Разработка целей методом написания сценариев




Классификация целей

Признак классификации Характеристика целей
По способу выражения Количественные, качественные
По количеству переменных Одномерные, многомерные
По предмету Общий результат организации, производст­венный результат, социальный результат и т.д.
По месту в иерархии Высшие, промежуточные, низшие
По взаимному соотношению Идентичные, комплиментарные, индиффе­рентные, конкурирующие и антагонистиче­ские
По уровню значимости Экстремальные (минимизация, максимали­зация); удовлетворение — уровень притяза­ний; прецизионные (не больше, не меньше)
По временному интервалу Краткосрочные, среднесрочные, долгосроч­ные, стратегические

 

Из соподчиненности целей вытекает и другое их качество — развертываемость, которая выражается в том, что более общая цель кон­кретизируется несколькими локальными, частными целями. Развертываемость целей может осуществляться по содержанию, времени, уровню (в иерархической структуре систем).

По времени цели развертываются в краткосрочные (тактические), которые являются средством реализации долгосрочных (стратегиче­ских) целей. Но такое деление целей достаточно условно. Как в соот­ношении частных и общих целей, так и в сопряжении их во времен­ном аспекте каждая цель имеет и самостоятельное значение. Забвение перспективы при принятии текущих плановых решений может при­вести к несоответствию, а иногда даже к противоречию долгосрочным целям. В поисках сиюминутной выгоды можно потерять интеграль­ный эффект. Кроме того, долгосрочные цели должны быть конкрети­зированы в четкой последовательности краткосрочных задач, иначе они повиснут в воздухе.

При формировании целей различают «точечную» и «траекторную» формулировки. Стратегические цели, как правило, задаются в каче­ственном виде, определяющем общее направление развития, они намечают лишь траекторию, точнее — целый спектр возможных траек­торий, продвижение по которым и принимается как реализация дан­ной цели, например достижение передовых позиций в своей отрасли, совершенствование системы управления и т.д.

При «точечной» формулировке цели задаются в виде количествен­но-определенных характеристик — целевых нормативов (уровень рен­табельности, производительности, эффективности и т.п.). Эти цели, как и при «траекторией» формулировке, не учитывают ресурсных воз­можностей их реализации.

В полной мере ресурсные возможности реализации целей учиты­ваются при задании целевых показателей, т.е. тех промежуточных це­левых нормативов, которые должны быть достигнуты к определенно­му сроку. Три вида — качественно-заданные цели, целевые нормати­вы, целевые показатели — характеризуют развертываемость целей по времени.

Свойство соотносительной важности в многоцелевой задаче опре­деляется взаимосвязанностью целей. На рис. 20 представлена взаимо­зависимость между целями. Характеристики взаимозависимостей це­лей в производственно-хозяйственной системе следующие:

  • идентичность (равенство): реализация одной цели приводит к реализации в таких же размерах другой цели («45 градусов»), например при постоянном размере капиталовложений цель «по­вышение дохода» и цель «повышение рентабельности»;
  • комплементарность (гармония): осуществление одной цели спо­собствует в то же время осуществлению еще одной цели, напри­мер улучшение условий труда и рост производительности;
  • индифферентность (нейтралитет): выполнение одной цели не оказывает влияния на выполнение другой; связей между целя­ми не существует;
  • конкуренция (конфликт): реализация одной цели может явиться препятствием для осуществления другой; степени достижения целей являются обратно пропорциональными друг другу, напри­мер чем выше возможный доход, тем, как правило, он риско­ваннее (надежность финансового положения);
  • антагонизм (противостояние): выполнение одной цели делает совершенно невозможным выполнение другой; имеют место вза­имоисключение целей, их несовместимость; попытка достиже­ния одной цели закрывает достижение другой цели, например цель «доход от радиоактивной продукции» противоречит цели экологичности производства.

 

 

При антагонизме и конкуренции целей конфликты между целями могут быть разрешены следующими методами:

  • определением доминирующей цели, т.е. одна из целей выделя­ется как главная (концепция вторичности). Только после про­хождения этого фильтра может быть принята другая цель;
  • оценкой целей по их значимости, т.е. конкурирующие цели упо­рядочиваются по их значению (компромисс, упорядочение це­лей).

При антагонизме целей также можно использовать следующие спо­собы:

  • обе цели, несмотря на их конкурентный характер, оставляются и далее для выполнения, но в различных сферах или в разное время;
  • слияние целей, т.е. цели приводятся к общему знаменателю (ин­теграция целей, концепция «выгоды»). Конфликтующие цели трансформируются в единую иерархически упорядоченную цель. Возможна интеграция критериев, например за счет некоторого сокращения чистого дохода можно увеличить затраты на эколо­гические мероприятия (при производстве экологически опасной продукции). Таким образом, происходит смешение различных концепций — выгоды и вторичности. Вносится дополнительный вариант в условие вторичности, и производится постепенное из­менение функций выгоды до выявления выигрыша либо потери при смещении определенного условия вторичности.

 

Разработка целей методом написания сценариев

Для правильной формулировки целей важно иметь представление о желаемом состоянии системы. В качестве инструмента формирова­ния целей может быть использован метод написания сценария. На рис. 21 представлена концептуальная процедура формирования целей методом написания сценария.

 

 

Сценарий — это описание состояния системы в будущем, представ­ленное в определенном документе. По своему характеру сценарий от­носится к дедуктивно-логическим моделям. С точки зрения понятия системы и теории целенаправленного выбора сценарий представляет собой модель декларативной составляющей системы.

Сценарий содержит два важнейших элемента:

1)описание существующих тенденций (модель современного со­стояния);

2)описание будущего состояния (модель будущего состояния).

Первый элемент — это анализ существующих тенденций, в том чис­ле качественное описание проблемы и подробное описание внешних и внутренних условий (обязательно отмечаются негативные и пози­тивные тенденции, конфликтные ситуации, например между разви­тием производства и природной средой). При этом наряду с качествен­ным описанием проблемы возможен ее количественный анализ.

Второй элемент — это анализ тенденций будущего в зависимости от ситуаций, которые могут возникнуть в будущем и оказать влияние:

Ø на сохранение существующего состояния с учетом наметившихся тенденций;

Ø развитие по экспоненте или 8-образной кривой;

Ø развитие с революционными изменениями.

Будущее состояние, как правило, задается в качественном виде и во многом обусловливает, что будет и чего не будет делать система, каки­ми видами деятельности будет и не будет заниматься. Сценарий — это не предсказание того, что должно, по мнению эксперта, обязательно произойти в действительности. Это лишь канва одного из возможных вариантов, гипотеза для объяснения того, как в дальнейшем могут быть реализованы наметившиеся тенденции, потенциальные возможности.

Сценарий призван помочь определить те поворотные моменты, когда вовремя принятое решение еще может повлиять на ход событий (и тем самым предупредить руководителя об опасности упустить та­кой момент и лишиться возможности воздействовать на события). Иногда сценарий может быть использован для проверки результатов, полученных с помощью каких-то иных методик: если на основе пос­ледних прогнозируется некий вариант будущего, к которому не удает­ся написать достоверный сценарий (т.е. не удается создать цепочку событий, воспринимающихся как возможные), то появляются осно­вания думать, что прогноз вряд ли осуществится.

Каждый сценарий ведет к тому или иному варианту будущего. Обычно в практике «фабрик мысли» (или в «мозговых центрах», как их иногда называют) разрабатываются несколько отличных друг от друга альтернативных вариантов будущего (и соответственно ведущих к ним цепочек событий), которые, по мнению их авторов, в совокуп­ности составляют широкую амплитуду возможного развития событий, реализации различных возможностей и тенденций, заложенных в на­стоящем.

Возможны два подхода к формированию представления о будущем состоянии системы:

1)опорное;

2)целевое.

Опорное представление — это состояние системы в будущем, при ус­ловии что она развивается по свойственным ей внутренним законам и при неизменном внешнем воздействии. Иначе говоря, это экстрапо­ляция существующего состояния на будущий период, осуществляемая с помощью методов экстраполяции, факторного анализа и имитации.

Картина будущего, полученная путем продолжения действующих тенденций, примечательна в том отношении, что с ее помощью мож­но более полно оценить положительные и отрицательные стороны су­ществующего положения. Многие черты действующих тенденций се­годня затушеваны, раскрыты не полностью. Но возникшие в данный момент относительно небольшие несоответствия могут в перспективе разрастись в серьезные диспропорции, породить крупные проблемы. Так же и имеющиеся положительные черты. В будущем они раскрыва­ются в полной мере, начинают оказывать все возрастающее воздей­ствие на траекторию развития системы. Познание будущего позволя­ет более полно осмыслить настоящее, понять, сколь велики возмож­ности улучшения сложившегося варианта развития. Далее следует делать ставку на развитие положительных тенденций, ограничить или свести на нет отрицательные черты развития, предвидя заблаговремен­но возникновение тех или иных несоответствий. Идея при этом про­ста: улучшение планируемого будущего.

Так называемое целевое представление — это то, чего и когда хочет добиться система в будущем. Изыскивая все новые и новые резервы улучшения будущего, можно получить несколько различных вариан­тов, опирающихся на разные условия будущего развития, разные пред­посылки, не все из которых, разумеется, зависят от самой системы. В частности, каждое из названных представлений может быть рассмот­рено в трех аспектах:

а) пессимистический сценарий — при стечении неблагоприятных обстоятельств;

б) реалистический сценарий — разработанный на основе очевид­ных факторов;

в) оптимистический сценарий — при стечении самых благоприят­ных обстоятельств.

Задача сценария и состоит в анализе всевозможных ситуаций, вы­боре наиболее вероятного состояния и путей его достижения. Такой анализ получил название ситуационного.

Построение многовариантных картин будущего может быть допол­нено рассмотрением ситуаций, предусматривающих разные неожидан­ности, которые по тем или иным причинам могут произойти и к кото­рым надо быть готовыми.

Итак, ситуационный анализ состоит в построении различных ва­риантов будущего:

  • стандартной ситуации, являющейся продолжением действу­ющих тенденций;
  • улучшенной ситуации;
  • ситуации с неожиданностями.

В анализе каждой из этих ситуаций обнаруживаются их положи­тельные и отрицательные стороны.

Очевидно, что важнейшим методическим условием при подготов­ке сценариев является широта охвата анализируемых проблем и ис­пользование для анализа одних и тех же проблем различных методов и привлечение специалистов разного профиля.

Метод написания сценариев предназначен для активизации вооб­ражения и призван служить источником искусственного опыта дей­ствий в новой, незнакомой обстановке. Каждый из альтернативных вариантов будущего может быть использован для разработки допол­нительных сценариев, для систематического сопоставления альтерна­тивных вариантов или для анализа отдельной проблемы. Располагая рядом альтернативных вариантов будущего, соответствующими сце­нариями — цепочками событий, ведущими к этим вариантам, прини­мающий решение яснее видит, чего следует избегать, чему, напротив, содействовать, когда и каких решений может требовать жизнь.

Форма сценария, его внешний вид могут быть самыми разнообраз­ными, начиная с исторического очерка, богатого деталями, не исклю­чающего определенной эмоциональности описания, и кончая форма­лизованной разработкой, подготовленной для моделирования с помо­щью компьютерных программ. Различны и функции сценария: он может применяться как вспомогательный элемент в игре и как само­стоятельный метод исследования.

Возможна и другая разновидность сценария, приближенная к ими­тации, — это так называемый многомерный сценарий, цель которого — в определенной степени смоделировать принятие решений на уровне организации. Процессы принятия решений на таком уровне аналогич­ны процессам принятия решений в группе, комитете.

Сценарий не считается прогнозом, однако от сценария требуют, чтобы он был реалистичным, чтобы постулируемая в нем картина мира не казалась невероятной, чтобы автор был строго последователен в описании как самой цепочки гипотетических событий, так и того ва­рианта будущего, к которому она ведет. Некоторые специалисты счи­тают, что чем более невероятным кажется сценарий, тем он полезнее, поскольку готовит к возможным неожиданностям, трудно предвидимым именно из-за ограниченности предшествующего опыта. Чтобы застраховать себя от неожиданностей, необходимо рассматривать именно эти, пусть почти невероятные, варианты, тогда как гораздо более вероятные, но благополучные исходы не нуждаются в таком тщательном анализе. К тому же крайности, невероятные случаи как бы ограничивают диапазон возможностей и вынуждают рассматривать весь сценарий. Серьезный (хотя бы и краткий) анализ крайностей при­зван вырвать исследователя из его спокойного окружения и стимули­ровать его воображение. В силу всех этих и ряда других причин счита­ется полезным и нужным рассмотрение крайних и гипотетических слу­чаев как в исследовательских и образовательных целях, так и для большей убедительности.

Важнейшей особенностью сценария является его вероятностный характер. Сейчас признано, что социально-политические и экономи­ческие прогнозы неизменно должны носить вероятностный характер, представлять собой нечто аналогичное «вееру вариантов» или «вееру возможностей». Сама идея разработки альтернативных вариантов раз­вития представляется крупным теоретическим достижением современ­ной прогностики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: