1 – фаза усилий (4-5 мин);
2 – оптимальная активность восприятия (25-30 мин);
3 – фаза усилий (10-15 мин);
4 – фаза выраженного утомления
Обычно педагог реагирует на последнюю фазу, и это неправильно. Меры необходимо принимать – в фазе усилий:
• разнообразить материал лекции;
• переключаться на материал, обеспечивающий повышенный интерес;
• изменять степень напряжения слушателей.
NB: Фазы усилий и утомления наступают ранее там, где нет атмосферы интереса и доверия. Скучные и однообразные лекции затормаживают мыслительную деятельность студентов.
На лекциях необходимо:
• рациональное чередование повышенного внимания, мыслительного напряжения и ослабления их путем соответствующей разрядки;
• допускать юмор, иронические замечания в соответствии с содержанием (но остроты и шутки требуют чувства меры, обоснованного и тонкого умения их подачи).
Другие особенности внимания студентов во время лекции
Приемы поддерживания интереса к лекции
– включение теоретических суждений в систему конкретных примеров, иллюстрирующих связь излагаемого материала с практикой;
– обращение к параллельно читаемым дисциплинам;
– иллюстрация значения конкретной дисциплины в системе научного знания;
– апелляция к непосредственным интересам аудитории («Курсовые работы будут строиться на основных положениях сегодняшней лекции...», «Материал по данной тематике отсутствует в имеющихся учебниках, по которым вы готовитесь к экзаменам...» и т.д.).
– возвращение лектора к стержневой идее.
Повышению познавательной активности студентов способствует умение лектора доходчиво отвечать на вопросы. Ответ лучше дать сразу, четко и в значительной мере экспромтом. Один неудачный ответ может ухудшить впечатление от всей лекции. У студентов не без оснований распространено мнение, что в ответах на вопросы наиболее отчетливо проявляется эрудиция преподавателя. |
Заключительная часть лекции
Заключительная часть лекции предполагает:
– подведение итогов, обобщение прочитанного и уже знакомого из самостоятельно изученного студентами материала и т.д.;
– ориентировка студентов на самостоятельную работу (рекомендовать литературу; разъяснить, какие вопросы выносятся на семинары, а какие необходимо изучать самостоятельно);
– ответы на вопросы студентов, возможно поступившие в форме записок (о такой возможности надо предупредить студентов заранее).
Отвечая на наивные или нелепые вопросы, надо щадить самолюбие студента, малейшая бестактность при этом может привести к потере контакта с аудиторией. Научить же людей чему-либо можно лишь сохраняя с ними хорошие отношения. |
После лекции: беседа со студентами, проявившими интерес к теме лекции.
ТРЕБОВАНИЯ К КОНСПЕКТИРОВАНИЮ ЛЕКЦИЙ
В методической литературе не существует единых правил, как нужно записывать лекцию. Это зависит от индивидуальных особенностей требований преподавателей и индивидуальных качеств личности студентов.
В этом отношении студентов можно разделить на четыре группы.
Основная задача конспектов (при отсутствии опорных конспектов) – содействовать работе моторного компонента памяти и углубленному усвоению и обработке учебного материала. |
Нередко студенты не владеют элементарными навыками учебной деятельности на лекции. Поэтому преподавателю необходимо устранять эти пробелы. У студентов, как правило, стихийно складывается так называемый стиль писца, т.е. стремление возможно более полно записать весь лекционный материал, что не способствует его глубокому пониманию и усвоению.
Конспект полезен тогда, когда ориентирован:
– на одновременное прослушивание лекции и мыслительную переработку материала;
– на выделение и фиксацию в тезисно-аргументированной форме главного содержания лекции.
ВЫВОД:
Лекция представляет собой основную организационную форму обучения в вузе (для бакалавриата), направленную на первичное овладение знаниями. Главное назначение лекции– обеспечить теоретическую базу обучения, развить интерес студентов к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать ориентиры для самостоятельной работы. |