Вера в независимость - критерий единобожия и ширка




Критерием отличия многобожия от единобожия, является именно указанный выше момент. Ваххабиты, к сожалению, не обратили особого внимания на это. Они считают, что прибегать к помощи материальных и природных явлений разрешается, например, к помощи людей, транспорта, лекарств, других средств. Однако прибегать к помощи метафизических явлений не разрешается и считается признаком неверия. Такой подход является признаком того, что критерием единобожия ваххабиты считают опору на основу материального и нематериального характера. Таким образом, использовать материальные явления и брать у них посредство считают разрешённым, в то время как использование нематериальных средств считают признаком неверия.

 

Однако, если более внимательно посмотреть на это, мы увидим, что всё же критерий единобожия выходит за рамки этих признаков. Основой служит сам человек и его убеждения. Если он верит, что такие средства независимо от Аллаха выполняют какие-либо действия и могут принести пользу и вред, то, несомненно, это - ширк. Например, если человек верит в то, что лекарство независимо от Аллаха может оказать помощь или вред, то это будет являться ширком. Следовательно, материальные или нематериальные явления не оказывают влияния на саму тему многобожия и поклонения. Но основой служит вера человека в абсолютную власть и мощь Аллаха или же неверие в это.

 

Нет в мире мусульман, которые верят в то, что кто - или что-либо имеют независимость от Аллаха в действии. На этом основании утверждения ваххабитов не правильны, ведь они обвиняют в неверии и многобожии всех тех, кто признаёт посредничество пророков и святых. Всевышний Аллах говорит о том, что все действия в его власти и всё находится в его непосредственном влиянии. Аллах говорит:

 

إِنَّ اللَّهَ هُوَ الرَّزَّاقُ ذُو الْقُوَّةِ الْمَتِينُ

 

«Ведь Аллах – податель надела, обладатель силы, мощный» [576]. Также Аллах говорит:

 

وَلاَ تُؤْتُواْ السُّفَهَاء أَمْوَالَكُمُ الَّتِي جَعَلَ اللّهُ لَكُمْ قِيَاماً وَارْزُقُوهُمْ فِيهَا وَاكْسُوهُمْ وَقُولُواْ لَهُمْ قَوْلاً مَّعْرُوفاً

 

«И не давайте неразумным вашего имущества, которое Аллах устроил вам для поддержки, и наделяйте их из него, и одевайте их, и говорите им слово благое» [577]. В другом месте говорит:

 

أَفَرَأَيْتُم مَّا تَحْرُثُونَ (63) أَأَنتُمْ تَزْرَعُونَهُ أَمْ نَحْنُ الزَّارِعُونَ

 

«Видели ли вы, что возделывайте? Вы ли это сеете, или Мы сем? [578] ». В другом аяте Всевышний Аллах говорит:

 

وَمَثَلُهُمْ فِي الْإِنجِيلِ كَزَرْعٍ أَخْرَجَ شَطْأَهُ فَآزَرَهُ فَاسْتَغْلَظَ فَاسْتَوَى عَلَى سُوقِهِ يُعْجِبُ الزُّرَّاعَ لِيَغِيظَ بِهِمُ الْكُفَّارَ

 

«Но в Евангелии образ их – посев, который извёл своё побег и укрепил его, он стал твёрдым и выровнялся на стебле, восхищая сеятелей, чтобы разъярить ими неверных» [579].

 

اللَّهُ يَتَوَفَّى الْأَنفُسَ حِينَ مَوْتِهَا

 

«Аллах приемлет душу в момент её смерти» [580].

 

حَتَّىَ إِذَا جَاء أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ تَوَفَّتْهُ رُسُلُنَا وَهُمْ لاَ يُفَرِّطُونَ

 

А когда приходит к кому-нибудь из вас смерть, Наши посланцы успокаивают его, и они ничего не опускают» [581]. Всевышний в одном аяте указывает на то, что заступничество принадлежит Аллаху. Аллаха говорит:

 

قُل لِّلَّهِ الشَّفَاعَةُ جَمِيعاً

 

«Скажи: «Аллаху принадлежит заступничество полностью» [582].

 

В другом месте Аллах указывает на то, что заступничество имеют те, кому позволил Аллах:

 

وَكَم مِّن مَّلَكٍ فِي السَّمَاوَاتِ لَا تُغْنِي شَفَاعَتُهُمْ شَيْئاً إِلَّا مِن بَعْدِ أَن يَأْذَنَ اللَّهُ

 

«Сколько в небе ангелов, заступничество которых ни отчего не избавят, если только после того как разрешит Аллаха» [583]. Также Аллах говорит:

 

قُل لَّا يَعْلَمُ مَن فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ الْغَيْبَ إِلَّا اللَّهُ

 

«Скажи: «не знает скрытого ни в небесах, ни на земле никто кроме Аллаха» [584].

 

В другом месте Аллах говорит:

 

وَمَا كَانَ اللّهُ لِيُطْلِعَكُمْ عَلَى الْغَيْبِ وَلَكِنَّ اللّهَ يَجْتَبِي مِن رُّسُلِهِ مَن يَشَاءُ

 

«И не таков Аллах, чтобы ознакомить вас с сокровенным, но Аллах избирает из своих посланников, кого хочет» [585].

 

Всякому, кто первый раз посмотрит на эти аяты, покажется, что в них есть какое-то противоречие. Однако, поистине, эти аяты указывают на ту тему, о которой мы говорили. Всевышний при решении и действии независим. Все другие существа при выполнении дел непосредственно зависимы от Аллаха, Его воли. В Коране мы читаем:

 

وَمَا رَمَيْتَ إِذْ رَمَيْتَ وَلَـكِنَّ اللّهَ رَمَى

 

«И не ты бросил, когда бросил, но Аллах бросил… [586] ».

 

В этом аяте говорится о посланнике Аллаха, о том, что он бросил (во врагов), в то время как Аллах говорит, что, поистине, Аллах бросил, но не пророк. Посланник Аллаха бросил только с божьей мощью. Мы можем разделить действия Всевышнего на две части.

 

1. Непосредственные, прямые действие.

 

2. Действие посредством, каких-либо причин, или чего-либо. (Например, дождь Аллах посылает посредством облаков). Если человек обращается к этим посредствам Всевышнего с убеждённостью, что они не имеют ничего от себя, и всё во власти Аллаха, то такой человек есть единобожник, в противном случае он совершает ширк. (т.е. в случае если он считает эти посредства независимыми в действии).

 

 

Может ли сила или отсутствие таковой быть критерием единобожия и ширка?

 

Ваххабиты имеют ещё одну ошибку, похожую на рассмотренную нами выше. Они считают, что сила в действии есть ширк. Ибн Аль Кайюм, один из учеников ибн Таймийи, говорит: «Один из видов ширка, является то, что люди просят помощи у умерших. В действительности умершие уже не могут помочь ни себе, ни другим. Они не могут принести ни пользы, ни вреда» [587]. Такие слова, поистине, может говорить только тот, кто не знаком глубоко с исламской традицией. Как возможно, чтобы можно было просить о помощи у живого человека (и это не считается ширком), в то время как просить о помощи у умерших будет считаться ширком? Как мы говорили ранее, критерием, отличающим ширк от таухида, является сам человек и его убеждение. Эти убеждение не относятся только к живым, но могут касаться и тех, кто умер. Ибн аль Кайюм говорит: «умершие уже не могут помочь ни себе, ни другим. Они не могут принести ни пользы, ни вреда». Если эти слова являются правильными, то вывод из них - бесполезное обращение к мёртвым за помощью. Но это не имеет отношения к ширку и единобожию. Что касается слов: «умершие уже не могут помочь ни себе, ни другим», то они касаются как живых, так и мёртвых. Т.е. все мы, как живые, так и мёртвые, не имеем никакой пользы или вреда, всё во власти Всевышнего. Но только по Его милости, и Его разрешению люди могут иметь какую либо пользу, будь то живые или мёртвые. Помимо выше приведённого, ваххабиты имеют и другие ошибки, которые не менее весомы. Таким образом, мусульманин имеет полное право обратиться за помощью к живым или мёртвым святым.

 

Всевышний Аллах говорит языком Сулаймана (мир ему!):

 

قَالَ يَا أَيُّهَا المَلَأُ أَيُّكُمْ يَأْتِينِي بِعَرْشِهَا قَبْلَ أَن يَأْتُونِي مُسْلِمِينَ (38) قَالَ عِفْريتٌ مِّنَ الْجِنِّ أَنَا آتِيكَ بِهِ قَبْلَ أَن تَقُومَ مِن مَّقَامِكَ وَإِنِّي عَلَيْهِ لَقَوِيٌّ أَمِينٌ (39) قَالَ الَّذِي عِندَهُ عِلْمٌ مِّنَ الْكِتَابِ أَنَا آتِيكَ بِهِ قَبْلَ أَن يَرْتَدَّ إِلَيْكَ طَرْفُكَ فَلَمَّا رَآهُ مُسْتَقِرّاً عِندَهُ قَالَ هَذَا مِن فَضْلِ رَبِّي

 

«Он сказал: «О, знать, кто из вас придёт ко мне с её троном, прежде чем они придут ко мне покорными?» Сказал Ифрит из джинов: «я приду к тебе с ним, прежде чем ты встанешь со своего места, я ведь для этого силён и верен». Сказал тот, у которого было знание из книги: «Я приду к тебе с ним, прежде чем вернётся к тебе твой взор». Когда же он увидел его утвердившимся у себя, то сказал: «Это из милости Господа моего….» [588].

 

Его светлость пророк Сулайман (мир ему!) попросил посредничества у своих приближенных, тот же, кто имел небольшие знания из книги смог за доли секунды принести трон царицы Савской (из Йемена в Палестину). На этом основании нам также разрешается просить помощь у тех, кто имеет знание всей книги (Корана), т.е. семейства посланника Аллаха (мир и благословения Аллаха им!)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: