Монополии называются естественными, потому что их формирование, функционирование и развитие на рынке определенных товаров происходит объективно, в силу независящих от воли и сознания людей специфических свойств, присущих этим товарам, работам и услугам. Объективная детерминированность естественных монополий, в свою очередь, обусловливает то, что их правовое регулирование лишь в минимальной степени определяется субъективным усмотрением законодателей, а предполагает глубокое знание экономической и социальной природы соответствующих естественных монополий и максимально адекватное ее отражение в законодательных актах. Отдельные общественные отношения, возникающие на рынке, где действуют естественные монополии, вообще не поддаются нормативно-правовой корректировке, а должны быть восприняты и закреплены в государственно-обязательных решениях так, как они сложились и утвердились на практике.
Естественной монополией обладают собственники и иные хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки, пригодные для возделывания и выращивания на них чая, виноградников). Сюда относятся также целые отрасли инфраструктуры, которым свойственны особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т. п.). Зачастую наличие естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Естественные монополии возникают там, где невозможно или экономически нецелесообразно строить аналогичные предприятия, скажем, космодром, железную дорогу или газопровод, параллельно уже действующим.
Естественная монополия существует, когда эффект ее масштаба настолько велик, что один хозяйствующий субъект может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки, чем были бы издержки у ряда конкурирующих с ним хозяйствующих субъектов. Такие условия характерны, например, для так называемых предприятий общественного пользования, к которым относятся, в частности, предприятия электро-, водо- и газоснабжения, телефонная служба и т.д. В этих случаях эффект масштаба в производстве и распределении продукта настолько велик, что для получения низких издержек на единицу продукции и низкой цены необходима именно крупномасштабная деятельность. В такой ситуации конкуренция является просто нерентабельной. Если бы рынок был поделен между многими производителями, эффект масштаба не был бы достигнут, издержки на единицу продукции были бы высоки и потребовались бы высокие цены, чтобы покрыть эти издержки.
Задание: Условие задачи. Допустим, что чистый монополист сталкивается с графиком спроса, указанным ниже (Таблица 3 Зависимость спроса от цены.). Вычислите валовый и предельный доход (TR и MR). Изобразите кривые спроса, валового дохода и предельного дохода. Определите эластичный и неэластичный отрезки кривой спроса. Какая связь существует между MR и эластичностью спроса?
Таблица 3 Зависимость спроса от цены.
Р | Qd |
Решение
Валовый доход – общая выручка фирмы. Рассчитывается по формуле:
(4)
Предельный доход - величина, на которую изменится валовый доход фирмы в результате изменения выпуска продукции на одну единицу, рассчитывается по формуле:
(5)
Результаты расчета валового и предельного доходов в зависимости от объема производства по формулам 4 и 5 с применением табличного процессора MicrosoftExcelпредставлены в «Таблица 4 Валовый и предельный доход».
Таблица 4 Валовый и предельный доход
Р | Qd | TR | MR |
-7 |
Кривая спроса представлена на «Рисунок 6 Кривая спроса». Кривые валового и предельного доходов представлены на «Рисунок 7 Валовый доход» и «Рисунок 8 Предельный доход».
Рисунок 6 Кривая спроса
Рисунок 7 Валовый доход
Рисунок 8 Предельный доход
Чтобы определить эластичный и неэластичный отрезки кривой спроса, рассчитаем коэффициент эластичности спроса на каждом отрезке.
Коэффициент эластичности спроса рассчитывается по формуле:
(6)
Результаты расчетов представлены в «Таблица 5 Коэффициент эластичности спроса».
Таблица 5 Коэффициент эластичности спроса
Р | Qd | изм P | изм Q | Kэл |
5,88 | ||||
3,46 | ||||
2,96 | ||||
1,97 | ||||
1,57 | ||||
1,33 | ||||
1,20 | ||||
1,16 | ||||
0,92 |
При значении коэффициента эластичности >1 спрос является эластичным (эластичный отрезок кривой при объемах от 1 до 9), при значении <1 спрос неэластичный – в нашем случае неэластичный будет спрос при увеличении объема до 10 единиц. Какая связь существует между MR и эластичностью спроса? Как видно из расчетов, пока предельный доход является положительным, спрос эластичный, как только предельный доход становится отрицательной величиной, спрос становится неэластичным.