Некоторые примеры хадисов на тему «таджасум» (телесность)




Мы выбрали некоторые хадисы из книги «ас Сунна» в которой приводятся хадисы Абдаллы от отца, (Ахмада ибн Ханбала) и книги «Таухид» от ибн Хузаймы.

 

1. «Абдалла ибн Ахмад приводит от отца, тот с передатчиками восходящими к посланнику Аллаха, что его светлость сказал: «Всевышний Аллах смеётся от того, что некоторые из его рабов потеряли надежду на божественную милость и от приближения некоторых из своих рабов к Себе». У посланника Аллаха спросили: «Разве Всевышний Аллаха смеётся?».

 

Он сказал: «Да». Я сказал: «От добра смеха Аллаха мы не останемся в стороне [534] ».

 

Из этого хадиса нам становится ясно, что Всевышний Аллах смеётся….

 

2 Абдалла говорит: «Я прочитал хадис своему отцу… Затем привёл учителей до Саида ибн Джубайра о том, что они говорят: «Души берутся от одного яхонта (рубина), но не знаю о том, сказал он (посланник Аллаха), красного ли цвета или нет эти камни. Саид ибн Джубайр сказал: «они были изумрудом», надпись на них из золота, сделал сам Аллах своей рукой, и обитатели небес слышали во время написания скрип пера» [535].

 

3. «Отец (Ахмад ибн Ханбал) приводит хадис от передатчиков восходящих к Абу А’та, который сказал, что посланник Аллаха сказал: «Всевышний Аллах, облокотившись на камень, написал лично своей рукой Тору для Мусы, жемчугом на скрижалях. Муса слышал скрип пера от написания. Между ним и Аллахом не было никаких преград кроме одной завесы» [536]. Что понимаем мы, читая подобные предания? Разве кроме телесности Аллаха можно понять что–либо из этих преданий? Всякий, кто верит в эти хадисы и утверждает, что после этого не представляет Аллаха в своём воображении, говорит неправду, ибо подобные хадисы «заставляют» представлять Аллаха в своём сознании.

 

Помню, как–то между моим братом и одним из последователей ханбализма зашёл диалог о божественных атрибутах, мой брат считал, что Аллах превыше того, чтобы иметь некоторые атрибуты. В конце дискуссии брат спросил: «Если ты признаёшь подобные атрибуты для Аллаха, то ты должен признать что Аллах имеет руки, ноги, физическое тело, глаза, тогда ты обязательно будешь представлять Его в своём сознании». Тот ответил: «Да, ты можешь представить Его в своём сознании, но не имеешь права описывать своё представление другим». Брат сказал: «Какая разница? Между тем, что если ты поставишь перед собой идола и будешь ему поклоняться или создашь его своём воображении?» Тот сказал: «Это речи рафидитов, да очернит Аллах их лица, они верят в Аллаха, но не признают этих атрибутов по отношению к нему. Значит, они поклоняются Аллаху, которого нет!»

 

Брат ответил: «Истинный Бог тот, разум в познании и постижении которого бессилен! Его невозможно увидеть, неправильно говорить «Он где?» и «Он какой?», ибо Он создатель места и свойств и особенностей каждой вещи. Знай - то, что ты представляешь, есть только твоё воображение и создание твоего воображения, Его же нельзя представить. Мы выучили от семейства посланника Аллаха следующее высказывание «Всякая вещь, которую ты представляешь в своём сознании с мельчайшими деталями, есть творение твоего сознания. Оно и возвращается к вам. Поистине полное познание в невозможности познания». Тот в ответ сказал: «Мы признаём по отношению к Аллаху только то, что Он сам признал по отношению к Себе».

 

Ибн Хузайма приводит в книге «Таухид» хадис от Анаса ибн Малика: «Когда Аллах показался Мусе на горе Он поднял Свой мизинец, на котором было кольцо, к небу и гора рассыпалась в прах». Хамид спросил: «Можно ли приводить подобные предания?»

 

Тот сказал: «Малик приводит это предание от пророка, а ты спрашиваешь о том, приводить ли его? [537] »

 

Ибн Ханбал приводит от отца Ахмада подобное этому предание [538].

 

Уважаемые читатели! Какой результат вы получаете из всего выше приведённого? Имение рук пальцев, среди всех пальцев мизинца и кольца….

 

Ханбалиты считают так на основании хадисов. Так Абдалла говорит: «От отца слышал… », затем после того, как приводит передатчиков хадиса, он приводит от Абдаллы ибн Умара, что тот сказал, что слышал от посланника Аллаха, что его светлость сказал: «Ангелы созданы Аллахом из верхней части ног Всевышнего, а также части груди Его» [539]. Также от Абу Хурайры приводится хадис, что посланник Аллаха сказал: «Толщина кожи неверного равняется 32 локтя Аллаха, также и зубы….». Этими хадисами они не ограничились, и стали приводить хадисы о том, что Аллах имеет ноги….

 

Так Абдалла от отца Ахмада ибн Ханбала приводит с передатчиками восходящими к Анасу ибн Малику, что посланник Аллаха сказал: «Они будут брошены в огонь, и огонь скажет: «Есть ли ещё?» Так будет продолжаться до тех пор, пока Аллах не поставит свою ногу на огонь, и тогда огонь скажет «хватит»…» [540]. Ибн Хузайма приводит от Абу Хурайры, что посланник Аллаха сказал: «Огонь ада не будет насыщен, пока Всевышний Аллах не поставит свою ногу в огонь и тогда огонь скажет: «Теперь хватит». И тогда адский огонь будет полон. Помимо всего выше сказанного мы видим, что ханбалиты верят в то, что Аллах имеет душу. Так в хадисе от Аби ибн Кааба говорится: «Не говорите плохо о ветре, ибо это душа Аллаха». [541]

 

Для полной «картины» об Аллахе, казалось, осталось только лицо. Или голос? И снова Абдалла от своего отца приводит предание, что: «Всякий раз, когда Аллах хочет говорить откровение, жители небес слышат звук подобный железу ударяющему о гору» [542].

 

После этого они признали, что Аллах имеет вес. Так Абдалла ибн Ахмад с передатчиками от Умара приводит хадис: «Всякий раз, когда Аллах садится на свой трон, слышится звук, подобный тому, как скрипит новое седло» [543]. Также с передатчиками восходящими к Абдале ибн Халифе приводится: «Женщина пришла к посланнику Аллаха и сказала: «Попроси у Аллаха, чтобы он направил меня после моей смерти в рай». Посланник Аллаха восхвалил Господа, затем сказал: «Божественный трон распростерся от небес до земли, всякий раз, когда Аллах садится на него, свободного места остаётся с размера четыре пальца, и слышится скрип подобный скрипу седла, когда на него садятся» [544]. К комментарию, данного хадиса, шейх Хузайми пишет: «Скрип из-за тяжести….» [545].

 

Таким образом, из Всевышнего Аллаха они посредством таких хадисов создают нечто подобное человеку, имеющего все атрибуты человека: тело и, подобно всем материальным существам, ограниченность во времени, месте и т.д. Помимо всего этого они приводят такие хадисы, которые говорят о том, что Адам был создан по образу и подобию Аллаха, и величина Адама была 70 локтей. Они верят, что Аллаха можно увидеть. Так Хузайми приводит хадис от посланника Аллаха, что он сказал: «Я видел Аллаха в самом лучшем виде. Всевышний сказал: «О, Мухаммад!». Я ответил: «Вот я перед тобой, Владыка мой!». Он спросил: «Из-за чего ведут спор обитатели вышних небес?» Сказал: «Не знаю, Господи мой». Аллах проложил мне на плечо свою руку, и я почувствовал холод Его руки, затем я познал всё, что между Западом и Востоком» [546]. Также приводится предание, что Абдалла ибн Умар ибн Хатаб послал за Абдаллой ибн Аббасом, чтобы у него спросили, видел ли Мухаммад (мир ему!) Аллаха. Тот сказал: «Да». Тогда Абдалла ибн Умар снова посылает своего посыльного, чтобы тот задал еще один вопрос ибн Аббасу «Как он Его видел?». Тот сказал: «Он видел Его в саду зелённом, сидящим на троне из золота. Четыре ангела несли этот трон. Один из ангелов – в виде человека, другой – в виде быка, третий – в виде орла, четвёртый – в виде льва [547] ».

 

На этом мы, пожалуй, остановимся в рассмотрении особенностей взглядов ханбалитов касательно атрибутов Бога. Некоторые из ханбалитов, когда поняли ошибочность своих убеждений, попытались выйти из положения, говоря, что если мы можем представить Аллаха имеющим тело, то это тело не имеет определённых особенностей. Ашариты также посчитали такие оправдания достаточными. Так, в книге «Абана» приводится: «Всевышний Аллах имеет лицо, но оно не имеет особенностей, на том основании, что сам Аллаха сказал:

 

وَيَبْقَى وَجْهُ رَبِّكَ ذُو الْجَلَالِ وَالْإِكْرَامِ

 

«И остаётся лик твоего Господа со славой и достоинством [548] ».

 

Также Аллах имеет две руки, но без особенностей. Как прекрасно сказал поэт:

 

قد شبهوه بخلقه و تخوفوا

شنع الوری فتستروا با لبلکفه [549]

 

Поистине, из Него они создали подобное творениям и, испугавшись гнева людей, сказали, что нет «для Него особенностей».

 

Всякий разумный человек, непредвзято подходящий к данной теме, прекрасно понимает, что такие убеждение противоречат самой сути и духу исламского учения. Их оправдания подобные тому, что «нет у Него особенностей», не могут быть приняты, они создают ещё больше проблем и непонятностей.

 

Помню, как я вёл дискуссию с одним из преподавателей нашего университета, когда разговор зашёл об особенностях того, как Аллаха садится на Свой трон, учитель сказал: «Мы говорим то, что говорили наши праведные предки, они считали, что «воссел Аллах» и это предельно ясно (ма’лум). Особенности (каиф) того, как это Он сделал, нам не известны, вопрос касательно этого есть нововведение (бид*а)». Я сказал: «Таким образом, вы ещё более усугубили проблему и установили больше непонятностей в этом вопросе. После больших усилий вы «воду разъяснили посредством воды». Мой учитель был сильно разозлён. Покраснев от злобы, он сказал: «Каким это образом?!». Я сказал: «Если «воссел Аллах» - предельно ясно, «особенности» того, как Он это сделал, нам также должны быть известны. Если «особенности» того, как это Он это сделал, не известны, то и само «восседание» нам не может быть известным и ясным. Разум человека не ставит никакой разницы между особенностями (каиф) и известностью (ма’лум) данного дела. Если признать ваши высказывания, тогда мы можем сказать, Аллах имеет тело без определённых особенностей, т.е. тело, не похожее ни на какое другое тело, имеет бороду, кровь….»

 

Конечно, значения наших утверждений не означает, что мы убеждены в необходимости особых комментариев этих аятов Корана внешне указывающих на то, что Аллах имеет тело. Арабская терминология делится на две части:

 

1. Таркиби (составное)

 

2. Афради (отдельное, самостоятельное)

 

Если существует аналогия, указывающая на то, что в данном предложении или слове, есть другое значение, то тогда мы можем отличить слово «таркиби» от слова «афради». Но если не существует никакой аналогии, то необходимо принимать внешний смысл. Например, если например, мы скажем «лев» то значение этого слова не может иметь другое значение помимо хищного животного из семейства кошачьих. Но когда мы слово приведём в определённом контексте, но без определённой аналогии, то смысл остаётся тот же. Например, предложение: «Я видел льва, поедавшего свою добычу» Мы под словом «лев» не можем понимать что–либо, помимо животного. Но когда есть определённая аналогия в предложении, например, мы скажем: «Я видел льва, который ехал за рулём машины», естественно под «львом» здесь понимается не животное, а «смелый человек».

 

Когда арабский поэт говорит:

 

 

اسد علی و فی الحروب نعامة

فتخاء تنفر من صغير الصافر

 

 

Предо мной он был подобен льву,

 

Но в сражении - подобен страусу,

 

Который боится даже свиста.

 

 

 

Из этого высказывания поэта мы понимаем, что под «львом» здесь понимается отнюдь не животное, но человек. Таким образом, мы можем понимать смысл священных аятов. Например, аят:

 

يَدُ اللَّهِ فَوْقَ أَيْدِيهِمْ

 

«Рука Аллаха над их руками» [550], Имеет, прежде всего, значения мощи Всевышнего, но не «физической Его руки». Это подобно тому, как сказать:

 

البلد فی يد السلطان

 

«Город в руках у султана», естественно «не физически руках», но во власти султана. Это будет правильно, если даже две руки султана будут отрублены. Другие аяты также имеют такой же внешний смысл, и нет необходимости их особого толкования. Однако ханбалиты, не поняв этого, стали требовать только «абсолютно внешнего» токования без каких либо общих понятий из аятов Корана.

 

 

На этом основании никаких пространных комментариев аятов Корана мы не делаем, а только при более внимательном рассмотрении общего смысла аятов выводим то значение, которое соответствует истине. Те же, кто опирается исключительно на внешний смысл отдельного предложения, не понимает и не знает хорошо арабской литературы и грамматики. Прежде чем приступить к изучению идеологии Ахмада ибн Ханбала, нам бы хотелось привести хадисы от Ахл аль Байт (семьи посланника Аллаха) касательно атрибутов Бога, чтобы было ясно, что их слова - это свет священного Корана. Причины современных проблем мусульман кроются в том, что большинство оставило путь пророческого рода, последовав заблуждению. Его светлость имам Садык (мир ему!) сказал: «Если люди познали бы наши высказывания, то непременно последовали бы за нами». Мы хотим привести предания из книги «Таухид» шейха Садука, в которой включены высказывания посланника Аллаха и семейства пророка о единобожии и его особенностях. Мы просим вас сравнить эти высказывания с хадисами из книг «Ас-Сунна», «Ат-Таухид» ханбалитского мазхаба.

 

 

Хадис имама Риды (мир ему!)

Фатх ибн Язид передаёт: «Когда мы возвращались из Мекки в Харасан, я видел Имама Риду (мир ему!) направляющегося в Ирак. Я слышал, как имам говорил: «Всякий кто боится Аллаха, и его будут бояться. Всякому кто повинуется Аллаху, будут повиноваться». Я постарался приблизиться к имаму, когда мне это удалось, я поздоровался, затем имам сказал:

 

«Эй, Фатх! Всякий кто получит довольство своего Владыки, не убоится гнева со стороны народа. Кто разгневает своего Господа, достоин того, чтобы гнев творений Аллаха обрушился на него. Творец не описывается, если только посредством того, чем Он сам себя описал. И как возможно, чтобы Он мог быть описан, в то время как бессильны чувства, представление, мысли и зрение в описании Его. Он превыше того, чтобы быть описанным. Он превыше описаний, Он, в то время как близок к нам, поистине, далёк, в то время как далёк от нас – ближе, чем мы сами к себе. Значит Его отдалённость от нас - близость к нам, и Его близость к нам - отдалённость от нас. Он дал все особенности и признаки каждой вещи, поэтому Ему нельзя сказать «какой Он?» [551]. Он дал месту место, и Ему не говорят «Он где?» [552], потому что Он создал и место и особенности.

 

Эй, Фатх! Каждое тело нуждается в пропитании, но наш Создатель податель пропитания. Он - создатель тел и физических строений. Он не имеет физического тела и строения, не имеет составляющих его частей [553]. В Нём ничего не убавляется и не прибавляется. Он не имеет таких физических чувств, которые дал своим творениям. Он милосерден, знающ обо всём, слышащий, видящий, единый. Он - единственное убежище своих рабов. Он не рождает и не был рождён, и не имеет конца. Он - создатель вещей, тел и податель строения существам. Он даёт строение видам, и ничто не может быть равным Ему. Если бы было так, как говорят те, кто сопоставляет своего Творца с творениями, то тогда не было бы особой разницы между дающим пропитание и получающим его, между создающим и созданным, между дающим убежище и принимающим его. Он превыше всего этого и нет ничего подобного Ему».

 

Я спросил: «Аллах един и человек тоже един. Разве в этом нет схожести?» Он сказал: «Ты сказал невозможное. Да сохранит тебя Аллах в твоей вере, знай, что такая схожесть неосуществима. Ты говоришь о похожести в терминологии, но не в значении. Например, если скажут: «Человек един», то будет иметься виду, что он имеет одно тело. Но по сути человек не является единым, ибо состоит из различных частей, цвета, которые не являются единым целым, но представляют различные части. Так, например, кровь помимо мяса, а мясо помимо крови. Его нервная система помимо его вен, а волосы помимо его кожи. Черный цвет его волос помимо белой кожи. Значит, человек имеет только имя одного целого, но в значении он не может быть таковым. Но Всевышний Аллах (хвала Ему и велик Он!) Един, и нет ничего единого помимо Него. В Нём нет разногласий, отличий, избытка, или убытка. Но человек - творение, созданное из различных частей, таким образом, он един не по истине, но в названии».

 

Я сказал: «Вы спасли меня, да пусть Всевышний спасёт и вас! Но вы сказали: Он «слышащий» разве помимо ушей? Или «видящий», разве помимо глаз?». Имам сказал: «Он то, что видит и слышит. Он - видящий, но не посредством глаз, подобно творениям. Он – слышащий, но не посредством ушей как у творений. Так как скрытое не скрыто от Него: даже след муравья, на ровном камне в тёмную ночь, и в самой большой глубине океана. Поэтому говорим, что Он - видящий. Но не посредством глаз как у творений. На том основании, что нет ничего подобного Ему, и ни одно услышанное не отвлекает Его от другого услышанного. Поэтому говорим, что Он - слышащий. Но не подобно слуху творений [554] ».

 

Проповедь повелителя правоверных имама Али (мир ему!)

 

Хвала Аллаху, такому, в восхвалении которого бессильны наилучшие хвалители! Никто не в состоянии сосчитать его милости и все его блага! А прилагающие усилия выполнить обязанности и воспользоваться правами по отношению к Нему - бессильны. Он - тот, сущность которого никто не в состоянии познать, и никто не способен объять глубину Его знаний, Он тот, для атрибутов которого нет границ и ограничений. Нет для Него определённого разъяснения Его существования и нет для Него опредёленного времени. Он создал творения своей мощью и привёл в движение ветра своей милостью. Посредством гор успокоил движение земли.

 

Первое в религии - познание Аллаха. Совершенное познание - признание Его. Полное и полноценное признание заключается в единобожии. Совершенное единобожие в искренности пред Ним. Совершенная искренность, отрицание каких-либо атрибутов у Него. Ибо всякий атрибут, свидетельство о чём-то помимо Него, и всякое описываемое (сущее Творца) - свидетельство о чём-то помимо атрибутов. Всякий, кто опишет Аллаха, поистине, приблизил Его к чему-либо, всякий, кто приблизит Его к чему-либо, поистине, представил два Бога. Всякий, кто представит два сущего для Аллаха, поистине расчленил Его в своём сознании, в свою очередь, всякий, кто так поступает, не познал Творца. Всякий, кто не познал Своего Бога, поистине, указывает на Него [2], всяки й, кто указывает на Него, причислил Его к числовому значению.

 

И кто скажет: «Аллах в чём-то», поистине, представил Его в чём-то другом. Кто скажет: «Аллах где-то», поистине, представил место без Него. В то время как Он был всегда и не является рожденным из ничего, и Он есть вместе со всеми творениями, но в то же время нельзя сказать, что Он вместе с творениями. Он отличается от всех и вся, и нельзя сказать, что он отдельно от Них. Он действующий, но не в значении движения, или посредством чего-либо. Он видящий даже тогда, когда не было ничего. Он единый и нет того, кто был бы с Ним в дружбе (подобно людям) и от разлуки пришёл бы в печаль и страх (как это бывает среди людей).

 

 

Период Ибн Таймийи

После того как идеология Аш'ари укрепилась в исламском мире, идеология ибн Ханбала и Ахл аль Хадис уступила место Ашаритской идеологии. Так было до появления ибн Таймийи.

 

Ахмад ибн абд аль Халим известный как ибн Таймийя родился в 661 году по хиджре. Он учится в Дамаске исламским наукам, после смерти своего отца занялся преподавательской деятельностью. Ахмад использовал эту возможность, чтобы проповедовать идеологию Ханбализма. Он начал вести дискуссии относительно божественных атрибутов (сифатов). Всеми силами он пытался доказать, что Аллах имеет тело. Его идеология (которую он по началу скрывал) открылась всем поле того, как ему задали вопросы относительно аятов Корана, где говорится о том, что Аллах утвердился на троне. В одном длинном письме (ответ на вопрос Ахл Хумат) (известная как идеология хумавийя) он пытался скрыть свою идеологию посредством престранных предложений. Однако если убрать эти бессмысленные выражения, легко можно увидеть, что он имел убеждение в "таджасум" (телесность Аллаха) и "ташбих" (сравнение Аллаха с творениями). Суннитские ученые не признали идеологию ибн Таймийи.

 

Известный суннитский ученый Ибн Касир пишет: "События, произошедшие в Дамаске, связанны ибн Таймийей. После того, как его идеология стала распространяться, ученые начали выражать свой протест. Они требовали суда над ибн Таймийей. Тогда официально по всему Дамаску было объявлено, что ответы данные ибн Таймийей жителям Хумата являются неправильными".

 

Ибн Батута известный географ, исследователь пишет: "Однажды, будучи в путешествии я достиг города Дамаска, и будучи в мечети Амави (омейядской мечети), я попал на пятничную молитву, когда ибн Таймийя читал проповедь и наставлял людей. Он сказал: "Аллах из высшего неба спускается на низшее небо, подобно тому, как я сейчас спускаюсь с минбара". Затем он спустился с минбара".

 

Ибн Хаджар Аскалани в книге "ад Дарар ал Корина", том 1, стр. 154 указывает на то, что ибн Таймийя имел убеждения в телесности Аллаха.

 

Ещё до ибн Таймийи, последователи ибн Ханбала считали себя "салафи", т.е. последователями мусульман первых поколений.

 

Шахристани в книге "Милал ва нихал" указал на неверность утверждения салафитов о том, что их идеология - это идеология первых мусульман. Шахристани пишет: "Некоторые из наших современников приписали нашим предкам убеждения, о том, что мы должны придерживаться только внешнего смысла Корана (захир), подобно аяту "рука Аллаха над их руками" или "всякая вещь гибнет…", они толкуют эти и подобные им аяты, опираясь только на внешний смысл. При этом ими отрицается любое толкование, не опирающееся на внешний смысл. Так делают некоторые из наших современников, они (мута'ахирин) впали в сравнение (ташбих), а такая позиция противоречит убеждениям первых поколений мусульман. Подобная идеология существовала среди некоторых из иудеев". ("Милал ва нихаль" Шахристани стр. 84).

 

Ибн Таймийя обманывал людей. Он писал: "Я это пишу, хотя уже много раз об этом говорил, что среди сподвижников посланника Аллаха не существовали противоречия относительно разъяснения аятов о именах Аллаха. Я читал много книг и хадисов относительно этого. Я прочитал более ста тафсиров, но не встречал, чтобы среди сподвижников пророка кто-либо комментировал аяты относящиеся к именам Аллаха противореча внешнему смыслу аятов». (тафсир суры "Нур" ибн Таймийя стр. 178).

 

Если мы обратимся к суннитским тафсирам "Ма'сур" (тафсиры посредством хадисов), мы увидим, что утверждения ибн Таймийи не соответствует действительности. (По-видимому, он довольно поверхностно читал тафсиры?).

 

Так, о тафсире Табари ибн Таймийя говорит: "В этом тафсире не существует нововведений (бид'а), он (Табари) не приводит хадисы от слабых и ненадёжных людей". ("аль Мукадамату фи усули тафсир" стр. 51).

 

1) Табари к комментарию аята "Трон Его объемлет небеса и землю" (2, 255) приводит два хадиса от ибн Аббаса о значении слова "трон", затем пишет: "Ибн Аббас считал, что среди толкователей относительно этого слова существуют разногласия". Он говорит, что здесь "имеется в виду знание Аллаха". В другом хадисе от ибн Аббаса приводится, что «знание», т.к. в продолжении этого Аллах говорит: "И не тяготит Его охрана их".

 

Посмотрите на утверждения ибн Таймийи и приведённые мной отрывки из комментариев Корана, сделанные суннитскими учеными.

 

2) Комментируя аят "Он – Высокий, Великий", Табари пишет, что среди толкователей существуют большие разногласия относительно слова «Высокий». Некоторые считали, что имеется ввиду то, что Аллах превыше того, чтобы были существа подобные Ему! Аллах есть везде, неправильно сказать, что Аллах на небе". (тафсир Табари том 3 стр. 9).

 

Однако, ибн Таймийя вопреки убеждению мусульман первых поколений, избрал для себя иной путь, и, чтобы иметь больше последователей, он называет себя салафи, т.е. следующий по стопам предков, мусульман первых поколений.

 

Он приложил много сил, чтобы доказать посредством аятов и хадисов, что Аллах имеет место и тело т.д. Ибн Таймийя говорит: "Аллах утвердился на троне, который находится на самом высоком небе". ("Акидатул хумавийятул Кубра" ибн Таймийя стр.429).

 

3) Ибн Атийя в своём тафсире (с точки зрения ибн Таймийи, это - самый лучший тафсир) приводит хадисы ибн Аббаса, затем даёт комментарий к ним на полях (хашийя).

 

Он пишет: "Слова тех, кто утверждает, что Аллах имеет тело - слова невежественных людей, это нельзя утверждать". (с.м. «Фатх аль Кадир" Шукани).

 

Ибн Таймийя относительно аята "Всякая вещь погибнет кроме Его лика" (сура 28 аят 88) считал, что Аллах имеет лицо, в то время как Табари в своём тафсире утверждает, что среди муфасиров существуют разногласия. (см. тафсир Табари, том 20, стр. 82).

 

Багави говорит: "кроме Его лика", сам Аллах сказал: "кроме Его власти" (т.е. имеется ввиду власть Аллаха).

 

В тафсире Суюти "Ду аль Мансур" также от ибн Аббаса приводится значение этого аята как "божественная довольство". Мнение Маджахеда и Суфияна подобно этому.

 

Хотелось бы напомнить ибн Таймийи аят Корана где Всевышний говорит: "Поистине, те, которые скрывают то, что Мы ниспослали из ясных знамений прямого руководства, после того как Мы разъяснили это людям в писании - этих проклянёт Аллах, и проклянут проклинающие" (сура 2 аят 159). Большое количество суннитских ученых выступили с протестом против убеждений ибн Таймийи. Многие дали фатва, осуждающие идеологию ибн Таймийи. Захаби в письме к ибн Таймийи писал: "Горе тому, кто последует за твоими убеждениями! Твои последователи -заблудшие. (полный текст этого письма привёл алламе Амини в книге "аль Гадир" взятый из книги

 

"Такмалту ас Сайф ас Сакил").

 

Ибн Хаджар пишет, что «в Дамаске официально было объявлено, что имущество и жизнь всякого, кто будет следовать идеологии ибн Таймийи, являются дозволенными для мусульман" ("ад Дарар ал Корина " том 1 стр. 141).

 

Абд Аль Кафи Сабки (суннитский ученый) написал книгу против убеждений ибн Таймийи под названием: "Шафа ас Кам фи зиарати хайрил аннам". А так же "ад Даратул мадийя фи ради ала ибн Таймийя". В предисловии второй книги автор пишет, что ибн Таймийя привнёс нововведения в убеждение, пошатнув основу суннитской идеологии.

 

Ибн Таймийя «видел ошибки» не только у таких известных суннитских ученых как Суфиан, но и у Умара ибн Хаттаба, Али ибн Аби Талиба.

 

Его светлость Али ибн Аби Талиб (да будет мир с ним!) сказал: "Если ложь полностью отделится от истины, то те, кто ищет истину, познают её. Если же истина в одеже лжи выйдет наружу, то язык врагов станет короток, ложь и истина смешаются, и тогда дьявол восторжествует, и только те, кого коснулась божественная милость, спасутся". "Нахдж аль Балага" хутба 50.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: