В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений;
ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
• сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Программа
Раздел 1
Личность подростка (11 ч)
Ознакомление с программой курса. Знакомство с учебником. Определение личности подростка – его физическое, психологическое и гражданское становление. Трудности и задачи, с которыми сталкивается подросток, вступая в общество. Последствия подростковых поступков.
Определение возраста. Понятие тинэйджер, подросток. Система ценностей подростка. Самоутверждение. Особенности подросткового периода. Место подростка в обществе в различные исторические эпохи. Другие возрасты человека: юность, зрелость, старость.
Определение подросткового возраста. Задачи подросткового возраста. Принятие своей внешности. Формирование более зрелых отношений со сверстниками обоего пола. Принятие мужской и ли женской роли. Эмоциональная независимость от родителей. Подготовка к трудовой деятельности. Подготовка к вступлению в браки семейной жизни.
Пути преодоления трудностей подросткового периода.
Взросление. Сложности вхождения в мир взрослых. Отличие подростков от взрослых и друг друга.
Особенности воспитания подростков. Возраст контрастов. Подростковый пессимизм и оптимизм, альтруизм и эгоизм, подозрительность и доверчивость.
Физические изменения в подростковом возрасте. Усиление роста.Факторы, влияющие на рост. Акселерация. Телосложение. Неравномерность развития подростков. Внешняя привлекательность, ее влияние на самооценку. Комплекс неполноценности, пути его преодоления.
Понятие личности. Основные характеристики личности. Темперамент: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Характер. Способности. Трудолюбие и работоспособность. Интеллект. Чувства и эмоции. Стресс, причины его возникновения у подростков.
Составляющие психической жизни человека: ум, воля, чувства. Управление эмоциями. Влияние семьи на самооценку подростка. Низкая самооценка, ее причины и последствия. Самооценка и успеваемость в школе. Корректировка самооценки подростка.
Выдающиеся личности в истории. Философы о выдающихся личностях. Одаренные дети, их особенности. Факторы, влияющие на развитие выдающейся личности. Воспитание выдающегося человека. Признаки выдающейся личности.
Определение лидера. Роль лидера в обществе. Основные элементы лидерства: воображение, знания, талант, решимость, жесткость, притяжение. Ораторский талант как важный элемент лидерства. Искусство общения. Лидер в подростковой среде.
Раздел 2