Оформление текста лекции.




Абсолютное большинство начинающих лекторов подобранные материалы оформляют в виде конспектов.

Более опытные преподаватели обходятся тезисными записями и планами.

«Мы не будем повторять старого спора: писать или не писать речи. Знайте, читатель, что, не исписав нескольких сажен или аршин бумаги, вы не скажете сильной речи по сложному делу. Если только вы не гений, примите это за аксиому и готовьтесь к речи с пером в руке». П. Сергеич «Найденная, но не записанная мысль – это найденный и потерянный клад». Д.И. Менделеев «Я, никогда не писавший речей предварительно, позволю себе в качестве старого судебного деятеля сказать молодым деятелям: не пишите речей заранее, не тратьте времени, не полагайтесь на помощь этих сочиненных в тиши кабинета строк, медленно ложившихся на бумагу». А.Ф. Кони

Д) Выработка индивидуальной манеры чтения лекции.

Психологические особенности первой лекции

Главное правило – на первой лекции многое зависит от того, как преподаватель «подает себя» создает свой положительный образ.

Негативные элементы психологии лекционного общения – входя в аудиторию преподаватель:

• «не видит студентов» и не пытается установить с ними контакт;

• не обращает внимания на то, чем студенты занимаются во время лекции;

• не называет тему и план лекции;

• подчеркивает перед аудиторией своё интеллектуальное превосходство;

• излагает материал нарочито усложненным языком (однако, излишнее упрощение лекционного языка, речевая небрежность может привести к примитивизации и даже вульгаризации – использование жаргона).

ИТОГ: аудитория встречает лектора с равнодушием, занимают выжидательную позицию, а нередко настраиваются к предмету и лектору отрицательно.

Рекомендации: · подумать о своем имидже, целенаправленно оказывая на студентов продуманное психологическое воздействие, формирующее стиль общения и уменьшающее пассивность аудитории; · не следует начинать лекцию, не сосредоточив внимания аудитории (простым и эффективным приемом для достижения этой цели является традиционное приветствие преподавателя, сообщение темы, задач и плана лекции, интригующее вступление); · никогда не следует читать текст лекции; · необходимым условием эффективности лекции является речевое мастерство лектора; · необходимо стремиться к ведению активного диалога с аудиторией; · целесообразно повторять наиболее важные положения, периодически менять тембр голоса, логические ударения, показывая этим важность раздела, мысли, вывода или обобщения (это нужно продумать заранее – например, выделить в лекции маркером наиболее важные места); · темп речи 60-80 слов в минуту; · лекции надо читать достаточно громко, чтобы слышали, и в тоже время достаточно тихо, чтобы слушали; · необходимо держать себя непринужденно, свободно, уверенно, передвигаться по аудитории, следя за тем, успевают ли студенты записывать лекцию; · если студент по какой-то причине не расслышал или не понял сущность обсуждаемой темы, вопросы в устной форме нежелательны (в тетради нужно оставить свободное место и после окончания лекции или в перерыве восстановить упущенный фрагмент); · следует требовать, чтобы на лекцию в аудиторию студенты приходили за несколько минут до ее начала.

 


СТРУКТУРА ЛЕКЦИИ И ТРЕБОВАНИЯ К ЕЕ КОМПОНЕНТАМ

Вводная часть лекции

Вводную часть лекции целесообразно начинать с формулировки ее темы и цели (сообщение плана лекции обеспечивает на 10-12% более полное запоминание материала, чем на той же лекции, но без оглашения плана). Существует мнение, что лекция удается или проваливается в первые 10 минут. Поэтому умение овладеть вниманием слушателей уже во вводной части очень важно.

 


Основная часть лекции

Содержание основной части лекции составляет всестороннее обоснованное раскрытие основных тезисов с помощью системы аргументации.

Виды изложения материала:

– проблемное изложение (выявление и анализ противоречий и путей их разрешения);

– хронологическое изложение;

– изложение от причин к следствиям;

– индуктивное или дедуктивное изложение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: