Дискуссия о значении поклонения




С точки зрения ваххабитов, всякое проявление смирения, покорности, кротости перед кем-либо есть поклонение.

 

Всякий, кто проявит смирение или повиновение перед кем–либо поистине является рабом тому. На этом основании, всякий кто проявит смирение пред посланником Аллаха или святым аулийя (другом Аллаха) поистине поклонился тому помимо Аллаха. Поэтому всякий, кто совершает путешествие с целью посещения гробницы святого поистине поклонился тому помимо Аллаха, значит, он является кафиром и мушриком. В одном из своих произведений Абд аль Ваххаб пишет: «Всякий, кто с целью прибыли или ради избежания проблем посетит могилу, придёт к дереву, обратится к звезде, или камню поистине совершил ширк, т.е. выбрал себе Господа помимо Аллаха. Таким образом, такой человек опровергает своим действием посланническую миссию. Необходимо требовать от такого человека покаяться, если же он отказывается - необходимо его убить. Если такой мушрик скажет: «Я имел только цель получить благодать от могилы пророка, я знаю, что только Аллах даёт какую-либо пользу или вред», ему надо сказать: «Просьба детей Израилевых была подобно твоей просьбе. Аллах говорит о них, что когда они достигли какого-то народа, то сказали Мусе: «О Муса сделай нам бога, такого как у них. Муса в ответ сказал: «Вы - люди невежественные» [560]. В другом месте он говорит: «Всякий, кто для получения божьей благодати (табарук) использует камни, деревья, или проведёт по могиле пророка или какого либо святого чем-либо, поистине, принял это вместо Аллаха своим Господом [561] ».

 

Для того, чтобы опровергнуть это неправильное убеждение, нам необходимо вывести общий критерий поклонения. Чистое повиновение и смирение ни на основании коранической традиции, шариата ни на основании простого человеческого разума не может быть поклонением. Мы во многих своих делах, поступках совершаем такое действие, и никому и в голову не приходит, что это есть поклонение. Например, смиренность ученика пред учителем, или солдата пред своим командиром. Однако никто ещё не указывал на то, что это может быть поклонением. Всевышний Аллах приказывает нам в священном Коране смиренность пред своими родителями. Аллах говорит:

 

وَاخْفِضْ لَهُمَا جَنَاحَ الذُّلِّ مِنَ الرَّحْمَةِ

 

«И преклоняй пред ними обоими крыло смирения» [562].

 

«Крыло смирения» указывает, прежде всего, на наибольшее смирение и повиновение родителям. Однако, никто не скажет, что это есть поклонение им. Помимо всего, одним из призывов священного Корана к правоверным является смирение пред своими братьями. Аллаха говорит:

 

فَسَوْفَ يَأْتِي اللّهُ بِقَوْمٍ يُحِبُّهُمْ وَيُحِبُّونَهُ أَذِلَّةٍ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ أَعِزَّةٍ عَلَى الْكَافِرِينَ

 

«Аллах приводит людей, которых Он любит, и которые любят Его, смиренных пред верующими и великих над неверными» [563].

 

Если признать смиренность как поклонение, то, значит, Всевышний Аллах приказывает мусульманам поклоняться своим братьям по вере?! Это не возможно. Существует помимо этого ещё более ясный аят, указывающий на то, что воззрение неправильно. Аллаха говорит:

 

وَإِذْ قُلْنَا لِلْمَلاَئِكَةِ اسْجُدُواْ لآدَمَ فَسَجَدُوا

 

«И сказал Аллах ангелам: «Поклонитесь Адаму». И поклонились они ему [564] ».

 

Итак, если земной поклон, что есть наиболее выразительный образец смирения и повиновения, есть поклонение, то на основании ваххабитских воззрений ангелы совершили ширк, т.е. другими словами стали многобожниками, а Адам был символом «тагута» идола?!

 

Из этого аята ясно, что даже самое высокое выражение смирения, каким может быть саджда (земной поклон), также не является поклонением. Никто не может сказать, что Ангелы на самом деле не поклонились Адаму, а просто сделали его своей киблой, как мусульмане Каабу. Это не верно, ибо противоречит внешнему смыслу аята. Если мы признаем, что здесь имеется в виду, что ангелы сделали Адама своей киблой, то тогда не остаётся места для противоборства Иблиса, так как не осталось места «поклонению» человеку, в то время как Иблис говорит: «Или ему я поклонюсь, в то время как Ты его создал из глины?». Или: «Я лучше него». Следовательно, здесь имелось в виду только поклонение, саджда. Если бы говорилось только о том, чтобы поставить Адама как киблу, то не было бы необходимости того, чтобы кибла (Адам) была лучше, чем поклоняющиеся. Иблис отказался поклониться Адаму по причине того, что это поклонение указывала на то, что Адам имеет более высокое положение пред Аллахом, чем другие Его создания.

 

Как-то один ваххабит, предводитель группы «ансар ас-Сунна» прибыл в город Барбар и выразил мне своё негодование, сказав: «Знай, что поклонение Адаму было на основании приказа Аллаха!». Я сказал: «Значит, ты по-прежнему утверждаешь, что земной поклон есть поклонение, и Аллах приказал ангелам совершить поклон». Он сказал: «Да!»

 

Я спросил: «Скажи этот приказ, «поклонение Адаму», выводит ангелов из ширка?», он ответил: «Да!».

 

Я сказал: «Твои слова не имеют подтверждений. Ни один невежественный человек не может это принять, не говоря уже об учёном. Поистине, приказ Аллаха не изменяет сущности дела. Например, если, скажем, что, ругань есть сквернословие, и представим, что Аллах прикажет нам обругивать Фараона, сама ругань от этого не перестанет быть сквернословием. Или проклятие в адрес Фараона может превратиться в восхваление?». Следовательно, если саджду кому-либо помимо Аллаха мы считаем ширком, и Аллах приказывает совершать ширк, то это будет не правильно, ибо Всевышний никогда не прикажет что- либо, что является несправедливостью. Ты имеешь два пути: либо признаёшь, что ангелы были мушриками, и сам Аллах совершил несправедливость, (т.к. ширк, в таком случае - по разрешению Аллаха), либо признаёшь, что даже земной поклон не является абсолютным символом поклонения. Аллах говорит:

 

قُلْ إِنَّ اللّهَ لاَ يَأْمُرُ بِالْفَحْشَاء أَتَقُولُونَ عَلَى اللّهِ مَا لاَ تَعْلَمُونَ

 

«Скажи: «Поистине Аллах не приказывает мерзости! Неужели вы станете говорить на Аллаха то, чего не знаете?» [565]. Значит, если бы это поклонение было ширком, то Аллах не приказывал бы совершать его. Помимо всего этого, Аллах сообщает о том, что братья и отец Юсуфа совершили земной поклон Юсуфу, и тот не порицал их за это действие. Аллах говорит:

 

وَرَفَعَ أَبَوَيْهِ عَلَى الْعَرْشِ وَخَرُّواْ لَهُ سُجَّداً وَقَالَ يَا أَبَتِ هَـذَا تَأْوِيلُ رُؤْيَايَ مِن قَبْلُ قَدْ جَعَلَهَا رَبِّي حَقّاً

 

«И поднял он своих родителей на трон, и пали они пред ним ниц, и сказал он: «О, мой отец! Это - толкование моего прежнего сна. Аллах сделал его истиной» [566].

 

В начале суры «Юсуф» приводится:

 

إِنِّي رَأَيْتُ أَحَدَ عَشَرَ كَوْكَباً وَالشَّمْسَ وَالْقَمَرَ رَأَيْتُهُمْ لِي سَاجِدِينَ

 

«Поистине, я видел одиннадцать звёзд и солнце, и луну видел поклонившимися мне» [567]. Из всего выше сказанного мы можем вывести, что не всякое смирение и повиновение есть поклонение. Поэтому нельзя сказать, что мусульманин, который встаёт пред могилой посланника Аллаха, имамов из рода пророка, или другими святыми, выражая, таким образом, пред ними своё смирение и уважение, есть поклонение. Если эти действия есть поклонение, то действие мусульман при совершении хаджа, обход вокруг каабы, целование камня «Хаджар аль асвад», тоже можем назвать поклонением кому-то помимо Аллаха.

 

Всевышний Аллаха говорит в священном Коране:

 

وَلْيَطَّوَّفُوا بِالْبَيْتِ الْعَتِيقِ

 

«И пусть обойдут вокруг древнего дома» [568].

 

Также говорит:

 

إِنَّ الصَّفَا وَالْمَرْوَةَ مِن شَعَآئِرِ اللّهِ فَمَنْ حَجَّ الْبَيْتَ أَوِ اعْتَمَرَ فَلاَ جُنَاحَ عَلَيْهِ أَن يَطَّوَّفَ بِهِمَا

 

«Кто паломничает к дому или совершает посещение, нет греха на нём, что он обойдёт кругом обоих» [569].

 

Если бы чистое повиновение и покорность было бы поклонением, нет сомнений, что и данные ритуалы были бы, в таком случае, поклонением этим местам. До этого мы уже говорили, что приказ Аллаха не меняет суть вещей. Но основанная проблема ваххабитов в том, что они не познали сути поклонения. Именно поэтому они только хватаются за внешнее, предпочитая его подлинному смыслу.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: