка
Разработка раздела трудовой и социально-психологической реабилитации, индивидуального маршрута реабилитации, программы профессиональной реабилитации, согласование их с руководителем подразделения (организатором реабилитационного случая) и членами реабилитационной команды, реабилитантом, при необходимости – с ближайшим окружением реабилитанта
Доведение до сведения и подробное описание реабилитанту алгоритма и процедуры реализации трудового и социально-психологического разделов индивидуального маршрута его реабилитации, получение письменного согласия на ведение случая
Профессиональное и психологическое консультирование реабилитанта
Психологическая поддержка реабилитанта в процессе поиска работы и сохранения рабочего места
Помощь при необходимости реабилитанту-инвалиду в организации реабилитационной среды, обустройстве его жизненного пространства, преодолении психологических барьеров при использовании реабилитационного оборудования, психологической адаптации к техническим средствам реабилитации
Семейное консультирование, формирование группы психологической поддержки для реабилитанта и членов его семьи, в том числе с участием семей других реабилитантов
Мониторинг трудовой и социально-психологической реабилитации, отслеживание реабилитационного результата
Оценка степени риска нарушений адаптации реабилитанта и разработка рекомендаций по его социально-психологическому сопровождению после завершения индивидуального маршрута реабилитации
Необходимые умения Владеть методами профессионального консультирования, направленного на формирование адекватного профессионального самоопределения, разработку и реализацию личного карьерного плана, коррекцию неадекватных трудовых установок реабилитанта
Владеть методами семейного консультирования, направленного на мобилизацию поддерживающих ресурсов семьи
Владеть методами диагностики и оценки реабилитационного потенциала клиента, навыками оценки его состояния по данным врачебной медико-физиологической оценки
Определять готовность реабилитанта к участию в индивидуальных
и групповых программах реабилитации
Определять приоритетность и очередность выполнения реабилитационных мероприятий
Оценивать индивидуальный прогресс реабилитанта
Протоколировать ход обследования, оформлять заключения по результатам, готовить отчеты, вести соответствующую документацию
Развивать и поддерживать обмен профессиональными знаниями с другими специалистами по комплексной реабилитации
Взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной и медицинской службой и другими организациями по вопросам комплексной реабилитации в интересах реабилитанта
Проявлять позитивное отношение к гражданину, терпимость, выражать эмоциональную поддержку
Необходимые знания Законодательство в области социальной защиты инвалидов, социального обслуживания населения, охраны здоровья граждан, национальные стандарты в области предоставления реабилитационных услуг инвалидам и другие нормативно-правовые акты в области трудового, гражданского и семейного законодательства, защиты персональных данных
Критерии оценки индивидуальной нуждаемости гражданина в социально-психологической и трудовой реабилитации
Спрос и предложение рабочей силы различных специальностей и квалификации на региональном рынке труда, процесс найма и практика трудоустройства реабилитантов
Процедура подачи жалоб, разрешение трудовых споров в суде
Цели, формы и методы трудовой экспертизы
Технические средства реабилитации
Методы профессиональной диагностики, профессионального отбора и подбора
Основы теории и практики трудовой, социально-психологической реабилитации
Методы индивидуального и семейного консультирования
Методы и способы медиации, разрешения конфликтных ситуаций
Техники эффективной коммуникации с реабилитантами, в т. ч. с особыми потребностями здоровья (сенсорными, психическими и другими нарушениями)
Основы практики эргономики, эрготерапии, кинезиотерапии, использования технических средств реабилитации
Технология проведения мониторинга и оценка результатов трудовой и социально-психологической реабилитации
Типы и объем документации и способы ее заполнения (ведения), классификация плановых документов, процедуры их согласования и принятия
Другие характеристики Соблюдение правил профессиональной этики и деонтологии
3.1.3. Трудовая функция
Наименование Социальная и трудовая реабилитация пожилых людей с тяжелыми хроническими заболеваниями Код А/03.6 Уровень (подуровень) квалификации  
 
Происхождение трудовой функции Оригинал Х Заимствовано из оригинала    
    Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия Диагностика и оценка психосоциального, социально-психологического, трудового потенциала реабилитанта, составление письменного заключения по результатам диагностики
Выявление и оценка ресурсов семьи, значимого окружения реабилитанта
Оценка возможности самостоятельного проживания реабилитанта и получения им реабилитационных услуг в домашних условиях, определение факторов риска
Прогнозирование результатов социальной и трудовой реабилитации клиента, согласование прогноза со специалистами реабилитационной команды, при необходимости корректировка
Разработка социального и трудового разделов индивидуального маршрута реабилитации, согласование их с руководителем подразделения (организатором реабилитационного случая) и членами реабилитационной команды, реабилитантом, при необходимости – с членами его ближайшего окружения
Доведение до сведения, подробное описание реабилитанту алгоритма реализации социального, психологического и трудового раздела индивидуального маршрута реабилитации, получение письменного согласия на ведение случая
Разработка совместно с реабилитантом его личного профессионального плана, направленного на определение оптимальной для него профессиональной деятельности и трудовой занятости, способов его реализации (обучение, переобучение, овладение новыми навыками и т. д.), при необходимости коррекция профессиональных притязаний
Формирование у реабилитанта индивидуальных механизмов психологической защиты, психологической толерантности в ситуации постоянно стрессирующего воздействия болезни и (или) социальной среды, повышение эмоциональной стабильности, профилактика деструктивного поведения, направленного на самоизоляцию и одиночество
Помощь в подборе технических средств реабилитации, обустройстве жизненного пространства реабилитанта-инвалида, преодолении психологических барьеров в использовании реабилитационного оборудования
Психологическое консультирование реабилитанта
Семейное консультирование, формирование группы психологической поддержки для реабилитанта и членов его семьи, в том числе с участием семей других реабилитантов
Включение реабилитанта в программы творческой и социокультурной реабилитации
Мониторинг социальной и трудовой реабилитации и отслеживание реабилитационного результата
Документирование хода социальной и трудовой реабилитации и составление отчетов по ее результатам для целей аудита
Необходимые умения Подбирать достоверные методы диагностики для исследования отношения реабилитанта к своему состоянию, трудовой занятости, лечению, качеству жизни, характеру и способам решения проблем, социальных связей и отношений с семьей (близкими), интересов, хобби и повседневных занятий, мобильности, мотивации на оптимальную независимость, самопомощь и т. д.
Определять готовность реабилитанта к реализации программ социального и профессионально-трудового раздела индивидуального маршрута реабилитации, участию в индивидуальных и групповых программах реабилитации Взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной, психологической и медицинской и другими службами по вопросам комплексной реабилитации в интересах реабилитанта
Определять приоритетность и очередность выполнения реабилитационных мероприятий
Мобилизовывать личностные ресурсы реабилитанта, направленные на поддержание его социальных связей, интереса к повседневным занятиям или определение новых, требующих доступных усилий и позитивного взаимодействия с микросоциумом
Определять совместно с реабилитантом его жизненные стратегии
Проводить консультирование реабилитанта, направленное на самоосознание, переосмысление собственной жизни, самоопределение, поддержку его на основных этапах приспособления к мысли о смерти, снижение страха смерти
Проводить семейное консультирование, направленное на коррекцию взаимоотношений с реабилитантом, обучение членов семьи оптимальным способам организации его жизни, формированию продуктивных стереотипов взаимодействия в семье
Проводить профилактику синдрома эмоционального выгорания у членов семьи, лиц, осуществляющих уход, нивелировать влияние синдрома на отношение к реабилитанту
Протоколировать ход обследования, оформлять заключения по результатам, готовить отчеты, вести соответствующую документацию
Развивать и поддерживать обмен профессиональными знаниями с другими специалистами по комплексной реабилитации
Взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной и медицинской службой и другими организациями по вопросам комплексной реабилитации в интересах реабилитанта
Проявлять позитивное отношение к клиенту, терпимость, выражать ему эмоциональную поддержку
Необходимые знания Законодательство в области социального обслуживания, социальной защиты населения, граждан пожилого возраста и инвалидов, охраны здоровья граждан, национальные стандарты в области предоставления реабилитационных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам и другие регулирующие документы в области трудового, гражданского и семейного законодательства, защиты персональных данных
Критерии оценки индивидуальной нуждаемости гражданина в реабилитационной помощи
Процесс найма и практику трудоустройства реабилитантов
Основы теории и практики геронтологии, геронтопсихологии
Основы теории и практики трудовой, социокультурной, психологической, медицинской реабилитации пожилых людей
Основы теории и практики паллиативной помощи
Реабилитационные ресурсы территории проживания клиента
Методы индивидуального и семейного консультирования
Технические средства реабилитации
Методы и способы медиации, разрешения конфликтных ситуаций
Основы практики эргономики, эрготерапии, кинезиотерапии,
Технологии проведения мониторинга и оценка результатов социальной и трудовой реабилитации
Технология организации анализа и составления отчетов
Техники эффективной коммуникации с реабилитантами, в том числе с особыми потребностями здоровья (сенсорными, психическими и другими нарушениями)
Методы индивидуального и семейного консультирования
Правила профессиональной этики и деонтологии
Другие характеристики Соблюдение правил профессиональной этики и деонтологии  
                                       


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: