Ценовая политика предприятия и виды цен.




Цена – один из самых важных показателей для предприятия. Цена выступает денежным выражением стоимости товара. Ее основная функции состоит в обеспечении выручки от продажи товаров. Она имеет большое значение для потребителей товаров, очень важна для установления отношений между предприятием и товарными рынками.

Классификация видов цен:

1. В масштабе обслуживаемых рынков:

· мировые цены, формирующиеся на международном рынке;

· национальные (внутренние) цены, которые наиболее полно от­ражают конъюнктуру товаров и услуг на внутреннем рынке страны;

· внешнеторговые цены — обслуживают обороты импортируе­мой и экспортируемой продукции.

2. В сфере национальной экономики:

· производственные цены, по которым производители постав­ляют товар оптовым торговцам крупными партиями. Подобная цена равна сумме всех производственных и маркетинговых издержек плюс ожидаемая прибыль. В странах с развитой экономикой про­изводственная цена составляет 40 —60 % от розничной;

· оптовые цены — это цены, по которым реализуются большие партии товаров, уже поставленных предприятиями оптовым фир­мам. Такая цена равна производственной плюс все производственные и маркетинговые расходы оптовой торговой фирмы, плюс ее прибыль. Оптовая цена обычно составляет 60 —70 % от розничной;

· розничные цены соответствуют ценам продажи товара в магази­нах в розницу и небольшими партиями. Данная цена складывается из оптовой цены плюс все производственные, управленческие и маркетинговые расходы розничной фирмы, плюс ее прибыль.

3. По степени жесткости регулирования государством:

· рыночные (свободные) цены — это цены, по которым идет купля-продажа на данном рынке в данное время. Они свободны от прямого вмешательства государства;

· регулируемые цены. Изменение их допускается в определенных пределах, регулируемых государством. Цены этого вида достаточ­но распространены и устанавливаются на товары и услуги, тради­ционно являющиеся объектом повышенного государственного контроля (ведущие виды сырья, топлива, магистральный транс­порт, связь и др.).

4. По способу установления фактических сделок:

· твердые цены фиксируются в договоре купли-продажи и не изменяются в течение всего срока действия этого договора. Как правило, используются при сделках, предусматривающих немед­ленную или краткосрочную поставку товаров;

· базисная цена формируется путем переговоров между продав­цом и покупателем крупных партий товара. С ее помощью учиты­вается качество или сорт поставляемого товара, а также конъюн­ктура рынка. На основе этой договоренности определяется цена фактически поставленного товара, когда его качество (сорт) от­личается от оговоренного в контракте поставки. При этом преду­сматриваются скидки и надбавки на цену продукции;

· подвижные (скользящие) цены исчисляются в момент испол­нения контракта путем пересмотра договорной, базисной цены с учетом изменений в издержках производства, произошедших в период исполнения контракта. Они могут быть пересмотрены и в случае изменения условий, оговоренных в контракте;

· контрактные цены — это цены, по которым товар может быть продан. Однако в результате переговоров покупателя и продавца часто происходит снижение цены, для чего в величину контракт­ной цены заложен небольшой резерв. Поэтому иногда такой вид цен подразделяют на цены продавца и покупателя. Контрактная цена может быть твердой (фиксированной), которую окончатель­но устанавливают в момент подписания контракта;

· цена купли-продажи (фактурная цена) определяется усло­виями поставки, оговоренными в контракте. Эта цена в значи­тельной степени определяется рыночной конъюнктурой. Кроме того, ее величина существенно зависит от условий поставки, для обозначения которых используют целый ряд условных обо­значений (например, «франко», когда продавец обязан доста­вить товар в обусловленное место за свой счет и на свой риск, а транспортные, таможенные и страховые расходы включаются в цену товара – ИНКОТЕРМС).

5. По характеру ценовой информации:

· номинальные (справочные) цены публикуются в прейскуран­тах, справочниках, биржевых котировках (сокращенно — номи­нал). Подразделяются на цены прейскурантов и цены предложе­ний (устанавливаются производителем на специально заказанную продукцию без согласования с потребителями);

· биржевые цены — цены по сделкам, заключаемым с использо­ванием посредника — биржи.

6. По типам рынков:

· цены спроса — складываются на том или ином рынке в резуль­тате свободных рыночных отношений конкуренции, спроса и пред­ложения;

· монопольные цены — это цены, устанавливаемые монополия­ми выше или ниже цены производства. Выше — для сбыта своих товаров, а ниже — при закупке сырья и материалов для их произ­водства, приобретаемых у других фирм и поставщиков. В особен­ности характерны для монопольного рынка;

· экспортные цены, на уровень которых влияет множество фак­торов: объем продаж, прибыльность сбыта на внешнем рынке, время и сроки продажи товара, его поставки, условия экономи­ческого, политического, правового и культурного развития стра­ны-импортера. Они формируются на основе так называемых ба­зисных условий, которые учитывают стоимость самого товара, а также обязанности продавца по оплате расходов на транспорти­ровку и страхование продукции

Ценовая политика – это механизм или модель принятия решений о поведении предприятия на основных типах рынков для достижения поставленных целей хозяйственной деятельности. На практике используют следующие виды ценовых стратегий:

стратегия высоких цен ("снятие сливок" - "price-skimming") предусматривает продажу первоначально значительно выше издержек производства, а затем их понижения. Это относится к товарам-новинкам, защищенным патентами. Подобная стратегия возможна в условиях высокого уровня текущего спроса, восприятия высокой цены со стороны потребителя как свидетельство высокого качества товара и др.;

стратегия низких цен, или стратегия "проникновения" на рынок. Это делается с целью стимулирования спроса (персональные компьютеры), что эффективно на рынках с большим объемом производства и высокой эластичностью спроса, когда покупатели резко реагируют на снижение цен и увеличивают спрос. Фирма за счет массового производства выдерживает низкий уровень цен;

стратегия дифференцированных цен проявляется в установлении цен в сочетании со всевозможными скидками и надбавками к среднему уровню цен для различных рынков,их сегментов и покупателей;

стратегия льготных цен направлена на работу с покупателями, в которых заинтересована фирма, предлагая им товар по льготной цене;

стратегия гибких, эластичных цен. Цены устанавливаются в зависимости от возможностей покупателя, его покупательной силы;

стратегия стабильных, стандартных, неизменных цен;

стратегия неокругленных цен, при которой покупатель покупает товар не за $100, а за $99.99. В этом случае покупатель рассматривает эти цены как низкие или как доказательство тщательного подсчета и установления цены фирмой;

стратегия цен массовых закупок;

стратегия тесного увязывания уровня цен с качеством товара и др.

Прежде чем применять на практике ту или иную ценовую политику, надо повседневно следить за складывающимся уровнем цен.

Представление о динамике цен обычно формируется из рассмотрения цен фактических сделок; биржевых, цен аукционов и торгов; цен, приводимых в статистических справочниках, цен предложений крупных фирм, справочных цен.

Наиболее полное представление о складывающемся уровне цен дают фактические сделки и договоры. Эти цены могут рассматриваться как конкурентные цены при ведении переговоров.

Биржевые котировки служат хорошим ориентиром при торговле биржевыми товарами, они отражают фактические сделки на определенный период. Приих анализе следует иметь в виду, что они подвержены влиянию экономической конъюнктуры.

Цены аукционов и торгов близки к котировкам бирж.

В статистических источниках, как правило, даются средние цены.

Справочные цены публикуются в справочных изданиях, каталогах, журналах, газетах и т. д. При их рассмотрении следует иметь в виду, что они не отражают реальной картины, поскольку продавцы обычно предоставляют с них разнообразные скидки. Характерной чертой справочных цен является их стабильность во времени, они мало меняются при изменении конъюнктуры, тогда как скидки и надбавки чаще подвергаются пересмотру.

Контрактные цены - цены, по которым можно и продать товар, но чаще всего в результате переговоров покупателя и продавца происходит снижение цены, для чего в контрактной цене имеется небольшой резерв. Контрактная цена может быть твердая (фиксированная), устанавливаемая окончательно в момент подписания контракта, она может быть ценой с последующей фиксацией или в момент, определенный контрактом.

Подвижная цена - в случае изменения условий, оговоренных в контракте, она может быть пересмотрена.

Скользящая цена исчисляется в момент исполнения контракта путем пересмотра договорной, базисной цены с учетом изменения в издержках производства, происшедших в период исполнения контрактов.

Экспортная цена товара - на ее уровень влияет множество факторов: объем продаж, прибыльность сбыта на внешнем рынке, время и сроки продажи товара, его поставки, условия экономического, политического, правового и культурного развития страны-импортера. Она устанавливается на основе так называемых базисных условий, которые учитывают: стоимость самого товара, обязанности продавца по оплате расходов по транспортировке и страхованию товара (франкированию цены).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: