Музыкально-выразительные средства




 

Хор «К вам, павшие…» завершает цикл «Четыре хора на стихи А.Твардовского» – это реквием-хорал, посвященный всем погибшим во время Ржевской битвы. Это заключительный номер цикла написанного, на стихи Твардовского. В нем нет, как таковой сюжетно-повествовательной линии, а показана динамика переживаний личности и целого народа.

Произведение написано в жанре хоровой миниатюры, отличающейся строгостью фактурного изложения (аккордово-гармонический склад на протяжении всего произведения), формированием образа за счет лаконичных выразительных средств, с использованием небольшого по объему поэтического текста и концентрацией на идее, заложенной в нем.

Форма произведения

Произведение Р. Щедрина написано в трехчастной репризной форме, с широко развернутой серединой. Размер, используемый в произведении, переменный, есть как сложный (4/4) так и простые (2/4; 3/4).

Несмотря на то, что хор обрамлён мажорными частями, его середина ясно показывает всю тоску и боль невосполнимой потери, с которой невозможно смириться. Спокойствие крайних частей можно расценивать как дань уважения павшим героям, нежелание их беспокоить земными чувствами и тревогами. Размеренное, поступенное движение во всех голосах придают крайним частям черты хоральности.

I часть – представляет собой период из 3-х предложений 5, 4 и 4 тактов. II часть – кульминационная. Она построена аналогично I части и также написана в форме периода состоящего из 3-х предложений (5, 4 и 4 тактов). III часть – реприза, написанная в форме неквадратного периода из 9 тактов (5+4 тактов, практически полностью повторяющих музыкальный материал первой части), с кодой, состоящей из 3-х тактов.

 

Гармонический анализ

Основная тональность произведения C-dur. Особенностью композиции является тонально-гармоническая разомкнутость первой части (такт 9 – D к d-moll), из-за которой грань между двумя первыми частями композиционно размыта и определяется четко по смыслу чередуемых стихов. «Середина противостоит крайним частям и по типу изложения, тональному плану: C-dur крайних частей сменяется здесь тональной неустойчивостью, модуляционным развитием через цепь побочных тональностей: тональная зыбкость сопряжена с эмоционально-возбужденным строем повествования, по характеру приближающегося подчас к взволнованно-патетической декламации» [Паисов, 1992, с. 46]. Однако если рассмотреть общий тональный план средней части, то можно увидеть, что он весь принадлежит сфере F-dur с его параллельным d-moll. В отличие от первой части, гармонически разомкнутой и плавно переливающейся в середину, реприза композиционно замкнута и увенчивается кадансом в основной тональности, совмещенным с расширенным мотивным обрамлением. Именно о переносе системы F-dur в систему C-dur как одной из черт русской гармонии, исходящей из обиходного звукоряда, пишет А.Н. Мясоедов в своей книге «О гармонии русской музыки»,[4] и возможно именно это имел ввиду, говоря о истинной «русскости» хора «К вам, павшие…». При этом свободное и самостоятельное присутствие диссонансов в гармонически устойчивых моментах действительно сразу же «осовременивает» гармонический язык хора. Простые по типу мелодии оттеняются диссонантной гармонией, а интонационно-насыщенные мелодические линии с индивидуализированной ладовостью образуют простые интервальные соотношения по вертикали. Диссонантная вертикаль, в свою очередь, обеспечивает еще большую свободу голосоведения, усиливает полифонические свойства хоровой ткани. Именно здесь проявилась важная стилевая черта музыки Щедрина, где особо примечательны диссонансные созвучия смешанной структуры - аккорды с секундовыми тонами. Произведение начинается в основной тональности, а уже к концу 5 такта появляется кластерное созвучие - не функциональная гармония. Часто возникающие внутри аккордов кварты, создают одновременно пустоту звучания и определенную жесткость, напряжение.

В шестом такте присутствует отклонение в параллель - a-moll. Происходит схожая секвенция в тональном соотношении, средние голоса держат центральный опорный аккорд, а крайние голоса оплетают мелодией.

В десятом такте отклонение в d- moll.

В девятнадцатом такте отклонение в F-dur.





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!