Деятельность совета на практике




Совет и Сакифа бани Саида

Историки говорят, что приход к власти Абу Бакра осуществился на основе выбора под навесом Сакифа бани Саида. Это избрание в действительности было фактом его политического права на власть. Следовательно, мусульманин тогда будет считать последователем Абу Бакра, когда будет верить в правильность избрания. Так как мы ранее указали на то, что совет не имеет реальных полномочий в избрании правителя, следовательно, здесь мы только обратимся к реальным фактам тех дней, записанных в исторических книгах.

 

Сакифа в «Тарих» Табари

Табари освещает это событие очень подробно в 3 томе своей книги «Тарих». Мы же здесь кратко остановимся на основных моментах этих событий.

 

«Ансары» собрались в Сакифа бани Саида. Тело посланника Аллаха было оставлено его семье, чтоб они совершили ритуальное омовение. Они (ансары) сказали: «Это дело (халифат) после посланника Аллаха мы дадим Са’аду ибн Ибаде». Они привели Са’ада, который был болен. Он прочитал проповедь, в начале восхвалил Аллаха, затем описал достоинство ансаров, их качества и место в религии. Затем он сказал: «Берите это дело в свои руки, и никого не делайте сотоварищами в этом деле!». Ансары как один поддержали своего лидера. Они говорили: «Мы поддерживаем тебя и хотим тебя видеть на этом месте (т.е. халифом). После чего они стали вести между собой диалог отностельно этого. Что будет, если курайшиты и мухаджиры не признают их выбор? И скажут: «Мы первые уверовавшие, первые сподвижники, мы близкие его и помощники. Зачем же вы хотите выбрать после него кого-то иного от себя?» Тогда часть ансар сказала: «В таком случае мы скажем: «Пусть будет лидер от вас и один от нас». Са’ад ибн Ибада сказал: «Это первая ваша оплошность!».

 

Абу Бакр, Умар, Абу Убайда, ибн Джарах, узнав о собрании ансар, пришли к ним. Усайд ибн Худайр, Уийм ибн Саиде, Асим ибн Удди из племени Аджлан также пришли вместе с ними. После того как Абу Бакр дал знать Умару, чтобы тот не говорил, сам начал говорить. В начале он восхвалил Аллаха, потом перечислил достоинство мухаджиров как первых принявших Ислам среди арабов, первых поверивших в пророка. Потом сказал» «Они - первые, кто поклонялся Аллаху на этой земле и поверившие в Его посланника. Они близкие помощники пророка. Поэтому они больше других имеют права на руководство. Всякий, кто будет противостоять им угнетатель!». После чего он перечислил достоинство ансар и сказал: «После мухаджиров ансары наиболее достойные. Поэтому правители от нас, а заместители от вас!». Хубаб ибн Мунзир поднялся со своего места и сказал: «О, ансары! Возьмите в свои руки это дело, чтобы другие находились под вашей тенью, чтобы никто не имел смелость выступить против вас! Не спорьте друг с другом, а то ваши мнения станут бесполезны. Если же они не принимают, то пусть правитель от нас и правитель от них».

 

Умар сказал: «Это невозможно, чтобы два правителя сошлись, в каком-либо деле. Никогда арабы не согласятся, чтобы вы правили ими, в то время как пророк был не от вас! Но арабы согласны с тем, чтобы мы дали это дело тем, среди которых и было пророчество. Мы имеем ясный довод против всех, кто имеет веру, ибо мы являемся его ближними родичами! Отстранится только тот, кто последовал заблуждению и отстранился от праведного пути».

 

Хубаб ибн Мунзир сказал: «О, ансары, возьмите в руки свои это дело (правление) и не слушайте этого человека и его последователей! Они заберут ваши долю по праву принадлежащую вам! Не принимайте слова этого человека!». Выгоните их из нашего города. Клянусь Создателем, вы имеете больше прав на это дело». Умар сказал: «Да убьёт тебя Аллах!». Тот сказал: «Да убьёт тебя Он!». Абу Убайда сказал: «Вы первые, о, ансары, кто помог пророку, пусть не станет так, что вы станете первыми, кто отстранился и изменил религию!». Тогда Башир ибн Са’ад Хазраджи сказал: «О, ансары! Клянусь Аллахом, что если мы имели достоинства в битвах против неверных, то кроме довольства Аллаха мы ничего не хотели! Так не будет правильно, если мы будем только за это ставить себя выше. Мы никогда ради этого временного мира не делали подобного. Клянусь Аллахом, Аллах не увидит нас теми, кто будет бороться с мухаджирами за власть». Абу Бакр сказал: «Это - Умар, а это - Абу Убайда, кому из них хотите, можете присягать». Те двое сказали: «Клянёмся Аллахом, что, пока есть ты, мы не будем брать это в свои руки». Абд ар Рахман ибн Ауф сказал: «О, ансары! Какие бы вы не имели достоинства вам не достичь достоинств Абу Бакра, Умара и Али!». Мунзир ибн Аркам сказал: «Мы не отрицаем ваших достоинств, которые вы привели, однако, среди них есть такой, если он захочет это право, то никто не сможет ему возразить!» (имеется в виду Али ибн Аби Талиб). Тогда ансары сказали: «Мы не будем присягать никому кроме Али». Умар сказал: «Среди них начались разногласия и споры! Я испугался, что будут разногласия, и сказал Абу Бакру: «Потяни свою руку, я буду присягать тебе!». Когда те двое пошли присягать Абу Бакру, их опередил Башир ибн Са’ад, который захотел первым присягнуть. Хубаб ибн Мунзир сказал: «Эй, ты совершил неправедный поступок, оставив своего двоюродного брата!». Тот сказал: «Клянусь Аллахом! Я испугался, что народ будет разногласить из-за того, что Аллах дал им». Племя Аус увидело поступок Башира ибн Са’ада, люди стали говорить между собой о том, что хотят курайшиты и племя хазрадж относительно правления. Они сказали друг другу: «Среди них Усайд ибн Худайр, если ни дай Бог это дело попадёт в руки племени Хазрадж, то они не дадут нам никаких привилегий! Так поспешите же присягать Абу Бакру!».

 

Они встали и также пошли присягать Абу Бакру. Со всех сторон люди пошли присягать Абу Бакру, а Са’ад ибн Ибада и его сторонники потерпели поражение. Некоторые из сподвижников Са’ада сказали: «Осторожнее, не затопчите Са’ада!». Умар сказал: «Убейте его! Да убьёт его Аллах!». Затем он встал над головой Са’ада и сказал: «Я хотел тебя так побить, чтобы все твои кости были бы расколоты вдребезги!». Тогда Кайс ибн Са’ад схватил за бороду Умара и сказал: «Клянусь Аллахом, что, если один волосок упадет с головы Са’ада, я не оставляя тебя в живых!». Абу Бакр сказал, обращаясь к Умару: «Успокойся Умар!». Умар отошёл в сторону. Са’ад сказал: «Клянусь Аллахом! Если бы у меня были силы! И мог бы я стоять, все услышали бы от меня такое, что вас закидали бы камнями». Потом люди принесли его к его дому.

 

Эта история не нуждается в комментарии, она говорит сама за себя. Каким образом Абу Бакр стал халифом? Здесь не было никакой Шуры. Место, выбранное для такого события находилось далеко от города, когда была мечеть пророка, где при его жизни, решались самые разные политические дела. Время для такого собрания было тоже выбрано неудачно: тело посланника Аллаха ещё не было предано земле, а они уже разногласят относительно правления!

 

Какой разумный человек считает такой выбор советом? Их дискуссии их разговоры не касаются исламского единства или будущего Ислама, но они спорят относительно власти и привилегий, положения и славы….

 

Так Са’ад сказал: «Берите это дело в свои руки и никого не делайте сотоварищами в этом деле». Они говорили: «Мы поддерживаем тебя и хотим тебя видеть на этом месте (т.е. халифом).

 

Слова Хубаба: «О, ансары возьмите в руки свои это дело (правление) и не слушайте этого человека и его последователей! Они заберут вашу долю, по праву принадлежащую вам! Не принимайте слова этого человека!».

 

Эти их речи указывают на их духовное состояние и устремление, которые были направлены в своём большинстве к власти, славе и богатству. Помимо тех речей, которыми они обращались друг к другу (ненависть, злоба!) - и это после 23 лет воспитания подле пророка Ислама…

 

Например, Умар сказал мусульманам, указывая на Са’ада: «Убейте его! Да убьёт его Аллах!». Затем он встал над головой Са’ада и сказал: «Я хотел тебя так побить, чтобы все твои кости были бы расколоты вдребезги!». Тогда Кайс ибн Са’ад схватил за бороду Умара и сказал: «Клянусь Аллахом, что, если один волосок упадет с головы Са’ада, я не оставляя тебя в живых!».

 

Такая дискуссия, которая происходит в важный момент избрания предводителя, свидетельство того, что эти люди испытывали друг к другу ненависть, зависть, и каждый из них стремился к власти. Как можно принять совет таких людей, если вообще можно назвать это советом? Какие они приводят доводы в знак своих прав на власть? Например, Умар говорит: «Это невозможно, чтобы два правителя сошлись, в каком-либо деле. Никогда арабы не согласятся, чтобы вы правили ими, в то время как пророк был не от вас!

 

В книге шарх «Нахдж аль Балага» ибн Аби Хадид пишет: «Умар сказал: «Если арабы не довольны тем, чтобы их лидером был человек, далёкий от посланника Аллаха, они будут рады, если их лидером будет самый близкий человек к пророку, т.е. Али ибнАби Талиб». Именно поэтому Али (мир ему!) сказал: «Вы аргументировали свои доводы в дерево, но отложили его плоды в сторону» [147].

 

Если арабы не приняли руководство его светлости имама Али (мир ему!), несомненно, тогда они не могут принять даже незначительного предводителя из племени «Тим»…. Джавахири относительно доводов имама Али говорит: «Али говорил: «Я - раб Аллаха и брат посланника Аллаха». Когда его привели к Абу Бакру и сказали: «Присягай!». Он сказал: «Я больше имею прав, чтобы присягали мне! Я не буду присягать вам, но вы должны присягать мне. Вы аргументировали свои доводы против ансаров тем, что вы ближе к пророку, чем они и поэтому среди вас должен быть лидер. Они согласились. Теперь я говорю вам таким же способом, как вы говорили ансарам. Если вы боитесь Аллаха, то примите наше руководство подобно тому, как ансары приняли ваше. В противном случае вы совершите угнетение, в то время как вы сами знаете это».

 

Умар сказал: «Мы не оставим тебя до тех пор пока ты не присягнёшь Абу Бакру». Али сказал Умару: «Эй, Умар! Для него (Абу Бакра) доишь молоко, половина которого останется тебе самому. Сегодня осуди его деяния, ибо завтра они перейдут к тебе. Клянусь Аллахом, я не приму твои слова и не буду присягать Абу Бакру» [148]. Они пытались различными путями заставить имама Али присягнуть Абу Бакру. Один раз хотели заставить Аббаса упросить Али присягнуть, сказав, что дадут большую долю от общественной казны, которая станет достаточной как ему, так и его детям. Они говорили, что, если Аббас переедет к нам, то у нас будет довод против Али. Но Аббас на их предложение ответил им так: «Если то, что ты хочешь дать мне и моим детям, принадлежит мусульманам, то ты не имеешь права по отношению к этой части, если же оно принадлежит нам, то мы не дадим никому право отделять одну часть от другой» [149].

 

Когда же они в этом не достигли результата, они приступили к физическим действиям.

 

Умар: «Нам сообщили, что после смерти посланника Аллаха Али, Зубайт и другие собрались в доме Фатимы» [150]. Абу Бакр послал Умара ибн Хаттаба, чтобы он рассеял их, прекратив, таким образом, эти собрания. Абу Бакр так сказал Умару: «Если они не подчинятся, то убей их». Умар и группа вместе с ним подошла к дому Фатимы с факелами, чтобы поджечь его. Святая Фатима преградила им дорогу, сказав: «О, сын Хаттаба, или ты пришёл поджечь мой дом?!». Он сказал: «Да, или вы примите то, на что согласились все» [151].

 

В книге «Асбаб аль Ашраф» приводится: «Фатима подошла к двери и сказала Умару: «Или ты хочешь пожечь дверь?». Сказал: «Да» [152].

 

Историки приводят имена тех, кто окружил дом святой Фатимы, дочери пророка, и участвовал в поджоге дома, среди них:

 

1. Умар ибн Хаттаб, 2. Халид ибн Валид, 3. Абд ар Рахман ибн Ауф, 4. Сабит ибн Кайс ибн Шамасс, 5. Зайд ибн Лабид, 6. Мухаммад ибн Муслим, 7. Зайд ибн Сабит, 8. Саламат ибн Салама ибн Вагаш, 9. Усайд ибн Худайр, 10. Саламат ибн Аслам.

 

Якуби говорит, что они «с большой группой людей ворвались в дом Али», в другом месте говорит, что: «Меч Али был сломан, и они ворвались в дом» [153]. Табари пишет: «Умар ибн Хаттаб пришёл с группой людей к дому Али, в то время как с Али были Зубайр, Талха и группа из мухаджиров. Зубайр с обнажённым мечом, вышел навстречу группе Умара, окружившей дом, однако, неожиданно меч выпал у него из рук, и тогда, воспользовавшись этим моментом, на него напали и, повалив на землю, скрутили» [154].

 

Когда её светлость Фатима стала свидетелем того, что сделали с Али и Зубайром, она подошла к дому Абу Бакра и сказала: «Эй, Абу Бакр! Как быстро ты стал испытывать ненависть к семейству пророка! Клянусь Аллахом, что боле никогда не заговорю с Умаром» [155].

 

Её светлость Фатима по этим причинам, а также по причинам того, что её лишили наследства, узурпировали по праву принадлежащий ей «Фадак», отреклась от Абу Бакра и также не разговаривала с ним до самой своей смерти. Она после посланника Аллаха жила не больше 6 месяцев, а когда она покинула этот мир, Али похоронил её в тайне, не сообщив Абу Бакру [156].

 

В другом предании приводится, что её светлость Фатима сказала: «Клянусь Аллахом, что в каждой молитве буду читать против тебя ду’а».

 

На этом основании Абу Бакр перед смертью сказал: «Мне в этой жизни ничего не жалко кроме трёх вещей…». Затем говорит: «Лучше бы я не врывался в дом Фатимы, даже если бы закрыты были из-за войны против меня…» [157].

 

В истории «Тарих» Якуби приводится, что Абу Бакр сказал: «О, если бы я не поджигал дом Фатимы! И не приказывал бы обыскивать её дом! И не врывался бы в её дом, если даже двери закрыты были бы из-за войны со мной» [158].

 

Относительно этого события известный египетский поэт Хафиз Ибрахим пишет:

 

«Умар сказал: «Эй, Али, присягни, иначе

постигнет пожар ваш дом, даже если в нём

дочь посланника Аллаха».

Никто не мог сказать таких слов Али кроме Умара.

 

Ведь он, Али, герой арабов, прославившийся в битвах».

 

Помимо этого имама Али привели к Абу Бакру и под угрозой смерти сказали: «Присягай!», он сказал: «Если я не буду присягать, тогда что?»

 

Сказали: «Если не присягнёшь, мы тебя убьём!»

 

Сазазал: «Значит, вы убьёте раба Аллаха и брата посланника Аллаха?» [159].

 

Такой халифат и такое правление, которое началось с гнета, принуждения и угрозы смерти может ли быть правильным?

 

Когда Абу Бакр и Умаар поняли, что их дела в действительности не принесут им пользы, они пришли к дому Фатимы просить прощение. Но было уже слишком поздно.

 

Святая Фатимв сказала: «Если я приведу хадис от посланника Аллаха, готовы ли вы выполнять дела на основании него?». Они ответили положительно. Она сказала: «Заклинаю вас Аллахом, скажите, разве вы не слышали от посланника Аллаха, как он сказал: «Довольство Фатимы является моим довольством, её гнев - мой гнев. Всякий, кто любит Фатиму, поистине любит меня. Всякий, кто обрадует её, поистине обрадует меня, всякий, кто причинит ей обиду, поистине причинил обиду мне». Они сказали: «Да конечно мы слышали это от посланника Аллаха». Она сказала: «Я беру в свидетели Аллаха и Его ангелов, что вы обидели меня и вызвали моё недовольство. Когда я встречу посланника Аллаха, то пожалуюсь ему на вас». Затем она сказала Абу Бакру: «Клянусь Аллахом, что в каждой молитве, которую я буду читать, я буду посылать тебе проклятия» [160].

 

На этом основании совет, выбравший Абу Бакра, и сам он, выбранный на основе совета, не имеют никаких оснований в Исламе. Сам совет не имел права выбирать халифа. Если даже закрыть глаза и признать то, что Абу Бакр посредством совета пришёл к власти, и этот совет единственный путь выбора и назначения правителя в исламской умме, то почему сам Абу Бакр после себя назначает правителем Умара без шуры?

 

Здесь два сложных момента:

 

1. Если признать, что совет - путь назначения правителя, значит, Абу Бакр совершил антизаконный поступок, назначив после себя Умара?

 

2. Если совет не от Аллаха, значит, правление Абу Бакра противоречит шариату, (ибо его выбрали советом), следовательно, правление Умара и Усмана также противоречит шариату. Помимо того, что существуют доводы руководства Али в Коране и хадисах пророка, все мусульмане после смерти Усмана хотели видеть халифом Али и имели единую точку зрения относительно этого (иджма). Если же право на халифат есть право избрания только советом, то только Али имел все права на это, потому что только он был избран в соответствии с этим их указанием.

 

Завершая эту тему, хотелось бы привести следующую историю.

 

У Али ибн Майсами спросили, почему Али не поднялся на войну против узурпаторов его права? Он сказал: «Именно на том же основании, почему Харун пророк не стал воевать против Самирита, подтолкнувшего народ поклоняться тельцу» [161]. Он (Али) подобно Харуну сказал:

 

ِ قَالَ ابْنَ أُمَّ إِنَّ الْقَوْمَ اسْتَضْعَفُونِي وَكَادُواْ يَقْتُلُونَنِي

 

«О, сын матери моей! Они ослабили меня, и готовы были меня убить»»

 

Он подобно Нуху сказал:

 

فَدَعَا رَبَّهُ أَنِّي مَغْلُوبٌ فَانتَصِرْ

 

«И призвал он Господа своего: «Я побеждён, помоги мне!».

 

Он подобно Луту сказал:

 

قَالَ لَوْ أَنَّ لِي بِكُمْ قُوَّةً أَوْ آوِي إِلَى رُكْنٍ شَدِيدٍ

 

«Если бы у меня была сила для вас, или я бы спасся у могучей опоры» [162].

 

Подобно Мусе и Харуну сказал:

 

قَالَ رَبِّ إِنِّي لا أَمْلِكُ إِلاَّ نَفْسِي وَأَخِي

 

«Господи я властен только над собой и своим братом!» [163].

 

Он этим словам научился у самого Али ибн Аби Талиба (мир ему!), который на вопрос, почему он не выступил против Абу Бакра, сказал: «Я выбрал путь шести пророков. Первый из них, Халил [164], который, сказал:

 

وَأَعْتَزِلُكُمْ وَمَا تَدْعُونَ مِن دُونِ اللَّهِ

 

«Я отделяюсь от вас и того, что вы призываете помимо Аллаха» [165].

 

Если вы скажете, что отделение его от них было не по причине того, что они совершили узурпацию, то вы совершили неверие.

 

Если вы скажете, что отделение его от них было по причине того, что они совершили узурпацию, то вы приняли оправдание заместителя посланника Аллаха.

 

Лут сказал: «Если бы у меня была сила для вас, или я бы спасся у могучей опоры». Если вы скажете, что Лут имел силу перед своим народом, то вы совершили неверие. Если вы скажете, что Лут не имел силу перед своим народом, вы приняли оправдание заместителя посланника Аллаха.

 

Юсуф сказал:

 

قَالَ رَبِّ السِّجْنُ أَحَبُّ إِلَيَّ مِمَّا يَدْعُونَنِي إِلَيْهِ وَإِلاَّ تَصْرِفْ عَنِّي كَيْدَهُنَّ أَصْبُ إِلَيْهِنَّ وَأَكُن مِّنَ الْجَاهِلِينَ

 

«Он сказал: «Господи мой! Темница мне милее того, к чему меня призывают» [166]. Если вы скажете, что он хотел темницы без того, что боялся наказания Аллаха за совершения того, к чему его призывают, вы совершили неверие. Если вы скажете, что Юсуф боялся наказания Аллаха, то вы приняли оправдание заместителя посланника Аллаха.

 

Муса сказал:

 

فَفَرَرْتُ مِنكُمْ لَمَّا خِفْتُكُمْ فَوَهَبَ لِي رَبِّي حُكْماً وَجَعَلَنِي مِنَ الْمُرْسَلِينَ

 

«И убежал я от вас, когда убоялся, и даровал мне Господь мой мудрость» [167]. Если вы скажете, что он убежал, не испытывая страха, то сказали слово неверия, если скажете, что он бежал от опасности, которую ему приготовили его враги, то вы приняли оправдание заместителя посланника Аллаха.

 

Харун сказал своему брату: ««О, сын матери моей! Они ослабили меня и готовы были меня убить». Если вы скажете, что люди не ослабили его и не хотели его убить, то вы совершили неверное, если вы признаете, что его ослабили и хотели убить, то вы признали право и оправдание заместителя посланника Аллаха.

 

Мухаммад (да благословит Аллах его и род его!) покинул Мекку, оставив меня (Али) вместо себя. Я пожертвовал свою жизнь ради пророка. Если скажете, что посланник Аллаха не испытывал опасности с их стороны (язычников), то вы сказали слово неверия, если скажете, что он опасался их и вынужден был пойти в пещеру, то приняли моё оправдание, как заместителя посланника Аллаха». Люди сказали: «Ты прав, о, повелитель правоверных!» [168].

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: