ТЕОРИИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТЕ




ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

Основные модели поведения личности в конфликте

№ п/п Модель поведения Поведенческие характеристики личности
  Конструктивная Стремится уладить конфликт; нацелена на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику; открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна
  Деструктивная Постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения
  Конформистская Пассивна, склонна к уступкам; непоследовательна в оценках, суждениях, поведении; легко соглашается с точкой зрения соперника; уходит от острых вопросов

 

Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.

Давая общую оценку приведенным выше моделям поведения, отметим, что желательной и необходимой моделью является конструктивная. Деструктивная же модель поведения не может быть оправданной. Она способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный.

Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Иначе говоря, данная модель по сути дела является деструктивной, только с противоположным знаком. Но конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.


 

СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ

Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны.

В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: «Что я выиграю…?», «Что я потеряю...?», «Какое значение имеет предмет спора для моего соперника...?» и т. д. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (уход, принуждение, компромисс; уступка или сотрудничество). Часто бывает так, что отражение этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведе­ние в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.

Оценка интересов в конфликте – это качественная характеристика выбираемого поведения. В модели Томаса-Киллмена она соотносится с количественными параметрами: низким, средним или высоким уровнем направленности на интересы.

 

Стратегии и тактики поведения в конфликтных ситуациях

Стратегия поведения Рекомендации по целесообразному использованию стратегий (когда можно применять)
Соперничество · исход конфликта очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы; · обладаете достаточной властью и авторитетом, и представляется очевидным, что предлагаемое вами решение – наилучшее; · чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего больше терять; · должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага. Этот стиль, кроме чувства отчуждения, ничего больше вызвать не может.

 

Уход · источник разногласий несущественен для вас по сравнению с другими более важными задачами, а потому вы считаете, что не стоит тратить силы; · знаете, что не можете или не хотите решить вопрос в свою пользу; · у вас мало власти для решения проблемы желательным для вас способом; · хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо решение; · пытаться решить проблему немедленно опасно, так как вскрытие и открытое обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию; · у вас был трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности.
Уступка Стремление уйти от конфликта. Но причины «ухода» иные. Человек жертвует личными интересами в пользу интересов собеседника. · важнейшая задача – восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта; · предмет разногласия не важен для вас, или вас не особенно волнует случившееся; · считаете, что лучше сохранить добрые отношения с др. людьми, чем отставать свою точку зрения; · осознаете, что, правда, не на вашей стороне; чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.
Компромисс Стратегия эффективна, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Эта стратегия не портит межличностные отношения, она способствует их положительному развитию. · обе стороны имеют одинаково убедительные аргумента; · удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение; · вас может устроить временное решение, т.к. нет времени для выработки другого или же другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными.
Сотрудничество Эта стратегия наиболее трудная, т.к. требует продолжительной работы. Цель ее применения – разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Она требует умения объяснить свои желания, выслушать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного из этих факторов делает эту стратегию неэффективной. · необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений; · у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной; · основной целью является приобретение совместного опыта работы; · стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов.

 


 

ТИПЫКОНФЛИКТНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ

Тип конфликтной личности Поведенческие характеристики
Демонстративный Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо
Ригидный Подозрителен. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств Прямолинеен и не гибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Почтение со стороны окружающих воспринимается как должное. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимает как обиду. Мало критичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям
Неуправля­емый Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Поведение такого человека плохо предсказуемо. Ведет себя вызывающе, агрессивно. Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы общения. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно планировать свою деятельность или последовательно претворять планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало уроков
Сверхточный Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе. Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми он работает, кажется, что он придирается. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Иногда вдруг разрывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачивается за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т.п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях. Слабо чувствует реальные взаимоотношения в группе
«Бесконфликтный» Неустойчив в оценках и мнениях. Обладает легкой внушаемостью. Внутренне противоречив. Характерна некоторая непоследовательность поведения. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Зависит от мнения окружающих. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: