Классификация целей
Признак классификации | Характеристика целей |
По способу выражения | Количественные, качественные |
По количеству переменных | Одномерные, многомерные |
По предмету | Общий результат организации, производственный результат, социальный результат и т.д. |
По месту в иерархии | Высшие, промежуточные, низшие |
По взаимному соотношению | Идентичные, комплиментарные, индифферентные, конкурирующие и антагонистические |
По уровню значимости | Экстремальные (минимизация, максимализация); удовлетворение — уровень притязаний; прецизионные (не больше, не меньше) |
По временному интервалу | Краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, стратегические |
Из соподчиненности целей вытекает и другое их качество — развертываемость, которая выражается в том, что более общая цель конкретизируется несколькими локальными, частными целями. Развертываемость целей может осуществляться по содержанию, времени, уровню (в иерархической структуре систем).
По времени цели развертываются в краткосрочные (тактические), которые являются средством реализации долгосрочных (стратегических) целей. Но такое деление целей достаточно условно. Как в соотношении частных и общих целей, так и в сопряжении их во временном аспекте каждая цель имеет и самостоятельное значение. Забвение перспективы при принятии текущих плановых решений может привести к несоответствию, а иногда даже к противоречию долгосрочным целям. В поисках сиюминутной выгоды можно потерять интегральный эффект. Кроме того, долгосрочные цели должны быть конкретизированы в четкой последовательности краткосрочных задач, иначе они повиснут в воздухе.
При формировании целей различают «точечную» и «траекторную» формулировки. Стратегические цели, как правило, задаются в качественном виде, определяющем общее направление развития, они намечают лишь траекторию, точнее — целый спектр возможных траекторий, продвижение по которым и принимается как реализация данной цели, например достижение передовых позиций в своей отрасли, совершенствование системы управления и т.д.
При «точечной» формулировке цели задаются в виде количественно-определенных характеристик — целевых нормативов (уровень рентабельности, производительности, эффективности и т.п.). Эти цели, как и при «траекторией» формулировке, не учитывают ресурсных возможностей их реализации.
В полной мере ресурсные возможности реализации целей учитываются при задании целевых показателей, т.е. тех промежуточных целевых нормативов, которые должны быть достигнуты к определенному сроку. Три вида — качественно-заданные цели, целевые нормативы, целевые показатели — характеризуют развертываемость целей по времени.
Свойство соотносительной важности в многоцелевой задаче определяется взаимосвязанностью целей. На рис. 20 представлена взаимозависимость между целями. Характеристики взаимозависимостей целей в производственно-хозяйственной системе следующие:
- идентичность (равенство): реализация одной цели приводит к реализации в таких же размерах другой цели («45 градусов»), например при постоянном размере капиталовложений цель «повышение дохода» и цель «повышение рентабельности»;
- комплементарность (гармония): осуществление одной цели способствует в то же время осуществлению еще одной цели, например улучшение условий труда и рост производительности;
- индифферентность (нейтралитет): выполнение одной цели не оказывает влияния на выполнение другой; связей между целями не существует;
- конкуренция (конфликт): реализация одной цели может явиться препятствием для осуществления другой; степени достижения целей являются обратно пропорциональными друг другу, например чем выше возможный доход, тем, как правило, он рискованнее (надежность финансового положения);
- антагонизм (противостояние): выполнение одной цели делает совершенно невозможным выполнение другой; имеют место взаимоисключение целей, их несовместимость; попытка достижения одной цели закрывает достижение другой цели, например цель «доход от радиоактивной продукции» противоречит цели экологичности производства.
При антагонизме и конкуренции целей конфликты между целями могут быть разрешены следующими методами:
- определением доминирующей цели, т.е. одна из целей выделяется как главная (концепция вторичности). Только после прохождения этого фильтра может быть принята другая цель;
- оценкой целей по их значимости, т.е. конкурирующие цели упорядочиваются по их значению (компромисс, упорядочение целей).
При антагонизме целей также можно использовать следующие способы:
- обе цели, несмотря на их конкурентный характер, оставляются и далее для выполнения, но в различных сферах или в разное время;
- слияние целей, т.е. цели приводятся к общему знаменателю (интеграция целей, концепция «выгоды»). Конфликтующие цели трансформируются в единую иерархически упорядоченную цель. Возможна интеграция критериев, например за счет некоторого сокращения чистого дохода можно увеличить затраты на экологические мероприятия (при производстве экологически опасной продукции). Таким образом, происходит смешение различных концепций — выгоды и вторичности. Вносится дополнительный вариант в условие вторичности, и производится постепенное изменение функций выгоды до выявления выигрыша либо потери при смещении определенного условия вторичности.
Разработка целей методом написания сценариев
Для правильной формулировки целей важно иметь представление о желаемом состоянии системы. В качестве инструмента формирования целей может быть использован метод написания сценария. На рис. 21 представлена концептуальная процедура формирования целей методом написания сценария.
Сценарий — это описание состояния системы в будущем, представленное в определенном документе. По своему характеру сценарий относится к дедуктивно-логическим моделям. С точки зрения понятия системы и теории целенаправленного выбора сценарий представляет собой модель декларативной составляющей системы.
Сценарий содержит два важнейших элемента:
1)описание существующих тенденций (модель современного состояния);
2)описание будущего состояния (модель будущего состояния).
Первый элемент — это анализ существующих тенденций, в том числе качественное описание проблемы и подробное описание внешних и внутренних условий (обязательно отмечаются негативные и позитивные тенденции, конфликтные ситуации, например между развитием производства и природной средой). При этом наряду с качественным описанием проблемы возможен ее количественный анализ.
Второй элемент — это анализ тенденций будущего в зависимости от ситуаций, которые могут возникнуть в будущем и оказать влияние:
Ø на сохранение существующего состояния с учетом наметившихся тенденций;
Ø развитие по экспоненте или 8-образной кривой;
Ø развитие с революционными изменениями.
Будущее состояние, как правило, задается в качественном виде и во многом обусловливает, что будет и чего не будет делать система, какими видами деятельности будет и не будет заниматься. Сценарий — это не предсказание того, что должно, по мнению эксперта, обязательно произойти в действительности. Это лишь канва одного из возможных вариантов, гипотеза для объяснения того, как в дальнейшем могут быть реализованы наметившиеся тенденции, потенциальные возможности.
Сценарий призван помочь определить те поворотные моменты, когда вовремя принятое решение еще может повлиять на ход событий (и тем самым предупредить руководителя об опасности упустить такой момент и лишиться возможности воздействовать на события). Иногда сценарий может быть использован для проверки результатов, полученных с помощью каких-то иных методик: если на основе последних прогнозируется некий вариант будущего, к которому не удается написать достоверный сценарий (т.е. не удается создать цепочку событий, воспринимающихся как возможные), то появляются основания думать, что прогноз вряд ли осуществится.
Каждый сценарий ведет к тому или иному варианту будущего. Обычно в практике «фабрик мысли» (или в «мозговых центрах», как их иногда называют) разрабатываются несколько отличных друг от друга альтернативных вариантов будущего (и соответственно ведущих к ним цепочек событий), которые, по мнению их авторов, в совокупности составляют широкую амплитуду возможного развития событий, реализации различных возможностей и тенденций, заложенных в настоящем.
Возможны два подхода к формированию представления о будущем состоянии системы:
1)опорное;
2)целевое.
Опорное представление — это состояние системы в будущем, при условии что она развивается по свойственным ей внутренним законам и при неизменном внешнем воздействии. Иначе говоря, это экстраполяция существующего состояния на будущий период, осуществляемая с помощью методов экстраполяции, факторного анализа и имитации.
Картина будущего, полученная путем продолжения действующих тенденций, примечательна в том отношении, что с ее помощью можно более полно оценить положительные и отрицательные стороны существующего положения. Многие черты действующих тенденций сегодня затушеваны, раскрыты не полностью. Но возникшие в данный момент относительно небольшие несоответствия могут в перспективе разрастись в серьезные диспропорции, породить крупные проблемы. Так же и имеющиеся положительные черты. В будущем они раскрываются в полной мере, начинают оказывать все возрастающее воздействие на траекторию развития системы. Познание будущего позволяет более полно осмыслить настоящее, понять, сколь велики возможности улучшения сложившегося варианта развития. Далее следует делать ставку на развитие положительных тенденций, ограничить или свести на нет отрицательные черты развития, предвидя заблаговременно возникновение тех или иных несоответствий. Идея при этом проста: улучшение планируемого будущего.
Так называемое целевое представление — это то, чего и когда хочет добиться система в будущем. Изыскивая все новые и новые резервы улучшения будущего, можно получить несколько различных вариантов, опирающихся на разные условия будущего развития, разные предпосылки, не все из которых, разумеется, зависят от самой системы. В частности, каждое из названных представлений может быть рассмотрено в трех аспектах:
а) пессимистический сценарий — при стечении неблагоприятных обстоятельств;
б) реалистический сценарий — разработанный на основе очевидных факторов;
в) оптимистический сценарий — при стечении самых благоприятных обстоятельств.
Задача сценария и состоит в анализе всевозможных ситуаций, выборе наиболее вероятного состояния и путей его достижения. Такой анализ получил название ситуационного.
Построение многовариантных картин будущего может быть дополнено рассмотрением ситуаций, предусматривающих разные неожиданности, которые по тем или иным причинам могут произойти и к которым надо быть готовыми.
Итак, ситуационный анализ состоит в построении различных вариантов будущего:
- стандартной ситуации, являющейся продолжением действующих тенденций;
- улучшенной ситуации;
- ситуации с неожиданностями.
В анализе каждой из этих ситуаций обнаруживаются их положительные и отрицательные стороны.
Очевидно, что важнейшим методическим условием при подготовке сценариев является широта охвата анализируемых проблем и использование для анализа одних и тех же проблем различных методов и привлечение специалистов разного профиля.
Метод написания сценариев предназначен для активизации воображения и призван служить источником искусственного опыта действий в новой, незнакомой обстановке. Каждый из альтернативных вариантов будущего может быть использован для разработки дополнительных сценариев, для систематического сопоставления альтернативных вариантов или для анализа отдельной проблемы. Располагая рядом альтернативных вариантов будущего, соответствующими сценариями — цепочками событий, ведущими к этим вариантам, принимающий решение яснее видит, чего следует избегать, чему, напротив, содействовать, когда и каких решений может требовать жизнь.
Форма сценария, его внешний вид могут быть самыми разнообразными, начиная с исторического очерка, богатого деталями, не исключающего определенной эмоциональности описания, и кончая формализованной разработкой, подготовленной для моделирования с помощью компьютерных программ. Различны и функции сценария: он может применяться как вспомогательный элемент в игре и как самостоятельный метод исследования.
Возможна и другая разновидность сценария, приближенная к имитации, — это так называемый многомерный сценарий, цель которого — в определенной степени смоделировать принятие решений на уровне организации. Процессы принятия решений на таком уровне аналогичны процессам принятия решений в группе, комитете.
Сценарий не считается прогнозом, однако от сценария требуют, чтобы он был реалистичным, чтобы постулируемая в нем картина мира не казалась невероятной, чтобы автор был строго последователен в описании как самой цепочки гипотетических событий, так и того варианта будущего, к которому она ведет. Некоторые специалисты считают, что чем более невероятным кажется сценарий, тем он полезнее, поскольку готовит к возможным неожиданностям, трудно предвидимым именно из-за ограниченности предшествующего опыта. Чтобы застраховать себя от неожиданностей, необходимо рассматривать именно эти, пусть почти невероятные, варианты, тогда как гораздо более вероятные, но благополучные исходы не нуждаются в таком тщательном анализе. К тому же крайности, невероятные случаи как бы ограничивают диапазон возможностей и вынуждают рассматривать весь сценарий. Серьезный (хотя бы и краткий) анализ крайностей призван вырвать исследователя из его спокойного окружения и стимулировать его воображение. В силу всех этих и ряда других причин считается полезным и нужным рассмотрение крайних и гипотетических случаев как в исследовательских и образовательных целях, так и для большей убедительности.
Важнейшей особенностью сценария является его вероятностный характер. Сейчас признано, что социально-политические и экономические прогнозы неизменно должны носить вероятностный характер, представлять собой нечто аналогичное «вееру вариантов» или «вееру возможностей». Сама идея разработки альтернативных вариантов развития представляется крупным теоретическим достижением современной прогностики.