Механизмы реализации управления в социальной сфере




Государственная и муниципальная социальная политика реализуется через социальное планирование и управление посредством системы социальных мероприятий и программ, проводимых федеральными, региональными и местными органами. Одним из важных механизмов реализации социальной политики государства является система государственных минимальных социальных стандартов. Социальный стандарт - минимально необходимый уровень удовлетворения социальных потребностей населения. Например[4]:

· В качестве минимальных государственных социальных стандартов в сфере образования утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных образовательных услуг гражданам РФ, необходимых для получения дошкольного, основного общего, начального и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также для получения на конкурсной основе высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении.

· В качестве минимальных государственных социальных стандартов в сфере здравоохранения утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных медицинских услуг гражданам РФ, необходимых для оказания медицинской помощи и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

· В качестве минимальных государственных социальных стандартов в сфере социального обслуживания населения утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных социальных услуг гражданам РФ, необходимых для их социального обслуживания, в случаях, установленных законодательством РФ.

· В качестве минимальных государственных социальных стандартов в сфере культуры утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных социальных услуг гражданам РФ, необходимых для обеспечения библиотечного обслуживания населения.

· В качестве минимальных государственных социальных стандартов в жилищно-коммунальной сфере утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных социальных услуг, необходимых для предоставления малоимущим и иным категориям граждан в соответствии с законодательством РФ бесплатного жилья.

· В качестве минимальных государственных социальных стандартов при оказании юридической помощи населению утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида юридических услуг гражданам РФ, в случаях, установленных законодательством РФ.

Минимальные социальные стандарты установливают пороговые значения социальных благ для человека, ниже которых опускаться нельзя. Они должны быть гарантированны каждому гражданину, а также должны быть доступными по цене или быть бесплатным для потребителя, т.е. частично или полностью оплаченными из бюджетных и внебюджетных средств.

Одной из главных целей РФ - подтянуть отечественные социальные стандарты до лучших европейских и мировых образцов. В.В. Путин заявил, что в планах Правительства «повышение качества социальной среды и здоровья нации, увеличение доступности и комфортности жилья, создание эффективной системы обеспечения личной безопасности граждан, их защиты от преступных посягательств и чрезвычайных ситуаций».

 


 

Глава 2. Реализация государственной социальной политики в Свердловской области

2.1 Комплексная программа в Свердловской области «Доступная среда» до 2020 года

Подготовка принципов государственной целевой программы «Доступная среда» для инвалидов проходила в 2008–2011 годах. Параллельно процессу разработки этого важного для людей с ограниченными способностями документа в 2008 году Российская Федерация подписала (а в 2012 г. - ратифицировала) международную Конвенцию о правах инвалидов, принятую Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 2006 г.

Комплексная программа в Свердловской области «Доступная среда» направлена на устранение как физических, так и психологических проблем, которые встают на пути у инвалидов, желающих активно участвовать в жизни общества. По данным Росстата в таблице 1.1 представлена общая численность инвалидов по группам инвалидности в РФ с 2011 по 2017 года.[5] Так же по данным Росстата известно количество инвалидов в Свердловской области на конец 2015 года.[6] Все эти показатели говорят о том, что инвалиды являются социально значимой группой в обществе и государстве. Интересно и то, что по данным социологического исследования зафиксирован низкий уровень социальной разобщенности и «отношенческих» барьеров в современном российском обществе. В оценках жителей Свердловской области наблюдается высокий уровень толерантного отношения к инвалидам и их проблемам.[7]

Таблица 1.2

 

В Свердловской области имеется «Областной центр реабилитации инвалидов», в котором находятся единственный в области бассейн, адаптированный для людей с ограниченными возможностями здоровья, гидрооздоровительный комплекс, спортзал, тренажерные и реабилитационные залы, уютный гостиничный комплекс, учебно-тренировочная квартира и учебно-тренировочная кухня для занятий по социально-бытовой адаптации инвалидов. Клиенты Центра получают реабилитационные услуги в условиях временного проживания в течение 14 дней, а также без круглосуточного пребывания в течение трех недель. За год ОЦРИ обслуживает более 1,5 тысячи взрослых клиентов, которым оказывается свыше 130 тысяч социальных услуг. В перспективе данные показатели должны увеличиться. Этот проект разрабатывался не только архитекторами и строителями, но и, непосредственно, самими инвалидами. «Это очень интересное учреждение. Его ресурс, на мой взгляд, до конца пока не раскрыт. По сути, это центр апробации новых технологий и решений, который помогает людям с ограничениями в передвижениях адаптироваться к условиям городской среды. Это наша первая ласточка - мы можем сказать, одна из лучших в России. Мы должны и помогать этому учреждению, и тиражировать этот опыт для других территорий области. Сейчас планируется строительство третьей очереди центра, а на это нужны средства, решение о выделении которых принимают, в том числе, депутаты Законодательного собрания», – отметил Вячеслав Погудин координатор партийного проекта «Доступная среда».

Также можно выделить главную проблему для лиц с ограниченными возможностями – доступность транспорта. В Свердловской области практически отсутствует общественный транспорт, оборудованный для инвалидов, поручни, подъемники в транспорт и низкие подъемные площадки. Но, тем не менее, по всей Свердловской области 5619 объектов с разным уровнем доступности объекта для инвалидов. Из них не имеет информации 749 объектов, временно недоступны 736 объектов, доступны условно 1522 объекта, доступны частично 950 объектов, доступны полностью 1979 объектов. Всеэ ти объекты обозначены на автоматизированной информационной системе (Рисунок 1.1).

Рисунок 1.1

 

На конец 2016 года приобретено 5 комплектов оборудования для обеспечения работы диспетчерских центров связи для глухих, 7 тактильных пиктограмм, 3 антивандальных кнопки вызова автоматического повторного включения, 15 панелей вызова повторного включения, 124 желтых угловых противоскользящих накладки, дорожный знак «Парковка для инвалидов» комплект из двух знаков, стенд уличный трехсекционный, 4 мнемосхемы тактильные. В рамках реализации мероприятий по сохранению и модернизации рабочих мест для инвалидов приобретено около 300 единиц оборудования, оснастки, материалов, приспособлений. Приобретённое оборудование, оснастка, материалы позволили увеличить производительность труда, маржинальный доход от производства (за счет снижения стоимости основных материалов), улучшить качество выпускаемой продукции (за счет применения современного оборудования), снизить себестоимость производимой продукции, расширить номенклатуру выпускаемой продукции, сохранить ранее созданные рабочие места для инвалидов, а также увеличить заработную плату работников. 14 территориальных управлений социальной политики осуществили закупку технических средств (подъемники, накладные пандусы, поручни, лестницеходы) для последующей передачи инвалидам-колясочникам. [8]

Эффективность реализации программы «Доступная среда» в 2014–2015 годах составила 117,8%. В том числе, с учетом доступности для маломобильных граждан было дооборудовано 54 объекта социальной инфраструктуры, в 2016 соответствующие проекты реализуются на 75 объектах. В 2016 году на реализацию программы направлено свыше 130 миллионов рублей, в том числе – 89 миллионов из областного бюджета, остальные средства - из федерального.

Таким образом, реализация мер по созданию доступной среды для инвалидов позволит: повысить уровень социальной адаптации и интеграции инвалидов в общество - расширить возможности получения профессионального образования, увеличить число трудоустроенных инвалидов, повысить их социальную защищенность, создать условия для реализации прав инвалидов, равных другим гражданам Свердловской области.

 

 


[1] Указ Президента РФ от 24 сентября 2007 г. № 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти"

[2] Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Правительстве Российской Федерации"

[3] Указ Президента РФ от 24 сентября 2007 г. № 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти"

[4] Законопроект № 209727-3 «О минимальных государственных социальных стандартах»

[5] https://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/invalid/1-1.doc

[6] https://cbsd.gks.ru/

[7] ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», Институт социального образования, факультет социологии, Центр социологических исследований «Отношение населения Свердловской области к проблемам инвалидов»

 

[8]https://msp.midural.ru/deyatelnost/otchety-o-deyatelnosti/gosudarstvennaya-programmax/informaciya-za-2016-god.html



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: