Вопрос: Какие монополии называются «естественными»?




Монополии называются естественными, потому что их формирование, функционирование и развитие на рынке опреде­ленных товаров происходит объективно, в силу независящих от воли и сознания людей специфических свойств, присущих этим товарам, работам и услугам. Объективная детерминированность естественных монополий, в свою очередь, обусловливает то, что их правовое регулирование лишь в минимальной степени определя­ется субъективным усмотрением законодателей, а предполагает глубокое знание экономической и социальной природы соответст­вующих естественных монополий и максимально адекватное ее от­ражение в законодательных актах. Отдельные общественные от­ношения, возникающие на рынке, где действуют естественные мо­нополии, вообще не поддаются нормативно-правовой корректи­ровке, а должны быть восприняты и закреплены в государствен­но-обязательных решениях так, как они сложились и утверди­лись на практике.

Естественной монополией обладают собственники и иные хо­зяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки, пригодные для возде­лывания и выращивания на них чая, виноградников). Сюда отно­сятся также целые отрасли инфраструктуры, которым свойствен­ны особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т. п.). Зачастую наличие естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Естественные монополии возникают там, где невозможно или экономически нецелесообразно строить анало­гичные предприятия, скажем, космодром, железную дорогу или газопровод, параллельно уже действующим.

Естественная монополия существует, когда эффект ее мас­штаба настолько велик, что один хозяйствующий субъект может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки, чем были бы издержки у ряда конкурирующих с ним хозяйствующих субъектов. Такие условия характерны, например, для так называемых предприятий общественного пользования, к которым относятся, в частности, предприятия электро-, водо- и газоснабжения, телефон­ная служба и т.д. В этих случаях эффект масштаба в производст­ве и распределении продукта настолько велик, что для получе­ния низких издержек на единицу продукции и низкой цены необ­ходима именно крупномасштабная деятельность. В такой ситуа­ции конкуренция является просто нерентабельной. Если бы ры­нок был поделен между многими производителями, эффект мас­штаба не был бы достигнут, издержки на единицу продукции были бы высоки и потребовались бы высокие цены, чтобы покрыть эти издержки.

Задание: Условие задачи. Допустим, что чистый монополист сталкивается с графиком спроса, указанным ниже (Таблица 3 Зависимость спроса от цены.). Вычислите валовый и предельный доход (TR и MR). Изобразите кривые спроса, валового дохода и предельного дохода. Определите эластичный и неэластичный отрезки кривой спроса. Какая связь существует между MR и эластичностью спроса?

Таблица 3 Зависимость спроса от цены.

 

Р Qd
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Решение

Валовый доход – общая выручка фирмы. Рассчитывается по формуле:

(4)

Предельный доход - величина, на которую изменится валовый доход фирмы в результате изменения выпуска продукции на одну единицу, рассчитывается по формуле:

(5)

Результаты расчета валового и предельного доходов в зависимости от объема производства по формулам 4 и 5 с применением табличного процессора MicrosoftExcelпредставлены в «Таблица 4 Валовый и предельный доход».

Таблица 4 Валовый и предельный доход

Р Qd TR MR
       
       
       
       
       
       
       
       
       
      -7

 

Кривая спроса представлена на «Рисунок 6 Кривая спроса». Кривые валового и предельного доходов представлены на «Рисунок 7 Валовый доход» и «Рисунок 8 Предельный доход».

Рисунок 6 Кривая спроса

Рисунок 7 Валовый доход

Рисунок 8 Предельный доход

Чтобы определить эластичный и неэластичный отрезки кривой спроса, рассчитаем коэффициент эластичности спроса на каждом отрезке.

Коэффициент эластичности спроса рассчитывается по формуле:

(6)

Результаты расчетов представлены в «Таблица 5 Коэффициент эластичности спроса».

 

Таблица 5 Коэффициент эластичности спроса

Р Qd изм P изм Q Kэл
         
        5,88
        3,46
        2,96
        1,97
        1,57
        1,33
        1,20
        1,16
        0,92

При значении коэффициента эластичности >1 спрос является эластичным (эластичный отрезок кривой при объемах от 1 до 9), при значении <1 спрос неэластичный – в нашем случае неэластичный будет спрос при увеличении объема до 10 единиц. Какая связь существует между MR и эластичностью спроса? Как видно из расчетов, пока предельный доход является положительным, спрос эластичный, как только предельный доход становится отрицательной величиной, спрос становится неэластичным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: