Некоторые хадисы от семейства пророка о невозможности видеть Аллаха




Абу Карре, известный мухаддис, как-то пришёл к его светлости имаму Риде (мир ему!) и спросил о запретном и дозволенном. Затем разговор зашёл о единобожии. Абу Карре говорит: «У нас есть хадисы о том, что Всевышний Аллах поделил два качества между двумя. Способность видеть дал Мухаммаду, способность говорить - Мусе». Его светлость имам Рида (мир ему!) сказал: «Аллах говорит:

 

لاَّ تُدْرِكُهُ الأَبْصَارُ وَهُوَ يُدْرِكُ الأَبْصَارَ وَهُوَ اللَّطِيفُ الْخَبِيرُ

 

«Не постигают Его взоры, а Он постигает взоры. Он проницателен, сведущ» [602]. Также: «Не объемлют Его знаниями». Или: «Нет ничего подобного ему». Разве эти аяты священного Корана были ниспосланы кому-то помимо Мухаммада (мир ему!)?».

 

Абу Карре говорит: «Несомненно, они были ниспосланы посланнику Аллаха».

 

Имам Рида (мир ему!) сказал: «Так как же возможно, чтобы человек с одной стороны от Аллаха принёс бы такие аяты как

 

لاَّ تُدْرِكُهُ الأَبْصَارُ وَهُوَ يُدْرِكُ الأَبْصَارَ وَهُوَ اللَّطِيفُ الْخَبِيرُ

 

«Не постигают Его взоры, а Он постигает взоры. Он проницателен, сведущ», с другой стороны, говорит что «видел Его своими глазами», «мои знания охватили Его», и «Аллаха был в виде человека»?!

 

Как вам не стыдно? Даже зиндики [603] не имели смелости приписать такое посланнику Аллаха. Чтобы он принёс от Аллаха что-либо, затем своими же словами опроверг сказанное». Абу Карре сказал: «Аллаха говорит:

 

وَلَقَدْ رَآهُ نَزْلَةً أُخْرَى

 

«И видел он Его при другом нисхождении [604] ».

 

Его светлость имам Рида (мир ему!) сказал: «Поистине, в последующем аяте Всевышний Аллах ясно сказал, как он видел Аллаха

 

مَا كَذَبَ الْفُؤَادُ مَا رَأَى

 

«Сердце ему не солгало в том, что он видел» [605]. После этого Аллах говорит, что видели его глаза:

 

لَقَدْ رَأَى مِنْ آيَاتِ رَبِّهِ الْكُبْرَى

 

«Он действительно видел из знамений своего Господа величайшее» [606].

 

Помимо всего, Аллах говорит: «Не объемлет Его знание», следовательно, если бы человек мог бы видеть Его глазами, то, несомненно, он мог бы познать Его знанием [607]. Абу Карре сказал: «значит, вы отрицаете эти хадисы о возможности видеть Аллаха?» Имам сказал: «Если хадисы противоречат Корану, мы их считаем ложными. Все мусульмане имеют общую точку зрения на то, что невозможно познать Всевышнего Аллаха, значит, Его невозможно видеть глазами, и нет ничего равного Ему [608] ».

 

Абдалла ибн Синан был рядом с имамам Бакиром (мир ему!), когда к имаму зашёл человек из хаваредж [609] и сказал: «Эй, Абу Джафар! Кому ты поклоняешься?». Имам ответил: «Я поклоняюсь Аллаху!». Тот снова спросил: «Видел ли ты Его?». Его светлость имам Бакир (мир ему!) сказал: «Глазами его не видят, но сердца посредством истиной веры видят Его. Его нельзя познать посредством сравнения и невозможно почувствовать своими чувствами. Он не имеет схожести с людьми, но Его познают по признакам и знамениям. Он никогда не совершает гнёт, и Он - Господь, помимо которого нет божества». Абдалла ибн Синан говорит: «Тот человек встал и при выходе сказал: «Поистине, так! Аллах лучше знает, где оставлять свою миссию [610] ».

 

Ахмад ибн Исхак написал имаму Хади (мир ему!) письмо о том, что люди верят в то что, видеть Аллаха возможно. Имам написал в ответ: «Невозможно видеть что-либо, если только между смотрящим и той вещью, на которую устремлён взор, нет определенного пространства, через которое проходил бы взор смотрящего. Помимо этого, если не будет света между смотрящим и той вещью, на которую устремлён взор, то видеть вещь невозможно.

 

 

Исследования аятов Корана, используемых ашаритами как довод того, что Аллаха будет видим в Судный День.

 

Довод первый:

 

Всевышний Аллах говорит:

 

)‏ كَلَّا بَلْ تُحِبُّونَ الْعَاجِلَةَ (20) وَتَذَرُونَ الْآخِرَةَ (21) وُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ نَّاضِرَةٌ (22) إِلَى رَبِّهَا نَاظِرَةٌ (23) وَوُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ بَاسِرَةٌ (24) تَظُنُّ أَن يُفْعَلَ بِهَا فَاقِرَةٌ

 

«Но нет, вы любите ближнюю и оставляете последнюю. Лица в тот день – сияющие, на Господа взирающие. И лица в тот день мрачные: они думают, что совершается над ними сокрушение хребта [611] ».

 

Ашари приводит несколько значений слова «взирающие» «نَاظِرَةٌ »

 

1) В значении получать какое-либо назидание, урок.

 

Например:

 

أَفَلَا يَنظُرُونَ إِلَى الْإِبِلِ كَيْفَ خُلِقَتْ

 

«Разве они не берут назидание с верблюдов, как они созданы?» [612].

 

2) В значении «ожидания».

 

مَا يَنظُرُونَ إِلَّا صَيْحَةً وَاحِدَةً

 

«Они не ожидают ничего, кроме как единого вскрика». [613]

 

3) В значении «милости»

 

4) В значении «видимости» («возможности видеть»).

 

В конечном итоге, он для данного аята выбирает значение «видеть, взирать, смотреть». Ашари говорит: «Первое значение для данного аята будет неправильным, так как мир последний не является местом назидания и получения каких-либо уроков. Значение «ожидания» также не является правильным, так как относится в данном аяте к «внешнему облику» - «Лица в тот день сияющие на Господа взирающие». Помимо всего, ожидание имеет некий негативный оттенок, поэтому оно не может относиться к райскому наслаждению. Значение «милости» также не подходит, так как не правильно, чтобы творения испытывали милость по отношению в своему Творцу».

 

Затем Ашари принимает значение «видеть». Он пишет: «Слово «назара», когда приводится с предлогом «ила» - إِلَى имеет значение видеть. Что касается значения «ожидания», то это значение не приводится с предлогом «ила».

 

مَا يَنظُرُونَ إِلَّا صَيْحَةً وَاحِدَةً

 

«Они не ожидают ничего, кроме как единого вскрика [614] ». Так, в этом аяте слово «назара» имеет значение «ожидания», именно поэтому не приводится предлог «ила». Что же касается аята:

 

وُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ نَّاضِرَةٌ (22) إِلَى رَبِّهَا نَاظِرَةٌ

 

«Лица в тот день сияющие, на Господа взирающие», то в этом аяте - значение «взирать», поэтому приводится предлог «ила». Так, Всевышний в этом аяте приводит слово «лица» и «взирать», то, несомненно, из этого аята мы получаем значения того, что можно будет видеть Всевышнего непосредственно двумя глазами». Также Ашари говорит, что в этом аяте невозможно употреблять значение «ожидания» (интизар), так как ожидание обычно сопровождается страданиями. Такое в свою очередь не может быть в потустороннем мире, ибо рай место получения вознаграждений и наслаждений» [615].

 

Ответ на мнение Ашари

1) Что касается того, что слово «назара», если будет в значении «видеть», то употребляется с предлогом «ила», если же имеет значения «ожидания», то - без предлога. В ответ необходимо сказать, что نا ظره (назира) относится к действующему лицу, которое, как известно, в действии является следующим [616] глаголу (фи’ль), с другой стороны, всякий следующий непосредственно «ослабевает» в своём действии, и нуждается для этого в подкрепляющем его. Помимо всего, в арабском языке мы много встречаем когда слово «назара» становится переходным посредством предлога «ила» имея при этом значения «ожидания». Так, например, Джамиль ибн Муамар говорит:

 

و ا ذا نظرت الیک من ملک و البحرد ونک زدتنی نعما

 

И когда в ожидании царя,

 

подобного тебе, в то время,

 

как между мной и тобой

 

расстояние подобно морю.

 

Тогда ты дашь мне больше милостей.

 

Значит, слово назара может применяться в значении «ожидания» и с предлогом «ила», и нет здесь никаких проблем.

 

 

Также Хисан ибн Сабит говорит:

 

وجوه یوم بدر ناظرات الی الرحمن ياتی بالفلاح

«В день «Бадра» все лица были в ожидании

 

Милостивого, который принесёт победу!»

 

Помимо всего, существуют и другие яркие примеры того, что слово «назара» имеет значения ожидания с предлогом «ила». В священном Коране назара стала переходным с предлогом «б».

 

فَنَاظِرَةٌ بِمَ يَرْجِعُ الْمُرْسَلُونَ

 

«и посмотрю, с чем вернутся посланные» [617].

 

2. Если мы скажем «такое в свою очередь не может быть в потустороннем мире, ибо рай - место получения вознаграждений и наслаждений», то необходимо сказать, откуда нам известно, что этот аят относится к раю? Внешний смысл аята ясно указывает на то, что здесь имеется в виду период до распределения между адом и раем. Предыдущий аят и последующий аяты также указывают на данный смысл.

 

На этом основании Ашари не имеет права говорить, что этот аят имеет значение «видеть». Если же мы признаем, что здесь имеется в виду значение ожидания, то видеть Аллаха полностью будет исключено. Если же мы признаем значение «видеть», то необходимо иметь в виду переносный смысл этого слова. Разум также склоняется к такому пониманию данного аята.

 

Второй довод:

وَلَمَّا جَاء مُوسَى لِمِيقَاتِنَا وَكَلَّمَهُ رَبُّهُ قَالَ رَبِّ أَرِنِي أَنظُرْ إِلَيْكَ قَالَ لَن تَرَانِي وَلَـكِنِ انظُرْ إِلَى الْجَبَلِ فَإِنِ اسْتَقَرَّ مَكَانَهُ فَسَوْفَ تَرَانِي فَلَمَّا تَجَلَّى رَبُّهُ لِلْجَبَلِ جَعَلَهُ دَكّاً وَخَرَّ موسَى صَعِقاً فَلَمَّا أَفَاقَ قَالَ سُبْحَانَكَ تُبْتُ إِلَيْكَ وَأَنَاْ أَوَّلُ الْمُؤْمِنِينَ

 

«И когда пришёл Муса к назначенному Нами сроку, и беседовал с ним Господь, он сказал: «Господи дай мне посмотреть на Тебя». Он сказал: «Ты не увидишь Меня, но посмотри на гору, если она удержится на своём месте, то ты увидишь меня». И когда открылся его Господь горе, Он обратил её в прах, и пал Муса пораженным. Когда же он оправился, то сказал: «Хвала Тебе я обратился к Тебе, и я первый уверовавший» [618].

 

Абу аль Хасан Ашари не опирался на этот аят, однако ашариты в последствии сделали это. В частности, шейх Баджури приводит:

 

«1) Пророк Аллаха Муса просил у Всевышнего, чтобы тот показался ему. Естественно, Муса лучше, чем мутазилиты знает, что возможно, а что нет. Естественно, что если бы видеть Аллаха было бы не возможно, Муса никогда не обратился бы к Аллаху с такой просьбой».

 

2) Всевышний Аллах указал в конце аята на то, что видеть Его возможно, т.к. Он открылся горе, и она рассыпалась в прах, т.е. непосредственно руйят (видимость Аллаха) стала причиной того, что гора превратилась в прах».

 

 

Третий довод

Многие мутазилиты считают, что вопрошание Мусы было по причинам того, что этого хотел его народ. Однако, это не правильно, так как согласно мутазилитской идеологии вера в возможность видеть Аллаха есть куфр (неверие). На этом основании Мусе не правильно было бы давать отсрочку их просьбе. Например, касательно ширка, когда они (его народ) сказали: «Сделай нам Бога как у них», Муса незамедлительно сказал: «Поистине вы народ невежественный» [619]. И в этом случае он должен был бы дать им незамедлительный ответ. Кроме этого Аллах сказал:

 

قَالَ لَن تَرَانِي

 

«Сказал: «Ты не увидишь Меня», не сказал: «Меня не возможно увидеть!» Ибо в таком случае было бы лучше сказать вторую фразу.

 

Это вкратце основные доводы ашаритов касательно возможности видеть Аллаха. Давайте же рассмотрим эти их доводы и дадим на них ответы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: