Основные положения гносеологии Платона




ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫПО ФИЛОСОФИИ

1. Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение и философия.

1. Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем

Мировоззрение имеет свою структуру:

1)Мироощющение- восприятие мера на уровне чувств

2)Мировосприятия мира некой системы образов представляет собой мировосприятие в структуре мировоззрения (образ)

3) миропонимание т.е. это интеллектуально познавательная сторона мировоззрения

4)элементом мировоззрения является система ценностных ориентаций человека

В структуре мировоззрения выделяют 2 уровня:

- обыденный уровень

- теоретический уровень, суть которого определяется уровнем философского знания, философского восприятия мира.

В истории человечества выделяются три основные типа ми­ровоззрения:

мифология;

религия;

философия.

1. Мифология — форма общественного сознания, мировоззре­ние древнего общества, которое совмещает в себе как фантасти­ческое, так и реалистическое восприятие окружающей действи­тельности.

2. Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в нали­чие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

3. Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

• основано на знании (а не на вере либо вымысле);

• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

• логично (имеет внутреннее единство и систему);

• опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философия представляет собой высший уро­вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис­темностью, логикой и теоретической оформленностью.

2. Специфика философского знания. Предмет и методы философии. Социальные функции философии.

Специфические черты философии:

* Двойственность (имеет общее с научным знанием: предмет, методы и проч.), но не является научным знанием в чистом виде;

* Является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных знаний;

* Предмет Ф. шире предмета исследования любой отдельной науки, но не поглощает его;

* Имеет сложную структуру (вкл. гносеологию, онтологию и проч.);

* Содержит базовые идеи, лежащие в основе других наук;

* Субъективна;

* Является совокупностью объективного знания и ценностей эпохи, носит её отпечаток;

* Изучает не только предмет познания, но и его механизм;

* Доктрина, но в то же время постоянно развивается;

* Опирается на категории - предельно общие понятия.

 

Основные Предметы Ф.: то на что направленно изучение философии

- Онтология (учение о бытии);

- Гносеология (учение о познании);

- Человек;

- Общество;

 

Методы философии - пути, средства, с помощью которых осуществляется философское исследование:

* Основные методы:

- Диалектика - вещи, явления рассматриваются более гибко, критически, последовательно с учётом их внутренних противоречий, единства и борьбы противоположностей;

- Метафизика - противоположно диалектике, объекты рассматриваются обособленно, сами по себе, статично и однозначно (ведётся поиск абсолютной истины);

- Догматизм - восприятие окр. мира через призму догм;

- Эклектика - произвольное соединение разрозненных, не имеющих единого начала фактов, понятий, концепций, в результате чего достигаются поверхностные, но правдоподобные выводы;

- Софистика - выведение из ложных, но правдоподобных посылок новой посылки, логически верной, но ложной по смыслу либо выгодной для принимающего данный метод;

- Герменевтика - метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов;

 

Философия имеет следующие социальные функции:

1. Мировоззренческая (ф. – теоретическая основа мировоззрения, придаёт систематичность и целостность стихийной картине мира)

2. Познавательная (познаёт мир в соотношении с человеком, опираясь на данные частных наук и используя собственные категории)

3. Методологическая (формулирует правила познания для всех частных наук)

4. Социальной и культурной критики (развинчивает старые и формирует новые общественные идеалы)

5. Прогностическая и конструктивная (конструирует возможные миры, создаёт новые возможности мышления, видит новые пути развития)

 

3. Древнеиндийская философия. Школы, главные представители.

1. в древнеиндийской философии выделяются три основных этапа:

• XV — VI вв. до н. э. — ведический период;

• VI — И вв. до н. э. — эпический период;

• II в. до н. э. — VIIв. н. э. — эпоха сутр.

Веды (дословно — "знания") — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.

В эпический перид появляются учения, оппозиционные Ведам:

• буддизм;

• джайнизм;

• чарвана-лакаята.

Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (IIв. до н. э. — VII в. н. э.) — кратких философских трактатов, рассмат­ривающих отдельные проблемы (например, "нама-сутра" и др.).

2. Онтология индийской философии (учение о бытии и небы­тии) опирается на закон Риты - космической эволюции, цик­личности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассо­циируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космиче­ских (8640000000 земных) лет — до нового рождения Брахмы.

3. Главной особенностью древнеиндийской гносеологии - изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.

4. Душа виндийской философии состоит из двух начал:

• атмана;

• манаса.

Атман — частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен.

Манас — душа человека, возникающая в процессе жизни.

1. Буддизм - религиозно-философское учение, распростра­нившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах.

Основателем данного учения считается Гаутама Будда.

2. Будда вывел четыре благородные (арийские) истины:

• земная жизнь полна страданий;

• страдания имеют свои причины — жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.;

• от страданий можно избавиться;

• существует путь, освобождающий от страданий, — отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.

4. Древнекитайская философия. Школы, главные представители.

1. Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:

VIIв. до н. э. - IIIв. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;

• III— XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буд­дизма (IIIв. н. э.) и его влияние на национальные философ­ские школы;

• ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской фи­лософии достижениями европейской и мировой философии.

После проникновения в Китай буддизма (III в. н. э.) и до конца XIX в. (второй этап) основу китайской философии составляли:

• чань-буддизм (национальный китайский буддизм, возник­ший в результате влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем;

• неодаосизм;

• неоконфуцианство.

В ХХ в. национальная китайская философия обогатилась дос­тижениями мировой философской мысли, в частности идеями:

христианской религии;

• марксизма;

• ведущих европейских философов;

• американской философии прагматизма.

3. Для китайского видения мира и окружающей действительно­сти (что нашло отражение в китайской философии) характерно:

• восприятие своей страны — Китая — как центра существую­щего мира;

• понимание отдельных событий, истории в целом как цикли­ческого процесса;

• осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов;

• восприятие человека, природы и космоса как единого целого;

• консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь пе­ремен;

5. Космоцентризм и поиск субстанции в античной философии.

Это черты первого периода в развитии античной философии – натурфилософского (7-5 вв до н.э.)

 

Школы:

1 Милетская (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)

Фалес: Когда-то всё произошло из воды, вода – сущность каждой вещи, всё возвращается в водное состояние,

Анаксимандр: Первоначало – апеирон (беспредельное), из него выделяются противоположности тёплого и холодного, дающие начало всем вещам.

Анаксимен: Первооснова – воздух, ему свойственно сгущение и разряжение, вследствие которых образуются и исчезают вещества.

Главное: первоначало + сущность мира; представление о всеобщем первоначале как о первовеществе.

2) Эфесская (Гераклит)

Мир в непрерывном изменении, всё движется, наиболее подвижен огонь, мир в своей основе остаётся огнём, душа – сухой огонь. Мир – это процесс в котором все вещи/свойства переходят в свою противоположность, это борьба.

- Италийская

3) Элиаты (Ксенофан – осонователь, Парменид)

Ксенофан: Один бог – космос, мир вокруг (пантеизм). Если бог – это всё, что есть в мире, значит он неподвижен.

Парменид: Признание единства и неподвижности бытия. Бытие есть, небытия нет. Небытие – пустота но её нет. Мир – шар, наполненный веществом без пустот, значит он един. Только мышление способно постичь это

4) Атомисты (Левкипп, Демокрит)

В мире есть только атом и пустота. Вещи возникауют и уничтожаются, но атомы вечны, поскольку неделимы. Они движутся в пространстве, их движения не случайны, они подчиняются детерминизму (учение о всеобщей обусловленности явлений, в основе – универсальная взаимосвязь всех явлений)

Всё обусловлено движением атомов.

6. Философский рационализм Сократа.

Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог.

Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д.

Философ был сторонником этического реализма, согласно которому.

• любое знание есть добро;

• любое зло, порок совершается от незнания.

Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н. э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом — цикутой.Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:

• способствовал распространению знаний, просвещению граждан;

• искал ответы на извечные проблемы человечества — добра и зла, любви, чести и т. д.;

• открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании;

 

• ввел диалогический метод нахождения истины — путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;

• воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых "сократических школ".

7. Философия Платона.

Платон — крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной школы Философии — Академии, основоположник идеалистического направления в философии.

Особенности

Платон — первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений

Главные положения идеалистического учения Платона

* Материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращаются своё существование;

* Окружающий мир («мир вещей») также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

* Реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

* Чистые идеи истинны, вечны и постоянны;

* Любая существующая вещь является всего лишь отображением первоначальной идеи данной вещи.

* Весь мир является отображением чистых идей.

Основные положения гносеологии Платона

* Поскольку материальный мир является лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего именно «чистые идеи»;

* «Чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания даёт не достоверное знание, а лишь мнение);

* «Чистые идеи» можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию);

* Высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные — образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».

8. Философия Аристотеля.

Для Аристотеля этика, в отличие от физики и математики, есть практическая наука, Последней целью и последним благом является счастье. Но что такое счастье? Счастье для Аристотеля — это не жизнь, растраченная на удовольствия, наслаждения и развлечения, это не почести и успех и не богатство, а совпадение добродетели человека с внешней ситуацией.

 

Добро связывается с обилием добродетелей, зло с их скудостью. Аристотель особенно высоко ценил следующие добродетели: разумная мудрость, практическая мудрость, рассудительность, мужество, умеренность, щедрость, правдивость, дружелюбие, любезность.

 

Превыше всего Аристотель ставил разумную мудрость, ибо это та добродетель, с помощью которой постигается любая реальность, благодаря ей постижим и бог. Гармоническим сочетанием всех добродетелей является справедливость.

 

Добродетелям можно и нужно научиться. Они всегда выступают серединой, компромиссом благоразумного человека: «ничего слишком...». Великодушие есть середина между тщеславием и малодушием, мужество — середина между безрассудной отвагой и трусостью, щедрость — середина между расточительностью и скупостью и т.д.

 

9. Философия эпохи эллинизма.

Эпоха эллинизма – эпоха внедрения греческой культуры в страны, завоеванные македонцами (период от Великого похода Александра Македонского в 334 году до н.э. и до потери Грецией в 147 году до н.э. независимости).

 

1)Эпикурейцы (341-270 гг. до н.э.),

Главная идея Эпикура: концепция отклонения атомов. Она утверждала, что случайность в картине мира - такой же объективный фактор, как и необходимость.

В центр своих философских воззрений Эпикур помешает этику. Оформленная в целостную систему, она получила название эпикурейства. Основная проблема человеческой жизни: преодоление страха - смерти, загробных мучений, перед богами. Под счастьем Эпикур понимал удовольствие. Истинное удовольствие - это отсутствие телесного страдания и наказания (агония) и невозмутимость души (атараксия). Эпикур рекомендовал избегать общественной деятельности и заниматься больше частной жизнью. "Проживи незаметно" - вот правило индивидуалистической эпикурейской этики.

2) Стоики (появляются в конце 4 века до н.э., основатель – Зенон)

Для стоиков, как и для эпикурейцев, цель жизни состоит в достижении счастья. Видным представителем римского стоицизма является Сенека.Одна из постоянных тем раздумий Сенеки - тема смерти. Задачу философии он видел в том, чтобы научить человека жить и умереть, дать человеку внутреннюю независимость и душевный покой. Вся жизнь должна быть подготовкой к смерти. "Дурно живет тот, кто не умеет хорошо умереть". Главное для Сенеки это свобода человеческого духа. Он был решительным противником рабства, в первую очередь, не социального, а добровольного, когда люди находятся в полной зависимости от похоти, скупости, страха

3) Неоплатонисты (Создатель – Плотин (204-270 гг.) организовал в Риме школу, которая в отличие от всех предыдущих учила подняться над земным измерением жизни, оставить мирскую суету для того, чтобы созерцать божественное и достигать его. Плотин развивает платоновское учение о высшем Благе как принципе бытия. Мир образуется из материи благодаря проникновению в нее света эманации Единого. Отношения Единого и материи опосредуются Умом и Душой, которая, дробясь на множество душ, оказывается деятельной причиной природы. Душа человека находится в связи, как с божественной душой, так и с чувственным миром. Цель земной жизни состоит в том, чтобы отрешиться от чувственного мира, телесности и слиться с Единым. С онтологией Плотина тесно связана его этика. В экстатическом слиянии с Единым состоит высшая добродетель. Лишь совершенство нравственной жизни приводит к экстазу. Для Плотина жизнь - это борьба, а идеальный человек - это постоянный борец за нравственное совершенство. Учение Платона о Благе Плотин дополняет развернутым учением о зле как лишенности добра. Так как материя - последняя ступень деградации Единого, то она обделена Благом и в этом смысле она – зло. то плотиновская этика цель добродетельной жизни видела в очищении и слиянии с Божеством, Единым. Неоплатонизм завершает развитие античной философии.

 

10. Средневековая европейская философия. Специфика, главные этапы, основные представители.

Средние века – 1000 летний период развития феодального общества. Начало 476 год, конец 14 век.

Специфика обусловлена возникновением и развитием христианства. Главная черта – связь с христианским мировоззрением, философия стала служить богословию. Теоретическое мышление теоцентрично (Бог – абсолютное бытие и абсолютное благо; познание Бога – главная цель и смысл жизни, служение Богу – основа нравственности).

основные положения средневековой философии

*Креационизм – идея сотворения мира Богом из ничего.*Провиденциализм – понимание истории как проявления воли Бога для осуществления божьего плана спасения человека.*Эсхатология – учение о конечных судьбах человека и мира.*Сотериология – учение о спасении, райском блаженстве, воссоединении с Богом.*Теодицея – оправдание Бога, объяснение существования зла.*Символизм – учение находить скрытое значение каких-либо явлений.*Экзегетика – искусство толкования религиозных текстов.

Этапы:

1) Апологетика (сер. 2 – начало 4 века)

Защита христианского вероучения в период формирования христианства и борьбы с язычеством. Центральная проблема – соотношение разума и веры, соотношение язычества и христианства. Представители: Флавий Юстин, Филон Александрийский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан.

 

2) Патристика (4-8 вв.)Религиозно-философское учение крупнейших богословов периода раннего христианства и, прежде всего, отцов церкви, которые сыграли важную роль в формировании христианской ортодоксальной теологии, заложили основы догматики.

3) Схоластика (9-15 вв.)

Рациональное обоснование и систематизация христианского вероучения с использованием идей античной философии. Представители: Северин Боэций, Гуго Сэн-Викторский, Алкуип, Иоанн Скот Эриугена, Дупе Скот, Пьер Абеляр, Ансельм Кентерберийский, У. Оккам, Фома Аквинский.

11. Антропоцентризм, гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения.

1) Антропоцентризм — ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Начиная с эпохи Возрождения человек в философии перестаёт рассматриваться как причастный к Богу

Антропоцентризм ставится в оппозицию мировоззрению монотеистических религий (теоцентризму, господствовашему в Средние века), где центром всего является Бог, а также античной философии (космоцентризму), где в центре всего находится космос[7]. В эпоху Возрожднения происходит превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности[4].

2) Гуманизм — центральное для эпохи Возрождения культурное явление, в его основе находится этика, которая, прежде всего, дает определенное истолкование природы человека. Способности, задатки человека рассматриваются не только как Богом данные, но и как результат собственных усилий. главные акценты приходились на творческую деятельность личности, ее свободу, индивидуальность (главные стороны бытия личности).

3) Пантеизм – философское и религиозное учение о Боге и мире, объединяющее их в единое целое.

Впервые слово «пантеист» было использовано англ. деистом Дж. Толандом в 1705. Довольно сложно свести различные варианты П. в одно общее определение. Основой всех типов П. остается отрицание сущностного различия между Богом и миром, т.е. утверждение их полного единства в бытии, лежащем в основании мирового целого. Это бытие может быть определено как:

Спиноза: вечная и бесконечная субстанция.

Гегель: абсолютная реальность духа.

Шеллинг: чистая, свободная и абсолютная воля.

проявляющийся в природе и истории.

В последующем развитии философии пантеистические тенденции теряют свое значение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: