Реализация программы мероприятий




А.В. Евченко

 

ИССЛЕДОВАНИЕ
СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

 

Учебно-практическое пособие

по дисциплине "Исследование систем управления"

 

Курск 2003

УДК 330.46

 

Рецензенты:

Кандидат технических наук, профессор Курского государственного
технического университета Т .М. Дидковская

Кандидат экономических наук, доцент Курского государственного
технического университета Л.С. Белоусова

Кандидат экономических наук, доцент Курского государственного
технического университета В.И. Чудинов

 

 

Евченко А.В.

Исследование систем управления: Учебно-практическое пособие / Курск. гос. техн. ун-т. Курск, 2003. 240 с.

 

Учебно-практическое пособие подготовлено на кафедре "Экономика и менеджмент" Курского государственного технического университета и предназначено для студентов 3-го курса специальностей 061100 "Менеджмент организации" и 060800 "Экономика и управление на предприятии (машиностроения)" при изучении дисциплины "Исследование систем управления".

В работе рассмотрены методологические и прикладные вопросы исследования систем управления организаций и предприятий. Особое внимание уделено методам исследования, наиболее часто применяемым в практической деятельности. Приведены экономико-математические и графические модели, применение которых целесообразно в определенных методах.

Табл. 18. Ил. 24. Библиогр.: 18 назв.

 

 

© Курский государственный
технический университет, 2003

© А.В. Евченко, 2003


ОГЛАВЛЕНИЕ

СОКРАЩЕНИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЯ.. 5

ВВЕДЕНИЕ.. 6

1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ УПРАВЛЕНИЯ.. 10

1.1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности. 10

1.2. Методология исследования систем управления: понятие, практическое содержание 19

1.3. Практическая формула диалектического подхода к исследованию.. 33

1.4. Понятие "система". Основные принципы системного подхода. 38

1.5. Система управления как объект исследования. Типовые представления систем управления. 47

Тренировочное задание. 59

Тестовое задание. 60

Выводы по разделу. 62

2. СОСТАВ И ВЫБОР МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 64

2.1. Классификация методов исследования систем управления. 64

2.2. Формально-логические методы в исследовании систем управления. 66

2.3. Методы изучения документов. 85

2.4. Методы моделирования. 90

2.5. Статистические исследования и факторный анализ систем
управления. 100

2.6. Социологические исследования и тестирование. 106

2.7. Методы экспертных оценок и SWOT-анализа в исследовании систем управления 116

2.8. Методы социально-экономического экспериментирования. 136

Тренировочное задание. 145

Тестовое задание. 147

Выводы по разделу. 148

3. ПРИКЛАДНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 150

3.1. Системный анализ - конструктивное направление исследования процессов управления. 150

3.2. Исследование и проектирование целей и задач управления. 155

3.3. Исследование и проектирование функций управления. 164

3.4. Построение организационных процедур и схем принятия управленческих решений 169

3.5. Диагностика состояния предприятия как этап системного анализа. 175

3.6. Исследование и оптимизация распределения прав, обязанностей и ответственности в системе управления. 187

3.7. Моделирование и анализ эффективности использования трудового потенциала в подразделениях предприятия. 195

3.8. Моделирование и анализ информационных потоков, циркулирующих в системе управления. 202

Тренировочное задание. 220

Тестовое задание. 221

Выводы по разделу. 223

ВЫВОДЫ... 225

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ.. 228

краткий ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ.. 232

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 238

СОКРАЩЕНИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЯ

 

SWOT – strengths, weaknesses, opportunities, threats

АСУ – автоматизированная система управления

ИДМ – имитационная динамическая модель

ИСУ – исследование систем управления

КГИ – коллективная генерация идей

КФУ – ключевые факторы успеха

ЛПР – лицо, принимающее решение

НИР – научно-исследовательские работы

ОКР – опытно-конструкторские разработки

ОПС – организационно-производственная система

ППР – процедуры принятия решений

СПУ – сетевое планирование и управление

СОД – система обработки данных

СЭС – социально-экономическая система

ТПР – типовое проектное решение

УР – управленческое решение


ВВЕДЕНИЕ

Новая парадигма науки и практики управления актуализирует роль системного подхода в исследовании проблем, возникающих в сфере управления предприятием. Это вызвало необходимость включения в цикл общепрофессиональной подготовки специалистов экономико-управленческого профиля дисциплины "Исследование систем управления". Вместе с тем, до недавнего времени профильной учебной литературы по этой дисциплине не издавалось, а различные методы и приемы исследований были "разбросаны" по многочисленным источникам, относящимся к весьма широкому спектру дисциплин - от теории организации, прогнозирования и планирования, принятия управленческих решений, стратегического и инновационного менеджмента до формальной логики, социологии и психологии.

Предлагаемое учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 061100 "Менеджмент организации" (2000 года).

Дисциплина "Исследование систем управления" имеет своими целями:

* разбудить и развить у студентов творческие способности, перспективное мышление, вкус к исследовательской деятельности, мотивировать научный и новаторский подход к управлению;

* дать знания и навыки практического исследования управления, анализа существующих ситуаций, опирающегося на предвидение и понимание будущего.

В результате изучения дисциплины "Исследование систем управления" студент (менеджер или экономист-менеджер) должен:

* знать теоретические основы системного подхода к исследованию проблем предприятия, методы и приемы исследования системы управления предприятия, технологию планирования и организации исследования, оценки и использования его результатов;

* уметь пользоваться методическим инструментарием диагностирования наиболее существенных элементов системы управления предприятием - процессов управления, организационной структуры, кадрового потенциала, информационных, технологических и денежных потоков;

* иметь навыки выбора и применения методов и приемов исследования систем управления в зависимости от характера проблемной ситуации на конкретном предприятии, а также разработки конкретных практических рекомендаций по совершенствованию управления и выбора оптимальных схем управления.

Учебный процесс контролируется с использованием тестов и тренировочных заданий, что способствует закреплению теоретических знаний и развитию практических навыков по системному исследованию проблем управления организациями и предприятиями.

"Исследование систем управления", как обязательная дисциплина в системе подготовки специалистов экономико-управленческого профиля, связано со следующими дисциплинами учебного плана: "Экономическая теория", "Менеджмент", "Теория организации", "Маркетинг", "Экономическое прогнозирование", "Разработка управленческих решений", "Планирование на предприятии", "Практический менеджмент (производственный, финансовый и пр.)", "Логистика", "Стратегический менеджмент", "Инновационный менеджмент", "Управление персоналом", "Антикризисное управление".

В соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности 061100 "Менеджмент организации" для выполнения программы необходимо в учебном плане предусмотреть не менее 134 часов, при этом объем аудиторного времени должен составлять около 68 часов.

Программа дисциплины

Наименование разделов и тем (подразделов) занятий Количество часов
Раздел 1. Системный подход в исследовании управления
1.1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности  
1.2. Методология исследования систем управления: понятие и практическое содержание  
1.3. Практическая формула диалектического подхода к исследованию  
1.4. Понятие "система". Основные принципы системного подхода.  
1.5. Система управления как объект исследования. Типовые представления систем управления  
Раздел 2. Состав и выбор методов исследования систем управления
2.1. Классификация методов исследования систем управления  
2.2. Формально-логические методы в исследовании систем управления  
2.3. Методы изучения документов  
2.4. Методы моделирования  
2.5. Статистические исследования и факторный анализ систем управления  
2.6. Социологические исследования и тестирование  
2.7. Методы экспертных оценок и SWOT-анализа в исследовании систем управления  
2.8. Методы социально-экономического экспериментирования  
Раздел 3. Прикладные направления исследования систем управления
3.1. Системный анализ – конструктивное направление исследования процессов управления  
3.2. Исследование и проектирование целей управления  
3.3. Исследование и проектирование функций управления  
3.4. Построение организационных процедур и схем принятия управленческих решений  
3.5. Диагностика состояния предприятия как этап системного анализа  
3.6. Исследование и оптимизация распределения прав, обязанностей и ответственности в системе управления  
3.7. Моделирование и анализ эффективности использования кадрового потенциала в подразделениях предприятия  
3.8. Моделирование и анализ информационных потоков, циркулирующих в системе управления  
ИТОГО ЧАСОВ  

Весь учебный курс состоит из трех взаимосвязанных разделов в соответствии с учебным планом. В первом разделе рассмотрены значение и методология исследовательской деятельности в управлении; приведены принципы системного подхода к исследованию, раскрыто содержание понятия "система управления"; отмечено, что для исследования систем управления используют их типовые представления, с каждым из которых связано некоторое множество методов исследования.

Классификация методов исследования систем управления приведена во втором разделе пособия. Изложение различных методов дано в объеме, который должен позволять проводить их сравнительный анализ и принимать решения о возможности их использования в условиях конкретной задачи, то есть осуществлять выбор метода исследования. Следует отметить, что авторы не стремились охватить одинаково подробно все методы исследования систем управления. В пособие включены в основном те методы, которые разработаны в достаточной степени и могут быть использованы на практике для повышения эффективности управления. О некоторых направлениях и методах исследования систем управления лишь упоминается, в предположении, что заинтересованный студент разберется в них самостоятельно с помощью дополнительной литературы.

Третий раздел пособия посвящен описанию прикладных аспектов применения системного подхода и методов исследования при изучении проблем управления предприятием. Здесь изложены практические вопросы, связанные с диагностированием и устранением "узких мест" в системе управления: исследование и проектирование целей и функций управления, оптимизация прав, обязанностей и ответственности в аппарате управления, построение организационных процедур и схем принятия управленческих решений, моделирование и анализ использования кадрового потенциала в подразделениях предприятия. Особое внимание уделено методам диагностирования предприятия с помощью матричных и графических информационных моделей. Такой подход обусловлен растущими требованиями к объему и качеству информации в условиях динамичности внешней и внутренней среды предприятия и, как следствие, повышения сложности решаемых в системе управления проблем.

Ожидается, что пособие поможет студентам лучше понять роль и место исследования в общем процессе совершенствования управления предприятием, изучить технологию системного анализа управленческих проблем, ускорит практическое ознакомление с методами исследования систем управления.

Изучение курса "Исследование систем управления" завершается курсовой работой и экзаменом.


1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ
УПРАВЛЕНИЯ

1.1. Исследования и их роль в научной и практической
деятельности

Любое понятие, которым мы оперируем, должно иметь определение. В логическом словаре-справочнике понятие "исследование" определяется как процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления закономерностей его возникновения, развития и преобразования в интересах общества. В философском словаре дается более простое определение исследования - это процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности.

Характерно, что в прошлом понятие "исследование" связывалось только со специализированной научной деятельностью. Современные тенденции развития общества и человека свидетельствуют о возникновении новых потребностей. Многие виды профессиональной деятельности человека сегодня требуют научного подхода, а следовательно, исследования как бы проникают в повседневную практику.

Многие считают, что исследования - это задача научного работника, а в повседневной работе у менеджера для исследований нет времени и нет необходимости. Это - глубокое заблуждение. В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха или, на языке науки, главным фактором повышения эффективности управления.

Исследования позволяют увидеть, где находятся резервы и что мешает развитию, чего надо опасаться и что надо поддерживать.

Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента ее практической эффективности. В этом случае исследование уже не связывается только с научной деятельностью и даже с научным подходом. Это фактор профессионализма, образования и искусства. В этом смысле говорят, например, об исследовании операций.

В связи с этим можно дать следующее определение понятия "исследование".

Исследование - это вид деятельности человека, состоящий в: а) распознавании проблем и ситуаций; б) определении их происхождения; в) выявлении свойств, содержания, закономерностей их поведения и развития; г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; д) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения [6, с.20].

В реальной практике эти признаки исследования находятся в определенном соотношении, характеризующем и степень профессионализма, и конкретные цели и задачи деятельности.

Исследование - это вид деятельности с более богатым содержанием, чем, скажем, анализ, проектирование или диагностика. Исследование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов, чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Безусловно, исследование включает в себя анализ, но не сводится к нему. Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека.

Исследования могут быть разными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбрать наиболее подходящие к определенной деятельности. Упорядочить всю совокупность самых различных типов исследований можно в матрице типологического анализа (рис. 1.1). Она представляет собой дихотомическое представление различных типов исследований, выделенных по различным критериям. Критерии отражают основные характеристики исследования и его практические потребности.

По цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные). Есть исследования, предназначенные просто для разработки эффективных решений и достижения желаемого результата, но есть исследования, ориентированные на перспективу, обновление знаний, повышение образовательного уровня.

Можно строить исследования, привлекая в той или иной степени к его проведению аппарат научного анализа, научной методологии. Исследования могут быть эмпирического характера, т.е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, непосредственный результат.

Рис. 1.1. Типология исследований управления [6, с.216]

Различаются исследования и по использованию ресурсов и времени их проведения. Бывают исследования незначительные по ресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие. И по времени проведения - непродолжительные (разовые) и продолжительные (непрерывные).

Важным критерием типологического выбора исследования является и критерий информационного обеспечения. Можно строить исследования только на внутренней информации, но более глубокими являются, конечно же, исследования с привлечением обширной внешней информации. Это позволяет делать более обоснованные выводы и разрабатывать более эффективные рекомендации.

Наконец, исследования различаются и по степени организованности и участию персонала в их проведении. Они могут быть индивидуальными или коллективными, спонтанными или организованными.

В практике управления встречаются все приведенные выше типы исследований.

Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из них являются следующие:

* Методология исследования - совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.

* Организация исследования - порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.

* Ресурсы исследования - комплекс средств и возможностей (например, информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.

* Объект и предмет исследования. Объектом является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметом - конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.

* Тип исследования - принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие его характеристик.

* Потребность в исследовании - степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления.

* Результат исследования - рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий.

* Эффективность исследования - соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него [6, с.22].

Это основные характеристики исследования. Они могут быть далее конкретизированы и дополнены в соответствии с правилами последовательной классификации и декомпозиции.

Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей мере нуждается в исследовательском подходе. Он способствует динамичности и перспективности управления, росту его инновационного потенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих решений, научности управления.

Выборочные исследования показали, что в нашей стране генеральный директор объединения принимает в среднем 10-12% решений, связанных с инновациями, в то время как в Японии менеджер примерно такого же уровня - более 50%. Почему это происходит? Какую роль здесь играет исследовательский подход? Что является стимулом и условием инновационного менеджмента? Все это вопросы, над которыми очень полезно задуматься.

Известно, что содержание управления раскрывают его основные функции - планирование (предвидение), организация, активизация (мотивация), контроль, координация, регулирование на основе принятого решения.

В процессах развития управления возникают новые реальности и новые потребности, которые определенным образом отражаются и на содержании управления. Сегодня одной из основных функций управления становится также функция исследования. Она является следствием возрастающей динамичности и диверсификации управления, важным фактором антикризисного управления, повышения роли и значения профессионализма в управлении.

Практика показала, что в современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий менеджера. Если он имеет успех, ему надо понимать, почему он его достигает, как можно его закрепить. Если его решения неудачны, надо видеть истинные причины неудачи. Ему необходимо понимать это, видеть не только интуитивно, но и обоснованно, посредством научного аппарата исследования.

В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет возрастать, ибо такова тенденция развития управления. Сегодня в управлении нет простых решений, усложняются условия управления, усложняется человек в своих социально-психологических характеристиках. Невозможно принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания. Необходимо исследование ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности деятельности человека, необходим обоснованный выбор решений из все возрастающего разнообразия и количества их вариантов.

Каждая фирма находится в постоянном развитии. Ее развитие - это множество проблем, которые следуют одна за другой, которые надо решать и решать к тому же своевременно. Многие ситуации и проблемы возникают неожиданно, проявляются остро и не дают времени на обдумывание. Несвоевременное их решение или вообще нерешение грозит кризисом, а может быть, даже катастрофой. В современном управлении все большую роль играет предвидение, прогнозирование. Сегодня прогнозировать на основании только интуиции или простой экстраполяции на будущее текущих событий просто немыслимо. Таково время, таковы общие тенденции развития экономики. Сегодня мы приходим к мысли о пользе и необходимости исследования как функции управления для прогнозирования кризисов, внезапных изменений, для готовности к парадоксам будущего, для оценки шансов успеха, который надо не упустить, увидеть, оценить, реализовать. Увидеть будущее можно, лишь опираясь на явное видение и глубокое понимание всех тенденций настоящего, малых и больших. Удачного и надежного прогнозирования не может быть без исследования. Исследование управления делает само управление исследовательским, а следовательно, и эффективным, устойчивым, жизнеспособным, адаптивным к любым изменениям.

Исследование - это не только функция современного менеджмента, но и стиль функционирования всей системы управления, определенный тип организации деятельности персонала (требования, ответственность, мотивация, нормативы). А в деятельности менеджера исследования означают научность и искусство управления, понимание которого немыслимо без творчества, а творчество нельзя отделить от понятия "исследование".

Управление должно быть не только исследовательским само по себе, но и испытывать влияние исследовательского подхода при всех рационализациях, модернизациях и совершенствованиях. Иными словами, надо исследовать не только процессы объекта управления, но и процессы функционирования и развития самого управления. Здесь есть специфика, как в отношении характера исследуемых проблем, так и в отношении методов их изучения, да и использования результатов.

В исследовании управления предметом изучения могут быть организация управления, процессы управления, неформальное управление, профессионализм персонала, механизмы мотивации, экономия ресурсов (в т.ч. времени), стратегии и инновации, использование компьютерных технологий и т.д. Могут быть комбинации различных проблем. Выбрать предмет исследования и сосредоточить на нем внимание, как собственное, так и персонала, является большим искусством управления.

Современный менеджер не должен быть научным работником в традиционном смысле этого слова, но он должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске новых факторов повышения эффективности управления.

Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций управления, как подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений, и как средство совершенствования управления (профессионализм, инновационность, мотивация и пр.).

Формула современного управления - "Управлять, совершенствуя и совершенствуясь". Только исследование управления поможет реализовать эту формулу.

Исследование управления отражает позитивную тенденцию развития профессионального мышления. Не может быть профессионализма без творчества, не может быть творчества без исследования, а самого исследования не может быть без освоения его приемов, методов, подходов.

Современные тенденции развития управления порождают и новые требования к менеджеру. В прошлом для руководителей было весьма характерным стремление к четкому исполнительству. Хорошим считался такой руководитель, который умел исполнять распоряжения вышестоящих инстанций или инструкции, нормативы, соответствовал принятым типам делового поведения. В последующем стала цениться самостоятельность менеджера. Самостоятельность - это хорошее качество, но оно тоже может проявляться по-разному. Бывает самостоятельность в исполнении и самостоятельность в целенаправленном развитии, бывает инициативная самостоятельность и самостоятельность, ограниченная определенной концепцией делового поведения, может быть самостоятельность опыта и самостоятельность поиска.

Сегодня рождается понятие менеджер исследовательского типа, или креативный менеджер. В чем его особенность?

Каждый менеджер проявляет в своей работе черты индивидуальности. Но всегда существует нечто общее, которое определяется особенностью деятельности и условиями, в которых она осуществляется. Современное условие управления - потребность в исследованиях. Эта потребность реализуется в самых различных проявлениях - организации управления, методологии разработки управленческих решений, реструктуризации фирмы, формировании человеческого капитала и пр. Но одним из последствий реализации этой потребности является возникновение менеджеров, которых можно назвать менеджерами исследовательского типа, или креативными менеджерами. Их особенность - усиленное внимание к исследовательскому подходу в оценке внешних и внутренних ситуаций, в решении всех проблем, разработке управленческих решений.

В более детальном представлении можно выделить следующие черты менеджера исследовательского типа.

* Проблемное видение действительности. Проблемное видение мира, способность распознавать проблемы там, где для других все ясно.

* Превентивное определение проблем. Умение превентивно, т.е. заранее, заблаговременно, ставить проблемы, когда они еще только зарождаются.

* Системное восприятие действительности. Системное и панорамное восприятие действительности, процессов функционирования и развития управляемого объекта.

* Антиномичность - умение воспринимать, понимать, принимать и использовать точки зрения, отличные от собственных или даже противоположные им.

* Экспрезентность - способность делать верные и удачные заключения при дефиците информации.

* Психологическая саморегуляция. Развитая психологическая саморегуляция, определяющая отношение к проблемам и их оценке.

* Способность к имитации различных функций. Способность к имитации функций различных членов коллектива.

* Проницательность (психодиагностика). Психологическая проницательность, позволяющая видеть в людях больше, чем они проявляют в деятельности или демонстрируют. Компенсатором проницательности является психодиагностика.

* Инновационность (безынерционность). Инновационность и безынерционность мышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного.

* Аттрактивность - способность привлекать людей к совместной деятельности, не прибегая к средствам материального или административного принуждения.

* Психологическая адаптация. Способность быстро перестраиваться психологически при изменении условий деятельности или переходе к решению принципиально новых задач.

* Способность делегировать власть и авторитет. Умение делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера.

* Способность к латентному неформальному управлению. Способность к латентному (скрытому) руководству, предполагающему включение людей в деятельность не на формальной субординационной основе, а путем "ухода в тень", умением обратиться за советом и помощью [6, с.27-28].

Все эти свойства существуют не каждое само по себе и не в разрозненной хаотической совокупности, а в системе взаимодействия. Именно это и характеризует менеджера исследовательского типа.


1.2. Методология исследования систем управления:
понятие, практическое содержание

Методология - это логическая организация деятельности человека, состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат.

Любая деятельность человека характеризуется методологией. Но в успехе исследовательской деятельности методология играет решающую, определяющую роль.

Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития. Но это общее представление о цели. На практике проведение исследования преследует разные цели, например: мониторинг качества управления; формирование атмосферы творчества и инноваций в системе управления; своевременное распознавание проблем, обострение которых может в будущем осложнить работу; повышение квалификации персонала управления; оценка стратегий и пр.

Цели исследования могут быть: текущими и перспективными, общими и локальными, постоянными и эпизодическими, структурированными и неструктурированными, ресурсоемкими и минимально-ресурсными, проблемно-комплексными и проблемно-ограниченными.

Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели.

Объектом исследования является система управления. Но в методологическом отношении очень важным оказывается понимание и учет класса этой системы. Она относится к классу социально-экономических систем (СЭС). А это значит, что основополагающим ее элементом является человек, деятельность человека определяет особенности всех процессов ее функционирования и развития. Связи, благодаря которым существует эта система, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, ценностях, мотивах и установках.

Какими бы совершенными не были современные технические средства, их роль зависит от интересов человека, мотивов использования и освоения.

Система управления строится на деятельности человека. Можно исследовать технику, но нельзя исследовать ее в отрыве от человека и от всех факторов ее использования в его деятельности.

Предметом исследования является проблема. Проблема - это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Функционирование системы управления характеризуется множеством разнообразных проблем, которые выступают как противоречие стратегии и тактики управления, условий рынка и возможностей фирмы, квалификации персонала и потребностей в инновациях и пр.

Для решения этих проблем, часть из которых являются "вечными", другие - преходящими или созревающими, необходимы исследования. Основой распознавания и выбора проблем в исследовании является цель.

Следующей составляющей в содержании методологии исследования являются подходы. Подход - это ракурс исследования, это как бы исходная позиция, отправная точка (плясать от печки - народная мудрость), с которой исследование начинается и которая определяет его направленность относительно цели.

Подход может быть аспектным, системным и концептуальным. Аспектный подход представляет собой выбор одной грани проблемы по принципу актуальности или по принципу учета ресурсов, выделенных на исследование. Так, например, проблема развития персонала может иметь экономический аспект, социально-психологический, образовательный и т.д.

Системный подход отражает более высокий уровень методологии исследования. Он требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками.

Концептуальный подход предполагает предварительную разработку концепции исследования, т.е. комплекса ключевых положений, определяющих общую направленность, архитектонику (сущность, содержание и особенности) и преемственность исследования. Другими словами, это комплекс ключевых положений методологического характера, определяющих подход к исследованию и организации его проведения.

Подход может быть эмпирическим, прагматическим и научным. Если он в основном опирается на опыт, то это эмпирический подход, если на задачи получения ближайшего результата, то прагматический. Наиболее эффективным является, конечно, научный подход, который характеризуется научной постановкой целей исследования и использованием научного аппарата в его проведении.

Методология исследования должна включать также определение и формулировку ориентиров и ограничений. Они позволяют проводить исследование более последовательно и целенаправленно. Ориентиры могут быть мягкими и жесткими, а ограничения - явными или неявными.

Главную роль в методологии играют средства и методы исследования, которые можно разделить на три группы: формально-логические, общенаучные и специфические.

Формально-логические - это методы интеллектуальной деятельности человека, составляющей основу исследований управления.

Общенаучные методы отражают научный аппарат исследования, определяющий эффективность любого типа.

Специфические - это методы, которые рождаются спецификой систем управления и отражают особенность управленческой деятельности.

Центральное место в методологии исследования занимает распознавание и формулирование проблем. Проблема определяет выбор методов исследования и подходов, предвидение результатов и установление ориентиров и ограничений.

Часто отождествляют проблему с задачей. Они различаются тем, что за



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: